Инструкция по снятию и установке насоса гидроусилителя руля МАЗ

Ремонт насоса НШ-32 авто МАЗ

Насос гидроусилителя руля автомобиля МАЗ с клапаном расхода и давления

Насос шестеренного типа НШ-32У состоит из корпуса 6 (рис. 1) и размещенных в нем двух шестерен: ведущей 7 и ведомой 9, вращающихся в бронзовых втулках

Эти втулка обеспечивают одновременно торцевое уплотнение шестерен.

Привод насоса осуществляется от коленчатого вала посредством клиновых ремней (Т-14х13-1000 гост 5813-76).

Регулировка натяжения ремней осуществляется натяжным устройством, состоящим из неподвижного кронштейна 10 (рис. 2) и регулировочного винта 9 с контргайкой 8.

Устройство клапана расхода и давления показано на рис. 3.

Работает клапан расхода и давления следующим образом.

Рабочая жидкость из насоса под давлением поступает в вертикальный канал А и далее по горизонтальному каналу В, через центральное отверстие 3 в жиклере 2 к распределителю рулевого механизма.

Так как скорость в центральном отверстии 3 жиклера 2 выше, чем в канале В из-за разности проходных сечений, давление в полости D, соединенной с центральным отверстием, будет ниже, чем в канале В, и, следовательно, чем в вертикальном канале А и горизонтальном канале Е.

С увеличением частоты вращения шестерен насоса разность давлений в полости D и в каналах А и Е возрастает и при подаче насоса свыше 31—35 л/мин плунжер 8 перемещается вправо, сжимая пружину 5.

В этом случае рабочая жидкость частично из вертикального канала А по трубке 12 (см. рис. ) возвращается во всасывающий патрубок 7 насоса.

Там образом, независимо от частоты вращения насоса расход рабочей жидкости через распределитель будет составлять не более 31 —35 л/мин.

При увеличении давления в каналах А и В и полости D (см. рис. 3) до 9810—10790 кПа шарик 9 отрывается от гнезда, сжимая пружину 10.

Рабочая жидкость из полости D по дроссельному каналу пробки 6, через радиальное отверстие 11 в плунжере по трубке поступает на слив.

Так как проходные сечения дроссельных каналов 4 и 7 отличаются незначительно, давление в полости D практически не повышается.

Повышение давления в канале А вызывает перемещение плунжера 8 вправо, в результате чего рабочая жидкость из канала А по трубке частично поступает во всасывающий патрубок насоса.

Таким образом, система гидроусилителя руля предохраняется от перегрузки.

Ремонт насоса гидроусилителя руля

Снятие насоса с автомобиля

Для снятия насоса выполните следующее:

— отпустите контргайку 8 (см. рис. 2) и отверните регулировочный винт, ослабив натяжение ремней;

— отверните болты крепления неподвижного кронштейна к двигателю, снимите насос с натяжным устройством, предварительно сняв ремни.

Разборка насоса

— закрепите насос за неподвижный кронштейн 10 в тисках;

— отсоедините трубку 12 слива масла от корпуса клапана расхода и давления;

— снимите клапан расхода и давления и всасывающий патрубок 7 с насоса;

— нанесите метку положения шкива 15 относительно корпуса насоса;

отверните гайки и отсоедините насос от подвижного кронштейна 6, отметив положение шлицев вала насоса относительно ранее нанесенной метки на корпусе насоса;

— извлеките стопорное кольцо 4 и выпрессуйте ступицу 1 со шкивом 15 с подшипников 3;

— извлеките стопорное кольцо 2, а затем подшипники из подвижного кронштейна;

— отверните пробку 12 (см. рис. 3), извлеките плунжер 8 и пружину 5 из корпуса (под действием пружины 5 плунжер должен выходить из корпуса свободно);

— закрепите плунжер 8 за нерабочую поверхность (крепить по наружному диаметру недопустимо), отверните пробку 6 и извлеките шарик 9 и пружину 10 с направляющей.

После разборки нужно проверить состояние деталей.

Торцевые поверхности втулок и шестерен насоса, рабочая поверхность плунжера 8 не должны иметь заметных задиров, а манжета 5 (см. рис. 1), сальник 3 и уплотнительные прокладки — повреждений.

Шлицы на валу насоса и в ступице могут иметь износ не более 4,0 мм. Не допускаются повреждения ручьев шкива, трещины на кронштейнах натяжного устройства.

Сборка и регулировка насоса

Сборку насоса производите в следующем порядке:

— закрепите плунжер 8 (см. рис. 3) и установите на место пружину 10 с направляющей, шарик 9, пробку 6 с регулировочными прокладками 1;

— отрегулируйте давление открытия шарика в специальном приспособлении регулировочными прокладками 1.

Если до разборки не отмечалось резкого увеличения усилия на рулевом колесе при повороте колее на месте, то данную регулировку можно не производить;

— установите на место плунжер с пружиной 5 и заверните пробку 12;

— установите подшипники 3 (см. рис. 2) в подвижный кронштейн 6 и закрепите стопорным кольцом;

— запрессуйте ступицу 1 со шкивом в подшипники и установите стопорное кольцо 4;

— залейте 50 см3 масла в подвижный кронштейн 6 так, чтобы масло заполнило полость ступицы;

— подсоедините насос (совместив метки, нанесенные при разборке) к подвижному кронштейну, предварительно установив прокладку;

— установите на место клапан расхода и давления и подсоедините к насосу всасывающий патрубок 7, подсоедините трубу 12 слива масла.

Установка насоса на автомобиль

— наденьте ремни на приводные шкивы двигателя и насоса и закрепите неподвижный кронштейн 10 на двигателе;

— с помощью регулировочного винта 9 отрегулируйте натяжение ремней.

При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 39 Н должен быть в пределах 10—15 мм.

После регулировки затяните контргайку 8 и подсоедините шланги.

Инструкция по снятию и установке насоса гидроусилителя руля МАЗ

МАЗ-256. Техническое обслуживание рулевого управления


МАЗ-256. УХОД ЗА РУЛЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ И ЕГО РЕГУЛИРОВКА

Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке резьбовых соединений, проверке герметичности всех уплотнений.

При правильной регулировке (при отрегулированных шарнирных соединениях рулевых тяг, подшипников ступиц передних колес и шкворневых соединений поворотных кулаков, при отсутствии воздуха в гидросистеме усилителя) усилие на ободе рулевого колеса при повороте управляемых колес на месте на площадке с асфальтовым покрытием должно быть при работающем двигателе не более 147 Н, а люфт рулевого колеса — не более 12°. В процессе эксплуатации автобуса допускается увеличение люфта до величины, указанной в «Правилах дорожного движения».

МАЗ-256. УХОД ЗА РУЛЕВЫМИ ТЯГАМ

При ТО-1 смазать через масленки шаровые пальцы до появления смазки из-под уплотнителя и проверить люфт в шарнирах рулевых тяг. Повышенный люфт устранить заворачиванием пробки 8 (рис. 4.9.3). Пробку сначала завернуть моментом 120.160 Н-м, затем отвернуть на 1/12.1/8 оборота. После регулировки пробка должна быть застопорена кернением крышки 5 в углубление корпуса наконечника. Если заворачиванием пробки люфт устранить не удается, то следует заменить сухари и шаровой палец.

МАЗ-256. УХОД ЗА КАРДАННЫМ ВАЛОМ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

При проведении ТО-2 смазать крестовины и шлицы карданных валов через масленки до появления свежей смазки из-под уплотнений. Для смазки крестовин без снятия карданных валов необходимо использовать специальный наконечник, обеспечивающий подачу смазки под прямым углом. Масленку для смазки шлицев вворачивать только для проведения смазки. Проверить отсутствие люфтов в шарнирах карданных валов и крепление вилок карданных валов.

МАЗ-256. УХОД ЗА БАКОМ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

При каждой замене масла следует промыть фильтрующий элемент 10 (рис. 4.9.4) в керосине или дизельном топливе с последующей продувкой сжатым воздухом изнутри и снаружи фильтра. В качестве рабочей жидкости используется масло TEXACO Texamatic 7045 Dexron III. Допускается применение масел ATF Dexron II или ATF Dexron III с характеристиками соответствующими температурным условиям эксплуатации автобуса.

Перед снятием крышки масляного бака необходимо тщательно очистить сам бак и рядом расположенные детали с целью исключения попадания загрязнений в масло.

Для снятия фильтрующего элемента необходимо отвернуть гайку 3 и снять крышку 5 с уплотнительным кольцом 1, вывернуть стержень 7 и вынуть его из корпуса в сборе с фильтром. Сжать пружину 11, вынуть стопор 6 и снять фильтр с предохранительным клапаном 8. Фильтр следует промывать в керосине или дизельном топливе с последующей продувкой сжатым воздухом изнутри и снаружи фильтра. При сильном загрязнении фильтр заменить.

Установка фильтра производится в обратной последовательности, при установке следует обратить внимание на целостность уплотнителя 1.

При попадании в систему инородных частиц и жидкостей рабочая жидкость подлежит обязательной внеплановой замене с промывкой фильтра 10.
ВНИМАНИЕ! В масляном баке может устанавливаться бумажный фильтрующий элемент 10. В таком случае необходимо проводить его замену с периодичностью указанной в химмотологической карте.

Проверка уровня рабочей жидкости и доливка ее по мере необходимости производится при заглушенном двигателе и положении колес, соответствующем прямолинейному движению. Уровень жидкости должен быть между нижней и верхней метками щупа.

МАЗ-256. ЗАМЕНА МАСЛА В СИСТЕМЕ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Замену масла необходимо производить при 4ТО-2, но не реже одного раза в два года в следующей последовательности:

— вывесить переднюю ось;

— вывернуть заливную пробку 2 (рис. 4.9.4) и сливную пробку 9 масляного бака;

— вывернуть пробку 15 (рис. 4.9.2) из картера, и медленно поворачивая рулевое колесо вправо — влево до упора, слить масло из гидросистемы;

— снять и промыть фильтрующий элемент 10. При наличии осадка на дне масляного бака его необходимо удалить.

Заливка масла в систему гидроусилителя руля и прокачка должны осуществляться следующим образом:

— установить рулевое колесо в положение движения по прямой;

— залить чистое масло в бак до верхней метки на щупе. Через 3. 5 минут после заливки проконтролировать уровень масла в баке и при необходимости долить;

— запустить двигатель и дать поработать, не вращая рулевое колесо в течение 10. 15 с. При этом необходимо доливать масло в бак до уровня. Затем, на холостом ходу плавно повернуть (наилучший результат достигается при предварительно вывешенных управляемых колесах) рулевое колесо из положения движения по прямой в каждое крайнее положение и обратно, при этом одновременно доливать в бачок масло до уровня. Продолжая плавно поворачивать управляемые колеса из одного крайнего положения в другое убедиться в том, что уровень масла в баке остается неизменным. При этом из гидросистемы должен удалиться воздух, что будет видно по мелким пузырькам в бачке, однако, масло при этом не должно вспениваться.

Читайте также  Замкнула проводка, что делать?

ВНИМАНИЕ! Удерживать рулевое колесо в крайних положениях не допускается.

После удаления воздуха долить масло до уровня между нижней и верхней метками щупа. При проверке уровня масла в баке передние колеса автобуса должны быть установлены в положение соответствующее движению по прямой.

ВНИМАНИЕ! Несвоевременная замена и применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей насоса и рулевого механизма и как следствие преждевременный выход из строя.
ВНИМАНИЕ! Не допускается эксплуатация автобуса с неработающей системой гидроусилителя руля или пониженным уровнем (ниже допустимого) масла в бачке насоса гидроусилителя. При возникновении утечек масла или других неисправностях системы гидроусилителя руля необходимо снять приводной ремень с насоса гидроусилителя руля и, двигаясь на малой скорости, добраться до ближайшего технического пункта с целью восстановления работоспособности системы гидроусилителя руля.
ВНИМАНИЕ! Длительная работа на автобусах с неработающими гидроусилителем приводит к преждевременному изнашиванию механизма рулевого управления и выходу его из строя.

Работы по ремонту и обслуживанию рулевого управления рекомендуется проводить в условиях сервисных центров. Возможные неисправности системы рулевого управления, их причины и способы устранения приведены в табл. 4.9.2.

Таблица 4.9.2 – Возможные неисправности системы рулевого управления, их причины и способы устранения

Прежде чем приступить к регулировке механизма необходимо: проверить давление воздуха в шинах, отсутствие зазоров и наличие смазки в узлах рулевого управления и правильность их положения, работу амортизатора, точность установочных углов передних колес, отсутствие зазора (люфта) в шлицевом соединении сошки с валом-сектором, так как все это влияет на работу рулевого механизма.

Для регулировки слить масло из системы гидроусилителя руля, снять рулевой механизм вместе с сошкой с автобуса. Очистить от пыли и грязи. Закрепить его входным валом 1 (рис. 4.9.2) вверх, ось винта 7 должна занять вертикальное положение.

Вывернуть регулировочные винты 34 концевых выключателей. Во избежание поломки механизма данное требование подлежит обязательному выполнению.

С помощью динамометрического ключа замерить момент проворачивания входного вала 1 в крайних положениях вала-сектора 39. Величину момента контролировать на половине оборота винта, не более, при этом в начале или конце контроля поршень-рейка 8 должна находиться в положении, соответствующем 1/8 оборота винта из крайнего положения.

При правильной затяжке подшипников момент проворачивания входного вала должен быть в пределах 3,5—4,5 Н·м. При этом должно отсутствовать осевое перемещение входного вала рулевого механизма при покачивании вал-сектора за сошку в среднем положении вал-сектора.

Довести уровень масла до нормы и прокачать систему. Проверить затяжку и устранить соединения.

3. Стук в рулевом механизме

Дополнительным признаком необходимости регулировки зацепления поршня-рейки 8 и вала-сектора 39 может служить зазор, ощутимый при покачивании вала-сектора в среднем положении, которое определяется поворотом входного вала на 3 оборота из любого крайнего положения.

С помощью динамометрического ключа замерить момент проворачивания входного вала в среднем положении вала-сектора. При отсутствии зазора в зацеплении поршня рейки и вала-сектора момент проворачивания входного вала в среднем положении должен находиться в пределах 5 — 7 Н-м.

Если момент не соответствует указанному пределу, необходимо произвести регулировку рулевого механизма, для этого:

1. Вывернуть регулировочные винты 34 концевых выключателей. Во избежание поломки механизма данное требование подлежит обязательному выполнению.

2. Снять сошку, выкрутить стопорные винты 27, снять крышки регулировочные 37.

3. Отрегулировать зазор в зубчатом зацеплении путем одновременного поворота опор вала-сектора 40 в отверстиях картера 12 по часовой стрелке, если смотреть со стороны шлиц вала-сектора, специальным ключом до обеспечения проворота входного вала рекомендованным моментом при переходе через среднее положение.

4. Зафиксировать опоры 40 вала-сектора регулировочными крышками 37 при помощи стопорных винтов 27.

Окончательно проверить момент на входном валу в среднем положении вал-сектора момент не должен превышать 7 Н-м. Затянуть стопорящие винты моментом 8 — 10 Н-м.

5. Установить механизм на автобус, выкрутить пробку 35, подключить в это отверстие манометр, рассчитанный на давление 20 МПа, залить масло в систему гидроусилителя руля.

6. После прокачки системы гидроусилителя при работающем двигателе вывернуть управляемые колеса вправо до упора, создав в напорной магистрали гидроусилителя максимальное давление. Ввернуть регулировочный винт концевого выключателя 34 в картере механизма до падения давления в напорной магистрали до 3 МПа, не более.

В процессе эксплуатации гидросистемы рулевого управления могут возникать неотраженные в таблице неисправности, для устранения которых требуется квалифицированная помощь специалиста. Просим обращаться на завод-изготовитель.

Узел рассчитан на весь установленный срок эксплуатации автобуса.

Частичная или полная разборка рулевого механизма с целью ремонта либо замены уплотнений на предприятиях, не оснащенных специальным испытательным оборудованием (испытательные стенды) и без специальной подготовки персонала не рекомендуется.

Изготовление большинства деталей без использования особых технологий и высокоточного специального оборудования практически невозможно.

Прокачка ГУР

    179 1 157k
    225 10 382k

Прокачка ГУР и его системы проводится при замене рабочей жидкости, завоздушивании, которое может быть результатом неисправности или выполнения ремонтных работ. Попавший внутрь воздух не только снижает эффективность работы гидроусилителя, но и может вызвать серьезные поломки, в частности, выход из строя насоса ГУРа. Поэтому прокачку гидроусилителя необходимо проводить в строгом соответствии с существующей технологией.

Признаки неисправностей в системе ГУР

Существует несколько признаков завоздушивания системы ГУР, при котором необходимо провести его прокачку. Среди них:

  • появление сильного шума в районе установки ГУР или его насоса;
  • увеличение давления на рулевом колесе, затруднения при его повороте;
  • подтекание рабочей жидкости из системы гидроусилителя.

Кроме этого, существуют еще несколько признаков, свидетельствующих о завоздушивании системывозникновение пены на поверхности рабочей жидкости в расширительном бачке, самопроизвольные повороты рулевого колеса в одну из сторон. Если вы столкнулись хотя бы с одним из описанных признаков — значит, вам необходимо прокачать гидроусилитель руля.

Как прокачать ГУР

Как залить масло и прокачать ГУР

Процедура замены жидкости и прокачки ГУР выполняется в строгом соответствии с существующим алгоритмом. Некоторые автопроизводители могут вносить в него свои особенности. Если у вас есть мануал к вашему автомобилю, рекомендуем ознакомиться с соответствующим разделом. В общих же чертах шаги необходимо выполнять в такой последовательности:

  • Полностью поднимите автомобиль на подъемнике или вывесите его передние колеса.
  • При необходимости выполните слив старой жидкости из расширительного бака. Для этого следует снять возвратный шланг (идущий в систему ГУРа) с расширительного бачка и поставить на него заглушку, чтобы жидкость из шланга не выливалась. К освобожденному кранику на бачке присоединяют шланг, идущий к пустой бутылке, куда предполагается сливать старую гидравлическую жидкость.
  • Основной объем жидкости удобнее всего откачивать шприцом и сливать в отдельную бутылку. Когда жидкости останется совсем мало переходим к следующему пункту.
  • Провести заливку рабочей жидкости в расширительный бак до верха.
  • Далее следует покрутить рулевым колесом из стороны в сторону (от упора до упора) несколько раз с тем, чтобы через шланг вытекла оставшаяся в системе старая жидкость. Поскольку новая жидкость вытесняет старую, не забываем следить за уровнем масла в бачке, чтобы в шланг не попал воздух.
  • При падении уровня жидкости вновь доливаем ее.
  • Запустите двигатель на 2-3 секунды и заглушите. Это делается для того, чтобы жидкость начала распространяться по системе.

Откачка масла шприцом

  • Далее следует долить рабочую жидкость в бачок до уровня отметки MAX и повторить процедуру с запуском двигателя. Этот цикл повторить 3-5 раз.
  • Сигналом к прекращению прокачки является тот факт, что в сливную бутылку перестает попадать воздух из возвратного шланга. Это означает, что в гидравлической системе воздуха больше не осталось, а бачок попадает свежая чистая жидкость.
  • После этого нужно установить на место возвратный шланг (подсоединить к расширительному бачку, где он был изначально установлен).
  • Вновь наполнить бачок до уровня MAX, после чего запустить двигатель.
  • Для прокачивания гидроусилителя необходимо 4-5 раз медленно покрутить рулем от левого до правого упора. В местах упоров делать паузы на 2-3 секунды. Если воздух остался, он должен выйти в расширительный бак. В процессе проверки следим за тем, чтобы насос не издавал посторонних шумов.
  • Сигнализатором того, что прокачка закончилась, будет отсутствие на поверхности жидкости в бачке воздушных пузырьков.
  • После этого плотно закройте расширительный бак.

Прокачка системы ГУР

Прокачку системы также можно осуществлять без запуска двигателя, “на холодную”. Для этого достаточно вращать рулем от левого до правого упоров. При этом старая жидкость и воздух выходят из системы. Однако большинство автопроизводителей все же советуют прокачивать систему с запущенным двигателем.

Уровень жидкости в бачке должен находиться между отметками MIN и MAX. Помните, что при нагреве жидкость расширяется, поэтому не следует наливать ее сверх имеющейся отметки.

Характерные неисправности гидроусилителя руля

Неисправности в работе гидроусилителя легко опознать по характерным признакам. Среди них:

  • Туго поворачивается рулевое колесо. Вероятные причины — выход из строя насоса ГУР, использование неподходящей рабочей жидкости, залипание каналов золотникового механизма.
  • При вывернутом до упора рулевом колесе (в любую сторону) в процессе езды слышен звук высокой частоты (похожий на свист). Вероятная причина — прослаблен приводной ремень.
  • Рулевое колесо поворачивается рывками. Вероятные причины неисправности — несоответствие рабочей жидкости спецификации, заявленной производителем, неисправность распределяющего жидкость механизма, неисправность насоса.
  • Наличие интенсивного пенообразования в расширительном бачке. Вероятные причины — смешивание жидкостей разных типов, неисправность насоса ГУР.
  • При работающем двигателе происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса в любую сторону. Вероятная причина — неисправная работа золотникового механизма, чаще всего, засорение его рабочих каналов, неверная сборка (например, после установки ремкомплекта).
Читайте также  Использовать ли присадку Хадо в коробку автомат?

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию ГУР

Для того чтобы гидроусилитель руля и его система работали в штатном режиме, а также для продления срока их эксплуатации необходимо придерживаться нескольких несложных правил:

  • использовать рабочие жидкости, рекомендованные автопроизводителем, а также проводить их своевременную замену (большинство автопроизводителей рекомендуют производить замену жидкости ГУР через каждые 60. 120 тысяч километра пробега, или один раз в 2 года, это зависит от стиля вождения и интенсивности эксплуатации автомобиля);
  • выполнять прокачку системы ГУР в строгом соответствии с описанным выше алгоритмом (или соблюдая отдельные требования, если таковые предъявляет производитель автомобиля);
  • следить за состоянием пыльника рулевой рейки, поскольку если он будет порван, то пыль и грязь попадут в систему, что приводит к выходу из насоса ГУР. Признаком уже случившийся проблемы является гул гидроусилителя, который не устраняется даже заменой жидкости.

Стоимость замены жидкости и прокачки ГУРа

Если вы планируете проводить работы по замене жидкости и прокачке ГУРа самостоятельно, то вам необходимо будет купить лишь масло в объеме от 1 до 3 литров (с учетом промывки, при этом объем системы ГУРа легкового автомобиля составляет до 1 литра). Цена жидкости зависит от марки и магазина. Она находится в пределах 4. 15$ за один литр. Если же вы не хотите или не можете самостоятельно выполнять подобные работы — обратитесь за помощью на СТО. Приблизительные цены на январь 2017 года составляют:

  • работа по замене жидкости — 1200 рублей;
  • прокачка ГУРа — 600 рублей.

Заключение

Прокачка гидроусилителя — несложная процедура, с которой может справиться даже неопытный автовладелец. Главное, придерживаться последовательности действий, рассмотренной выше. Также необходимо обязательно использовать рабочую жидкость с рекомендованными производителем характеристиками. При появлении малейших признаков неисправности системы ГУР необходимо провести профилактические процедуры. В противном случае система может выйти из строя, что грозит не только ремонтом но и потерей контроля над автомобилем на дороге.

Гидроусилитель рулевого привода МАЗ: легкое управление тяжелого грузовика

Минские грузовики легки и комфортны в управлении, что достигается в том числе и использованием в рулевом управлении гидроусилителя. О ГУР автомобилей МАЗ, существующих сегодня типах, устройстве, конструктивных особенностях и работе, а также о техническом обслуживании и ремонте читайте в этой статье.

Типы и устройство системы рулевого управления и ГУР автомобилей МАЗ

Все автомобили МАЗ, начиная уже с 500-й серии (МАЗ-500, 503, 504 и другие), оснащаются рулевым управление с гидравлическим усилителем. Это обеспечило простое и комфортное управление довольно тяжелых (от 6,5 до 15 и более тонн) грузовиков на дорогах с любым типом покрытия. За полвека эта система претерпела одно существенное изменение и массу незначительных модернизаций, но в целом ее принцип работы, конструкция и даже многие агрегаты остались прежними.

В настоящее время на грузовиках МАЗ различных поколений и моделей можно встретить две системы ГУР:

  • Гидроусилитель ранних моделей с распределителем, интегрированным в рулевой механизм;
  • Гидроусилитель грузовиков нового поколения (с 1970-х годов) с распределителем, интегрированным в силовой гидроцилиндр.

Рулевое управление с ГУР первого типа использовалось на автомобилях МАЗ 500-й серии, однако его можно встретить и на более современных грузовиках МАЗ-5432, 6422 и других. Рулевое с ГУР второго типа впервые стало широко использоваться на новом поколении минских грузовиков, пришедших на замену 500-й серии — МАЗ-5335, 5336, 5337, 5549 и других, а также более поздних МАЗ-5551 и на большинстве актуальных моделей.

Однако все модели МАЗ оснащаются принципиально похожими по конструкции и функционированию системами рулевого управления, которые включают в себя следующие компоненты:

  • Рулевая колонка с рулевым колесом — телескопического типа (может регулироваться по высоте), монтируется в кабине, удерживается с помощью кронштейна;
  • Рулевой кардан — располагается внутри рулевой колонки, служит для передачи поворачивающего усилия на рулевой механизм;
  • Рулевой механизм — традиционного типа на двух парах ?винт-гайка? на циркулирующих шариках и ?рейка-сектор?, причем гайка одновременно играет роль рейки, в результате чего вращательное движение винта преобразуется в поступательное движение винта-рейки и во вращательное (но значительно замедленное) движение сектора;
  • Рулевой привод — образован продольной рейки и рулевой трапеции, которую составляет поперечная рулевая тяга, наконечники и рулевые рычаги на поворотных кулаках. Соединения между деталями рулевого привода выполнены на одинаковых шаровых шарнирах;
  • Гидроусилитель руля — состоит из распределителя (который в зависимости от типа ГУР может располагаться на рулевом приводе или на силовом цилиндре), силового гидроцилиндра, насоса ГУР, масляного бака и системы трубопроводов.

Рулевой механизм и детали ГУР монтируются на левом лонжероне рамы грузовика, что одновременно с надежностью и жесткостью установки дает простой доступ к агрегатам для их обслуживания и ремонта.

ГУР раннего и позднего типов имеют ряд конструктивных отличий.

Конструкция и работа компонентов ГУР с распределителем в рулевом механизме

Данный тип гидроусилителя включает в себя следующие детали:

  • Распределитель ГУР золотникового типа, установленный на рулевом механизме. От распределителя две трубки идут на силовой цилиндр, одна — на масляный бачок, и одна — на насос;
  • Силовой гидравлический цилиндр двухстороннего действия. Корпус цилиндра шарнирно соединен с рамой автомобиля, а шток — с продольной рулевой тягой (соединение находится в районе сочленения рулевой сошки и тяги);
  • Насос ГУР — в автомобилях МАЗ (в том числе и на актуальных моделях) используются обычные шестеренные масляные насосы, которые дополняются клапаном расхода и давления масла, а также механизмом натяжения приводного ремня;
  • Масляный бачок — вмещает в себя необходимый запас рабочей жидкости.

Главная деталь ГУР — распределитель. Он выполнен в отдельном корпусе, который монтируется на торце рулевого механизма. Основу распределителя составляет золотник с тремя кольцевыми канавками, он расположен в герметичной полости корпуса, и при этом может несколько смещаться вдоль оси полости. В корпусе распределителя выполнены впускная и выпускная полости (первая соединена с насосом, а вторая направляет масло к бачку), а также каналы, обеспечивающие отвод и подвод масла к полостям и золотнику.

Сам золотник имеет резьбовое соединение с валом, который, в свою очередь, связан с винтом рулевого механизма. Так что при проворачивании винта происходит и поворот вала распределителя, что приводит к сдвигу золотника вправо или влево (в зависимости от направления вращения рулевого колеса) и перераспределению потоков масла. Также в распределителе предусмотрен механизм возврата золотника в нейтральное положение при снятии усилия с рулевого колеса (он состоит из пропущенного через вал торсиона и трех реактивных камер с плунжерами).

Работает гидроусилитель просто. При нейтральном положении руля золотник тоже находится в нейтральном положении — в этом случае впускная и сливная полости объединены, а каналы на гидроцилиндр перекрыты, поэтому масло от насоса проходит через распределитель и направляется в бачок, а цилиндр ?выключается?.

При повороте руля в ту или иную сторону винт рулевого механизма вращает вал распределителя и золотник сдвигается — происходит разобщение впускной и сливной полостей, одновременно открываются каналы подачи и слива масла из полостей цилиндра. В результате масло поступает в цилиндр и его шток толкает продольную рулевую тягу. При остановке руля в любом положении золотник автоматически возвращается в нейтральное положение и силовой цилиндр вновь ?выключается?.

Таким образом, распределитель постоянно отслеживает состояние рулевого механизма, и при появлении усилия на руле сразу же включается в работу.

Конструкция и работа компонентов ГУР с распределителем в силовом цилиндре

Данный тип гидроусилителя содержит те же компоненты, что и предыдущий, но имеет ряд отличий:

  • Силовой цилиндр объединен с распределителем, также в эту конструкцию интегрирован корпус шаровых шарниров для соединения с рулевой сошкой и продольной рулевой тягой ? весь этот агрегат в сборе обычно и называют гидроусилителем;
  • Управление работой распределителя обеспечивается сошкой рулевого механизма;
  • Распределитель имеет более простое устройство принцип работы.

Распределитель в этом ГУР также золотникового типа и в целом аналогичен по конструкции вышеописанному. Однако его управление обеспечивается шаровым пальцем с помощью простого механизма — толкателя с возможностью регулировки люфта. Толкатель соединен с пальцем сошки и золотником, поэтому распределитель быстро реагирует на появлении усилия на рулевом колесе.

Работает усилитель данной конструкции следующим образом. При нейтральном положении руля или при остановке руля в любом другом положении сошка рулевого механизма остается неподвижной, поэтому и с шарового пальца в ГУР снимается усилие — в этом случае золотник под действием пружин занимает нейтральное положение и масло из впускной полости сразу направляется в сливную.

При повороте руля в любую из сторон появляется усилие на сошке и на ее шаровом пальце в гидроусилителе. Так как палец имеет некоторый люфт, он давит (или, наоборот, тянет) на золотник, тот тоже смещается — происходит перераспределение потоков рабочей жидкости, в работу включается силовой цилиндр и происходит поворот колес. При снятии усилия с руля шаровой палец прекращает действовать на золотник, тот возвращается в нейтральное положение и ?выключает? силовой цилиндр.

Читайте также  Желающим подмотать спидометр на Газели своими руками в помощь

Как нетрудно заметить, в этом распределителе отсутствует сложный механизм возврата золотника в нейтральное положение, что значительно упрощает и удешевляет его конструкцию.

Вопросы ТО и ремонта гидроусилителя рулевого привода МАЗ

Нормальная работа ГУР возможна только при регулярном техническом обслуживании, которое в общих чертах сводится к следующему:

  • Регулярно следует проводить проверку люфтов и затяжки болтовых соединений рулевого привода и гидроусилителя;
  • Периодически необходимо осматривать детали ГУР на предмет утечек;
  • При каждом ТО-1 проводить проверку и пополнение уровня масла в бачке;
  • При каждом ТО-2 производить промывку или замену масляного фильтра, установленного в бачке;
  • При каждом сезонном ТО производить замену масла, при этом следует промывать бачок, а затем прокачивать систему для удаления воздуха;
  • Регулярно производить проверку натяжения ремня насоса ГУР, при необходимости — регулировать натяжение с помощью специального болта;
  • Для ГУР с распределителем в цилиндре — регулярно проверять и устанавливать необходимый люфт шаровых пальцев (для пальца сошки он при запущенном двигателе не должен превышать 2 мм, для пальца продольной тяги люфта быть не должно);
  • Для ГУР с распределителем в рулевом механизме — регулировать люфт в зубчатом зацеплении пар механизма.

Следует отметить, что для каждой модели автомобиля МАЗ установлен свой порядок обслуживания, регулировок и ремонта гидроусилителя и всего рулевого управления, поэтому всегда следует использовать руководство по эксплуатации на данную конкретную модель и модификацию. Только в этом случае можно гарантировать правильность проводимых работ.

Рулевое управление автомобиля МАЗ

4.4. Рулевое управление

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм с встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги.

Рулевой механизм с встроенным распределителем и клапаном ограничения давления рабочей жидкости показан на рисунке 45.

Ось наружной поверхности вкладышей 8, 15 смещена относительно ося отверстия подшипников 11 на величину эксцентриситета «h», что дает возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом вкладышей 8, 15.

Регулировка натяга подшипников 29 осуществляется с помощью прокладок 1.

Распределитель гидроусилителя руля — золотникового типа, встроен в рулевой механизм.

Уход за рулевым управлением и его регулировка

Уход за рулевым механизмом заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, а также проверке герметичности всех уплотнений. Регулировка натяжения ремней привода насоса на автомобилях с двигателем ЯМЗ осуществляется винтом. При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 39 Н (4 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой.

Рисунок 45. Рулевой механизм

1 — регулировочные прокладки; 2 — винт; 3 — гайка-рейка; 4 — корпус 5 — распределитель; 6 — канал; 7 — сектор; 8. 15 — эксцентриковые вкладыши; 9 — штифт; 10. 16. 28 — крышка; 11. 29 — подшипники; 12 -отверстие; 13 — клапан ограничения давления; 14 — кольцевая расточка; 17. 27 — боковая грань; 18, 26 — ролик; 19, 25 — рычаг; 20 — шток; 21 — гайка; 22 — пробка; 23 — корпус; 24 — контргайка; 30 — пробка

При смене масла в гидросистеме, которая производится при ремонте, следует поднять переднюю ось автомобиля. Для слива масла из системы:

— отвернуть заливную пробку и сливную пробку масляного бака, слить масло из бачка и промыть фильтр и бачок дизельным топливом;

— слить масло из картера рулевого механизма, для чего отвернуть пробку 30 (рисунок 45);

— отсоединить от распределителя трубопроводы гидроцилиндра и опустить их в емкость и, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора, слить масло из гидроцилиндра.

При заливке масла полностью удалить воздух из системы. Для этого залить масло в бачок и медленно повернуть рулевое колесо два раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из масла в бачке. Произвести доливку масла при необходимости. Фильтр масляного бачка при установке двигателя MAN заменить после обкатки, а в дальнейшем менять после каждых 30000 км пробега.

Регулировка рулевого механизма

Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки — рейки. Регулировку механизма следует начинать с подшипников винта в такой последовательности:

— снять рулевой механизм:

— слить рабочую жидкость из рулевого механизма, отвернув сливную пробку:

— закрепить рулевой механизм в тисках и проушины корпуса в горизонтальном положении вверх сектором;

— поворотом входного вала (рисунок 45) установить гайкурейку 3 и сектор 7 в одно из крайних положений (левое или правое);

— определить момент, необходимый для проворачивания входного вала по направлению из крайнего положения в среднее (примерно на угол 30°). если момент меньше 0,9 Н.м, необходимо отрегулировать натяг в подшипниках 29, уменьшив количество прокладок 1.

После регулировки момент, необходимый для проворачивания входного вала, должен находиться в пределах 0.9- 1,5 Н.м (0,10-0,15 кгс.м). Для проверки наличия люфта в зубчатом зацеплении нужно вращением входного вала установить гайку-рейку и зубчатый сектор в среднее положение (полное число оборотов входного вала делится пополам), установить сошку на вал сектора 7. Покачиванием сошки в обе стороны определить наличие люфта (при наличии люфта слышен стук в зубчатом зацеплении и, кроме того, вал сектора поворачивается, а входной вал неподвижен). Наличие люфта можно также определить поворотом входного вала влево и вправо до начала закрутки торсиона, застопорив при этом вал сектора.

Для регулировки зубчатого зацепления необходимо снять крышки 10 и 16 и повернуть вкладыши 8, 15 по часовой стрелке на один и тот же угол (если смотреть со стороны вала сектора) так, чтобы исключить зазор в зубчатом зацеплении. Установку крышек 10 и 16 производить таким образом, чтобы штифты 9 вошли в отверстия во вкладышах 8, 15, расположенных в одной диаметральной плоскости с резьбовыми отверстиями в корпусе под крепление крышек. При незначительном несовпадении отверстий с резьбовыми отверстиями корпуса вкладыши 8, 15 повернуть в ту или другую сторону до совпадения вышеуказанных отверстий, обратив при этом внимание на отсутствие зазора в зубчатом зацеплении. Штифты 9 должны располагаться друг против друга по одной линии.

После регулировки крышки 10, 16 при установке можно повернуть на 90, 180 и 270 градусов относительно первоначального положения.

После установки крышек момент, необходимый для проворачивания входного вала в среднем положении, должен быть в пределах 2,9 — 4,5 Н.м (0,29 — 0,45 кгс.м).

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроцилиндру, проверьте работу рулевого управления.

При правильной регулировке (при отрегулированных шарнирных соединениях рулевых тяг, подшипниках ступиц передних колес и шкворневых соединениях балка передней оси — поворотный кулак) усилие на ободе рулевого колеса при повороте управляемых колес на месте, на площадке с асфальтовым покрытием должно быть при работающем двигателе 98-118Н(10-12 кГс) и свободный угол поворота рулевого колеса не более 10 — 12°. В процессе эксплуатации допускается увеличение свободного хода рулевого колеса, но не более 18°.

Регулировка углов поворота сектора 7 (рисунок 45), при которых происходит срабатывание клапана ограничения давления 13, осуществляется непосредственно на автомобиле следующим образом:

Для увеличения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес влево до заданной величины, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23, и поворачивать пробку 22 против часовой стрелки, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будет перемещаться вниз, обеспечивая удаление ролика 18 от боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от поворота пробку 22.

Для уменьшения углов поворота сектора 7 и, следовательно, управляемых колес до заданной величины влево, необходимо отвернуть контргайку 24 до выхода из соприкосновения с корпусом 23 и, поворачивать пробку 22 по часовой стрелке, при этом гайка 21 со штоком 20 и рычагом 19 будут перемещаться вверх, обеспечивая приближение ролика 18 к боковой грани 17 сектора 7.

После проведения регулировки контргайку 24 завернуть, придерживая от проворота пробку 22.

Для увеличения или уменьшения угла поворота сектора и, следовательно, управляемых колес до заданной величины вправо аналогичной регулировкой ролик 26 с рычагом 25 удаляется или приближается к грани 27 сектора 7.

Регулировка рулевой колонки по углу наклона и высоте осуществляется при нажатии на педаль 8 (рисунок 46).

В начальный момент нажатия на педаль выходит из зацепления рейка 4 и обеспечивается регулировка положения рулевого колеса только по углу наклона.При перемещении педали на полный ход выходит из зацепления и рейка 2, при этом обеспечивается регулировка положения рулевого колеса по углу наклона и высоте.

После установки рулевой колонки в удобное положение рулевого колеса педаль отпустить.

Роль травмобезопасного устройства выполняет зубчатое зацепление рейки 4 и сектора 5. При воздействии на рулевое колесо зубья зубчатого зацепления срезаются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: