Когда появятся новые полюса ОСАГО

ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Лента новостей

  • 19:18 СК возбудил дело после взрыва газа в доме в Балтийске
  • 18:46 СК проверит высказывания Моргенштерна о Дне Победы
  • 18:41 Мосгорсуд в четвертый раз не отобрал присяжных по делу экс-сенатора Арашукова
  • 18:14 В Рыбинске загорелся хлебозавод
  • 17:42 Россия перенесет часть пусков на французский космодром Куру
  • 17:07 В Хакасии вводят комендантский час
  • 16:50 Моргенштерн извинился за свои слова о Дне Победы
  • 16:22 Экс-чиновник задержан после 20 лет розыска за убийство прокурора ХМАО
  • 15:52 Минимальную пенсию в Москве повысили до 21 193 рублей
  • 15:21 «Зарядье» отменило концерты в нерабочие дни
  • 15:21 Госдума одобрила заморозку накопительной пенсии до 2024 года
  • 14:58 Верховный суд разъяснил, как работать судебной системе в нерабочие дни
  • 14:54 Попова заявила о росте заболеваемости COVID-19 во всех федеральных округах
  • 14:51 Мосгорсуд не заменил адвокату Вершинину реальный срок условным
  • 14:49 В торговых центрах Москвы становится больше свободных мест
  • 14:46 Собянин заявил о росте госпитализаций с COVID-19 в Москве
  • 14:40 Взрыв газа произошел в жилом доме в Балтийске
  • 14:29 На ввоз какао-продуктов могут установить нулевые пошлины
  • 14:14 В Новой Москве убили высокопоставленного полицейского
  • 13:55 В Москве убили семью топ-менеджера Смоленского банка
  • 13:50 Меркель попросили исполнять обязанности канцлера до назначения нового
  • 13:42 Полиция нашла пропавшую Светлану Светличную
  • 13:33 Профильный комитет Думы поддержал отмену обязательного техосмотра
  • 13:20 В МХТ имени Чехова 26 октября вручают артистам золотых «Чаек»
  • 13:08 Песков: локдауна в Москве не планируется
  • 12:49 Суд Амстердама постановил передать скифское золото Украине
  • 12:45 Мосгорсуд не отменил приговор участнице Pussy Riot Марии Алехиной
  • 12:25 Роспотребнадзор выявил нарушения ограничений в 81 магазине и кафе Москвы
  • 11:57 Шесть студенток «Останкино» отчислены за лайки под критическим постом в соцсети
  • 11:35 Поставлен новый антирекорд по смертности от COVID-19
  • 10:53 В Свердловской области число погибших от метанола выросло до 30
  • 10:24 Российские моряки предотвратили захват судна пиратами
  • 09:55 Умер экс-президент Южной Кореи Ро Дэ У
  • 09:26 Японская принцесса Мако вышла замуж
  • 08:57 В ходе протестов в Судане погибли не менее семи человек
  • 08:28 Эрдоган решил не высылать 10 послов из Турции
  • 07:57 В Набережных Челнах умерла пострадавшая при взрыве газа
  • 07:33 Молдавия впервые в истории закупила газ не у «Газпрома»
  • 07:01 Российский программист погиб после нападения в Оксфорде
  • 05:06 Байден открывает США для путешественников с 8 ноября
  • 03:55 Энергетический кризис ссорит европейские страны
  • 03:03 Основательница Spanx удивила своих сотрудников невероятным подарком
  • 02:02 К 2023 году развитые страны смогут выделить бедным $100 млрд на борьбу с изменением климата
  • 01:51 Джефф Безос планирует создать бизнес-парк в космосе
  • 01:01 Вашингтон готовится обложить налогом сверхбогатых
  • 00:43 Минобороны сообщило о попытке подрыва российского патруля в Сирии
  • 00:11 Москалькова назвала действия бывшего заключенного Савельева проявлением смелости
  • вчера, 23:34 Microsoft рассказала о новой волне кибератак, связав их с хакерами из России
  • вчера, 22:44 Источник: молдавские социалисты не смогли убедить Козака предоставить скидки на газ
  • вчера, 22:10 Россия выдвинула на «Оскар» фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки»

Все новости »

Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности без диагностической карты можно с 29 августа. Что изменится в связи с упрощением правил?

Фото: xload/ru.depositphotos.com —>

ОСАГО с сегодняшнего дня «отвязали» от техосмотра. Теперь, чтобы получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, не нужно предъявлять диагностическую карту.

Как утверждают авторы закона, освобождение ОСАГО от ТО повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться даже при всем желании.

За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0,1%.

Впрочем, такой шаг по мнению экспертов был скорее вынужденным. Дело в том, что многие техцентры просто не успели перейти на новый регламент проверки автомобилей (на диагностической карте обязали размещать фотографии авто с указанием времени и координат места съемки). А значит, водитель не смог бы ни пройти техосмотр, ни купить ОСАГО.

Но это не значит, что техосмотр теперь вообще не нужен — без него будут штрафовать. Но не сейчас, а с 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но все еще может измениться, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Вступит он в силу или нет, непонятно, потому что готовность СТО еще не превышает 50%. И непонятно, будет ли сам технический осмотр обязательным для частных лиц или нет, потому что глава ГИБДД высказался за отмену обязательного технического осмотра для частных лиц. А что касается того, как же сделать так, чтобы люди все-таки проходили технический осмотр, я считаю, что нужно идти по пути Америки, когда работает не принудиловка, а именно система поощрения за счет снижения стоимости полиса ОСАГО, за счет франшизы при ДТП, когда может снизиться выплата. И третье — это при оплате транспортного налога».

Сделать прохождение ТО добровольным предлагал глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. Он заявил, что ответственные водители и без того заинтересованы в исправности своих авто, а потому сами должны проходить проверку.

Но на практике официально ТО проходили, мягко говоря, не все, отмечают эксперты. Водители покупали диагностические карты на черном рынке. В том числе из-за этого и решили провести реформу ТО. Но от всех этих инициатив может измениться не отношение к техосмотру, а цена полиса ОСАГО (конечно же в большую сторону), считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Техосмотр десять лет подряд, все то время, когда его контролировали страховые компании, фальсифицировался. И люди привыкли, что никто осмотр не проходит. Существуют не очень хорошие перспективы. Плохое техническое состояние автомобиля — это риск, и его страховые компании во всем мире всегда будут учитывать. Они, я уверен, сейчас будут обращаться в ЦБ с просьбой о повышении тарифов на ОСАГО просто потому, что у них появляется аргументация: они не могут оценить техническое состояние автомобилей, они считают тот риск по максималке — это первое. И второе — страховые компании будут устанавливать, что в ряде случаев ДТП произошло из-за плохого технического состояния автомобиля, и будут обращаться в суды с регрессными исками к автовладельцам, что, конечно, фундаментальный риск».

Страховая компания вправе взыскать с виновника ДТП выплаченную ею сумму. Это правило может применяться как раз из-за отсутствия у водителя диагностической карты. А это уже суммы более существенные, чем штраф в 2 тысячи рублей, который предусмотрен поправками в КоАП. Но на фоне отделения ТО от ОСАГО и в противовес инициативе ГИБДД об отмене техосмотра в Совфеде предложили начать штрафовать за отсутствие диагностических карт раньше запланированного — уже с 1 октября.

ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?

Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2021 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.

Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО

Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.

В список нарушений вошли:

  • проезд на красный свет;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • движение по «встречке»;
  • управление автомобилем в пьяном виде.

Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.

Штрафы с камер

Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2021 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.

Техосмотр

Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.

Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.

За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.

Диагностическая карта и страховые выплаты

До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.

Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.

Оформление европротокола онлайн

В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

Читайте также  Страховка ОСАГО при покупке подержанного автомобиля

С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

Госуслуги

Еще одна новинка: с 2021 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.

ОСАГО уходит в онлайн

По данным РСА, в 2020 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».

Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:

*После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.

ОСАГО-2021: для водителей ввели важные изменения (подробности)

Подробности о новвоведениях в работе и возможностях полисов ОСАГО раскрыли Autonews.ru в Центробанке. Соответствующие нормативные акты ЦБ вступили в силу 29 августа. Одним из важных изменений стало снятие запрета на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения.

До этого момента страховые компании не имели права заключать договоры Е-ОСАГО, который начинал бы действовать ранее, чем через 72 часа после оформления. Ранее указания ЦБ предусматривали обязательное наличие такой отсрочки. Если если это требование нарушалось, страховщиков наказывали. Такой подход в ЦБ объясняли необходимостью защиты от мошенников и случаев, когда водители без ОСАГО могли устроить аварию и оформить документ сразу после ДТП. А вот добросовестные водители оставались без возможности быстро застраховаться. Теперь же у каждого страховщика есть возможность устанавливать актуальные на их взгляд сроки.

Когда теперь начнет действовать электронный полис ОСАГО

Решение относительно временной франшизы, то есть продолжительность срока между заключением договора и началом его действия, будут принимать в страховых компаниях самостоятельно, объяснили Autonews.ru в пресс-службе Центробанка.

«Решение о возможности вступления заключаемого договора ОСАГО в силу ранее чем через 72 часа после его заключения принимается каждым страховщиком индивидуально, исходя из внутренних процессов компании и системы управления рисками, работы службы безопасности и так далее», — отметили в ЦБ.

Теперь страховщики смогут сами решать, какой временной лимит им устанавливать и даже выбирать этот временной лаг в зависимости от истории клиента, объяснил Autonews.ru заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов

«Ранее эта мера была введена из-за большого количества злоупотреблений. Однако полисы Е-ОСАГО становятся все более популярными, а лаг между оформлением договора и вступлением его в силу неудобен массовому потребителю, который, по аналогии с другими электронными товарами и услугами, ожидает, что получает действующий полис сразу после его оплаты», — сказал Ефремов.

Он отметил, что проблема с мошенничеством при оформлении Е-ОСАГО прямо на месте ДТП все еще сохраняется, однако количество злоупотреблений в автостраховании в целом идет на спад. К тому же, современные технические средства часто позволяют достаточно точно определить реальное время аварии, что еще больше усложняет задачу мошенников.

Ефремов также не исключил, что срок вступления в силу полиса ОСАГО может влиять и на стоимость услуги.

«У автостраховщиков есть рычаги воздействия на базовую ставку страхового тарифа, и время вступления договора в силу может стать одним из них», — сказали в РСА.

К примеру, если страховщик продляет полис с хорошо известным клиентом, временную франшизу могут и не применять. И наоборот.

Почему водителям станет удобнее без отсрочки по Е-ОСАГО

Страховщики признают, что такие измерения для водителей будут полезны.К примеру, в период пандемии Covid-19 все больше страхователей перешли на оформления договоров ОСАГО без посещения офиса.

«Но как часто бывает, о продлении договора люди вспоминают в момент, когда полис уже закончился, а без машины для многих жизнь просто останавливается. Поэтому оперативно получить действующий электронный полис – это очень важно и удобно для многих водителей», — привел пример начальника отдела методологии по ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Егор Светлов.

Как страховщики будут пользоваться новыми возможностями Е-ОСАГО

Страховщики однозначно будут использовать вступившие в силу изменения. При этом компании не готовы полностью отказаться от возможности отсрочить дату начала действия договора ОСАГО по новым клиентам. Об этом Autonews.ru заявил исполнительный директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

«Если у страховщика нет никакой истории, эта отсрочка, скорее всего, останется. По отдельным клиентам или в случае продления договора ОСАГО такой отсрочки, скорее всего, не будет. Но решение принимает каждая страховая компания», — отметил Скоморохин.

Представитель страхового сообщества уверен: для новых клиентов, по которым у страховщика нет никакой истории или данных, отсрочка будет оставаться. «Будет ли она уменьшена до 24 часов или меньше, тут право определиться в этом вопросе полностью на стороне страховщика. Срок в 72 часа – вполне разумный», — считает эксперт.

Какие документы нужны для оформления Е-ОСАГО

Для оформления полиса ОСАГО в электронном виде понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность страхователя и собственника ТС;
  • документ о регистрации транспортного средства (ПТС или СТС);
  • водительские удостоверения лиц, допущенных к управлению;
  • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство. Но только в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного автомобиля.

Независимый юрист Антон Басин в беседе с Autonews.ru считает, что для удобства автомобилистов страховщики могут заключать такие договоры, которые начнут действовать через неделю — к примеру, в случаях, когда у клиентов еще будут на руках действующие договоры ОСАГО. Тогда водители могут избежать ситуаций, когда не успевают вовремя продлить страховку.

Расторгнуть договор ОСАГО и вернуть премию можно удаленно

Еще одним изменением стала возможность для автовладельцев дистанционно расторгнуть или изменить договор ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии. Представители страхового сообщества, уточнили, что в РСА еще только предстоит провести для этого изменения и доработки в системе АИС ОСАГО.

Сам алгоритм расчета и прядок возврата части страховой премии , изложенный в правилах ОСАГО, не меняется. Страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия или сезонного использования договора ОСАГО. Часть премии возвращается в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страховщиком заявления от страхователя.

«Отличие в том, что указание ЦБ, в частности, предусматривает возможность в электронном виде вносить изменения в договор ОСАГО, оформленный на бумажном носителе, а также осуществлять досрочное прекращение действия договора ОСАГО, оформленного в виде электронного документа или на бумажном носителе», — уточнил в беседе с Autonews.ru генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

Он обратил внимание на то, что реализация указанных изменений невозможна без осуществления доработок автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС ОСАГО).

Также придется дорабатывать корпоративные информационные системы страховых организаций. «Указанные доработки технически реализовать в установленные сроки непросто. Но возможно», — объяснил Лаппи.

Реформа ОСАГО продолжается

Такие изменения стали одной из частей реформы системы ОСАГО, которая до сих пор продолжается. Составленные ЦБ изменения вошли в пакет поправок в закон об ОСАГО, благодаря которым продажу полиса с 22 августа 2021 года уже отвязали от прохождения техосмотра. Речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам. Такие изменения были необходимы для повышения доступности обязательной страховки в тех регионах, где пока недостаточно пунктов техосмотра.

Сегодня вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО

AndrewLozovyi / Depositphotos.com

24 августа 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленные в том числе на персонализацию страхового тарифа в отношении каждого страхователя и учет истории вождения каждого водителя.

Главное новшество – страховщикам предоставлено право дифференцировать применяемые ими базовые ставки страховых тарифов (в пределах установленных ЦБ РФ минимальных и максимальных значений) в зависимости от определенных факторов.

Ряд таких факторов приведен непосредственно в законе. К их числу относится, например, неоднократное в течение года до заключения договора ОСАГО привлечение страхователя или допущенных к управлению водителей к административной ответственности за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу (за исключением случаев, когда такие нарушения зафиксированы камерами, а также если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Кроме того, для страховщиков предусмотрена возможность учитывать при установлении базовых ставок «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». Банк России в качестве примера подобных факторов называет возраст и пробег транспортного средства, семейное положение и наличие у водителя детей, оснащение автомобиля телематическим устройством.

Факторы, в зависимости от которых страховщик устанавливает значения базовых ставок страховых тарифов, должны быть указаны им в методике расчета страховых тарифов, а информация о применяемых факторах – размещена на его сайте. Центробанк же установит перечень факторов, применение которых не допускается.

В связи с перечисленными изменениями будет обновлено указание Банка России о страховых тарифах по ОСАГО. В нем в том числе будет приведен перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов. Однако документ пока не утвержден.

Отметим некоторые иные нововведения:

  • страховщики теперь обязаны обеспечивать на своих сайтах возможность расчета страхователями страховой премии по договору ОСАГО.
  • в Законе об ОСАГО закреплена обязанность потерпевшего проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы поврежденного имущества или его остатков не позднее чем за три дня до ее проведения – для обеспечения возможности присутствия на ней страховщика (в случае самостоятельной их организации потерпевшим);
  • уточнен порядок расчета неустойки, уплачиваемой страховщиком страхователю – физическому лицу при несоблюдении срока возврата страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора ОСАГО
  • скорректировано определение ограниченного использования транспортных средств юрлицами. В связи с этим у юрлиц появилась возможность заключать договоры ОСАГО с учетом ограниченного использования ТС не только в связи с их сезонным или иным временным использованием, но и в связи с ограничением круга лиц, допущенных к управлению транспортными средствами. При этом, с учетом поправок, минимальный срок сезонного использования сокращается для них с шести до трех месяцев в календарном году.
Читайте также  Класс безубыточности ОСАГО

Изменения применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров ОСАГО, заключенных после 24 августа 2020 года.

ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях 15:52, 21 января 2021 Версия для печати

В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.

Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года. В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас. В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?

Нарушители заплатят больше

Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.

Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.

Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.

Доплата за некоторые автомобили

Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.

В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Не прошел техосмотр — остался без выплат

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Читайте также  ОСАГО история развития

Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО

Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.

По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение. Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.

«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,

— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей. «Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов. Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.

Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.

Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле. Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты. А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.

Новое ОСАГО: удар по карману, но толку ноль?

Анонсированные реформы автогражданки приведут к резкому росту тарифов, но не увеличат выплаты для владельцев машин, опасается лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Центральный банк России опубликовал проект указания, который предполагает дополнительно расширить коридор базовых ставок ОСАГО вверх и вниз на 10% для частных автовладельцев, на 4,9% — для общественного транспорта и на 30% — для такси.

Кроме того, планируется ввести дополнительные коэффициенты в зависимости от возраста, стажа и аварийности. Взрослые и опытные водители смогут рассчитывать на 8% скидки, и безаварийные — еще на 8%. Соответственно, на такую же величину страховщики смогут повышать тарифы для молодых, неопытных — и для лихачей с аварийным стажем. Последнее особенно пропагандируется как разумная мера.

Однако есть и другие мнения. С корреспондентом «Росбалта» беседует председатель общественного движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы 6-7 созывов Вячеслав Лысаков.

— Вячеслав Иванович, вы опасаетесь роста тарифов ОСАГО?

— Да, опасаюсь, и серьезно. Напомню, что когда вводилось ОСАГО в 2003 году, эта страховка изначально рассматривалась как социальный, а не бизнес-проект. Она должна была стимулировать на законопослушное поведение водителей на дороге. И уровень ее рентабельности был законодательно ограничен. К сожалению, страховые компании рассматривают ОСАГО как сугубо коммерческий проект. Собрать денег как можно больше — и заплатить нам, страхователям, как можно меньше.

— Но таковы, в общем-то, естественные законы рынка и человеческой психологии?

— Возможно, но вот, смотрите, как это выглядит. После нескольких этапов так называемой «реформы ОСАГО» с 2013 по 2020 год, стоимость страхового полиса возросла более чем вдвое. Да, при этом увеличилась средняя страховая выплата. Раньше она составляла 25 тысяч рублей, теперь дошло до 50 и, в ряде случаев, 70 тысяч рублей. Но все ли это объясняет? Нет. Из собранных с нас денег нам все равно недоплачивают

По закону, уровень рентабельности ОСАГО должен быть 77%. Из собранных с нас денег страховщики должны 77% вернуть нам, автомобилистам, в страховых случаях. Остается 23%, из них 3% поступают в компенсационный фонд (своего рода неприкосновенный запас), и 20% — их маржа, премиальный фонд.

На самом же деле, хотя страховщики жалуются, что у них рентабельность, дескать, «крайне низкая, нулевая», факты-то упрямая вещь: они возвращают нам никак не 77% — а иногда чуть более 60%, иногда и меньше.

У них собираются гигантские излишки — их общая сумма три года назад превышала 200 млрд рублей. Эти деньги лежат в конкретных банках, с них капают проценты. Но проценты эти нам не идут — как, например, в Японии, где, если твои деньги работают в финансовых инструментах, тебе снижают стоимость полиса на следующий год. У нас такого и близко нет.

Вот еще один из аспектов: когда формировались тарифы, туда были «заложены» будущие выплаты по рискам ущерба жизни и здоровью. Теперь нам обещают повысить максимальную выплату по этой статье с 500 тысяч до 2 млн рублей.

— И это естественно?

— Да, а много ли в реальности было этих выплат по 500 тысяч? Да ничтожно мало. Они составили доли процента от общей суммы выплат. Настолько иезуитски страховые юристы действуют: любую бумажку захудалую им не представишь — тебе ни копейки не выплатят. А в тарифы-то заложили!

И вот теперь нам говорят — и еще в прошлом году говорили: мол, выиграют те, кто ездит честно, аккуратно, не нарушая правил, у них стоимость полиса резко упадет, а у тех, кто такой-сякой, она резко возрастет.

Но пока никакого обещанного повышения для грубых нарушителей нет. Нет ни одного нормативного документа, ни одной методики, нет инструментария, который мог бы реализовать эту прекрасную идею. У страховщиков непрозрачная бухгалтерия, неизвестный инструментарий расчета, своя статистика — они полностью непрозрачны.

Если уж на то пошло, в свое время я предлагал еще более радикальную меру: давайте вообще штрафы отменим — а будем просто повышать стоимость полиса ОСАГО за количество и качество нарушений. Тогда у того, кто ездит «безбашенно», стоимость полиса может быть и сто тысяч. Он поставит машину на прикол и будет ждать, пока срок давности не истечет.

Но в реальности все свелось к отпуску тарифного коридора. Это жульничество, а не реформа. Они будут и дальше постоянно задирать тарифы, находя для этого любые причины.

— Что бы вы предложили в первую очередь?

— Основная проблема страхового рынка на сегодняшний день — крайне слабый контроль со стороны мегарегулятора, каковым в настоящее время является Центробанк.

Года три назад в Госдуме мы проводили слушания, на которых президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс обмолвился, что почти 25 млрд рублей было «выведено недобросовестными страховщиками с рынка». То есть, похищено топ-менеджерами страховых компаний. Второй факт, еще более масштабный: из одного из крупнейших страховщиков было выведено более 100 млрд рублей страховых денег, среди них были и осаговские.

Страховщики пытались это выдать за «мошеннические действия неких автомобильных юристов», которые, по версии разных должностных лиц, выжали из страховых компаний от 15 до 70 млрд рублей. Якобы автовладельцы делят эти деньги с юристами-автомошенниками, а полиция ничего не делает. Такая жалоба поступила со стороны РСА и ЦБ.

Но когда страховщики нажаловались президенту, то МВД провело проверку. И было установлено, что из всех выплаченных нам, автомобилистам, денег, мошенническим путем выплачено 0,6%. Чуть больше полупроцента. А все остальное, что пропало, выходит, было выведено и похищено либо топ-менеджментом, либо с его участием.

Еще у меня есть справка из Генпрокуратуры. Где говорится, что, к сожалению, со стороны ЦБ наблюдается избирательное правоприменение. Закон позволяет наказывать страховые компании — за фиктивное банкротство, например. За то, что у некоторых пропадают бланки полисов ОСАГО, которые потом на рынке всплывают. Но ЦБ никаких мер к своим подопечным не применяет. Установлено порядка двух тысяч случаев, когда ЦБ, при имеющихся признаках состава уголовного преступления, никаких данных правоохранительным органам не передавал. А МВД не может возбудить дело без заявления.

Как после всего этого можно говорить о какой-то реформе ОСАГО? В дырявое ведро лить бесполезно. Надо сначала перекрыть хищения и наладить жесткий контроль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: