Вид полиса ОСАГО нового образца

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Читайте также  Полная гибель транспортного средства по ОСАГО

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Как выглядит полис ОСАГО в 2021 году

В 2016 году Российский союз автостраховщиков инициировал изменения внешнего вида полиса ОСАГО, потому что его часто подделывали. Этим занимались водители, которые не хотели платить штраф, и отдельные мелкие страховщики — мошенники. Так появились новые степени защиты, цвет документа изменился с зеленого на розовый, изменился шрифт, а на каждом бланке теперь печатают динамический QR-код.

Рассчитать стоимость ОСАГО

Рассчитайте ОСАГО на свой автомобиль за 3 минуты

Расскажем, как выглядит страховка на машину в 2021 году. Если кратко, с 2016 года внешний вид бланков практически не изменился. Каждому присваивают отдельный номер, в нем указывают все данные об автомобиле, страховщике, водителе и допущенных к управлению лицах. Хотите знать больше — смотрите, как выглядит бланк полиса ОСАГО, дальше.

Как выглядит электронный полис ОСАГО

Поправки в закон, позволяющие оформлять страховку онлайн, вступили в силу в 2015 году. Тогда ее оформляли по старой версии бланков. После изменений, предложенных РСА в 2016 году, внешний вид e-полиса тоже изменился. Расскажем, как должен выглядеть электронный полис ОСАГО.

Внешне он ничем не отличается от обычной страховки. Разве что может быть распечатан на черно-белом принтере, и тогда будет не розовым, а серым. То есть то, как выглядит онлайн-полис ОСАГО на бумажном носителе, зависит от принтера. На e-полисе тоже указывают индивидуальный номер документа, QR-код, все данные о страхователе, автомобиле, компании и так далее.

Принципиальных отличий между полисами разных компаний нет. Все страховые фирмы руководствуются №40 ФЗ. Единственное отличие — то, что некоторые компании могут добавлять прямо в название слово «электронный» и использовать какой-то особый шрифт для заполнения документа. В большинстве случаев обходятся без этого. Например, так выглядит фото электронного полиса ОСАГО «Альфастрахование».

А вот как выглядит электронный полис ОСАГО «Тинькофф Страхование».

В большинстве случаев страховщики указывают на то, что страховка была оформлена онлайн. Например, «Альфастрахование» приписывает информацию в верхнем правом углу. В бланке «Тинькофф Страхование» видно, что договор заключили онлайн, по квалифицированной электронной подписи, использованной страховщиком.

На фото e-ОСАГО нет никаких водяных знаков, металлизированных полос и других степеней защиты. Если распечатать его, внешне он будет выглядеть как ксерокопия привычного документа. Но его подлинность проверяют не по защитным «барьерам», а на сайте РСА в специальном разделе. База доступна всем: сотрудникам ДПС, страховщикам, простым пользователям. Укажите серию бланка и индивидуальный номер, система проверит его и покажет, подлинный ли документ.

Важно. Если у вас есть электронное ОСАГО, даже если вы его не распечатали, сотрудник ДПС не имеет права требовать привычный бумажный носитель. Сообщите ему номер бланка, он проверит сведения по внутренней базе.

Новые бумажные полисы ОСАГО — фото

Раньше мы уже говорили, что с 2016 года до сегодняшнего дня документы, подтверждающие автострахование, не претерпели серьезных изменений. Но по сравнению с 2015 годом они были серьезно обновлены. Например, появились новые степени защиты:

● появилась металлизированная полоска с надписью «ОСАГО» слева сбоку, на которой при наклоне можно легко прочитать «полис»;

● логотип и аббревиатуру РСА поместили по бокам, их легко увидеть, если смотреть на просвет;

● по центру расположили еще один водяной знак — изображение автомобиля;

● индивидуальный номер бланка вверху, по которому тоже можно проверить подлинность, стал рельефным, ощутимым, если провести по нему пальцами;

● внизу появилась отметка о том, что бланк напечатан «Гознаком»;

● вверху оставлено место для наименования страховой компании, размещения ее печати.

Кроме того, изменился шрифт, графическое оформление бланка стало более сложным. На фоне появились разные графические фигуры, цвет неоднородный — например, в некоторых местах переходит в бледно-желтый. Это — дополнительная мера защиты: из-за цветовой растяжки подделать ОСАГО стало сложнее.

Еще одно изменение. Теперь страховщики обязаны указывать прямо в полисе КБМ. И публиковать формулу, по которой произведен расчет стоимости страхования. Теперь все расчеты прозрачны для водителей.

Новые образцы с 2016 года кардинально отличаются от старых улучшенной защитой и цветом. Подлинность обновленных документов страхования гражданской ответственности можно проверить как и на сайте РСА, так и по внешним признакам. Например, если не обнаружили одну из степеней защиты, перечисленных выше, скорее всего, вы столкнулись с мошенничеством. А еще можно просканировать QR-код через любое приложение на смартфоне — в коде тоже зашифрована информация о документе.

Посмотрите, как выглядит полис ОСАГО без ограничений.

Заполненный полис ОСАГО со вписанными водителями, допущенными к управлению, выглядит так.

Что нужно запомнить

● Последний раз полиса значительно обновляли в 2016 году, тогда цвет бланка стал розовым, появились новые степени защиты.

● Электронные ОСАГО выглядят также, как бумажные, но могут быть распечатаны на обычном черно-белом принтере.

● Подлинность электронных полисов можно проверить на сайте РСА по номеру, обычных — по номеру и внешне, если посмотреть на степени защиты.

Рассчитайте ОСАГО на свой автомобиль за 3 минуты

Как заполнять бланки по Осаго

Особенности заполнения бланков на обязательное страхование автогражданской ответственности — пошаговая инструкция.

Новый вид полиса ОСАГО обещает снизить число мошеннических действий и обезопасить автовладельцев от покупки поддельных бланков. Все дело в степени защиты — ее серьезно усложнили. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверены, что пройдет много времени прежде, чем мошенники научатся подделывать такие документы.

Какие изменения произошли? Цвет бланков стал розовый, изменились и водяные знаки, появилась металлизированная лента и даже QR-код. С 2018 года страховые полисы ОСАГО действуют в бумажном и электронном виде.

Рассмотрим подробно, как заполняется новый полис, какие нюансы следует учесть и есть ли преимущество электронного перед бумажным.

Чем отличаются новые бланки полисов

Главное изменение — бланк ОСАГО теперь имеет QR-код (в правом верхнем углу полиса). Это своего рода закодированная ссылка на страницу в интернет. Чтобы ее прочитать, нужно воспользоваться специальным приложением для смартфона. Просто сфотографируйте значок камерой телефона, и программа автоматически перейдет на страницу сайта союза автостраховщиков (РСА).

На сайте появится полная информация:

  • Название страховой компании, выдавшей полис;
  • Серия, номер и дата выдачи документа;
  • Даты начала и окончания действия;
  • Марка, модель, VIN-номер, регистрационный номер автомобиля.

Таким образом, QR-код позволяет убедиться в том, что бланк страхового полиса ОСАГО — подлинный. Такая проверка особенно удобна при оформлении ДТП по европротоколу. Инспектор не тратит время на визуальный просмотр полиса и на звонки в дежурную часть для уточнения данных.

Важно! QR-код есть только в полисах, купленных непосредственно в страховой компании (розовый полис). В электронном виде документ QR-кода не имеет. Однако, при необходимости автовладелец может обратиться в офис компании и получить бумажный вариант страховки.

Второе важное изменение: в поле «Собственник транспортного средства» на начало срока страхования дополнительно указывается класс водителя (стаж, возраст и наличие ДТП). На его основе рассчитывается коэффициент КБМ, влияющий на стоимость полиса.

В таблице, где перечислены водители, допущенные к управлению автомобилем появилась графа с указанием класса.

Графа «Расчет страховой премии» стала информативней благодаря таблице с коэффициентами. Теперь автовладелец с легкостью разберется, из чего складывается итоговая сумма.

Инструкция как заполнять бланки ОСАГО

Пройдем по каждому разделу и разберемся, что и куда вписывать.

ШАГ 1: вносим необходимые данные страхователя:

  • полностью ФИО страхователя;
  • серию, номер паспорта, кем и когда выдан документ;
  • дату рождения;
  • гражданство и адрес регистрации водителя;
  • мобильный телефон.

ШАГ 2:пункт данные собственника заполняется аналогично предыдущему, вносим данные по собственнику.

ШАГ 3 указываем информацию о транспортном средстве:

  • регистрационный номер;
  • идентификационный номер ТС (VIN);
  • вид документа (ПТС или свидетельство о регистрации), номер, серию и дату выдачи;
  • номер, серию и срок действия диагностической карты (технического осмотра), если необходимо. Если у вас новый автомобиль, в графу необходимо вписать фразу — «техосмотр не требуется».

ШАГ 4: вносим информацию о водителях, которые допущены к управлению автомобилем. Ничего сложного:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • водительский стаж;
  • серия и номер водительского удостоверения.

ШАГ 5

Срок действия полисов равен одному году. Период страхования водитель выбирает самостоятельно, его минимальный срок составляет 3 месяца.

В данном разделе укажите дату, с которой он вступает в силу, период использования рассчитывается автоматически.

ШАГ 6: рассчитываем страховую премию.

Укажите регион использования автомобиля, год выпуска, мощность, цель использования и нужный период использования. Все. Можете вносить оплату и распечатывать договор. Бланк ОСАГО заполнен.

Чем отличаются электронный или бумажный бланки

Бумажный вариант полиса оформляется у страховщиков. Это, пожалуй, главный недостаток документа. А при наличии интернета, электронный полис оформляется, не выходя из дома. Это никак не влияет на итоговую стоимость страховки.

Обратите внимание! Электронный ОСАГО оформляются только при условии второго и последующего страхования автомобиля. То есть если машина новая, вам придется ехать в офис.

Предъявляем бланки инспектору

По требованию инспектора ГИБДД достаточно предъявить обычный полис или распечатанный вариант электронного. Чтобы проверить документ на подлинность, инспектор использует систему АИС РСА. Правда, есть она не у каждого сотрудника. В таком случае инспектор связывается с дежурной частью и запрашивает нужные данные.

Если договора страхования у вас нет вовсе, придется заплатить штраф размере 800 рублей. За оставленный или забытый дома документ, водитель заплатит меньше — 500 рублей. Можно отделаться предупреждением, если зайти на сайт РСА и продемонстрировать сотруднику полиции, что полис в базе есть.

Обратите внимание! Покупать электронный полис следует у проверенных страховщиков и посредников (агентов).

К примеру, такая возможность доступна на портале Выберу.Ру (сотрудничают со страховыми компаниями, имеющими высший рейтинг надежности А++ и региональными представительствами по всей России). На сайте работает калькулятор ОСАГО и есть пояснения по расчетам.

Мошенничество с бланками ОСАГО

Мошенничество в сфере оформления страховки по-прежнему является актуальной проблемой. Иногда аферы совершают сами сотрудники страховых компаний. Информации в новых видах полисов стало больше, подделать их сложнее, однако находятся все новые и новые пути обмана автолюбителей.

Три популярных варианта обмана:

  1. Поддельный полис. Напомним, документ при необходимости, можно проверить в базе Российского союза автостраховщиков. Не пренебрегайте такой возможностью, чужие или поддельные полисы — все еще не редкость.
  2. Оформление задним числом. Регистрируется автомобиль, уже побывавший в ДТП.
  1. Продажа сотрудником компаний поддельных полисов или пустых бланков.

Резюме изменений бланков страховки:

  • Появились графические фигуры;
  • введена цветовая растяжка между желтым, розовым и сиреневым цветами;
  • отрывная часть у двухслойных бланков стала фиолетовой;
  • изменен шрифт;
  • размер и расположение водяных знаков изменены;
  • на просвет по центру теперь виден автомобиль, а по бокам — логотип РСА;
  • встроена металлизированная нить.

Будьте внимательны при оформлении документов. Удачи на дорогах!

Как выглядит бланк нового образца страхового полиса ОСАГО 2021 года

Бланк страхования по ОСАГО регулярно изменяется. В этом нет ничего удивительного, так как случаи мошенничества с этим документом сложно назвать редкими, что вынуждает регулятора постоянно улучшать защиту полиса. Рассмотрим подробнее, как выглядит образец бланка ОСАГО в 2021 году в двух вариантах – традиционном бумажном и сравнительно новом электронном.

  1. Внешний вид бумажного полиса ОСАГО
  2. Облик электронного полиса ОСАГО
  3. Почему изменился бланк документа
    1. Визуальные изменения
  4. Как проверить новый полис?
  5. Цены на полисы ОСАГО
  6. Ответы на вопросы
    1. Какие серии бланков полисов ОСАГО используются сегодня?
    2. Почему постоянно вводятся новые варианты бланков обязательной автостраховки?
    3. Чем внешний вид электронного полиса отличается от обычного?
    4. Как проверить подлинность страхового полиса?
  7. Подведем итоги
Читайте также  Где взять диагностическую карту для ОСАГО

Внешний вид бумажного полиса ОСАГО

До середины 2018 года при оформлении полиса ОСАГО использовались бланки введенной с апреля 2015 года серии ЕЕЕ. С начала 2017 года в оборот выпущены аналогичные документы серии ИИИ. Бланк ЕЕЕ выглядит так.

Еще через год разработаны и введены в действие бланки сразу двух серий – МММ и ККК, которые с июля 2018 года стали единственно возможными вариантами оформления обязательной страховки по ОСАГО в России. Первый из них используется автономно, а второй – в случае с одновременным получением полиса КАСКО. Бланк полиса ОСАГО серии МММ в 2021 году выглядит следующим образом.

Образец страхового полиса ОСАГО серии ККК отличается от него незначительно. Документ имеет следующий вид.

Но с 1 июля 2021 года вводятся в действие новые бланки полисов обязательного автострахования – серий ААС и ААВ. Некоторое время они будут использоваться параллельно с перечисленными выше, но постепенно вытеснят их из оборота полностью. Образец страхового полиса ОСАГО серии ААС имеет такой вид.

Аналогичный документ серии ААВ выглядит следующим образом. Скачать бумажный бланк ОСАГО обоих актуальных на сегодня видов можно непосредственно с сайта РСА.

Облик электронного полиса ОСАГО

Возможность оформлять электронный полис обязательного автострахования появилась у отечественных владельцев транспортных средств в 2015 году. Внешний вид документа неоднократно изменялся, что было вызвано желанием сделать его максимально удобным для практического использования.

По сути, бланк электронного полиса мало чем отличается от аналогичного документа в бумажном формате. Его облик зависит от того, на каком принтере происходит распечатка. Немаловажным нюансом выступает наличие QR-кода, который позволяет считать информацию об автовладельце, автомобиле, автостраховщике и оформленном полисе. Чтобы скачать и распечатать бланк электронного полиса ОСАГО, достаточно зайти в личный кабинет клиента, созданный на сайте страховой компании, после чего воспользоваться его функционалом.

Почему изменился бланк документа

Ключевой проблемой используемых ранее полисов ОСАГО стал недостаточный уровень защиты документа. В результате на рынке появилось множество подделок. Регулярная разработка и введение в действие новых серий бланков заметно усложнила работу мошенников, что следует признать положительным моментом.

Визуальные изменения

Новые серии страховых полисов ОСАГО заметно отличаются от документов, которые использовались ранее. Ключевыми изменениями в их внешнем виде и оформлении стали такие:

появление слева по всей высоте бланка металлизированной полоски, на которой нанесена надпись «ОСАГО», а другая – «полис» — читается при небольшом наклоне документа;

добавление нескольких водяных знаков – аббревиатура и логотип РСА (по бокам), изображение машина (в центре);

рельефность индивидуального номера документа, размещенного в верхней части;

добавление отметки о печати бланки Гознаком;

оставление свободного места сверху бланка для печати и названия автостраховщика.

Бланк ОСАГО в 2021 году оформлен намного сложнее, чем ранее. Изменились шрифты, появились разнообразные графические фигуры и изображения – все это используется для того, чтобы усложнить подделку документа. Еще одно новшество – наличие QR-кода, позволяющего с помощью обычного мобильного приложения получить всю информацию о страховой сделке.

Как проверить новый полис?

Самый простой и доступный вариант проверки полиса ОСАГО предлагает официальный сайт РСА. Соответствующий сервис размещается по следующему адресу. Чтобы проверить документ, необходимо ввести или реквизиты полиса/договора, заключенного со страховой компанией, или данные о транспортном средстве.

Возможности сервиса позволяют выдать интересующую пользователя информацию в течение нескольких секунд. Единственное требование к клиенту – правильно ввести исходные данные для проверки. При этом не имеет значение, в какой именно форме был получен страховой полис ОСАГО – в бумажной или электронной. На сайте РСА размещена общая федеральная база по всем автостраховщикам России, которая оперативно обновляется в режиме онлайн.

Возможность проверки полисов ОСАГО предоставляется и другими тематическими интернет-ресурсами, причем весьма многочисленными. Но размещенные на подобных сайтах сервисы, в отличие от РСА, не являются официальными. А потому сложно говорить о достоверности и актуальности находящейся на них информации.

Цены на полисы ОСАГО

На стоимость обязательной автостраховки влияет большое количество разнообразных факторов. Наиболее значимыми выступают следующие из них:

категория транспортного средства и статус владельца;

возраст водителя и стаж управления транспортным средством;

мощность двигателя машины или мотоцикла;

количество ДТП с доказанной виной страхователя и последующей выплатой компенсации;

длительность страхового договора;

регион регистрации и вождения транспортного средства.

Учитывая такое число параметров, определяющих стоимость страховки, становится понятным, что итоговая цена полиса ОСАГО варьируется в очень серьезных пределах. Например, только один коэффициент бонус-малус способен как снизить стоимость вдвое, так и повысить в 2,45 раза. А потому приводить конкретные цифры попросту не имеет смысла – слишком велико влияние персональных характеристик водителя и транспортного средства.

Ответы на вопросы

Какие серии бланков полисов ОСАГО используются сегодня?

Со второй половины 2021 года используются бланки страховых полисов ОСАГО двух серий, образцы которых приводятся в статье – ААВ и ААС. Некоторое время продолжают действовать документы серии ЕЕЕ, ККК и МММ.

Почему постоянно вводятся новые варианты бланков обязательной автостраховки?

Цель разработчиков очевидна и заключается в стремлении повысить защищенность документов. Именно поэтому вероятность появления новых бланков в самом ближайшем времени достаточно высока.

Чем внешний вид электронного полиса отличается от обычного?

Если для распечатки документа используется цветной принтер, то практически ничем. Если же речь идет об изображении на экране компьютера или мобильного устройства, то оба документа выглядят примерно одинаково.

Как проверить подлинность страхового полиса?

Для этого лучше и проще всего использовать функционал официального сайта РСА. На нем размещен специальный сервис проверки, который содержит постоянно обновляемую общефедеральную базу данных всех страховых договоров по ОСАГО.

Подведем итоги

Новые бланки полисов ОСАГО серий ААВ и ААС обладают заметно большим уровнем защиты от подделки. Они введены в действие с начала 2021 года и постепенно вытеснят другие виды документа. Проверить подлинность полиса достаточно просто – для этого нужно воспользоваться сайтом РСА.

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

kalinovsky / Depositphotos.com

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

Читайте также  Электронная автостраховка ОСАГО

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию)

Как оформить электронный полис ОСАГО

С 1 января 2017 года вы можете оформить электронный полис ОСАГО. Как было раньше: вы шли в страховую компанию, ждали очереди, подписывали документы с менеджером и уже после получали бумажный полис.

Теперь вы оформляете полис в страховой через сайт и он будет хранится в личном кабинете. Дальше расскажем об электронном полисе подробней:

  • Оформление электронного полиса ОСАГО
  • Как выглядит электронный полис ОСАГО
  • Электронный полис ОСАГО как предъявлять ГИБДД
  • Как внести изменения в электронный полис ОСАГО
  • Проверка КБМ — скидки на ОСАГО
  • Как проверить электронный полис ОСАГО на подлинность

Оформление электронного полиса ОСАГО

Документы для регистрации электронного полиса ОСАГО
Перед тем как регистрироваться на сайте страховой компании — соберите нужные документы для оформления полиса ОСАГО. Вам понадобится:

  • Паспорт;
  • Свидетельство о регистрации автомобиля или паспорт транспортного средства (СТС);
  • Водительское удостоверение;
  • Диагностическая карта.

Диагностическая карта показывает страховой компании, что перед оформлением страховки ваша машина исправна. Получить диагностическую карту вы можете у оператора технического осмотра. Проверить аккредитованных операторов можно в реестре РСА . После прохождения осмотра — вы получите карту.

Регистрация
Чтобы оформить электронный полис ОСАГО, зарегистрируйтесь на сайте страховой компании. Перед этим проверьте вашу страховую компанию, чтобы не попасть на мошенников. Российский союз автостраховщиков предлагает свой реестр страховых компаний, которые могут оформлять электронные полисы ОСАГО.

После того как вы проверили страховую компанию — зарегистрируйтесь на сайте. Для этого введите электронную почту и телефон. После подтверждения вам будет доступен личный кабинет. В нем будет ваш будущий полис ОСАГО.

Заполнение данных для полиса ОСАГО
После регистрации — заполните информацию о себе и машине для получения электронного полиса ОСАГО. Сначала вы вводите все данные на вашу машину и данные о прошлом полисе ОСАГО.

После этого вас попросят ввести ваши данные: данные водительского удостоверения, ваши паспортные данные. Вводите данные аккуратно: после заполнения всех полей эти данные поступят в базу РСА, чтобы высчитать ваш коэффициент бонус-малус.

Отправка данных в РСА
После того как вы заполнили все поля — ваши данные отправят в базу РСА. После этого вы узнаете итоговую стоимость с учетом вашего класса КБМ. Отправка данных в базу бывает проблематичной: иногда база подвисает, данные некорректно вводятся и у вас будет неправильно отображен класс КБМ.

чтобы не пришлось по несколько раз вводить данные при перегрузке базы РСА — советуем заполнять ее ночью или ранним утром. Так вы избежите ситуации, когда много людей хотят оформить ОСАГО, проверить свой КБМ или восстановить прежний класс КБМ.

Оплата
После того как вы отправили данные в базу РСА — вы увидите сколько нужно будет заплатить за полис. Для оплаты страховые компании подключают платежные сервисы, поэтому вы легко можете оплатить полис банковской картой. Если вы увидели, что ваш КБМ рассчитан неверно — вы можете подать заявление на восстановление правильного значения КБМ. Более подробно мы рассказали об этом в статье «Как восстановить КБМ».

Получение полиса
После того как вы оплатили страховой полис ОСАГО — вы получаете его на вашу электронную почту вместе с чеком оплаты в формате pdf. Теперь в вашем личном кабинете вы всегда имеете доступ к полису ОСАГО и можете распечатать и положить его в машину. В дальнейшем при продлении полиса ОСАГО вам уже не потребуется повторно вводить все данные.

Как выглядит электронный полис ОСАГО

Электронный полис ОСАГО не отличается внешне от бумажного. У него такая же юридическая сила как и у бумажного полиса. При этом полис из страховой в бумажном виде можно легко потерять в суете или при других обстоятельствах. Преимущество электронного полиса в том что страховые компании сохраняют полис у себя на сайте в личном кабинете. Поэтому у вас всегда есть доступ к полису. Его можно скачать в любой момент и распечатать при необходимости.

Электронный полис ОСАГО как предъявлять ГИБДД

Ситуация: вас останавливает сотрудник ГИБДД для проверки документов. Вы предъявляете ему документы и показываете электронный полис ОСАГО на телефоне. Есть шанс того, что сотрудник ГИБДД не признает этот документ или сошлется на невозможность проверить его из-за отсутствия техники.

Для того, чтобы не получать новые штрафы лучше всего распечатать и возить с собой электронный полис ОСАГО. Так вы сможете обезопасить себя от сотрудников ГИБДД и не получать каждый раз новый штраф.

В этой ситуации вас защищают п. 7.2 ст. 15 № 40-ФЗ и п. 1.11 Правил ОСАГО . В них прописано то, что электронный полис ОСАГО равносилен его бумажной версии. Даже если сотрудник ГИБДД выпишет вам штраф — его можно обжаловать в суде. Если вы не хотите все время обращаться в суд — советуем распечатать ваш электронный полис ОСАГО и положить его в машину. Так вы сможете избежать неприятных ситуаций и не попадать под штрафы.

Как внести изменения в электронный полис ОСАГО

Рассмотрим два вида изменений, которые вы хотите внести в электронный полис ОСАГО: у вас поменялась информация о водителе или изменился КБМ.

Изменение информации о водителе
Если вы поменяли паспортные данные или водительские права у вас есть два способа внести изменения в полис ОСАГО: обратиться в страховую компанию или изменить данные в личном кабинете на сайте страховой компании.

Если у страховой компании есть продвинутый личный кабинет — вы можете не выходя из дома изменить в нем данные. Зайдите в личный кабинет, для этого потребуется логин и пароль, зарегистрироваться можно на официальных сайтах страховых компаний. После входа можно будет обновить данные в режиме онлайн, после чего страховая компания отправит их в базу РСА. Это может занять определенное количество времени после чего изменения сохранятся.

Если у страховой компании нет сайта (это большая редкость) — придется прийти в страховую компанию. После вашего посещения, вы заполните заявку на изменение, страховой агент заполнит вместе с вами документы и после отправит их в базу РСА. Данная услуга является бесплатной. После сохранения изменений страховой агент позвонит вам и вы сможете получить свой новый полис ОСАГО.

Проверка КБМ — скидки на ОСАГО

Если после смены паспортных данных или водительского удостоверения страховая компания не применила КБМ предыдущего ВУ в котором была скидка коэффициент бонус-малус — его можно будет восстановить. Для начала проверьте ваш текущий КБМ с помощью сайта https://roskbm.ru/. Проверка является абсолютно бесплатной, сначала сделайте проверку на предыдущее ВУ, после на текущее, если Ваш КБМ не перенесли на новое водительское удостоверение Вы будете переплачивать за ОСАГО.

Для того чтобы вернуть скидку на ОСАГО, нужно внести изменения в РСА. Для этого заполните ваши данные на сайте https://roskbm.ru/vosstanovit-kbm. Для подачи заявки потребуется: ФИО, серия и номер ВУ и дата рождения водителя. Если меняли фамилию или водительское удостоверение, желательно указать данные предыдущего ВУ. В течение суток мы отправим ваш запрос в базу РСА и поможем восстановить ваш коэффициент. После этого вы можете обратиться в страховую компанию, чтобы она вернула вам деньги. Более подробно мы рассказали в статье восстановлении скидки на ОСАГО

Как проверить электронный полис ОСАГО на подлинность

Все электронные полисы ОСАГО оформляют все страховые компании у которых есть лицензия на обязательное гражданское страхование. Чтобы проверить есть ли у вашей страховой компании лицензия — зайдите на сайт в раздел реестра РСА.

Если страховая компания, которая предлагает вам оформить электронный страховой полис, не зарегистрирована в этом реестре — стоит отказаться от ее услуг. Это связано с тем, что ее электронный полис не будет действительным. После того, как вы оформили полис в проверенной страховой компании — проверьте ваш полис на подлинность. Это можно сделать сразу же на сайте РСА . После проверки если все данные сошлись и не показались ошибки — ваш полис является подлинным. Если возникли проблемы — обратитесь в вашу страховую компанию, чтобы выяснить в чем может быть проблема на их стороне.

Вывод
— Рекомендуем оформлять электронный полис ОСАГО ранний утром или ночью;
— Желательно иметь полис ОСАГО в распечатанном виде;
— При смене водительского удостоверения КБМ обнуляется. Мы рекомендуем проверять его перед оформлением договора ОСАГО;
— Проверить подлинность электронного полиса ОСАГО, найти аккредитованного оператора ОТО и страховую компанию с лицензией вы можете на официальном сайте РСА;
— Если страховая компания не может заключить договор система РСА направляет вас на страховую компанию, которая не загружена и может оформить полис ОСАГО сейчас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: