Как судиться со страховой компанией по ОСАГО

Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГО

Как ранее сообщалось, 9 февраля по веб-конференции прошло совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

О важных позициях по делам об ОСАГО и страховании рисков заемщиков коллегам рассказал председатель судебного состава по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Сергей Асташов.

В начале своего доклада он отметил, что при повреждении транспорта в ДТП возникают два правоотношения. Первое – из договора ОСАГО: «Здесь объем возмещения регулируется особыми условиями, которые предусмотрены Законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Правилами ОСАГО и Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Для этой группы правоотношений в законе установлено ограниченное возмещение, то есть с учетом износа транспорта, напомнил судья.

Второе правоотношение – из причинения вреда: «Здесь для причинителя вреда действуют положения ст. 15 и 1064 ГК РФ, которые говорят о полном возмещении ущерба потерпевшему». Это предполагает применение рыночных цен без учета износа поврежденного имущества, пояснил Сергей Асташов.

В то же время, подчеркнул он, ограниченное возмещение по договору обязательного страхования гражданской ответственности касается не только поврежденных транспортных средств. Это общий принцип возмещения ущерба по таким договорам. «То есть износ применяется не только к транспортным средствам, но и к другому имуществу, такому, например, как оборудование автозаправочных станций, опоры различных контактных сетей и так далее. Единственное различие в том, что к транспортным средствам применяется Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт, а в отношении другого имущества размер ущерба определяется по смете восстановительного ремонта, смете расчета», – рассказал судья.

По его словам, из-за правила об учете износа страховое возмещение обычно не компенсирует причиненный вред полностью. В этом случае на основании ст. 1072 ГК потерпевший может взыскать оставшуюся часть с причинителя вреда. При определении этой разницы судам необходимо проверять, в полном ли размере получено страховое возмещение, заметил Сергей Асташов. Если по каким-либо причинам – например, в случае заключения соглашения о выплате без проведения независимой экспертизы транспортного средства – страховое возмещение получено не в полном размере, причинитель вреда не обязан компенсировать потерпевшему оставшуюся часть.

Сергей Асташов акцентировал внимание на том, что определение размера страхового возмещения по договору ОСАГО и определение стоимости восстановительного ремонта для причинителя вреда – это разные вещи. «Вопрос ведь не только в применении износа, но и в тех ценах, которые применяются. Проверка страхового возмещения определяется по правилам, которые предусмотрены для ОСАГО, а проверка определения размера восстановительного ремонта для причинителя вреда – по рыночным ценам без учета износа», – пояснил судья.

Он также напомнил, что по Закону об ОСАГО собственники легковых автомобилей, как правило, получают страховое возмещение в виде организации и оплаты ремонта на СТО. «Страховая компания обязана организовать ремонт поврежденного транспортного средства гражданина на станции технического обслуживания, с которой заключен договор. Причем этот ремонт в соответствии с Законом и Правилами об ОСАГО должен производиться, если требуется замена запасных частей, комплектующих изделий, без учета их износа. То есть при организации натурального ремонта износ автомобиля, как правило, не имеет значения», – еще раз подчеркнул докладчик.

В то же время по Закону об ОСАГО из правила об обязательной организации ремонта есть ряд исключений, добавил Сергей Асташов: «В каких-то случаях по выбору потерпевшего (например, когда он является инвалидом), в каких-то – по объективным причинам (например, в случае так называемой полной гибели транспортного средства) или по соглашению между потерпевшим и страховой компанией вместо натурального ремонта может быть произведено страховое возмещение в денежной форме. Но если в денежной форме, то с учетом износа. И опять появляется эта разница».

По его словам, принципиальная позиция Судебной коллегии по гражданским делам заключается в том, что реализация потерпевшим права на получение страхового возмещения в денежной форме не влечет за собой ограничение права на возмещение ущерба причинителем вреда в полном размере. «Другими словами, если потерпевший по предусмотренным законом основаниям, в том числе и при заключении соглашения со страховой компанией, реализовал свое право на получение страхового возмещения вместо натурального ремонта в денежной форме, то он при этом не лишается права на полное возмещение ущерба со стороны причинителя вреда (имеется в виду та разница) и в том случае, если весь причиненный ущерб находится в пределах лимита ответственности по договору ОСАГО», – пояснил судья.

По общему правилу, отметил он, потерпевший не может требовать выплаты страхового возмещения деньгами без согласия страховой. «Но в тех случаях, когда страховая компания нарушает предусмотренный законом срок для выдачи направления на станцию технического обслуживания для производства натурального ремонта, в соответствии с п. 52 Постановления Пленума ВС РФ о применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств потерпевший имеет право потребовать страховое возмещение в денежной форме».

Поскольку эти правоотношения подчиняются общим нормам Гражданского кодекса, у потерпевшего есть и другие способы защиты. «В том случае, если должник ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, он обязан возместить убытки», – подчеркнул Сергей Асташов. Так, если должник не исполняет обязательство по выполнению работ или оказанию услуг, кредитор на основании ст. 397 ГК вправе сделать это сам или поручить работу третьему лицу и взыскать соответствующие расходы с должника, напомнил судья.

«Если страховая компания не исполняет свои обязательства по организации и оплате натурального ремонта транспортного средства гражданина, в случае такого виновного неисполнения потерпевший, владелец поврежденного транспортного средства, вправе потребовать возмещения убытков. Подчеркиваю, не страхового возмещения в денежной форме, а возмещения убытков в связи с неисполнением страховой компанией этого обязательства в полном размере, то есть в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля так, как он должен был быть отремонтирован на СТО, то есть без учета износа», – пояснил Сергей Асташов. По его словам, это достаточно новая правовая позиция СКГД.

Спикер также отметил, что закон устанавливает определенные требования к экспертам, которые проводят судебные экспертизы по делам об ОСАГО. Определять стоимость восстановительного ремонта и выяснять, соответствует ли повреждение автомобиля заявленной дорожно-транспортной ситуации, может не любой автотехник, а только эксперт, который прошел специальное обучение и включен в соответствующий реестр Минюста, указал Сергей Асташов.

Часть доклада судья посвятил страхованию рисков заемщиков. Прекращает ли досрочная выплата кредита действие договора страхования? И может ли страхователь-заемщик вернуть часть страховой премии при досрочном прекращении или отказе от договора страхования? Правовая позиция о применении ст. 958 ГК, по словам Сергея Асташова, достаточно сформирована: ответы на эти вопросы зависят от условий договора.

Судья добавил, что не так давно СКГД столкнулась с неясными и противоречивыми условиями договора страхования и программы страхования заемщиков: «В этом случае толкование договора осуществляется в пользу контарагента той стороны, которая является профессиональной и разработала условия этого договора». То есть в пользу потребителя.

Упомянул Сергей Асташов и о возможности заемщика самостоятельно застраховать риски из кредитного договора. «В ст. 7 Закона о потребительском кредите предусмотрено, что кредитная организация обязана предоставить заемщику возможность самостоятельно заключить договор страхования на условиях, определенных кредитным договором. То есть кредитная организация не вправе навязывать конкретную страховую организацию или какой-то единственный вариант заключения договора страхования. Важно, что это право существует у заемщика не только в момент получения кредита, но и сохраняется впоследствии. В течение действия кредитного договора заемщик вправе отказаться от первого заключенного договора страхования и заключить договор с другой страховой компанией. Главное, чтобы этот второй договор страхования соответствовал тем условиям, которые были оговорены сторонами при заключении кредитного договора», – объяснил судья.

При этом, подчеркнул он, срок заключения второго договора принципиального значения не имеет. В тот период, когда есть страхование, сохраняется пониженная ставка кредита. Если был перерыв между окончанием первого и началом действия второго страхового соглашения, то в это время будет применяться другая ставка в зависимости от условий кредитного договора.

Иск в суд на страховую компанию по ОСАГО

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Страховая компания, выдавшая полис ОСАГО, не всегда готова оплачивать ущерб, причиненный автовладельцу вследствие аварии.

Если положенных выплат нет, на нерадивого страховщика можно подать в суд. Шансы на выигрыш очень высоки.

При подаче иска стоит учитывать, что величина компенсации ограничена законодательством

Автовладелец может получить не более 120 тыс. руб. Сумма поднимается до 160 тыс., если в автоаварии был причинен ущерб жизни или здоровью. Если автомобиль не подлежит восстановлению, владелец получит максимальную сумму, но остальные расходы компенсации не подлежат.

Необходимые документы

Перед тем как составлять иск, нужно озаботиться сбором документов. Для подтверждения аварийной ситуации и причиненного ущерба в суд необходимо предоставить объемный пакет. В него входит:

  • копия бланка полиса ОСАГО;
  • документы, удостоверяющие право собственности на автомобиль;
  • талон о прохождении техосмотра;
  • копия квитанции об оплате страховки;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • копии водительских удостоверений лиц, вписанных в страховое свидетельство;
  • итоговое постановление по происшествию;
  • извещение для получения компенсации;
  • акт осмотра;
  • заключение независимого эксперта.

Понадобятся квитанции и чеки, удостоверяющие затраты на ремонт автомобиля, квитанция об уплате госпошлины и копия бумаги, в которой страховщик отказывается от возмещения ущерба автовладельцу.

Некоторые бумаги, копии которых нужно приложить к заявлению, хранятся у страховщика. Согласно правилам он должен предоставить их владельцу автомобиля по первому запросу. Если фирма отказывается это делать, факт необходимо отразить в заявлении. Если без соответствующих документов рассмотрение дела невозможно, они будут запрошены у страховой компании государственным органом.

Как составить исковое заявление?

Заявление составляется в письменной форме. Если заявитель не может подать иск лично, он может передать это право третьему лицу, оформив на него доверенность и подтвердив ее подписью нотариуса.

Читайте также  Срок обращения по европротоколу ОСАГО

Перед тем как составлять заявление, нужно уточнить местонахождение головного отделения страховой компании. Не исключено, что договор заключался в филиале. Подавать иск нужно в суд по месту нахождения ответчика. Если головной офис страховщика находится в другом городе, заявителю придется ехать туда.

В заявлении указывается название и адрес страховой компании, личные данные ответчика, включая адрес и телефон. В основной части подробно описывается ситуация, ставшая поводом для обращения в суд. После этого указываются требования, который истец предъявляет к ответчику.

Все требования подтверждаются соответствующими правовыми нормами, обязательна ссылка на приложенные документы

Отдельный и очень важный пункт — стоимость иска. В этом разделе указывается:

  • ущерб, причиненный автомобилю в результате аварии;
  • расходы на самостоятельную эвакуацию транспортного средства с места происшествия;
  • стоимость услуг независимого эксперта;
  • почтовые расходы (если необходимо);
  • прочие траты, возникшие в результате ДТП.

К заявлению прикладываются документальные подтверждения понесенных расходов. Если ремонт автомобиля был проведен за счет владельца, нужны все чеки и квитанции на услуги мастерских, материалы и детали. Если ремонт только планируется, можно приложить смету, составленную в мастерской.

После составления заявления необходимо подготовить не менее 3 копий, которые будет переданы всем участникам будущего процесса. Бумаги подаются в канцелярию суда, на экземпляре истца делается пометка о приеме.

Заявление и сопутствующие документы можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, подлинники документов необходимо доставить лично

Если в бумагах обнаружатся несоответствия, иск будет отклонен, но после устранения недочетов его можно подать вновь. Ответчик получает свой комплект бумаг по почте.

Процедура рассмотрения иска

Первое заседание по делу будет назначено не ранее чем через 1 месяц после подачи иска. О его начале участники процесса будут уведомлены повестками.

Если до начала судебного заседания ответчик предложит адекватную компенсацию, может быть составлено мировое соглашение. Истец подписывает его, если согласен с условиями, предложенными страховщиком.

Если же сумма окажется недостаточной, делопроизводство не прекращается, и иск будет рассмотрен на судебном заседании.

Если во время подготовительного этапа страховая компания обанкротится, за получением компенсации можно обращаться к управляющему, ведущей процедуру банкротства. Требования автовладельца будут включены в реестр претензий кредиторов. Дальнейшие действия зависят от активов компании. Если у страховщика достаточно денежных средств, требования автовладельца будут удовлетворены. Если же финансы закончатся при расчете с первоочередными кредиторами, никакие выплат не будет. Обращаться за ними в суд бесполезно, в данной ситуации он не встанет на сторону ответчика.

Резюме

Если страховая компания не желает выполнять свои обязательства, или сумма выплат не соответствует затратам на восстановление автомобиля, владелец может попробовать восстановить справедливость в суде. Перед тем, как составлять исковое заявление, лучше проконсультироваться с опытным юристом. Специалист оценит перспективы дела, поможет правильно составить иск и собрать сопутствующие документы.

Как судиться со страховой компанией?

Содержание:

Цель любой страховой компании — не уберечь граждан от несчастных случаев, а заработать на них больше денег. Поэтому, подписывая договор страхования, следует внимательно ознакомиться с информацией в нем — особенно с той частью, где указано, в каких случаях производится возмещение. Чем больше пунктов для выплаты, тем лучше.

Специалисты советуют не стесняться рекомендовать свои условия, несмотря на типичность договоров. Если же страховая организация отказывается выплачивать ущерб, а вы уверены в своей правоте, обязательно обращайтесь к страховым юристам, которые сотрудничают с R.ТIGER.

Это опытные специалисты, знающие все тонкости закона в данной сфере. Они решают проблемы страховых случаев много лет. Кроме того, оформляя заявку на нашем портале, вы сами укажете сумму, которую готовы потратить. Она уйдет юристу только после того, как тот выполнит услугу.

В число наших преимуществ входит безусловная безопасность: все исполнители — реальные юристы, представители зарегистрированных компаний.

Нет времени читать статью?

Когда страховая компания не возместит ущерб

Самые частые случаи суда со страховщиками, по статистике, бывают в автомобильных спорах. У страховых компаний есть своя юридическая служба, из-за чего положение СК становится намного выгоднее, чем у автовладельца, которому приходится разбираться в вопросе самостоятельно. Но всегда можно нанять юриста за адекватные деньги.

При наступлении страхового случая гражданин (например, владелец авто) первым делом берет справку у работников ГИБДД о состоянии автомобиля. Если нанесен вред здоровью, берет справку у медиков. Прежде чем судиться, клиент пишет заявление в страховую компанию, прикладывает эти документы, а также фото- и видеофайлы, сделанные в момент ДТП, и передает работникам СК.

Страховщик должен выплатить ущерб клиенту. Но может отказать в выплате, если страховой случай не относится к перечню рисков, указанных в договоре страхования с компанией. Например, ущерб не возместят, если он получен в результате намеренных неосторожных действий застрахованного лица или объекта. Если же гражданин уверен в своей правоте, ему следует провести независимую экспертизу.

Например, страховку после пожара в доме могут не выплатить, если человек сам курил в постели или не поменял, согласно требованиям, тип газовой плиты. Такое тоже бывает: сотрудники ЖКХ официально требуют замены оборудования, а гражданин ее не меняет, в результате происходит утечка газа.

Средства не возместят, если будет доказана умышленная порча объекта страхования, или в случае форс-мажора: например, природного катаклизма. Все факторы, по которым не будет возмещен урон, должны быть подробно описаны в договоре.

Стоит обратить внимание и на лимит суммы возмещения, указанный в документе о страховании. Ущерб должны возместить, если он оценен в пределах меньшей или такой же суммы, которая прописана в качестве лимита. Если же урон больше, то его покроют частично.

При отказе от выплаты страховки без веских на то оснований гражданин вправе обратиться в суд. Компания может и занизить страховую сумму, но для этого у нее должны быть причины и доказательства. Часто страховая компания в качестве таких оснований использует следующие:

  • гражданин уведомил компанию о страховом случае позже, чем указано в договоре страхования;
  • в пакете документов не хватает справок;
  • информация указана неправильно, искаженно или неточно;
  • в заявлении использованы ложные данные;
  • застрахованный гражданин нарушил условия договора;
  • нарушен срок предоставления имущества для экспертизы.

В случае отказа страховой компанией от выплат по ущербу нужно написать судебную претензию и выслать заказным письмом, сохранив квитанцию и отметку об уведомлении. Письмо в компанию можно лично принести в двух экземплярах, при этом на одном из них обязательно попросить поставить исходящий номер документа.

В претензии нужно указать суть дела: как все произошло (по вашему мнению), почему вы считаете действия страховщика неправильными. Следует изложить свои требования, просьбу рассмотреть их в определенный срок и сообщить о намерении судиться. К письму нужно приложить доказательные документы.

Заявление в суд

Претензия будет рассматриваться не менее 10 рабочих дней. После этого можно подавать исковое заявление в суд. Вся процедура спора со страховой компанией может растянуться на несколько месяцев, при этом досудебный этап займет больше времени, чем сам суд. Это связано с большим количеством документов, которые нужно собрать истцу. К исковому заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта истца;
  • копию договора страхования с СК;
  • документ из ГИБДД (в случае получения ущерба в результате ДТП);
  • копию заявления о наступлении страхового случая по договору страхования;
  • справку о состоянии здоровья (если был нанесен ущерб человеку);
  • квитанцию об уплате пошлины;
  • копии всех чеков и договоров, свидетельствующие о сумме расходов;
  • экспертные заключения.

Последний пункт может служить важнейшим доказательством правоты клиента. Будет подтвержден факт страхового случая и определен ущерб, нанесенный гражданину, который намерен судиться.

Заявление в суд должно содержать обязательные для всех исковых заявлений факты: ФИО заявителя, данные его паспорта, наименование суда, суть дела, претензии. Необходимо приложить к заявлению доказательные документы. Их можно сделать несколько копий — все равно пригодятся и в суде, и юристу.

Не нужно забывать про моральный и материальный ущерб, сумму одного и второго нужно указать в заявлении. Обязательны и ссылки на закон (нормативная база). Важно, чтобы иск был составлен правильно, под руководством юриста.

Иски по страховым делам рассматривают суды общей юрисдикции, заявление нужно подавать в отделение, которое относится к месторасположению ответчика. В нем нужно указать, какие справки прилагаются и на скольких листах (пронумеровать). Копии должны быть заверены нотариусом. Всех бумаг должно быть по два экземпляра, так как один будет отправлен ответчику. Обязательно подписать оба экземпляра.

Как проходит суд со страховой компанией

На судебном заседании выслушают обе стороны, рассмотрят доказательные документы. Важно, чтобы у клиента СК были свидетели, готовые дать показания. Суд могут перенести, если появятся дополнительные факты по делу. В любом случае, сначала пройдет предварительное заседание, после чего суд назначит еще одно. Сколько точно времени нужно будет судиться — не знает никто.

На предварительном заседании стороны могут прийти к мировому соглашению Например, страховая компания заявит о готовности выплатить большую часть суммы ущерба, клиент согласится с этим и больше не будет судиться. Дополнительные требования выставить уже не получится, но после первого обсуждения можно будет пригласить новых свидетелей, принести новые доказательства.

После того как судья вынесет решение, ответчик может подать апелляцию, а в дальнейшем и кассационную жалобу. Если же он этого не сделал, то будет обязан выплатить ущерб клиенту. Но последний должен быть готов и к продолжению процесса — страховщики редко соглашаются расстаться с деньгами. О том, как судиться и что делать, если страховая компания отказывает в выплате, почитайте еще в одной нашей статье.

Суд по ОСАГО

По идее, ОСАГО должно обеспечить водителя гарантией своевременного возмещения материального ущерба в случае ДТП. Но на практике страховщики затягивают выплаты или перечисляют очень маленькую сумму, которой недостаточно даже на мелкий косметический ремонт авто. Добиться, в этом случае, от страховой каких-либо изменений практически невозможно. Часто единственным выходом из сложившейся ситуации является обращение в суд.

  1. Стоит ли судиться по ОСАГО?
  2. Как выиграть суд по ОСАГО?
  3. Какие документы нужны для суда по ОСАГО?
  4. Как получить свои деньги после суда по ОСАГО?
Читайте также  Получение диагностической карты для ОСАГО

Но не много найдется владельцев транспорта знакомых с системой судопроизводства. Для рядового водителя обращение в суд является делом довольно сложным, так как для рассмотрения претензии необходимо правильно составить исковое заявление, посещать заседания, доказывать свою правоту. Все это не редко отпугивает водителей, заставляя соглашаться на тот мизер, который предлагает страховщик. Выход с такой ситуации может заключаться в обращении к профессиональному юристу, который компетентен во всех вопросах, касающихся ОСАГО, и может представлять интересы пострадавшего.

Стоит ли судиться по ОСАГО?

Закон РФ обязывает всех владельцев авто оформлять полис обязательного страхования. Поэтому практически весь транспорт на территории России застрахован. И в случае аварии страховые организации несут обязательства перед пострадавшим, выплачивая определенную компенсаторную сумму. Для этого, в случае ДТП, представитель страховой компании проводит экспертизу, по результатам которой и начисляется возмещение. Но чаще всего, перечисленных денег на ремонт машины не хватает, и водитель задумывается: стоит ли судиться со страховой организацией?

Для начала, нужно разобраться в некоторых факторах:

  1. Специалисты компании, которые проводят оценку ущерба, не такие уж и независимые. Они осуществляют экспертизу в интересах того, на кого работают. Даже, если нарушение оценки видно, так сказать, «невооруженным глазом», доказать это вряд ли получится.
  2. Взыскивая ущерб через суд, придется, для начала, потратить деньги на оплату услуг собственного эксперта, юриста. Но все затраты, в итоге, компенсирует страховая фирма. Если судья подтвердит правоту пострадавшего, страховщик выплатит и недостающую сумму.

Конечно, стоит ли добиваться справедливости через судовую инстанцию, решать лично автовладельцу. Но грамотный юрист всегда поможет выиграть дело. А по статистике, большинство пострадавших, которые обратились в судовой орган за увеличением компенсации, спор выиграли. Кроме того, с недавних пор страховые споры подпали под закон «О защите прав потребителей». У потерпевших появилась возможность получать компенсацию от суммы, взыскиваемой судом.

Как выиграть суд по ОСАГО?

Иск на страховую компанию направляется в суд по месту регистрации страховщика или прописки пострадавшего владельца транспортного средства. В претензии указывается наименование инстанции, фамилия, имя и отчество заявителя, место прописки, номер полиса и свидетельств дополнительного страхования с названием страховщика.

Важным пунктом является уточнениедаты, когда документ был заключен. Это существенный фактор, касающийся длительного срока исковой давности, который достигает трех лет с дня нарушения. Помимо этого, в заявлении указывается информация о размере выплат, к которым есть претензии. К иску потребуется приложить пакет документов, подтверждающих написанное. Очень важно, чтобы были собраны все бумаги, подтверждающие факт попыток решения проблемы со страховой до судового разбирательства. Заявление составляется в произвольной форме и подписывается тем, кто его подает. Иск о неправомочности действий составляется в двух экземплярах. Один надо отправить в головной офис страховой компании (не в филиал указанный в договоре), второй в суд. После того, как заявление подано, надо подождать 30 дней. Такой срок по закону отводится для принятия решения. В течение этого периода пострадавший получит либо отказ, либо согласие на возмещение.

Страховщик может не уведомить о принятом решении, всячески затягивая процесс выплат. В таком случае можно потребовать неустойку (если в течение 30 дней информации не поступало). Но, следует знать, что по закону, пеня не может превышать сумму возмещения. Кроме того, чтобы получить неустойку, потребуется обращаться в суд. Чтобы наверняка выиграть спор по ОСАГО, лучше привлечь опытного юриста, который неоднократно имел дело с подобными случаями.

Какие документы нужны для суда по ОСАГО?

Чтобы предъявить иск, потребуется собрать такие документы:

  • протокол о ДТП;
  • извещение о ДТП;
  • полис;
  • выписки из полиса виновного;
  • результат независимой экспертизы;
  • претензия к компании с подтверждением получения;
  • результаты медицинского обследования (в случае травм);
  • квитанция об уплате.

Помимо этого, прежде чем подавать иск, рекомендуется определить затраты. То есть, подсчитать все расходы, которые понес заявитель, инициируя судебный процесс. В эту часть включаются услуги юриста, госпошлина, оплата независимых экспертов, стоимость почтовых пересылок. Если в итоге стоимость будет до 50 тыс. руб., иск следует направлять в мировой суд, когда сумма превышает это число, обращаться потребуется в районный орган.

Как получить свои деньги после суда по ОСАГО?

Срок выплат по решению суда во многом зависит от действий истцов после аварии. Нередко страховщики стараются не платить компенсацию, прибегая к различным ухищрениям. Например, еще при составлении договора включаются пункты, нарушение которых ведет к отказу в выплатах и так далее. Потерпевшему необходимо принимать непосредственное участие на всех этапах после ДТП: проведении независимой экспертизы, составлении справок, записи информации об аварии, данных о свидетеле, другом участнике аварии. Здесь очень важно не допустить ошибок, иначе в итоге у страховщиков появится повод затянуть сроки выплат.

После того, как суд принял сторону истца и обязал компанию выплатить определенную сумму, как правило, денег потребуется ждать долго. Не редко пострадавший получает присужденные финансовые средства спустя год и даже больше.

Главное, что надо всегда помнить во время сотрудничества со страховой компанией по ОСАГО или КАСКО, – любые взаимоотношения необходимо оформлять документально. Это не только поможет в процессе получения выплаты, но и может стать единственным способом добиться возмещения в принципе. Часто сотрудники агентства «теряют» документы. А без подтверждения того, что страхующийся предоставлял бумаги и фиксации даты передачи, доказать что-то будет сложно.

Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с договорами ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО), а также утверждение Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства являются мерами, направленными на сокращение количества судебных споров о суммах страховых выплат пострадавшим в ДТП. Тем не менее соответствующие иски по-прежнему составляют значительную часть поступающих в суды обращений, связанных с ОСАГО, – такой вывод следует из посвященного данной категории дел Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 22 июня 2016 года (далее – Обзор). Большая часть пунктов Обзора иллюстрирует, как применяются судами на практике положения закона об ОСАГО и разъяснения, закрепленные в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако содержит он и ряд дополнительных разъяснений Суда.

Процессуальные вопросы

ВС РФ отметил, в частности, что при прямом возмещении убытков, причиненных в результате ДТП, процедура досудебного урегулировании споров обязательна не только для потерпевших, но и для страховых компаний (п. 3 Обзора). Так, из-за ее несоблюдения был оставлен без рассмотрения иск страховщика потерпевшего, выплатившего ему страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков, к страховой компании, являющейся страховщиком причинителя вреда. Изначально истец направил заявление о возмещении соответствующего ущерба ответчику, и тот частично выплатил страховое возмещение. Однако после этого, не предъявив ответчику претензий по поводу размера возмещения, истец обратился в суд. Суд постановил, что в данном случае не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора, являющийся обязательным по закону, и поэтому иск не может быть рассмотрен (по материалам судебной практики Арбитражного суда Свердловской области).

В случае, когда в результате ДТП вред причинен только двум столкнувшимся транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО, требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, потерпевший предъявляет своему страховщику, то есть той страховой компании, в которой он оформлял договор ОСАГО, а не страховщику причинителя вреда (п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Это и называется прямым возмещением убытков.

Также Суд подчеркнул, что факт привлечения или непривлечения страховщика причинителя вреда к участию в деле по иску потерпевшего к своей страховой организации о выплате страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков не влияет на рассмотрение этого дела (п. 5 Обзора). В ходе одного из таких судебных процессов суд отклонил ходатайство страховщика потерпевшего, являющегося ответчиком по соответствующему делу, о привлечении к участию в нем в качестве третьего лица без самостоятельных требований страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. По мнению ответчика, от результатов рассмотрения дела будет зависеть объем обязательств перед ним страховщика причинителя вреда, и поэтому его участие в судебном разбирательстве обязательно. Непривлечение же указанной страховой организации к участию в деле в последующем может стать причиной отмены вынесенного решения судами вышестоящих инстанций, уверен ответчик.

Как реализовать право на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика причинителя вреда по выплате возмещения страховой компании потерпевшего реализуется на основании и в порядке, установленном отдельным соглашением о прямом возмещении убытков между страховыми организациями. Поэтому решение по делу о споре между потерпевшим и его страховой компанией непосредственно не влияет на права и обязанности страховщика причинителя вреда по отношению к стороне судебного процесса, а значит его непривлечение в качестве третьего лица без самостоятельных требований не является безусловным основанием для отмены решения суда по правилам ч. 3-4 ст. 270 АПК РФ. ВС РФ считает такую позицию судов правильной.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (п. 18 Постановления № 2). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату (п. 9 Обзора).

Читайте также  Переоформление ОСАГО при продаже автомобиля

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., который 26 января 2015 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем (п. 6 Обзора).

Расходы потерпевшего, возмещаемые страховщиком

Согласно разъяснениям Суда потерпевшему в пределах страховой суммы возмещаются восстановительные и иные расходы, понесенные им в связи с наступлением страхового случая и необходимые для получения страхового возмещения (п. 28 Постановления № 2). ВС РФ уточнил, что имеются в виду не только расходы на эвакуацию машины с места происшествия, доставку пострадавшего в больницу, восстановление дорожного знака и подобные им, но и средства, потраченные непосредственно на составление претензии и направление ее в страховую компанию: на оплату услуг представителя, нотариальное заверение копий документов, почтовые расходы и др. (п. 10 Обзора).

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что при несвоевременной выплате страхового возмещения неустойка начисляется не только на стоимость восстановительного ремонта, но и на указанные выше расходы (п. 25 Обзора).

Потерпевшему возмещаются также расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, на основании результатов которой определяется размер страховой выплаты, в случае неисполнения страховщиком обязанности по ее проведению (п. 10-12 ст. 12 закона об ОСАГО). Однако поскольку по закону эти расходы должен нести страховщик при осуществлении своей обычной хозяйственной деятельности, они не включаются в состав страховой выплаты и не ограничиваются ее лимитом, указал Суд (п. 23 Обзора).

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (п. 15 Обзора). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (п. 31 Постановления № 2). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (п. 4 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (подп. «б» ст. 7 закона об ОСАГО), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Претензия к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части недополученной суммы

Исковое заявление о взыскании недополученной суммы страховой выплаты

Еще одно уточнение касается порядка возмещении убытков потерпевшему в случае, когда в отношении страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, ведутся процедуры банкротства или у данной организации отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. По закону в такой ситуации потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику причинителя вреда (п. 9 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Если же банкротство страховщика потерпевшего или отзыв у него лицензии произошли уже после осуществления им страховой выплаты – добровольно или по судебному решению, а потерпевший не согласен с ее размером, по истечении шестимесячного срока он сможет обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков (п. 15 Обзора).

Как отмечают эксперты в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны для организаций, защищающих права страхователей, – например, о возмещении восстановительных расходов и начислении неустойки в случае просрочки этого возмещения. Однако, по мнению представителей таких организаций, одно из данных ВС РФ разъяснений может увеличить количество споров между участниками рынка.

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»:

«Разъяснение ВС РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт (п. 20 Обзора) означает, что владельцу такого автомобиля при его ремонте у официального дилера придется доплачивать самому, а при ремонте в другом автосервисе, предложенной страховщиком, он лишится гарантии. С нашей точки зрения, это явное ущемление прав страхователей! Следует также принять во внимание и тот факт, что названная выше Единая методика разработана и обновляется самими страховщиками, причем без согласования с общественными организациями страхователей. С учетом того, что техники-эксперты, осуществляющие независимую техническую экспертизу автомобилей, аккредитуются в РСА, можно уверенно говорить о том, что здесь имеет место конфликт интересов. Очевидно, что данная ситуация требует законодательного разрешения».

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

Ремонт вышел дороже

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС.

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС.

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой.

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: