Действует ли ОСАГО без диагностической карты

Регресс при отсутствии техосмотра у легкового автомобиля с 1 марта 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменении, которое будет внесено в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 марта 2021 года.

Суть его сводится к тому, что страховые компании получат дополнительный повод для предъявления регрессного требования к водители. Речь идет о ситуации, когда у водителя своевременно не пройден техосмотр. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Для начала хочу напомнить о том, что такое регрессное требование. Данный термин применяется в ситуации, когда водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия и должен возместить ущерб, причиненный другим участникам движения. По умолчанию такой ущерб возмещает страховая компания виновника.

Однако, если будет выяснено, что водитель допустил одно из серьезных нарушений, представленных в специальном списке, то страховая компания впоследствии потребует возместить ущерб от самого водителя. То есть страховка фактически не сработает.

Так вот, в этой статье рассматривается изменение закона «Об ОСАГО», которое вводит дополнительную ситуацию, когда страховая имеет право взыскать стоимость ремонта с самого водителя.

Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства

Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании ТС»:

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;

Подпункт «и» рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:

1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.

2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.

Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.

В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.

Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем. У машины Бориса техосмотр не пройден.

В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит «из своего кармана».

На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно. Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.

Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.

Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.

Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.

Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.

В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.

Техосмотр: внимание на новые правила

  • Отменили ли техосмотр?
  • Как быть с техосмотром для ОСАГО?
  • Может ли страховая предъявить регрессное требование, если авто без техосмотра?
  • Итоги

Отменили ли техосмотр?

Поправки в страховое законодательство РФ вступили в силу с 22.08.2021. Исключение требования о наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО разделило владельцев авто на два лагеря: одни утверждают, что техосмотр теперь проходить не нужно, вторые — что нужно, т. к. без этого возникнут проблемы со страховой компанией.

Отметим сразу, что саму обязанность прохождения техосмотра никто не отменял. Эта обязанность закреплена сразу в нескольких законах и подзаконных актах:

  • законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ;
  • законе «О техническом осмотре…» от 01.07.2011 № 170-ФЗ;
  • постановлении Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434.

Все эти документы не утратили силу и продолжают действовать. Поэтому обязанность по прохождению техосмотра, предусмотренная этими документами, тоже сохраняется.

Пошаговая инструкция по прохождению техосмотра автомобиля от экспертов есть в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к указаниям.

Периодичность прохождения техосмотра указана в ст. 15 закона № 170-ФЗ и зависит от года изготовления авто (ранее речь шла о годе выпуска авто). Так, если возраст автомобиля от 4 до 10 лет, проходить техосмотр нужно раз в 24 месяца. При возрасте авто более 10 лет осмотр проводится каждые 12 месяцев. Более короткие сроки установлены для легковых такси и автобусов (подп. 4 п. 1 ст. 15 закона № 170-ФЗ).

Подробнее о периодичности прохождения техосмотра, в том числе о его освобождении, говорится в «КонсультантПлюс». Оформите пробный онлайн-доступ к К+ бесплатно и смотрите нужные положения.

Отметим, что никаких административных штрафов за отсутствие техосмотра сейчас не действует: они вводятся только с марта 2022 года.

Как быть с техосмотром для ОСАГО?

Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.

Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.

Следовательно, с автовладельцев:

  • не снимается обязанность по прохождению техосмотра в принципе;
  • снимается обязанность предъявлять результаты техосмотра при покупке полиса ОСАГО.

То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.

Может ли страховая предъявить регрессное требование, если авто без техосмотра?

У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?

По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.

Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.

То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.

Итоги

Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.

О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».

Техосмотр не для всех

Эти важные для всех автовладельцев поправки в законы о безопасности дорожного движения и об ОСАГО были приняты практически незаметно. Они были внесены ко второму чтению поправок в закон о страховом деле, которые допускают работать на нашем страховом рынке иностранных страховщиков.

Читайте также  Страхование автомобиля ОСАГО через интернет

Зачем понадобилось убирать эту привязку? Ведь, по сути, сейчас только страховщики и проверяли у большинства автовладельцев прохождение техосмотра? Как сообщили в Российском союзе автостраховщиков, цель поправок — необходимость обеспечить доступность ОСАГО. Согласно закону, полис «автогражданки» — публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса. Так, в целях обеспечения доступности ОСАГО ранее был запущен сервис е-Гарант, позволяющий перераспределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. Единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к ТО. Также в РСА подчеркнули, что подобная увязка не соответствует мировой практике.

Техосмотр для всех по новым правилам, то есть с фотографированием автомобиля и загрузкой фото с координатами места съемки в информационную систему ЕАИСТО, должен был начаться с 1 марта этого года. Однако нехватка пунктов ТО, недостаточность их пропускной способности для обеспечения получения диагностических карт всех, кому она требуется, заставили правительство продлить действие ранее выданных карт. Срок продлен на полгода, но при этом истекает не ранее 1 октября. Впрочем, ситуация с количеством пунктов не улучшилась, а даже стала ухудшаться. РСА, который занимается аккредитацией операторов, в том числе и лишает ее. Поэтому к 1 октября вполне могло случиться, что пунктов снова на всех не хватит. В результате те, кто не смогли бы пройти техосмотр, не сумели бы купить и полис ОСАГО. А результате не могли бы пользоваться автомобилем.

Отвязав техосмотр от ОСАГО, депутаты, по сути, сделали его добровольным до 1 марта следующего года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штраф за отсутствие диагностической карты. Техосмотр обязаны проходить в обязательном порядке автобусы, такси и грузовики. Для них штрафы за его отсутствие действуют уже сейчас. Для всех остальных получается, что при наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО до 22 августа проходить ТО не требуется, потому срок действия карт продлен до 1 октября минимум. А после 22 августа при покупке полиса ОСАГО проверять диагностические карты не будут.

Остаются еще те автовладельцы, автомобилям которых исполнилось четыре года, а ОСАГО надо приобрести до 22 августа. Им придется пройти техосмотр.

Чем грозит не пройденный техосмотр с 22 августа до 1 марта? Если владелец легковушки, не прошедшей техосмотр, совершит ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщик, заплатив пострадавшим, выставит регресс в полном объеме своему клиенту. Но ведь, как правило, автовладельцы следят за своими машинами.

Проверка ТО на дорогах начнется 1 марта, когда вступит в силу штраф за его отсутствие. Проверять его начнут с помощью камер фотовидеофиксации нарушений. По сути, сейчас введена еще одна отсрочка для автомобилистов до этой даты. Но есть риск, что те операторы ТО, которые не проверяют грузовики, автобусы и такси, до этой даты просто не доживут. А значит, 1 марта есть угроза очередного транспортного коллапса, если не будет придумано что-нибудь еще.

Например, недавно глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников заявил, что МВД рассматривает вариант сделать техосмотр легковых автомобилей физических лиц добровольным. Для этого, в частности, надо отменить вступление в силу штрафа для них с 1 марта.

Что же касается аварийности по причине технической неисправности автомобилей, то стоит напомнить, что последние десять лет 80% автовладельцев покупали техосмотр, не проходя никакой диагностики. И всплеска аварийности по этой причине на дорогах не наблюдалось.

ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Лента новостей

  • 19:18 СК возбудил дело после взрыва газа в доме в Балтийске
  • 18:46 СК проверит высказывания Моргенштерна о Дне Победы
  • 18:41 Мосгорсуд в четвертый раз не отобрал присяжных по делу экс-сенатора Арашукова
  • 18:14 В Рыбинске загорелся хлебозавод
  • 17:42 Россия перенесет часть пусков на французский космодром Куру
  • 17:07 В Хакасии вводят комендантский час
  • 16:50 Моргенштерн извинился за свои слова о Дне Победы
  • 16:22 Экс-чиновник задержан после 20 лет розыска за убийство прокурора ХМАО
  • 15:52 Минимальную пенсию в Москве повысили до 21 193 рублей
  • 15:21 «Зарядье» отменило концерты в нерабочие дни
  • 15:21 Госдума одобрила заморозку накопительной пенсии до 2024 года
  • 14:58 Верховный суд разъяснил, как работать судебной системе в нерабочие дни
  • 14:54 Попова заявила о росте заболеваемости COVID-19 во всех федеральных округах
  • 14:51 Мосгорсуд не заменил адвокату Вершинину реальный срок условным
  • 14:49 В торговых центрах Москвы становится больше свободных мест
  • 14:46 Собянин заявил о росте госпитализаций с COVID-19 в Москве
  • 14:40 Взрыв газа произошел в жилом доме в Балтийске
  • 14:29 На ввоз какао-продуктов могут установить нулевые пошлины
  • 14:14 В Новой Москве убили высокопоставленного полицейского
  • 13:55 В Москве убили семью топ-менеджера Смоленского банка
  • 13:50 Меркель попросили исполнять обязанности канцлера до назначения нового
  • 13:42 Полиция нашла пропавшую Светлану Светличную
  • 13:33 Профильный комитет Думы поддержал отмену обязательного техосмотра
  • 13:20 В МХТ имени Чехова 26 октября вручают артистам золотых «Чаек»
  • 13:08 Песков: локдауна в Москве не планируется
  • 12:49 Суд Амстердама постановил передать скифское золото Украине
  • 12:45 Мосгорсуд не отменил приговор участнице Pussy Riot Марии Алехиной
  • 12:25 Роспотребнадзор выявил нарушения ограничений в 81 магазине и кафе Москвы
  • 11:57 Шесть студенток «Останкино» отчислены за лайки под критическим постом в соцсети
  • 11:35 Поставлен новый антирекорд по смертности от COVID-19
  • 10:53 В Свердловской области число погибших от метанола выросло до 30
  • 10:24 Российские моряки предотвратили захват судна пиратами
  • 09:55 Умер экс-президент Южной Кореи Ро Дэ У
  • 09:26 Японская принцесса Мако вышла замуж
  • 08:57 В ходе протестов в Судане погибли не менее семи человек
  • 08:28 Эрдоган решил не высылать 10 послов из Турции
  • 07:57 В Набережных Челнах умерла пострадавшая при взрыве газа
  • 07:33 Молдавия впервые в истории закупила газ не у «Газпрома»
  • 07:01 Российский программист погиб после нападения в Оксфорде
  • 05:06 Байден открывает США для путешественников с 8 ноября
  • 03:55 Энергетический кризис ссорит европейские страны
  • 03:03 Основательница Spanx удивила своих сотрудников невероятным подарком
  • 02:02 К 2023 году развитые страны смогут выделить бедным $100 млрд на борьбу с изменением климата
  • 01:51 Джефф Безос планирует создать бизнес-парк в космосе
  • 01:01 Вашингтон готовится обложить налогом сверхбогатых
  • 00:43 Минобороны сообщило о попытке подрыва российского патруля в Сирии
  • 00:11 Москалькова назвала действия бывшего заключенного Савельева проявлением смелости
  • вчера, 23:34 Microsoft рассказала о новой волне кибератак, связав их с хакерами из России
  • вчера, 22:44 Источник: молдавские социалисты не смогли убедить Козака предоставить скидки на газ
  • вчера, 22:10 Россия выдвинула на «Оскар» фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки»

Все новости »

Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности без диагностической карты можно с 29 августа. Что изменится в связи с упрощением правил?

Фото: xload/ru.depositphotos.com —>

ОСАГО с сегодняшнего дня «отвязали» от техосмотра. Теперь, чтобы получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности, не нужно предъявлять диагностическую карту.

Как утверждают авторы закона, освобождение ОСАГО от ТО повысит доступность обязательной страховки. Ведь пунктов техосмотра хватает далеко не во всех регионах, и в итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховаться даже при всем желании.

За отделение ОСАГО от ТО выступили и страховщики. Они говорят, что сейчас действительно нет существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. И приводят статистику ГИБДД, из которой следует, что доля аварий по причине технической неисправности в общей массе не превышает 0,1%.

Впрочем, такой шаг по мнению экспертов был скорее вынужденным. Дело в том, что многие техцентры просто не успели перейти на новый регламент проверки автомобилей (на диагностической карте обязали размещать фотографии авто с указанием времени и координат места съемки). А значит, водитель не смог бы ни пройти техосмотр, ни купить ОСАГО.

Но это не значит, что техосмотр теперь вообще не нужен — без него будут штрафовать. Но не сейчас, а с 1 марта 2022 года, когда вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но все еще может измениться, говорит директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Вступит он в силу или нет, непонятно, потому что готовность СТО еще не превышает 50%. И непонятно, будет ли сам технический осмотр обязательным для частных лиц или нет, потому что глава ГИБДД высказался за отмену обязательного технического осмотра для частных лиц. А что касается того, как же сделать так, чтобы люди все-таки проходили технический осмотр, я считаю, что нужно идти по пути Америки, когда работает не принудиловка, а именно система поощрения за счет снижения стоимости полиса ОСАГО, за счет франшизы при ДТП, когда может снизиться выплата. И третье — это при оплате транспортного налога».

Сделать прохождение ТО добровольным предлагал глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников. Он заявил, что ответственные водители и без того заинтересованы в исправности своих авто, а потому сами должны проходить проверку.

Но на практике официально ТО проходили, мягко говоря, не все, отмечают эксперты. Водители покупали диагностические карты на черном рынке. В том числе из-за этого и решили провести реформу ТО. Но от всех этих инициатив может измениться не отношение к техосмотру, а цена полиса ОСАГО (конечно же в большую сторону), считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Читайте также  Оформление страховки ОСАГО на автомобиль через интернет

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Техосмотр десять лет подряд, все то время, когда его контролировали страховые компании, фальсифицировался. И люди привыкли, что никто осмотр не проходит. Существуют не очень хорошие перспективы. Плохое техническое состояние автомобиля — это риск, и его страховые компании во всем мире всегда будут учитывать. Они, я уверен, сейчас будут обращаться в ЦБ с просьбой о повышении тарифов на ОСАГО просто потому, что у них появляется аргументация: они не могут оценить техническое состояние автомобилей, они считают тот риск по максималке — это первое. И второе — страховые компании будут устанавливать, что в ряде случаев ДТП произошло из-за плохого технического состояния автомобиля, и будут обращаться в суды с регрессными исками к автовладельцам, что, конечно, фундаментальный риск».

Страховая компания вправе взыскать с виновника ДТП выплаченную ею сумму. Это правило может применяться как раз из-за отсутствия у водителя диагностической карты. А это уже суммы более существенные, чем штраф в 2 тысячи рублей, который предусмотрен поправками в КоАП. Но на фоне отделения ТО от ОСАГО и в противовес инициативе ГИБДД об отмене техосмотра в Совфеде предложили начать штрафовать за отсутствие диагностических карт раньше запланированного — уже с 1 октября.

Диагностическая карта для ОСАГО в 2021

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Чтобы получить обязательную автостраховку ОСАГО, необходимо иметь на руках диагностическую карту. Этот документ можно получить после обследования автомашины, проверки работоспособности всех основных узлов и агрегатов.

Обойтись без диагностической карты для оформления полиса ОСАГО можно только в случаях, прямо указанных в законе.

Что такое диагностическая карта?

По своему целевому назначению, диагностическая карта заменила технический талон. Техталон имел меры защиты, карта такими параметрами не обладает. Однако, чтобы получить карту, нужно проходить обследование на аккредитованных СТО или у частного эксперта, а сведения о выданном документе будут зафиксированы в едином реестре.

Диагностическая карта защищена личным номером от 15 до 21 знака, который внесен в электронный реестр ЕАИСТО.

Именно поэтому нет смысла использовать специальные защитные знаки и маркировки. Чтобы убедиться, что диагностическая карта для ОСАГО выдана официально, достаточно сделать запрос в реестр ЕАИСТО. Сотрудники страховой компании сделают это в электронной форме за пару минут, непосредственно при обращении автовладельца за полисом.

Для чего нужна диагностическая карта?

Без диагностической карты (ДК) нельзя получить полис ОСАГО. При помощи нее владелец транспортного средства сможет доказать, что он успешно прошел техосмотр.Диагностическая карта для ОСАГО без осмотра выдается только в отношении новых автомобилей, которые не попадали в ДТП.

Перед выдачей страховки сотрудники обязательно проверят в своей компьютерной базе прохождение техосмотра. При отсутствии таких данных в реестре гражданин получит отказ в оформлении полиса.

Срок действия диагностической карты

Заключить договор страхования можно в любое время, пока действует ДК. Сразу после окончания периода документ нужно обязательно обновить.

Срок действия диагностической карты для ОСАГО в Москве рассчитывается с учетом типа года выпуска транспортного средства и его типа:

для легковых и грузовых авто весом до 3,5 тонн, которые эксплуатировались в течение 3-7 лет, ДК действует в течение 2 лет;

для легковых и грузовых авто весом до 3,5 тонн и сроком эксплуатации более 7 лет — 12 месяцев;

для грузовых автомобилей весом более 3,5 тонн, независимо от года выпуска, — 12 месяцев;

для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и особо опасных грузов, — 6 месяцев.

Для легковых автомобилей, срок эксплуатации которых не превысил 3 лет, проходить техосмотр не нужно.Год выпуска машины будет подтверждаться свидетельством о регистрации ТС и паспортом производителя.

Сколько стоит диагностическая карта для ОСАГО?

Закон не устанавливает требований к единой стоимости карты технической диагностики. Сумма зависит от исполнителя услуги и от региона проведения техобслуживания.

В среднем ДК для легковых автомобилей стоит от 600 до 700 руб., а для грузовых авто — около 1 тыс. руб.

На рынке страховых услуг можно встретить предложения об оформлении полиса ОСАГО с доставкой, после указания номера диагностической карты в онлайн-заявке. Такая практика полностью законна, так как онлайн-полисы имеют имею одинаковую юридическую силу с письменными бланками. При заполнении формы на выдачу полиса нужно указать регистрационный номер карты, после чего полис будет доставлен по указанному вами адресу.

Можно ли оформить ОСАГО без диагностической карты?

Без ДК можно получить только временную автостраховку. Она действует в течение 20 суток и необходима для транспортировки машины в место постановки на учет или в пункт проведения техобслуживания.

Необязательно иметь диагностическую карту собственникам транспортных средств, которые эксплуатировались не более 3 лет. В этом случае автостраховка будет выдана на 12 месяцев.

Если полис ОСАГО должен быть при водителе всегда, то диагностическая карта не относится к перечню обязательных документов для управления. При проверках на договоре инспектор ГИБДД может запросить только полис ОСАГО, водительское удостоверение и документ, подтверждающий законность владения машиной. Диагностическая карта к таким документам не относится.

Что делать, если вы приехали заключать договор страхования, но забыли про оформление ДК?

Страховщики заключают договоры с СТО и готовы оказать водителям помощь в проведении осмотра автомобиля. В договоре ОСАГО указывается срок посещения СТО. После этого договор ОСАГО будет признан действительным. В большинстве случаев, страховые компании дают возможность пройти осмотр с получением диагностическая карта для ОСАГО в аккредитованных автосервисах — эта процедура займет не более пары часов.

Если же во время действия полиса произойдет авария и будет установлено, что техосмотр пройден не был, страховая компания вправе отказать в выплате. В этой ситуации владелец транспортного средства (в случае признания его виновником ДТП) должен будет за свой счет возместить причиненные потерпевшей стороне убытки.

Что нужно для получения диагностической карты автомобиля?

Пройти техосмотр и получить ДК можно в специально уполномоченных для этого СТО. Найти такую компанию вы можете самостоятельно или воспользовавшись помощью страховой компании.

Чтобы получить диагностическую карту для ОСАГО в Москве, необходимо пригнать на СТО исправное транспортное средство и предоставить:

ПТС или свидетельство о регистрации автомобиля;

паспорт владельца машины. Если на техосмотр приехал не лично собственник транспортного средства, его представителю нужно иметь при себе простую рукописную или печатную доверенность.

Если для выдачи карты потребуют другие документы, такие действия со стороны сотрудников будут незаконными.

Сам процесс техосмотра проводится традиционным способом. Сначала машину загоняют на специальный стенд, после чего производят проверку работы:

тормозной и рулевой системы;

После проверки токсичности выхлопов двигателя потребуется предъявить действующий огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечку с обязательными препаратами.

Некоторые СТО в случае готовности водителя сразу же произвести оплату на месте выдают заполненную ДК.

ДК можно зарегистрировать в Единой автоматизированной системе техосмотров (ЕАИСТО), после чего ее доставят водителю на дом.

Такой документ ничем не будет отличаться от выданной непосредственно в пункте техосмотра.

Как проверить диагностическую карту?

Этот документ печатается на двух сторонах листа формата А4. Все данные из нее заносятся в ЕАИСТО. Именно при помощи этой системы, заполнив небольшую форму, можно проверить достоверность карты, введя уникальный номер из 21 цифры.

Это поможет защитить от мошенников в первую очередь страховую компанию, которая выдает водителю страховой полис ОСАГО, а также самого собственника транспортного средства, желающего удостовериться в подлинности выданного ему документа.

Диагностическая карта на автомобиль для ОСАГО будет содержать сведения об организации или частном эксперте, проводившем осмотр. Это позволит страховой компании проверить наличие разрешительных документов у эксперта (они должны быть членами СРО).

Где получить диагностическую карту в Москве?

В Москве получить ДК можно после обращения в любой пункт осмотра транспортного средства. Таких на территории столицы несколько десятков. Там же можно получить и страховой полис ОСАГО, предлагаемый разными компаниями. После того как будет сделана предварительная заявка, забрать готовую ДК можно, приехав непосредственно в СТО.

Где получить диагностическую карту в Санкт-Петербурге?

Как и в Москве, в Санкт-Петербурге заказать ДК можно после обращения в аккредитованную компанию, получившую для такой деятельности сертификат. Сделать это можно не только напрямую, но и через интернет. Территориальных ограничений по прохождению осмотра закон не устанавливает.

Получить такой документ водитель вправе независимо от его места прописки и места регистрации транспортного средства.

К примеру, техоператор любого района Санкт-Петербурга имеет право выдать диагностическую карту гражданам РФ, проживающим в Кемеровской области или в Краснодарском крае.

Нужно заполнить предложенную анкету, состоящую из нескольких пунктов.

Информация, полученная от клиента, третьим лицам не передается.

После этого оператор компании в течение 15-20 минут свяжется с клиентом, оговорит вопросы оплаты, сроки проведения техосмотра и выдачи ДК. По окончании техосмотра на почту заказчика пришлют скрин документа. При удовлетворяющем клиента результате он производит оплату и удобным для него способом получает ДК на руки.

Читайте также  Расчет суммы страховки ОСАГО

Резюме

Планируя продлить страховой полис ОСАГО, заранее позаботьтесь о наличии диагностической карты. Диагностическая карта для ОСАГО официально подтверждает отсутствие технических неполадок в автомобиле, создающих угрозу безопасности. Застраховать машину без ДК в большинстве случаев невозможно. Зачем рисковать и ездить без страховки, если можно быстро и без особых проблем заказать этот документ даже через интернет? Если вы не знаете, как это правильно сделать, обратитесь за помощью к нашим специалистам.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

У меня и диагностическая карта, и полис ОСАГО заканчиваются через 7 дней. Могу ли я завтра оформить по этой диагностической карте новый полис ОСАГО на год и будет ли он действителен?

Скорее всего нет Вам откажут, т.к. она дается на год.

3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательствомв области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью: каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей части):… легковые автомобили;
Диагностическая карта подтверждает, что Ваш автомобиль исправен и прошел техосмотр.

Новые правила техосмотра и ОСАГО вступили в силу. Что нужно знать

В России вступили в силу новые правила техосмотра. С 22 августа 2021 года автомобилистам больше не нужно предъявлять диагностические карты для покупки ОСАГО в страховой компании. Такое упрощение прописано во вступивших в силу изменениях в законодательство: из закона о безопасности дорожного движения исключена норма о необходимости проведения технического осмотра для получения полиса ОСАГО. Речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам.

Для чего ОСАГО отвязали от техосмотра

Как объяснил Autonews.ru один из авторов закона, депутат Госдумы Анатолий Аксаков, такие изменения необходимы для повышения доступности обязательной страховки. По его словам, пунктов техосмотра в России хватает далеко не во всех регионах. В итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховать свою ответственность даже при всем желании. Теперь же, как уверен депутат, даже те водители, которые по каким-либо причинам игнорировали необходимость приобрести ОСАГО, начнут это делать.

«Автомобилисты и без заезда на техосмотр несут ответственность за техническое состояние своих машин, — сказал Аксаков. — Большинство автовладельцев исправно посещают сервисы или дилерские центры. Поэтому наличие диагностической карты при оформлении ОСАГО никакой роли уже не играет».

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) добавили, что не видят существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. В ГИБДД привели статистику, согласно которой из порядка 2 млн ДТП на аварии по причине технической неисправности автомобилей происходит всего 2 тыс. случаев.

«И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно сама техническая неисправность привела к аварии, — уточнили в РСА. — То выходить, что доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе — менее 0,1%».

Представители страховых компаний считают, что теперь водителям станет проще получить услугу. К примеру, так заявил исполнительный директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

«Нововведение упростит процесс оформления договора ОСАГО, ведь теперь прохождения техосмотра не будет привязано к дате оформления полиса. Это логичный шаг, так как взаимосвязь между ТО и ОСАГО отсутствует», — уверен эксперт.

Какие документы теперь нужны для оформления ОСАГО

Для покупки полиса ОСАГО после вступивших в силу изменений потребуются следующие документы:

  • заявление о заключении договора ОСАГО;
  • паспорт;
  • документы на транспортное средство;
  • водительское удостоверение;
  • договор купли-продажи — если автомобиль только что приобретен.

Изменится ли цена полиса ОСАГО

По словам представителей РСА, некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор. «Такая возможность уже существует», — признали в РСА. Примерно также говорят и «Росгосстрахе».

«Каждая страховая компания теперь сама определяет факторы риска, и теоретически можно предположить, что кто-то из страховщиков будет устанавливать базовый тариф с учетом пройденного техосмотра, — рассуждает в беседе с Autonews.ru директор направления по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. — На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли отразится. Мы не видим статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра».

Между тем в компании «Альфа.Страхование» категорически заявили, что наличие или отсутствие техосмотра на стоимость полиса ОСАГО не окажет. Там считают, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО все равно продадут

Сама проверка остается обязательной. Более того, как напомнили в РСА, с 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция КоАП. Согласно поправкам, за отсутствие техосмотра автомобилистам будет грозить штраф в 2 тыс. рублей. Планируется, что такое нарушение будут фиксировать дорожные камеры: в случае отсутствия страховки, водители будут раз в сутки получать такие постановления.

Такой штраф, по мнению РСА, и станет стимулом для водителей обязательно приезжать на станции техосмотра. При этом сами инспекторы ГИБДД в беседе с Autonews.ru признались, что сейчас у них нет никаких оснований для проверки наличия диагностических карт. Так теоретически и сейчас автомобилисту могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Однако на деле такая мера практически не работает.

«У нас даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя-физлица. Есть строго установленный перечень документов, которые должен показать водитель инспектору ГИБДД, и техосмотра там нет. У таксистов, у разных юрлиц мы можем проверить, а у физлиц — нет», — рассказывал Autonews.ru один из инспекторов.

Между тем, автомобилистам без техосмотра могут грозить и более серьезные проблемы, чем штраф в 2 тыс. рублей. Как предупреждают в РСА, если ДТП случится из-за технической неисправности автомобиля виновника аварии, и у этого виновника не окажется актуальной диагностической карты, к нему может быть применен регресс со стороны страховой компании. Это означает, что страховщик покроет весь причиненный потерпевшей стороне регресс в пределах 400 тыс. рублей по «железу» или же 2,5 млн рублей, положенных за ущерб, причиненный жизни и здоровью. Однако потом эту суммы страховщик в судебном порядке будет взыскивать со своего клиента.

«Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии, — заявил представитель СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. — Решение о целесообразности выставления регресса каждый страховщик принимает самостоятельно, руководствуясь экономической эффективностью такого действия, предполагающего необходимость проведения технических экспертиз и ряда юридических действий, в том числе и обращения в суд».

Можно ли получить скидку на ОСАГО за пройденный техосмотр

Некоторое время назад глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с видеообращением, в котором анонсировал возможную отмену обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов. Документ с такой инициативой МВД отправило на рассмотрение кабинета министров. Параллельно Черников предложением снизить стоимость ОСАГО для тех водителей, кто все-таки пройдет техосмотр на добровольной основе.

Тем не менее, страховщики не планируют давать скидку за пройденный техосмотр ни в случае его отмены, ни в случае сохранения необходимости раз в год обновлять диагностическую карту.

«Поскольку нет статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра, мы не видим и возможность давать скидку за прохождение проверки», — объяснили в «Росгосстрахе».

В компании «АльфаСтрахование» сообщили, что негативно относятся к идее предоставлять скидки. «В настоящее время нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности автомобилей и введение подобных скидок невозможно, — считает исполнительный директор департамента обязательных видов страхования Сергей Скоморохин. — Кроме того, если посмотреть на то, как сейчас формируется предложение по цене и какие факторы используются страховщиками, при расчете стоимости, есть уверенность, что добровольность в прохождении техосмотра никак не скажется на цене ОСАГО».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: