В каком году поменяли номера машин

«В машину МОС не суй свой нос!» Или как появились гос.номера в России.

30 июля 1993 года приказом МВД России № 362 были введены новые государственные регистрационные знаки транспортных средств – автомобильные номера ныне действующего образца

Первые автомобильные номера появились в России еще в начале прошлого века. Они представляли собой жестяную табличку с трехзначным номером. Выдавались они городской управой строго в порядке очереди, а если быть более точным, то по мере регистрации новых автомобилей. А затем таблички ежегодно менялись. Номеров вполне хватало, поскольку легковых авто было немного, да и регистрировались они лишь в крупных городах. До революции количество машин в России измерялось тысячами.

Среди них был и на котором впоследствии ездил вождь пролетариата. Его регистрационный номер был 236.

А в 1920 году Ленин подписал декрет «О номерных знаках». Передний номер надлежало прикреплять на левом крыле, а задний – на специальной стойке не выше аршина от земли. Машин стало больше, и цифры соответственно использовались 4 – 5-значные. А в 1931 – 1932 годах к ним добавились и буквы. На белом фоне черные символы типа Г-00-01. Правда, по какой-то причине новшество не прижилось, и уже через пару лет появились номера с названием региона выдачи. Если слово «Москва» на знаке умещалось полностью, то другим названиям городов везло меньше. Например, ленинградский номер выглядел так: сверху цифры, скажем, 2-42-00, а снизу надпись: «Лен-град».

Но и эти номера очень быстро поменяли, и в 1936 году регион впервые зашифровали в сочетании букв. Грузия, например, получила буквы ГА, а Москва – номера, начинавшиеся с Ленинский «Роллс-Ройс»буквы «М».

Частных машин в столице в то время было немного, и их номера начинались на «МИ». Остается добавить, что номера стали черными, символы – белыми, а число цифр равнялось четырем.

Через 10 лет, в 1946 году, началось проведение настоящей «номерной реформы». Во время войны многие регистрационные знаки, равно как и документы, были утеряны, к тому же нужно было легализовать многотысячный парк трофейных автомобилей. И тогда появились новые номера желтого цвета с черными символами и черные номера с белыми буквами и цифрами для служебного транспорта. В Москве, кстати, до середины пятидесятых разрешалось иметь только один, задний номер.

А в конце пятидесятых черными стали все номера, за исключением тракторных, оставшихся желтыми. В нашей стране до сих пор можно встретить древние автомобили с такими номерными знаками, имевшими четыре цифры и три буквы.

Очередная реформа была проведена в начале восьмидесятых годов. Летом 1980 года в столице появились автобусы с белыми номерами серии ОЛМ и такси салатового цвета с номерами серии МЕБ и надписью «Подольск» на передних дверцах.

После Московской Олимпиады все номера были заменены на старые, черные, но через год началась массовая замена черных жестянок на новые, белые. При этом частные автомобили получали номера, начинавшиеся с букв, например, а0001МО, а государственные – с цифр типа 0001 МОК. И, наконец, 30 июля 1993 года вышел приказ министра внутренних дел России Ерина о введении современных номеров, которые, кстати, изготавливались по аналогии с французскими.

Этот дипломатический номер на инвалидке С3А, на которой ездил Моргунов в фильме «Операция «Ы»» на самом деле принадлежал машине британского посла.

А вот первые серии специальных номеров в СССР появились в довоенные времена. Например, в 1939 – 1941 годах автомобили Красной Армии получили номера с буквой А и пятью цифрами, а номера правительственных автомобилей начинались с букв МА. Естественно, ни о каких способах установки правительственных номеров на частные машины и речи быть не могло. Равно как и в 1946 – 1959 годах, когда автомобили высокопоставленных чиновников получали московские номера серий МА, МЩ и ЭО.

С шестидесятых годов появились новые серии номеров, которые давали возможность достаточно четко определить статус автомобиля, на котором они устанавливались. Например, Гараж особого назначения, обслуживавший первых лиц государства и других высокопоставленных персон, получил в свое распоряжение серию МОЛ. И в «черном», и в «белом» варианте эти номера, получившие в брежневские времена шутливую расшифровку «Мы Охраняем Лёню», было невозможно ни купить, ни установить на частные автомобили. Равно как и правительственные номера серии МОС, про которые в народе даже сочинили одностишие: «В машину МОС не суй свой нос!»

На самом деле машины первых лиц государства и большинства охраняемых лиц в те времена вообще не имели каких-то специальных номеров. Серия МОЛ в основном стояла на «Волгах», которые обслуживали руководство 9-го управления КГБ и семьи охраняемых лиц. ЗИЛ-111 с правительственными номерами образца 1959 годаПредставители семейств считали престижным получить номер с нулями впереди. И получали. Руководство «девятки» использовало номера, начиная с 00-30 и дальше.

Что же касается серии МОС, то она была распределена по различным ведомствам. Черные номера образца 1959 года были и в ЦК КПСС, и в Совете Министров СССР. Их цифровая комбинация давала знающим людям понять, чья машина едет. На машинах первых лиц и оперативном транспорте были самые незапоминающиеся, путаные номера, без всяких нулей или одинаковых цифр. Сначала, правда, они использовались только из серий типа ММА. Примерно до середины восьмидесятых годов на основных машинах были зачастую только задние номера. Все это, конечно, относилось к сфере обеспечения безопасности.

В шестидесятые – семидесятые годы появились и другие спецсерии. Например, московская милиция использовала номера серии МКМ, что традиционно расшифровывалось как Московская Краснознамённая Милиция, а в области стражи порядка использовали номера серии МОМ – Московская Областная Милиция. В КГБ же использовались несколько серий типа ММА, ММБ, ММВ, ММГ, ММС и других.

Именно в те времена появились так называемые блатные номера на частных машинах. Они, правда, крайне редко выдавались из спецсерий. Но они все-таки были, например, «Волга» выдающегося хоккеиста Александра Якушева с буквами из «милицейской серии» и номера некоторых других игроков сборной СССР. Хоккеисты, которые в те времена были национальными героями, как правило, получали регистрационные знаки, напоминавшие номер, под которым они выходили на лед. У Александра Мальцева был номер 00-10 МОИ, у Валерия Харламова 00-17 ММБ, а вот молодому Владиславу Третьяку получить «двадцатку» поначалу не удалось, и его первая «Волга» была с черным номером 00-52 (по аналогии с 1952 годом рождения).

После введения новых номерных знаков в 1980 – 1981 годах буквенные сочетания спецсерий в основном сохранились. Никаких специальных инструкций и тем более законодательных актов на эту тему не издавалось. Просто серии МОЛ, МОС, ММД, ММГ, МКМ и некоторые другие не выдавались теперь частникам. Исключением были космонавты, специально для которых была выделена серия ММО. Номер, как правило, соответствовал порядковому номеру полета. После пребывания на орбите они получали в подарок «Волги» вместе с номерами. А потом их перевешивали на следующие машины. У Валентины Терешковой, к примеру, был белый «Мерседес» с номером 0006 ММО, у Алексея Леонова машина с номером 0011, у Евгения Хрунова – 0015.

В восьмидесятые годы стало легче определять принадлежность автомобилей с номерами спецсерии МОС. К примеру, с цифр 04 начинались номера машин фельдъегерской службы, обслуживавших ЦК КПСС, с пятерки – инструкторов ЦК, с цифры 11 – министерские автомобили, с 16 – машины 4-го Главного управления Минздрава. Даже редакции популярных Президентский «Пульман» конца 1990-х годов газет получили такие номера. Например, за «Московским комсомольцем», в котором мне приходилось работать, были закреплены машины 1430, 1431 и 1432 МОС.

В смутные времена начала девяностых годов появилась необходимость в очередной реформе СССР, и поэтому единая система регистрации автотранспорта приказала долго жить. В начале девяностых годов изъяли серию МОС как связанную с ЦК КПСС, но «комитетовские» и «милицейские» серии оставались. Правда, они постепенно стали перекочевывать и на частные автомобили либо автомобили, принадлежавшие банкам, различным ООО и пр. Например, только вышедший из тюрьмы зять Брежнева Юрий Чурбанов ездил в середине девяностых на «Вольво» с номером серии МОЛ, который был оформлен на фирму «Росштерн».

Но настоящий расцвет блатные и просто «красивые» номера стали переживать с 1994 года, когда система регистрации в очередной раз была реформирована. Вот тогда и появились у нас первые официальные «не такие, как у всех» государственные регистрационные знаки.

Особенно популярной у состоятельных и известных людей стала серия особых государственных знаков К***РР. Ее даже прозвали «Коммерческий резерв России». Первая сотня, правда, была выдана государственным структурам. Хотя с номером К033РР неоднократно видели машину Никиты Михалкова. А вот начиная с двухсотого особые регистрационные знаки получили Газпром и «ЛУКОЙЛ», Сбербанк и Внешторгбанк, группа МОСТ, частные охранные предприятия и владельцы структур с Черкизовского рынка. Были введены «депутатские» серии, новые серии для регионов. И все это продолжалось до 1 февраля 2007 года, когда все «флажки» были отменены.

Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х

Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.

Чёрные

Н а переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.

Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.

Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.

Читайте также  Почему вибрирует машина при торможении

Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».

Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.

В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.

Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.

Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.

Белые

В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.

В каком году поменяли номера машин

История автомобильных номеров

Государственный регистрационный номер — своеобразный документ, удостоверяющий «личность» машины. Его история не намного короче истории самого автомобиля. Впрочем, регистрация транспортных средств существовала еще до изобретения автомашины. Со второй половины XIX века в городах нумеровали извозчиков конных экипажей, а позднее также и велосипедистов.

Сведения о том, где был выдан первый автомобильный номерной знак, разнятся. Есть несколько версий того, где и как это произошло. В любом случае, можно сказать, что в Европе первые номера появились в годах XIX столетия. В Российской империи это событие произошло несколько позже. Первые номерные знаки на автомобилях были установлены в самом начале ХХ столетия. Случилось это, кстати, не в столице, которой тогда был Санкт-Петербург, а в Риге в 1904 году.

Первоначально на номерах писались только цифры. В те далекие времена число автомашин было очень невелико и владели ими лишь наиболее обеспеченные граждане. Единой государственной системы регистрации не существовало. В каждом городе были свои собственные номера, которые сильно различались по размерам и внешнему виду. Их меняли ежегодно после прохождения техосмотра. Это обстоятельство создавало тогдашним автовладельцам дополнительные неудобства.

До революции 1917 года никаких кардинальных изменений в правилах учета введено не было. Автомобили оставались предметом роскоши и встречались, главным образом, в крупных городах и в очень ограниченном количестве. Да и после революции у новых властей далеко не сразу дошли руки до постановки автомашин на учет. Однако время шло, и автомашин в Советском Союзе становилось все больше. А поскольку при социализме были чрезвычайно важны учет и контроль, то по мере увеличения числа автомобилей возрастала и необходимость их регистрации. Стандартные номера единого для всей страны образца были введены в СССР в 1931 году. На белом поле черным цветом изображались буква и две пары цифр.

В течение годов номерная система не раз реформировалась. Уже в 1934 году буква была заменена цифрой, сам номер стал отражать территориальную принадлежность автомашины, а под цифрами писали название одного из 45 дортрансов (регионов), на которые был поделен Советский Союз. Цвета номерного знака остались без изменений.

В 1936 году была проведена новая реформа. Номер теперь состоял из двухбуквенного индекса, обозначавшего регион, и двух пар цифр, разделенных между собой дефисом. Цвета поменялись: на черном фоне белые цифры и буквы.

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, номерные знаки снова подверглись изменениям. Радикально изменился цвет номера. Теперь фон стал желтым, буквы и цифры — черными. Регистрационные знаки такого типа просуществовали в Советском Союзе до конца годов.

С 1959 года вновь появились белые буквы и цифры на черном фоне. Правда, количество букв увеличилось. Теперь их стало три. Буквы, как и прежде, отражали территориальную принадлежность автомобиля. За всю историю СССР такие номерные знаки существовали дольше всех остальных — более двух десятилетий, до начала годов.

В 1981 году произошло последнее изменение автомобильных номеров в Советском Союзе. На новых номерных знаках черные буквы и цифры писались на белом фоне. По таким номерам легко можно было определить хозяина машины. На автомобилях, принадлежавших государственным учреждениям, все три буквы находились после четырехзначного числа, а на машинах частных владельцев одна буква стояла спереди, а остальные, соответственно, позади цифр.

Действующий ныне в РФ стандарт номерных знаков был введен в 1994 году. Их формат полностью изменился. Теперь на всех номерах вначале идет буква, затем три цифры, за ними еще две буквы. В правой части знака появились изображение флага Российской Федерации и буквенное обозначение государства — RUS. Регион стали обозначать двузначными (позднее и трехзначными) числами.

Для облегчения поездок за рубеж стали использовать только те буквы кириллицы, которые имеют аналогичное начертание в латинском алфавите. Таких совпадающих букв всего 12 (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х) вместо 27, применявшихся ранее, поэтому лимит возможных номеров оказался не слишком велик, и он будет полностью исчерпан в ближайшие годы.

Впрочем, в Москве с недавних пор введено трехзначное обозначение региона — 177, на очереди серии 199 и 197. Единицу с левой стороны подставляют потому, что другая цифра попросту не поместится на номерном знаке стандартного размера. Похожая ситуация складывается и в других густонаселенных регионах страны со значительным количеством автомобилей. Однако и номеров с трехзначным обозначением региона, судя по всему, хватит ненадолго. Вероятно, не за горами очередная «номерная» реформа, и трудно сказать, какие меры будут предприняты. Возможны различные варианты, например, можно увеличить число символов на номерах.

В разные годы, помимо обычных общегражданских, существовали, да и сегодня существуют, различные специальные номерные знаки. Например, на военных автомобилях всегда были номера, отличные от тех, которые выдавались частным автовладельцам или устанавливались на машины, принадлежавшие гражданским учреждениям. Аналогичная ситуация была и с автомобилями дипломатических представительств зарубежных стран.

Помимо идентификационной функции автомобильный номер с некоторых пор стал служить показателем социального статуса владельца машины. Особенно широко эта мода распространилась в 90-х годах прошлого века. В то время появилось большое количество быстро разбогатевших людей, и некоторые из них стремились любым способом выделиться из общей массы менее шустрых и удачливых сограждан. Самым простым способом показать себя было приобретение шикарной иномарки и обзаведение «крутыми» номерами.

Престижными считаются, например, номера, в которых все цифры одинаковы, — 111, 555, 777. Пара нулей спереди или сзади, по мнению некоторых автовладельцев, тоже неплохо смотрится. Например, 001, 007 или 100. Также весьма популярны номерные знаки с одинаковыми буквами, такие как ААА, ООО. Большинство этих «красивых» номеров не обеспечивают своему обладателю каких-либо привилегий на дороге и вряд ли позволяют надеяться на более благосклонное отношение инспекторов.

За обладание заветным номерным знаком приходится платить, иногда весьма значительные суммы. Официально все автолюбители получают номера на общих основаниях. Однако именно на дорогих иномарках, как правило, можно увидеть «красивые» номерные знаки. По некоторым данным, существуют даже тарифы на престижные номера. Цена варьируется в достаточно широких пределах — от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

Некоторые законодатели даже призывают официально начать продажу престижных номеров. По их мнению, в этом нет ничего дурного. Если человек желает выделиться, то надо дать ему такую возможность. Особенно если этот человек способен хорошо заплатить за свое мнимое превосходство на дороге. Впрочем, большинство автолюбителей такая услуга едва ли заинтересует.

Читайте также  Куда выставить машину на продажу

Сколько раз в России (СССР) меняли номерные знаки на автомобили?

В СССР автомобильные номера вводились и менялись несколько раз (я насчитала 6 раз), один раз уже в России. Однако, по порядку.

Первый советский номер образца 1931 года имел такой формат: буква-2 цифры-2 цифры» черным на белом фоне.

В 1934 году первая буква заменена на цифру, а под номером прописью писалось название региона приписки («Дортранс»).

В 1936 году номера вновь изменились, появились двухвидовые номера — линейные для прикрепления спереди и двухрядные квадратные — сзади. Теперь на них писались 2 буквы индекса региона и две пары цифр через дефис.

В 1947 году были номера с желтым фоном и черными цифрами.

В 1958 году были введены в действие автомобильные номера следующего вида: на черном поле белые цифры и буквы : две пары цифр, написанных через дефис, и за ними следуют три подряд цифры.

В 1980 году номера были изменены и стали иметь другой вид: на белом поле черные цифры и буквы. Две пары цифр (между ними пробел) и за ними следуют три подряд цифры.

Последнее изменение произошло в 1993 году уже в Российской Федерации, обычные автомобильные номера (не спец.техники и не спецслужб) выглядят так: на белом поле черные цифры и буквы, бело-сине-красный триколор. Сначала идет 1 буква, за ней три цифры, далее 2 буквы, номер региона регистрации авто из двух или трех цифр, под ним знак триколора.

У российских автомобилистов начала века было множество проблем с автомобильными номерами, поскольку каждый город имел право водить свои номерные знаки, которые отличались огромным разнообразием форм и расцветок. «Близится 15 марта, когда московские автомобилисты, желающие ездить на машинах, должны представить свои автомобили на техосмотр, и получить в городской управе новый номерной знак», — писала в 1912 году газета «Ауто». Эта газета, озабоченная проблемами автомобилистов с номерными знаками, посвятила событию интересную и познавательную статью.

Оказывается, в Москве номерные знаки на автомобилях меняли раз в год, причем все они были разного цвета! «Прежний, голубой знак можно снять с авто и повесить на стену своего гаража. У многих долголетних автомобилистов их уже собралась целая коллекция, отсвечивающая на стене всеми цветами радуги, — рассказывала газета. Нигде на земном шаре не существует ни голубых, ни розовых автомобильных знаков, и нигде их цвет не меняется ежегодно. Всюду они черные или белые», — сокрушались московские автомобилисты. Он видели в этом козни городских чиновников, придумавших всю эту чехарду с ежегодной заменой номерных знаков ради пополнения бюджета, ведь каждый новый знак облагался специальным налогом. «Но ведь и недвижимое имущество облагается налогом, однако, никто не перекрашивает здания ежегодно», — возмущалась газета. При этом она объясняла, что голубые номера на красном автомобиле, или красные номера на голубой машине будут выглядеть дико, чего, конечно, не брали в расчет городские чиновники. Московские автомобилисты предлагали ежегодно номера не менять, а просто ставить на них каждый раз пломбу, свидетельствующую о прохождении техосмотра и уплате налога. Разноцветные номера их категорически не устраивали. Владельцы авто ратовали за то, чтобы номера были четкими и легко различимыми, лучше всего — черными, с белыми цифрами.

Не лучше обстояло дело и с размерами номерных знаков. В Москве прототипом для них послужили квадратные велосипедные номера, только увеличенные в 8 раз. В 1912 году автолюбителям выдавали номерные знаки с двумя дырками для их крепления к машине при помощи. шнурков! Автомобильная газета писала: поскольку специального места для размещения номерных знаков на машинах не предусматривалось, то чиновники рекомендовали владельцам моторов привешивать их шнурками на переднюю и заднюю оси автомобиля. Но «сзади или дифференциал мешает, либо бензобак, а на передней оси он будет немилосердно болтаться, биться о рулевую тягу, царапать землю, если будет висеть низко, или гнуться о радиатор, если будет привешен высоко», — возражали шофера. Выходом из этого положения мог бы стать переход на международную форму номерных знаков — узкую и продолговатую. «Их можно и на передней оси приделать, и сзади прикрепить», — советовали бывалые автомобилисты. А пока они вешали свои номера на рессоры, где они болтались на шнурках под днищем автомобиля и где их никому не было видно, и часто терялись.

Не устраивала тогда московских автомобилистов и конструкция знака (она также была в разных российских городах разная). «От автомобильного номерного знака требуется, чтобы он был четким, ясно читаемым, а значит, простым и прочным. Как это ни странно, ни одному из этих требований не отвечают установленные в Москве номера», — возмущалась газета «Ауто». Они выглядели так: на жести размером чуть ли не с аршин (71.12 см) вырезаны цифры. Этот трафарет покрыт слоем соответствующей году краски. Под него подложен кусок жести, выкрашенный в белый цвет, а еще ниже располагалась жестянка черного цвета. Получался трехслойный пирог: «нечто нелепое, тяжелое, скрипящее и гнущееся». Трудно было придумать номерные знаки, менее приспособленные для их прочтения: острые углы вырезанных цифр постоянно загибались и отламывались, все три слоя мягкой жести легко сгибались. Краска от этого с них быстро слетала, между слоями жести набивались песок и грязь. Отличить издали такой номерной знак не было никакой возможности.

Примера, газета приводила номерные знаки, принятые во Франции и Англии: черные, с белыми цифрами, или в Петербурге — белые, с черными цифрами. «Они разборчивы, просты; их можно легко содержать в опрятном и чистом виде».

Много нервотрепки доставляло автомобилистами то обстоятельство, что в каждой губернии были свои номера. «Есть такие местности, где власти не признают номерные знаки, выданные в другом городе. Для поезда через их города они требуют получить установленные для этой местности свои знаки», — сокрушалась газета «Ауто».

В 1912 году, как и сейчас, существовало правило: задние номера в темное время суток должны быть освещены. Однако это легче было потребовать, чем сделать. Так как передние фары большинства машин тогда работали на ацетилене, то освещать задний номер таким образом было очень проблематично. Посему для этого приспосабливали аккумуляторы. Но они не могли работать из-за сильной тряски, вызванной тем, что в России дороги были выстланы крупным булыжником. Из-за этой тряски постоянно отваливались клеммы, рвалась проводка и приходили в негодность нити электрических лампочек.

«Эдисон работает над усовершенствованием аккумуляторов, но для булыжной мостовой требуются особые, сверхъестественные аккумуляторы», — отмечала газета «Ауто» в марте 1912 года.

Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР

МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.

Белые номера. 1931-1936 годы

Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.

Черные и военные номера. 1936-1946 годы

В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.

Желтые номера. 1946-1959 годы

Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.

Черные и желтые. 1959–1982 годы

Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.

Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы

Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.

Российские номера

Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.

Читайте также  Как покрасить ржавые места кузова авто

Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.

До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.

Как выглядели и расшифровывались советские номера автомобилей

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Вопреки распространенному мнению, учет транспортных средств в России начал вестись задолго до революции. Но только в 1931 г. был принят общий стандарт госномеров для СССР. Посмотрим, какими были советские номера автомобилей.

Как выглядели номера на автомобилях СССР

Стандарт регистрационных номеров автомобилей в СССР менялся на протяжении всей истории государства.

В 1931 году

К разработке единого госномера привела индустриальная революция в Советском Союзе. Со времен Российской Империи и до 30-х годов 20 в. ситуация на дорогах изменилась не сильно, поэтому для обозначения транспортных средств использовались стандарты, принятые еще при императоре. В каждой губернии они были свои. Не стоит забывать, что в то время не было оборудованных шоссе, и путешествия на авто между городами были очень затруднительны — нужды не было ни в единой системе, ни в территориальных обозначениях.

Все изменилось в 1931 г. Первый номер СССР на авто выглядел так — жестяная прямоугольная табличка белого цвета с черными символами. Знаков было пять — одна кириллическая буква и две пары арабских цифр, разделенные дефисом. Стандарт размещения, принятый тогда, знаком всем и сегодня. Одинаковых табличек должно было быть две, и крепиться они должны были на передний и задний бампер автомобиля. На мотоцикле — на переднее и заднее крыло.

Автомобильные номера 1931 года

Изначально такой стандарт был принят только в Москве, но уже в 1932 г. его распространили на всю страну.

В том же году были выпущены «одноразовые» номера — от обычных они отличались надписью «Проба» и тем, что вместо двух на них была выбита только одна пара цифр. Использовались такие знаки для разовых поездок.

В 1934 году

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Проблема была решена очень просто — управление не стало разрабатывать системы региональных кодов. Теперь под самим номером на табличке добавилось название города, где был расположен филиал Дортранса, выдавший этот знак. В 1934 г. таких отделений было 45, позже их количество увеличилось.

Сам номер тоже претерпел изменения — буква в нем была изменена на цифру. По государственному стандарту цифр должно было быть пять, но это правило соблюдалось не везде.

Автомобильный номер СССР (1934 год)

Практика пробных номеров тоже никуда не делась — их также подвели под новый стандарт. Появились варианты с обозначением «Транзит».

Стандарт 1936 года

В 1936 г. в транспортной сфере жизни государства случилось еще одно важное событие — в июле Союзом народных комиссаров СССР была учреждена Государственная автомобильная инспекция. С этих пор все действия с номерными знаками были переданы под ее юрисдикцию.

В этом же году ГАИ снова изменила образец номерных знаков на авто в СССР. Сама пластина стала намного больше, поле было черным, а символы — белыми. Кстати, стандарт изготовления этих номеров по сей день считается самым неудачным. В качестве материала использовалось кровельное железо, которое не выдерживало дорожных нагрузок, и пластины часто ломались.

В этом году впервые была разработана система территориальных обозначений — теперь каждый регион обзавелся своим буквенным кодом.

Автомобильный номер образца 1936 года

Сам номер был приведен к такому формату: две буквы (именно они и указывали на регион), пробел и две пары цифр через дефис. Эта схема уже соблюдалась гораздо строже, чем предыдущая, никаких отклонений от количества символов не допускалось. Пластина же выпускалась в двух вариантах. Однорядная (прямоугольная) крепилась на переднем бампере машины, двухрядная (по форме была близка к квадрату) — на задний.

В этот период стоит отметить и специфику военных номеров — у них тоже был свой стандарт, но соблюдался он гораздо менее строго, чем гражданский. Число символов на номере автомобиля Красной Армии могло колебаться от четырех до шести, распределялись они произвольно, а иногда на пластине пририсовывали совсем посторонние знаки — например, звезды.

Автономера СССР 1946 года

После войны государству проще было провести реформу госномеров, чем приводить в порядок действующую систему учета. Огромное количество техники было мобилизовано, и далеко не вся она была перерегистрирована по правилам. Трофейные автомобили, которые в изобилии ездили по стране, тоже нуждались в регистрации. Свою долю хаоса внесли и оккупанты, перерегистрировавшие автомобили по собственным правилам.

Автомобильные номера 1946 года

Новый стандарт был объявлен в 1946 г. ГАИ сохранила довоенный формат записи в виде двух букв и четырех цифр (где буквы расшифровывались как код региона), изменился только внешний вид самого знака. Его полотно стало желтым, а буквы — черными. Деление на однорядные и двухрядные тоже осталось.

ГОСТ 1959 года

В послевоенные годы уровень автомобилизации в Союзе Советских Социалистических Республик стремительно рос, и уже к концу 50-х номеров формата «две буквы-четыре цифры» стало не хватать.

Решено было добавить в номера машин СССР еще одну букву. Кроме того, в 1959 г. ГАИ отказалась от желтого полотна знака — внешний вид вернулся к довоенному формату. Сама пластина снова стала черной, а символы — белыми. Знаки с двумя буквами также остались в эксплуатации, но теперь их могли выдавать только военным автомобилям.

Автономера СССР 1959 года

Сочетания быстро заканчивались еще и потому, что один номер не закреплялся за машиной пожизненно — он менялся при каждой продаже. Тогда же было введено понятие транзитного номера, более привычное современному человеку — такие знаки изготавливались из бумаги и крепились на переднее и заднее стекла автомобиля.

Желтый фон для номеров чуть позже (в 1965 г.) был передан сельскохозяйственной технике.

Номера 1981 года

Следующая реформа состоялась после московской Олимпиады, в 1980 г.

Новый формат номеров уже гораздо больше напоминал современный. Как и в самом начале истории советских госномеров на авто, пластина стала белой, а символы — черными.

Автономера 1981 года

На самом деле в том году было принято сразу два стандарта — для частного и служебного автотранспорта. Но никаких существенных преобразований не последовало. Изменился только внешний вид советских номеров машин и порядок написания символов на них. Содержание осталось тем же — четыре цифры, три буквы (две, обозначающие регион, и одна дополнительная).

Размеры автономеров СССР

Размеры госномеров в Советском Союзе последовательно менялись с принятием каждого нового стандарта, это регламентировалось внутренним законодательством.

Однако во время реформы 1980 г. ГАИ пришлось принять во внимание международные стандарты госномеров европейских государств. Согласно им, размер переднего знака составил 465х112 мм, а заднего — 290х170 мм.

Расшифровка советских номеров авто

Старые номера машин СССР, выпущенные по первым стандартам, не имели никакой систематики — и цифры, и буквы выпускались по порядку.

В 1980 к каждой двухбуквенной комбинации стали добавлять одну переменную букву, обозначавшую серию, к которой принадлежал номер.

Индексы регионов

Первая буква индекса обычно была первой буквой названия региона.

Как сейчас для обозначения каждой области может использоваться два и больше кода, так и в СССР регион мог иметь несколько индексов. Как правило, дополнительный вводился, когда исчерпывались комбинации предыдущего.

Автомобильные номера времен СССР г. Ленинграда и области

Так, например, случилось с Ленинградской областью — когда все варианты номеров с кодом «ЛО» уже были в использовании, пришлось вводить индекс «ЛГ».

Можно ли ездить на авто с советскими номерами

В этом случае закон однозначен и не терпит никаких двояких трактовок — советские номера могут иметь лишь те автомобили, что были единожды зарегистрированы в СССР, и с тех пор ни разу не меняли владельца. При любой перерегистрации транспортного средства его номера придется сдать и получить современные согласно новому государственному стандарту.

Разумеется, и здесь есть лазейки — например, советский автомобиль можно приобрести по генеральной доверенности, тогда перерегистрировать его не придется, но в любом случае первоначальный владелец должен быть жив.

Заключение

Современный стандарт государственных номеров был принят в 1994 г. и используется до сих пор. В 2018 г. Он был дополнен выпуском номеров квадратной формы — например, для японских и американских автомобилей, не предназначенных для экспорта. На формат современных госномеров по большей части повлияли международные стандарты, например, требование к буквам, чтобы они могли читаться как кириллицей, так и латиницей.

У России и Советского Союза долгая история государственного учета транспорта. Как показало время, не все решения были правильными — например, изготовление пластин из отходов кровельного железа. С дорог постепенно уходят последние советские номера — уже совсем скоро их можно будет увидеть только в музеях и частных коллекциях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: