История ОСАГО в России

Когда и почему был введен ОСАГО

Первой страной, которая ввела аналог Российского полиса ОСАГО была США и случилось это еще в 20 веке.

ОСАГО в России — является единственным видом обязательного автострахования и на сегодняшний день доступен в электронном и буможном видах.

П рактически каждый день на дороги нашей страны выезжают новые автомобили и новые водители. Для допуска к управлению ТС нужно изучить правила дорожного движения, сдать теоретически и практический экзамен. Однако ответить на вопрос: «С какого года действует ОСАГО?», может далеко не каждый. Хотя многие находят занимательной историю введения обязательного страхования.

Появление в законодательстве

В первую очередь ОСАГО был введен в США, еще на заре XX века, и быстро распространился на всю территорию Европы. До России введение ОСАГО дошло только в в конце 2002 года, а на разработку закона было потрачено почти 10 лет. Непосредственно закон «Об ОСАГО» был принят в 2002 году, однако из-за тарифных разногласий вступление закона в силу было перенесено. Если рассуждать логически введение ОСАГО действительно необходимо, ведь на дорогах встречаются абсолютно разные автомобили и люди с разными уровнями достатка. Например в ДТП могут попасть владелец жигули и владелец новой иномарки, конечно уровни доходов у этих людей разные, поэтому если владелец жигули виновен в аварии, то он физически не может оплатить ремонт владельцу иномарки, а суд обяжет его платить.

Первые упоминания о введении обязательного страхования возникли еще в СССР в 70-х годах XX века, однако принят законопроект так и не был.

С момента введения обязательной страховки, сразу же появилась возможность накопительной скидки бонус-малус. КБМ по сей день является хорошим преимуществом системы, т.к. позволяет аккуратным и безаварийным водителям экономить до половины стоимости полиса.

Несмотря на все преимущества, с тех пор, как был введен закон «Об ОСАГО», некоторые автолюбители остаются недовольны, считая, что услуга была навязана насильно, а главная ее цель – сбор средств с граждан. ОСАГО даже стало предметом проверки на законность.

Какие доводы приводили противники закона:

  • На лицо ограничение основных принципов гражданских прав. Конкретно – ограничение свободы выбора и имущества. ОСАГО обязателен как для водителей, так и для страховщиков, т.к. договор считается публичным.
  • Ежегодное продление полиса, которое осуществляется за счет оплаты, очень похоже на сбор дополнительных налогов.
  • Базовый тариф и любые дополнительные коэффициенты не соразмерны заработкам жителей России. В расчете учитывается официальный МРОТ, так что аргумент имеет силу.

Имели место даже разногласия судей в Конституционном суде, но закон все же был принят. Изначально контролирующим органом было Правительство России, а с 2013 года надзорным органом стал Центробанк России.

Какие цели преследует ОСАГО

Сегодня против закона выступают, как правило, те водители, которые не сталкивались с напряженной дорожной обстановкой в прошлом. До введения ОСАГО, при аварии, некоторым автовладельцам приходилось продавать имущество, чтобы покрыть незначительный ущерб дорогому автомобилю, т.к. за все расплачивались из собственных карманов. Также часто имели место случаи, когда при разборе ДТП все переходило в криминальную плоскость, что нередко приводило к трагедиям.

Автомобильное гражданское страхование имеет возможный срок действия 12, 6 или 3 месяца, на усмотрение страхователя. Также имеется возможность застраховать авто на любые месяцы года. Как видим, условия довольно лояльны.

Какие цели преследовал закон «Об ОСАГО»:

  • устранить криминальные ситуации на дорогах;
  • повысить безопасность дорожного движения, дать водителям мотивацию к соблюдению ПДД;
  • обеспечить финансовую защищенность всем участникам дорожного движения.

Конечно, часть общества приняла ОСАГО весьма негативно, однако нельзя игнорировать положительные изменения. Снизилось мошенничество на дорогах, водители стали больше замотивированы в стиле управления ТС и соблюдении правил дорожного движения. Немалую роль в этом сыграл КБМ.

Если предположить, что в стране вновь накалится атмосфера, и власти неожиданно отменят ОСАГО, нельзя исключать, что это приведет к возникновению криминальных ситуаций и убийствам за какой-то материальный ущерб.

Плюс ко всему, ОСАГО защищает вашу ответственность перед 3-ми лицами, так что без его оформления и ежегодного продления никак не обойтись. Если посмотреть на нынешнюю экономическую ситуацию в стране, то далеко не каждый водитель смог бы самостоятельно выплатить компенсацию за причиненный ущерб.

Мы с вами может надеяться лишь на введение новых положительных изменений в закон, т.к. отмены обязательного страхования пока не предвидится.

Видео


История ОСАГО в России и за рубежом

История автомобильного страхования начинается практически сразу после изобретения машин в США. По сравнению с зарубежным опытом в этой сфере, российский минимален, а систему автострахования можно назвать достаточно молодой.

Когда в России появилось ОСАГО и для чего оно понадобилось? Всегда ли ОСАГО было обязательным страхованием и почему? Когда был принят закон об ОСАГО? Каковы особенности автострахования в зарубежных странах? Ответим на эти вопросы в данной статье.

История зарождения автострахования

В 2018 году исполнится 120 лет со дня выдачи первого американского полиса автостраховки. Известная в штатах страховая фирма Travelers Insurance Company заключила с доктором Т. Мартином договор страхования автомобиля. Условия были просты: за 12 с четвертью доллара страхователю гарантировали выплату в 5 сотен долларов, если его автомобиль пострадает при столкновении с конным транспортом. Поскольку практически все население Америки передвигалось именно на лошадях, а автомобили приобретали состоятельные граждане, то подобная авария в 1898 г. была весьма вероятна.

На тот момент уже появились жертвы безлошадных экипажей, а одна из аварий, которая закончилась летальным исходом, попала во все газеты. Летом 1896 г. авто на скорости 6 км/ч сбило насмерть растерянную женщину. Причиной ДТП стала не скорость машины, а ограничение видимости для водителя из-за конных экипажей и шок дамы, которая впервые увидела повозку без лошади. Судьи после долгого разбирательства сошлись во мнении, что имел место несчастный случай, однако многие автолюбители задумались о безопасности на дороге.

Страхование американца было его собственной идеей, а также результатом простых подсчетов: в США на 20 млн. лошадей приходилось 4 тыс. авто. Пример находчивого доктора не стал заразительным. Потребовалось около 30-ти лет, чтобы наладился массовый выпуск машин на предприятиях Форда. В 20-х годах прошлого века автомобиль перестал быть редкостью и из предмета роскоши превратился в обычный транспорт. Власти Массачусетса в 1925 г. узаконили обязательное автострахование, причем компенсацию получала пострадавшая сторона, т.е. страховали ответственность автолюбителя перед пешеходами и другими участниками дорожного движения. Оставалась возможность застраховать и авто, но это было не обязательно. Законодательная инициатива автовладельцами была принята с энтузиазмом, поскольку машины по-прежнему стоили дорого, а опыта у водителей было мало.

Европейские страны взяли на вооружение пример США, и к середине прошлого века практически во всех западноевропейских государствах действовал закон об обязательном автостраховании. Австрия в 1929 г. ввела страхование гражданской ответственности автолюбителей, а через год подобный законопроект одобрили и в Великобритании.

Автомобиль стал средством передвижения через границы, и возникла потребность узаконить универсальную автогражданку, которая была бы действительна во всей Европе. «Зеленая карта» стала страховым полисом, который более 50-ти лет гарантирует выплаты в любом европейском государстве. Название полис получил из-за светло-зеленого цвета бланков, которые выдаются водителям.

Возникновение автострахования в РФ

В конце 20-х годов прошлого века в России было слишком мало машин, чтобы инициатива об автостраховании могла претендовать на рассмотрение и утверждение на законодательном уровне. Лишь в конце 60-х число автомобилей возросло настолько, что вопрос о страховании рассматривался на уровне Совета Министров. В 1984 г. утверждено Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое стало базой для создания «авто-комби». Это страховой договор, заключаемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования выступает не только авто, но и пассажиры, их имущество.

Дальнейшее развитие автострахование получило уже в России. В 1991 г. на добровольной основе внедрялось КАСКО, однако широкого распространения не получило. С 1993 г. в Госдуму стали поступать проекты законов об обязательном автостраховании. Сотрудниками Российского страхового надзора, Департамента транспорта готовился проект соответствующего законодательного акта. Период рассмотрения, изучения и модификации закона об автогражданке был длительным, акт вступил в силу только летом 2003 г., а внедрение проводилось в несколько этапов.

Внедрение Закона об ОСАГО

В 2000 г. депутаты Госдумы впервые заслушали законопроект, который регламентировал введение обязательного страхования гражданской ответственности в России. Принципиально новым фактором стало то, что страховой договор защищал не самого страхователя, а пострадавшего. Депутаты, рассматривая законопроект, ориентировались на статистику, согласно которой многие автолюбители были уверены, что никогда не спровоцируют ДТП. Это обусловило неготовность собственников автомобилей добровольно страховать риски пешеходов и других участников дорожного движения. Будущий закон предусматривал заключение договора ОСАГО для каждого владельца транспортного средства.

Одной из главных проблем при утверждении закона стали тарифы. Длительное обоснование и согласование вопроса привело к тому, что закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 был утвержден Госдумой и завизирован Президентом только 25 апреля 2002 г. Катализатором для принятия стали:

  • требования к потенциальным государствам-участникам, которые хотят стать членами Всемирной торговой организации. Одно из условий членства – наличие системы обязательного автострахования;
  • опыт государств Европы, в которых автострахование доказало свою эффективность в качестве системы финансового возмещения убытков;
  • рост рынка страхования в 90-е.

Вступление в силу закона об автогражданке было отложено на 15 месяцев, чтобы автовладельцы смогли привыкнуть к новым реалиям страхования. При этом страховщики уже в 2003 г. почувствовали наплыв клиентов, поскольку многие водители, имеющие полисы добровольного страхования, шли в свою страховую компанию и за обязательной автогражданкой.

В 2005 г. Закон об ОСАГО обсуждался в Конституционном суде. Заседание КС инициировали депутаты Государственной думы, Курултая Республики Алтай, Областной Думы Волгоградской области. Народные избранники указывали на незаконность обязательного автострахования, высокую стоимость полиса, который не по карману пенсионерам, а также на суммы страховых выплат, не покрывающие убыток. К депутатам присоединился и ростовчанин, который посчитал незаконным требование страховать несколько машин, если они находятся в собственности у одного владельца. Судьи отказали в исках и подтвердили законность автострахования, право государства формировать тарифы, однако обязали внести незначительную поправку в одну из статей. Страховые компании, потратившие солидные суммы на рекламу, обучение специалистов и страховые полисы, были удовлетворены решением суда.

Читайте также  Можно ли оформить ОСАГО без техосмотра

К проблемам, которые решает автогражданка, относятся:

  • гарантирование возмещения убытков пострадавшей при ДТП стороне;
  • страхование автовладельца от солидных сумм компенсации, которую он не в состоянии выплатить самостоятельно;
  • мотивация соблюдать правила дорожного движения.

С 2015 г. оформление договора возможно по интернету, а распечатка полиса является действительной при проверке сотрудниками дорожной полиции. На сегодня законодательный акт дополняли и меняли более 25-ти раз, причем поправки 2017 г. не являются окончательными.

В.А. Тарачев, презентовавший Закон об ОСАГО Госдуме в 2000 г. и занимавший пост заместителя главы Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, считает поправки к закону естественным процессом становления автострахования в России. Практическая реализация законодательных норм осложняется, по мнению депутата, отсутствием стандартов оценки убытков после аварии. Это дает возможность страховщикам занижать сумму компенсации. Также необходима база с информацией обо всех страховых случаях. Без нее любой водитель может избежать применения повышающего коэффициента, обратившись за полисом в новую страховую фирму. Что касается тарифов, то разработчик закона утверждает, что они не завышены, поскольку более 80% от собранных сумм страховые компании тратят на выплату компенсаций.

ОСАГО в Европе

Европейские страховщики ориентированы на прибыль от размещения финансовых средств, полученных от страхователей. Проценты от вкладов – чистая прибыль страховых компаний. Около 90% взносов от клиентов идет на компенсации по страховым случаям, причем лимиты выплат в Европе намного выше, чем в РФ, а по некоторым пунктам сумма компенсации не ограничена. С 2002 г. в европейских странах государство перестало регулировать размер тарифов, данная функция выполняется страховщиками. Европейская автогражданка, которая изначально была ориентирована на транспортные средства (эта практика актуальна для РФ), на сегодня базируется на персонифицированном страховании, когда стоимость полиса определяется данными владельца авто.

Страховой рынок Германии лидирует среди европейских по величине сбора премий. Обязательное страхование ответственности здесь узаконили в 1939 г. На сегодня полис немцам обходится недешево: собственник машины среднего класса, который в течение 3-х лет эксплуатировал авто без аварий и нарушений ДТП, должен платить от 1,2 тыс. до 1,5 тыс. евро ежегодно. Страховая фирма вправе снять деньги со счета клиента без его согласия, если полис просрочен и требуется переоформление. В качестве возмещения материального ущерба страховщик выплатит максимум 511 тыс. евро, а при нанесении вреда здоровью – до 2,5 млн. евро каждому пострадавшему. После аварии сотрудники полиции приезжают только при наличии пострадавших пассажиров или водителей. Вопросы материального ущерба находятся в ведомстве страховых компаний.

Англия занимает вторую позицию по сумме ежегодных страховых сборов, автострахование стало обязательным с 1930 г. Столичному английскому таксисту приходится выплачивать 2 тыс. фунтов, чтобы покрыть ежегодную страховку, но в нее включены 2 полиса – ОСАГО и КАСКО. Материальный урон страховая компания компенсирует максимум на 250 тыс. фунтов, а за ущерб здоровью лимит не предусмотрен: сумма может быть любой, вплоть до нескольких миллионов. Выезжать на дорогу без полиса запрещено, причем в документе обязательно указаны все ДТП, в которые попадал водитель.

В Италии за полис обязательного автострахования потребуют до тысячи евро, окончательная стоимость зависит от ряда факторов, которые касаются автовладельца. Страховые выплаты при ущербе здоровью не ограничены, а материальные убытки страховщик покроет, если величина компенсации не превышает 775 тыс. евро. Амортизация авто при расчете суммы выплат не учитывается.

Во Франции водитель, попавший в аварию, обязан правильно составить схему ДТП и отправить грамотное извещение в страховую компанию. Если пострадавших нет, то ждать и вызывать полицейских не нужно. Взнос по страхованию колеблется от 700 до 1000 евро, а максимальная компенсация убытка составит 460 тыс. евро. Выплаты за ущерб здоровью не ограничены, пострадавший, получив инвалидность из-за аварии, может рассчитывать на пожизненную пенсию от страховой фирмы.

Испания с 2008 г. узаконила проверку полисов по ходу движения, причем штрафы за просроченный документ, его отсутствие сравнимы с полной годовой стоимостью страховки. Например, мотоциклиста оштрафуют на 1,25 тыс. евро, а водитель грузовой машины заплатить 2,6 тыс. евро.

В Европе автовладельцы уже давно оформляют заявку на полис по интернету, а оригиналы документов получают по почте.

Заключение

Страхование гражданской ответственности автовладельцев в РФ находится на этапе формирования. Усовершенствования требует система тарификации, суммы страховых выплат, законодательное урегулирование оценки ущерба. Следуя практике европейских государств, автострахование в России акцентирует внимание на персонализированном подходе к каждому водителю.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

В каком году ввели ОСАГО в России

В данной статье мы рассмотрим в каком году ввели ОСАГО, а также историю возникновения обязательного автострахования и путь его развития в России и мире.

История появления обязательного страхования

В 2018 году исполнилось 120 лет с момента оформления первого страхового полиса на машину. Документ был выдан компанией Travelers Insurance Company. Страхователем выступил доктор Мартин Трумэн. Он приобрел полис для защиты своего автомобиля от столкновения с конными повозками.

По условиям договора Мартин внес плату в 12 долларов. При наступления страхового случая компания должна была возместить ему убытки в сумме 500 долларов. Приобретение полиса являлось собственной инициативой Трумэна, поскольку риск столкновения с конной повозкой был предельно высок. В Америке на тот момент на 20 млн лошадей приходилось всего 4000 автомобилей.

Заключить страховой договор доктора побудило происшествие 1896 года, которое было освещено всеми СМИ. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на женщину. Пострадавшая скончалась. Причиной аварии стала не скорость машины, а ограничение видимости из-за повозок.

Судья признал происшествие несчастным случаем, но многие автовладельцы стали задумываться о безопасности. Идея предприимчивого американца не нашла широкой поддержки. Отсутствие интереса граждан к автострахованию объяснялось небольшим количеством транспорта на дорогах.

В 20-х годах ХХ века компания Ford наладила массовый выпуск машин, из предмета роскоши они превратились в распространенное средство передвижения. В 1925 году власти штата Массачусетс признали автострахование обязательным. Такой полис гарантировал компенсацию ущерба потерпевшей стороне. Т. е., объектом страхования выступала автогражданская ответственность водителя. Желающие могли оформить полис и на свою машину. Но такой вид услуги носил добровольный характер.

По примеру США практически все страны Европы стали вводить обязательную систему автострахования. Большая часть государств к середине прошедшего столетия уже имела прототип нынешнего ОСАГО. Примерно в это же время появилась система страхования, действующая на территории всех европейских стран.

Возникновение ОСАГО в России

Обсуждение введения обязательного автострахования в России началось в 1924 году. Но из-за незначительного количества машин на дорогах вопрос был признан руководством страны неактуальным. Во второй половине ХХ века число авто в СССР увеличилось настолько, что власти вновь подняли тему внедрения системы полисов.

В 1984 году Советом Министров был принят законодательный акт «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», который дал толчок развитию отечественного автострахования. Договор заключался по инициативе клиента и предполагал защиту машин, пассажиров и их имущества.

В 1991 году стали появляться первые полиса КАСКО, но они не получили широкого распространения. Идея внедрения обязательного ОСАГО возникла только после распада СССР. Первый проект соответствующего закона был представлен на рассмотрение в Госдуму в 1993 году. Документ требовал серьезных правок и доработок.

Разработка современного закона «Об ОСАГО»

Разработка № 40–ФЗ «Об ОСАГО» заняла почти 10 лет. После представления первой версии этого документа и ее отклонения в 1993 году корректировка длилась 7 лет. В 2000 году закон об обязательном автостраховании вновь был внесен на рассмотрение. Его приняли в первом чтении, но по-прежнему требовались серьезные доработки.

Главным нововведением стал объект страхования. Прежде в России с помощью полиса автовладельцы защищали только свои машины и пассажиров. Теперь было решено страховать ответственность водителей перед другими участникам дорожного движения. В случае ДТП убытки потерпевшей стороне возмещает компания, заключившая договор с виновником происшествия.

Одной из главных проблем законопроекта, одобренного в 2000 году, стали тарифы на ОСАГО. Из-за длительного согласования и обоснования цен на «автогражданку» окончательный вариант № 40–ФЗ был принят только 24.04.2002. Чтобы водители смогли постепенно привыкнуть к новым требованиям страхования, вступление документа в силу было решено отложить на 15 месяцев. Так, датой, когда ввели ОСАГО в РФ, считается 1 июля 2003 года.

Внедрение обязательного страхования вызвало недовольства среди автомобилистов. Многие из них указывали на незаконность такой «навязанной» услуги. В 2005 году № 40–ФЗ даже рассматривался в Конституционном суде, который признал допустимым обязательное автострахование.

Введение электронного страхования

В 2015 году Правительство России приняло поправки в № 40–ФЗ, дающие возможность водителям оформить страховку через Интернет без посещения офиса. Далеко не все компании ввели такую функцию и продолжали продавать полиса только при личном визите автовладельца.

Очередные изменения № 40–ФЗ в 2017 году и утверждение новых указаний ЦБ, касающихся порядка оформление е-ОСАГО и работы сайтов страховщиков, обязали СК предоставлять возможность приобретения документа онлайн.

Появление обязательного автострахования произошло более 100 лет назад. Несмотря на вековую историю, в России ОСАГО является относительно молодым и новым продуктом.

Когда ввели ОСАГО в России и планируют ли отменить? Сроки действия полиса, его продление

Большинство нормативных документов на сегодня имеют сроки действия, хотя бывают и исключения. Более того, это обязательный документ, фигурирующий во всех дорожно-транспортных происшествиях. Именно он может сократить траты водителя на восстановление последствий аварии, или же наоборот – повлечь штраф, если полиса нет или он просрочен. С какого года введена и действует у нас в стране «автогражданка»? Что делать в случае, когда срок полиса закончится, как правильно переоформить его и какая ответственность предусмотрена за просроченный полис ОСАГО, — обо всём этом далее в статье!

Читайте также  Можно ли оформить полис ОСАГО без собственника

Что это за вид страхования?

Самое важное, что нужно помнить по поводу полиса ОСАГО – это то, что он компенсирует убытки и ущерб, который именно вы, а не другой субъект, причинили третьему лицу – автотранспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, которые находились в нем.

Страхуя свою гражданскую ответственность, в случае аварии вы избавляете себя от компенсации урона. Убытки, которые в результате ваших деяний понёс субъект, должна будет возместить страховая фирма.

Что касается вас, вашего авто, имущества, жизни и здоровья, то ОСАГО не покрывает эти факторы. Компенсировать ущерб, который причинили вам лично, придётся из своих сбережений. Если вы желаете защитить и свой автотранспорт от повреждения и угона, то нужно обратить внимание на полис КАСКО.

Каждый водитель должен купить полис ОСАГО или, по крайней мере, быть в него записан. Закон этот действует даже тогда, когда вы просто перегоняете свою машину от автосалона до места жительства или регистрации (исключением являются случаи, когда полис ОСАГО предполагает неограниченное число лиц, которые имеют право управлять автомобилем).

Управляя автомобилем, подлинник полиса вы всегда должны носить с собой, так же как права и документы собственности на машину. Если полис в наличии, но вы его, к примеру, забыли дома, инспектор вправе отправить авто на штраф стоянку. Вернуть его оттуда можно только при помощи полиса.

В каком году появилось и стало обязательным в РФ?

История возникновения страхования ОСАГО ведет отсчет с конца 20 века, когда оно получает статус обязательного. В 20-х годах 20-го века в России было слишком мало автомобилей, чтобы инициатива об автостраховании могла быть рассмотрена и утверждена на государственном уровне. Только в конце 60-х число машин увеличилось настолько, что вопрос о страховании оговаривался на уровне Совета Министров.

Это страховочный договор, оформляемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования является не только автомобиль, но и пассажиры, и их вещи.

Дальнейшее развитие автострахования происходило уже в России. С какого же года началось введение полисов ОСАГО и когда их, собственно, ввели, то есть «автогражданка» стала обязательной?

В 1991 г. на добровольной основе внедрялось КАСКО, однако широкого применения оно не получило. С 1993 г. в Госдуму стали направлять проекты законов об обязательном порядке автостраховании.

Сотрудниками Российского страхового надзора, Департамента транспорта готовился проект соответственного законодательного акта. Период рассмотрения, изучения и интеграции закона был достаточно длительным, акт обрёл силу только летом 2003 г., когда ввели обязательное автострахование, а реализация проводилась в несколько стадий.

Когда отменят «автогражданку»?

В свою очередь МинФин выбрал стратегию развития страхового сектора в стране. Алексей Моисеев, директор организации, говорит о замене классического ОСАГО другими типами страхования.

Законопроект о введении тарифного коридора пока на рассмотрении, поэтому ничего конкретного сказать нельзя. Российский союз автострахования пока никак не комментируют эту ситуацию.

Прогноз экспертов

С точки зрения обстановки в России и в мире, можно заявить, что закон примут с вероятностью в 90%. Сейчас главный тренд – свобода человека, а значит и законопроекты будут подстраиваться под этот канон, чтобы не создавать напряжённую обстановку в стране.

Если отследить динамику внесения изменений в законодательство за последние несколько лет, то можно заметить интересную тенденцию.

Все «обязательные» документы получают статус «добровольных» (оформляемых по желанию), однако штрафные санкции за нарушение увеличиваются в несколько раз. Это своего рода «налог на нарушение закона», который поможет избежать рецидива со стороны граждан.

Когда повысят?

Фрагмент из положения ПДД о штрафах за езду без страховки в 2018 году — согласно пункту 2.1 Правил дорожного движения каждый водитель, управляющий авто, должен держать при себе такую документацию:

  • водительское удостоверение соответственной категории;
  • регистрационные документы на машину;
  • страховой полис ОСАГО.

Штрафные санкции могут начисляться как за каждый пункт по отдельности, так и в виде дополнительного штрафа, если не соблюдены все условия. На данный момент штрафы такие:

  • езда без прав – 500 рублей (если прав нет в принципе – от 5 000 до 15 000 рублей);
  • отсутствие документов на машину – от 5 000 рублей;
  • езда без полиса ОСАГО или с просроченным полисом – 800 рублей.

Штраф за управление автотранспортным средством без страховки в 2018 году на своей машине точно такой же, как и на чужой!

С марта 2018 года начали рассматривать поправку к законопроекту, которая предусматривает не только штраф в размере 800 (который планируется увеличить до 3 000 рублей), но и административные наказания в виде исправительных работ, сроком до двух недель, лишения прав управления транспортным средством.

Эти санкции применяются в случае повторного нарушения закона или, если аварийная ситуация повлекла за собой тяжёлые последствия, такие как смерть, нанесение среднего или тяжкого вреда здоровью субъекта, порчу памятников или других предметов исторической важности и в некоторых других случаях. Законопроект одобрили в первом чтении, а второе назначено на Июнь 2018 года.

На сколько можно сделать полис?

Сразу стоит отметить, что выгоднее приобретать полис обязательной страховки сразу на целый год. Оформление страховки на пару месяцев обходится дороже. Цена годовой автостраховки соответствует цифрам, указанным в полисе и не изменяется в течение года, даже если цена страховки увеличивается.

При оформлении полиса на небольшой срок обязательно уточняйте стоимость годовой страховки ОСАГО и время ее начала, то есть, когда полис вступает в силу (о том, как сделать полис ОСАГО на 1, 3 или 6 месяцев, мы рассказывали в этой статье).

Таким образом, при оформлении заявки можно рассчитать весь страховой год вперед (два месяца зимой, один летом, три осенью и т.д). Во время оплаты учитывают лишь общее кол-во месяцев в календарном году.

Что делать после окончания срока?

У многих документов имеется период действия, по окончанию которого, ценные бумаги теряют свою законную силу, и ОСАГО не исключение: «автогражданка» тоже имеет срок действия (как узнать, действителен ли полис ОСАГО?). И законные санкции для этого случая также предусмотрены.

Неисполнение водителем транспортного средства обязанности, которая установлена федеральным законом по страхованию своей гражданской ответственности, а именно управление автотранспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, повлечёт наложение административной санкции в размере 800 рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ). Поводом для обжалования штрафа могут быть уважительные обстоятельства (форс-мажор, технические неполадки авто, инвалидность). О том, можно ли ездить на машине после окончания срока действия ОСАГО и что за это будет, мы подробно рассказывали здесь.

Нужно обратиться в страховую фирму, чтобы продлить договор страхования или оформить новый (о том, как продлить полис онлайн, читайте тут, в этой статье мы рассказывали о том, за сколько дней до окончания страховки можно оформлять новую). Некоторые фирмы предлагают клиентам, которые оформляли у них полис, скидки на новый, другими словами идут на встречу, ведь они заинтересованы в прибыли с клиентов, а клиенты в получении выгодных условий страхования.

Несмотря на то, что больше 50 лет документ являлся обязательным, мир переходит на новую ступень развития, где не будет места обязательствам, а будет лишь спрос и предложение, которые урегулируют ситуацию на рынке страховых услуг.

Тем более, что уже сейчас законодательство РФ претерпевает кардинальных изменений, поэтому нужно помнить, что оформление документа обязательно сейчас, но кто знает, что будет завтра. Пока закон в силе нужно его соблюдать, а значит:

  1. Оформить ОСАГО вовремя, чтобы избежать лишних трат при аварии.
  2. Держать с собой все необходимые документы на случай аварии.
  3. Не пользоваться просроченным полисом.
  4. Оспаривать штрафы только тогда, когда считаете, что вы на 100% правы.

Соблюдайте правила дорожного движения и оставайтесь вежливым по отношению к другим автомобилистам, тогда у вас точное не будет проблем в случае аварии или ДТП.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

BFM.Ru, 26 октября 2011 г.

Странные страховки чиновников и менеджеров

Крупные компании и чиновники страхуются от самых разных вещей — от угона вагонов метро до риска изнасилования депутата или обнаружения клеща на одежде. BFM.ru изучил наиболее странные страховые запросы за последнее время.

Казанские ведомости , 12 августа 2008 г.

Автострахование в мировой практике имеет весьма богатую историю, самое удивительное что сохранилось имя первого автовладельца со страховкой. 1 февраля 1898 года, уже через три года после того, как в 1895 году в США изобрели автомобиль, американец Трумэн Мартин застраховал первую машину в страховой компании в американской страховой компании Travelers Insurance Company.

Доктор заплатил $12,25 за полис с покрытием в $500. Цена полиса была довольно значительной, но доктора Трумэна можно понять: автомобиль в те времена был роскошью, которую могли себе позволить несколько тысяч человек на всю страну, а лошадей было более 20 млн. Именно столкновения с этим многочисленным «гужевым транспортом» и опасался доктор Трумэн.
Все изменили 20-е годы, когда включился конвейер Форда. Реальная опасность, возникшая в связи с резким увеличением количества автотранспорта на дорогах, потребовала какого-либо страхования возможного ущерба. Тогда, собственно, и родилась идея страхования гражданской ответственности владельцев машин, помимо уже существовавшего добровольного страхования собственных автомобилей. Первопроходцем стал Массачусетс. В 1925 году этот штат впервые потребовал обязательного страхования для любого автомобиля. Его примеру вскоре последовали другие штаты. Идея автостраховки не вызвала отчуждения — все-таки автомобиль в те годы был больше роскошью, чем средством передвижения, и терпеть большие убытки по своей или по чужой вине не хотелось никому.
За Америкой пошла Европа. К началу 50-х практически все европейские страны сделали «автогражданку» обязательной. Тогда же родилась международная система «зеленой карты» — международного договора о взаимном признании страховых полисов. Название пошло от зеленого цвета первых полисов.
До России идея «автогражданки» шла почти сто лет, хотя в самом начале наша страна не отставала от западных первопроходцев. Первые разговоры о введении страхования автомобилей велись еще в 1924 году. Однако до середины 60-х большой надобности в нем фактически не было, поскольку автомобиль для рядового советского гражданина оставался недостижимой роскошью. В 60-е подумывали о введении такого типа страхования, но так и не решились пойти по пути «загнивающего Запада».
В итоге автострахование в России появилась лишь в 1991 году, да и то в сугубо добровольной форме. Неудивительно, что современный российский автолюбитель с непривычки воспринял введение обязательного страхования автомобилей в 2003 году в штыки. Однако делать нечего — сегодня более 90% автовладельцев имеют полис ОСАГО. Несмотря на множество споров вокруг доходности «автогражданки» для страховых компаний и принципов расчета ее стоимости для водителей, она все-таки приносит некий элемент цивилизованности на российские дороги. Кроме того, она способствовала росту других типов страхования. Например, количество автомобилей, застрахованных по полисам автокаско, в 2007 году выросло на 30%. Неудивительно, если учесть бум продаж новых иномарок в прошлом году.
ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности введено в России с 1 июля 2003 года Законом об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. Данный вид страхования носит обязательный характер, и обязанности по исполнению закона возложены на РСА (Российский союз автостраховщиков) и МВД России.
25.04.2002 г. можно считать днём рождения ОСАГО.
Сейчас большинство автолюбители считают ОСАГО нормальным естественным видом страхования, а также стали пользоваться услугами страховых брокеров, которые предлагают помимо стандартных условий по ОСАГО также большой выбор по другим видам страхования – КАСКО, страхование здоровья, жизни, имущества и т.д.
Для удобства киентов страховые брокеры размещают на своих сайтах калькулятор ОСАГО и форум по ОСАГО где можно обсудить свои проблемы.

ВОРОВИЦКИЙ Роман, Директор страхового брокера «А-Мос»

Вся пресса за 12 августа 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, За рубежом, История страхования

Об ОСАГО простыми словами

В 2002 году в России появился ФЗ №40 «Об обязательной автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». Его положения направлены на защиту интересов пострадавшей в ДТП стороны. До сих пор не все автовладельцы осознают важность наличия полиса ОСАГО и игнорируют закон, экономя деньги на его получении. Однако, узаконенная обязанность оформлять данный документ сформировалась исторически и имеет свои обоснованные причины.

  1. Подробнее про ОСАГО
  2. Как расшифровывается аббревиатура?
  3. История ОСАГО
  4. Ключевые принципы страховки
  5. Как выглядит полис ОСАГО?
  6. Примеры использования
  7. Расширение ОСАГО
  8. Отличия от КАСКО
  9. Можно ли ездить без ОСАГО?
  10. Санкции и штрафы

Подробнее про ОСАГО

Для понимания того, что такое ОСАГО, необходимо узнать, что включено понятие, по каким принципам действует страховка, как она возникла и почему стала обязательной.

Как расшифровывается аббревиатура?

ОСАГО расшифровывается как Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности. Первое словосочетание «Обязательное страхование» понятно. ОСАГО – страховой документ, являющийся по закону обязательным для всех автовладельцев. Основные положения, касающиеся заключения страхового договора регулируются государством.

Второе словосочетание «Автогражданская ответственность» понятно не всем. Автогражданская уточняет, что страхуется ответственность, возникающая в связи с использованием только автомобильного транспорта.

Под страхованием ответственности понимается страхование на случай, когда у гражданина возникает обязанность перед третьим лицом возместить нанесенный ему ущерб.

История ОСАГО

Автострахование развивалось наравне с нарастанием производства автомобилей и спроса на них. Сначала владельцы страховали только свое авто. Первый договор был заключен в 1898 году между Travelers Insurance Company и неким Томасом Мартином. С течением времени появилось и страхование ответственности.

Впервые ОСАГО в том виде, которое нам привычно, было узаконено в американском штате Массачусетс в 1925. В послевоенные годы страхование автогражданской ответственности стало популярным в Европе.

ОСАГО в России получило распространение лишь недавно. Впервые вопрос об автостраховании на законодательном уровне стал обсуждаться в 60-е годы 20 века. Но полноценного закрепления он не получил. Лишь в 2000 году чиновники вновь вернулись к нему. 25 апреля 2002 года был опубликован ФЗ No 40 «Об ОСАГО». Однако он вступил в силу только через 15 месяцев.

Ключевые принципы страховки

В статье 3 вышеупомянутого закона определены основные принципы, характеризующие ОСАГО. Они объясняют важность и значение страхования автогражданской ответственности.

  1. Всеобщность и обязательность. Документ обязателен для всех автовладельцев.
  2. Недопустимость использования ТС без страховки. Ее отсутствие наказывается по закону.
  3. Гарантия возмещения вреда третьему лицу в пределах установленной суммы. Наличие полиса обеспечивает покрытие материального ущерба пострадавшей стороне.
  4. Экономическая заинтересованность водителей в повышении безопасности на дорогах. Чем меньше аварий водитель совершил, тем меньше сумма оплаты за полис.

Наличие ОСАГО выгодно для всех сторон конфликта.

Пострадавший уверен в возмещении убытков, а виновнику не придется платить собственные деньги, так как все выплаты производятся страховой. При этом не требуются дополнительные судебные разбирательства, что экономит время.

Как выглядит полис ОСАГО?

Внешне документ за 15 лет существенно не изменился. Последняя версия бланка появилась в 2018 году. Его усовершенствовали и сделали более защищенным, так как возросло количество подделок после поднятия тарифов.

Содержание полиса не изменилось. В нем по-прежнему указывается следующая информация:

  • наименование, серия и номер документа;
  • дата начала и окончания действия полиса;
  • сведения о сторонах договора: информация о страховой компании и личные данные владельца авто;
  • марка и модель ТС, регистрационные данные, наличие прицепа;
  • лица, допущенные к управлению ТС, если есть;
  • выдержки из законодательства;
  • сумма страховой премии;
  • дата заключения договора и подписи сторон.

Некоторые бланки на обратной стороне могут содержать информацию по дополнительным видам страхования, заключенным вместе с ОСАГО (страхование жизни, имущества и т.п.).

Примеры использования

Выплаты по ОСАГО назначаются, если случай признают страховым. Чтобы получить компенсацию от страховой, необходимо одновременное соблюдение трех условий:

  1. Установлен виновник ДТП.
  2. У него есть действующий полис ОСАГО.
  3. Ущерб нанесен в процессе использования виновным автомобиля.

Если виновного определить не удалось (он скрылся с места ДТП), то восстанавливать автомобиль придется за свой счет.

Если не соблюдены условия 2 и 3, но виновная сторона известна, то за возмещением ущерба придется обращаться в суд.

Расширение ОСАГО

Максимальная выплата по ОСАГО установлена в пределах 400000 (если пострадало ТС) и 500000 руб. (если пострадали люди). В случае серьезного ДТП или столкновения с дорогостоящим авто, этой суммы может не хватить. Тогда виновная сторона обязана покрыть расходы за свой счет.

Для таких ситуаций существует добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО) – дополнительное соглашение к основному полису ОСАГО. Оно предполагает выплату страховой компенсации до 1 млн руб. Сумма определяется самостоятельно клиентом.

Оформить ДСАГО можно только при наличии действующего ОСАГО. Расширенный полис будет принят во внимание, если сумма ущерба превысит установленный лимит или наступит случай, не относящийся к страховому риску.

Отличия от КАСКО

КАСКО является добровольным видом страхования любого транспортного средства от возможного ущерба. Основные отличия этих двух видов страхования представлены в таблице.

Эти два вида страхования принципиально не похожи друг друга. Самый оптимальный вариант для автовладельца – наличие одновременно двух полисов, защищающих и собственные интересы, и интересы третьих лиц.

Можно ли ездить без ОСАГО?

Использовать автомобиль без ОСАГО по закону запрещено. Но уверенность многих водителей в том, что они не попадут в аварию, заставляет их нарушать действующие правила.

Если автовладельца остановит инспектор ГИБДД, то ему грозит административное наказание, а в случае аварии по его вине – судебные разбирательства и взыскание компенсации.

Санкции и штрафы

За езду без полиса грозит административное наказание, в соответствии с положениями КоАП. Предполагается три вида санкций в зависимости от ситуации:

  1. Водитель просто забыл документ дома. Тогда ему грозить предупреждение или штраф в размере 500 руб., согласно п. 2, ст. 12.3 КоАП.
  2. Использование ТС в период, не предусмотренный по договору. Полис допускается делать на период 3, 6, 9 и 12 месяцев. Такой услугой пользуются те, кто ездит на автомобиле сезонно (например, дачники). За нарушение сроков грозит штраф 500 руб.,в соответствии с п.1, ст. 137 КоАП.
  3. Документ заведомо отсутствует или просрочен. Нарушителю грозит штраф 800 руб.,согласно п. 2 ст. 12.37 КоАП.


Исключение действует только для водителей, купившим авто только что. Они могут ездить без ОСАГО в течение 5 дней на основании п. 2 ст. 4 ФЗ No40. В случае остановки инспектором, необходимо предъявить договор купли-продажи.

С появлением первых автомобилей люди стали задумываться о безопасности на дорогах. Изначально, граждане защищали только свои интересы. С ростом производства и активного использования транспортных средств появилась необходимость обезопасить и других участников дорожного движения. Поэтому и возникло страхование автогражданской ответственности, ставшее с течением времени обязательным для всех автовладельцев.

ОСАГО защищает права и интересы лиц, признанными пострадавшими в результате ДТП.

Наличие полиса гарантирует возмещение причиненного ущерба без лишних судебных разбирательств. За отсутствие документа государством предусмотрены штрафные санкции.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: