Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Продление срока службы и уход за аккумуляторной батареей

Устройство аккумуляторной батареи:
1 – решетка положительного электрода;
2 – положительный электрод;
3 – сепаратор;
4 – решетка отрицательного электрода;
5 – отрицательный электрод;
6 – блок отрицательных электродов;
7 – секция аккумуляторной батареи;
8 – блок положительных электродов

Аккумуляторная батарея— одна из самых «нежных» и недолговечных составных частей автомобиля. В среднем срок службы аккумуляторной батареи — три года. Но при внимательном, бережном отношении аккумуляторная батарея может прослужить пять и более лет, а за пренебрежение — отплатит отказом и очень быстро.
Старению аккумуляторной батареи способствуют: падение уровня электролита ниже защитной сетки на пластинах; попадание в электролит солей и других химических соединений даже в ничтожно малых количествах; нахождение в разряженном состоянии длительное время; значительный ток разрядки в течение большого промежутка времени; повышенное напряжение на клеммах при зарядке; повышенная плотность электролита.
Уровень электролита снижается в результате испарения из него воды.

При неисправном реле-регуляторе, когда напряжение на клеммах слишком высокое, уровень падает очень быстро. Электролит может выкипать за несколько поездок, в результате аккумулятор выйдет из строя. Если амперметра или вольтметра нет, то о повышенном напряжении на клеммах можно судить по косвенным признакам: степени нагрева аккумуляторной батареи, выделению пузырьков газа из электролита в конце длительной поездки.
Как только вы получили новый автомобиль, не имеющий амперметра или вольтметра, не поленитесь, замерьте уровень электролита в банках аккумуляторной батареи сразу после получения и через несколько дней эксплуатации. Если уровень электролита заметно упал, проверьте реле-регулятор в мастерской или самостоятельно с помощью точных приборов: амперметра и вольтметра.

Доливать в аккумуляторную батарею — это знают все — надо только дистиллированную воду. Но не все догадываются, что источником дистиллированной воды может быть домашний холодильник, где она получается при оттаивании намерзшей «шубы» в морозильной камере. Только собирать воду нужно в эмалированную (не в металлическую) посуду. Можно пользоваться и дождевой водой, если она выпала за пределами города и не стекла с железной крыши: соли железа — первый враг аккумулятора. Нержавеющая сталь дистиллированную воду не портит.

Если автомобилю предстоит долго бездействовать, аккумуляторную батарею следует отсоединить: снять наконечник с минусовой клеммы или отключить выключатель «массы». Это предотвращает утечку тока через влагу и грязь на клеммах, поврежденную изоляцию (от этого никто не гарантирован) или диоды выпрямителя.

Электронный сторож(Сигнализация), к сожалению, иногда потребляет тока раз в десять больше, чем указано в его паспорте. Поэтому за 7…10 дней стоянки он может заметно «посадить» аккумуляторную батарею.

При длительном бездействии имеет место саморазряд аккумуляторной батареи, который тем сильнее, чем выше температура окружающего воздуха. При положительных температурах стоящий без работы аккумулятор нужно подзаряжать ежемесячно. При низких температурах саморазряд протекает очень медленно, и аккумулятор может простоять всю зиму без подзарядки. Так что на зиму аккумуляторную батарею уносить домой не только нецелесообразно, но даже вредно. Но здесь нужно оговориться: аккумулятор «в возрасте» (свыше трех лет) склонен к повышенному саморазряду. За зиму он может так разрядиться, что электролит в банках замерзнет и разорвет их. Поэтому раза два зимой нужно проверять плотность элёктролита, имея в виду, что от плотности зависит температура замерзания. Например, если плотность электролита 1,10 г/см при температуре 15°С температура его замерзания составляет (-7°С); при плотности 1,20г/см.- (- 25°С); при плотности 1,25г/см. – (-68°С)

В последние годы разработан новый метод хранения аккумуляторной батареи при положительных температурах: из полностью заряженного аккумулятора тщательно сливают электролит и вместо него заливают насыщенный раствор борной кислоты. Готовят его, растворяя борную кислоту в дистиллированной воде с температурой 70…80 °С. При вводе батареи в действие нужно слить раствор борной кислоты, залить электролит и через некоторое время откорректировать его плотность.

Такой метод пригоден для сравнительно новых аккумуляторных батарей в случае вашего отъезда в длительную командировку. В старом аккумуляторе при переворачивании выкрошившаяся активная масса может замкнуть пластины.

О степени разряженности аккумуляторной батареи, а также о ее состоянии можно судить по плотности электролита. В новой, полностью заряженной аккумуляторной батарее плотность электролита при температуре 15° С должна составлять 1,26., .1,28 г/см3 (допускается от 1,23 до 1,31 г/см3). Когда батарея разряжается, плотность падает: в батарее, разряженной на 25 %, плотность снижается на 0,04 г/см3, а в разряженной на 50 % — на 0,08 г/см3. Если, например, начальная плотность электролита была 1,27, а измеренная при температуре 15…20° С — 1,20 г/см3, то батарея разряжена примерно на 45 %.

Со временем происходит сульфатация пластин, и аккумуляторная батарея «не принимает зарядку», т. е. сколько бы ее ни заряжали, плотность электролита не увеличивается. В этом случае для повышения плотности нельзя добавлять электролит или кислоту, в батарею нужно доливать только дистиллированную воду.

При наличии зарядного устройства очень полезно при любой возможности (например, на ночь) ставить аккумуляторную батарею на подзарядку малым током — около 2 А. Для этого можно даже не снимать ее с автомобиля. Только эта операция, если ее проделывать регулярно, но реже одного раза в месяц, увеличивает срок службы батареи по крайней мере на год.

При пуске двигателя стартером через аккумуляторную батарею проходит ток в несколько сот ампер, что не способствует ее долговечности. Поэтому, чем легче пускается двигатель, тем лучше: аккумулятор прослужит дольше. Сокращение времени работы стартера вдвое при шести-восьми ежедневных пусках повышает срок службы аккумуляторной батареи приблизительно в 1,5 раза. (от пользователя: не стоит долго крутить стартер, если двигатель не заводится — Делайте это короткими попытками(4-5секунд) с паузами в 10-30секунд!)

Ежегодно осенью, а еще лучше и осенью, и весной, нужно проводить аккумуляторной батарее контрольно-тренировочный цикл. Сначала следует разрядить ее с помощью лампочки от фары (на нить дальнего света) до напряжения 10,5 В или до слегка заметного для глаза снижения накала нити лампочки, а потом сразу же зарядить током, численно равным 0,08, .0,10 емкости батареи, Контрольно-тренировочный цикл не только снимает небольшую сульфатацию пластин — основной результат старения, но и позволяет точно определить состояние аккумуляторной батареи. Если емкость по сравнению с номинальной упала более чем па 2/3, батарею нужно заменять новой или отремонтированной (которая, кстати, ничем не хуже новой). Однако в безвыходном положении можно попытаться на непродолжительное время восстановить аккумуляторную батарею. Это делается так. Из разряженной батареи выливают электролит и вместо него заливают дистиллированную воду, после чего батарее дают постоять один час. Затем ее заряжают током, равным 0,08…0,10 номинальной емкости, до тех пор, пока не начнется обильное газовыделение. После этого на два часа нужно прекратить зарядку, а потом заряжать еще в течение шести часов. Вновь сделать перерыв в зарядке на два часа и опять заряжать шесть часов. При этом в батарее образуется электролит, который заменять не нужно.

Еще несколько практических советов, касающихся аккумуляторной батареи. -Если на поверхности банки образовалась трещина, то ее можно «заварить» с помощью паяльника. Небольшие трещины в мастике можно заделать, нанеся кистью на хорошо очищенную поверхность «Мовиль».

При эксплуатации трудно исключить попадание электролита на наконечники клемм, прижимную рамку и площадку под аккумуляторной батареей. В результате на этих деталях образуются в виде хлопьев соли — медный или железный купорос. Лучше всего они удаляются раствором питьевой соды. Для этого наконечники опускаю в банку с раствором, а другие детали протирают смоченной раствором тряпкой. Площадку под батареей и прижимную рамку лучше всего покрыть эмалевой краской, а чтобы защитить площадку от электролита, под батарею нужно подложить сложенную вдвое полиэтиленовую пленку или специальный коврик.

Частичный источник: accw.ru

Сложные манипуляции с электролитом естественно все выполнять не будут, например я для этого езжу на станцию тех обслуживания раз в пол года, а вот заряжать аккумуляторную батарею стоит раз в 40-60дней полностью, просто заряжать!

Мои рекомендации:

1) Заводите автомобиль короткими включениями зажигания(Крутите стартер 3-4секунд затем отпускайте, повторите при необходимости через 10-20секунд)

2) Снимайте и заряжайте аккумулятор раз в 45-60дней
Практическая рекомендация — если вы принесли аккумулятор с холода, дайте ему отстоятся возле батареи часов 5-6, так что бы он был комнатной температуры, в противном случае зарядное устройство покажет полный заряд, а на самом деле он зарядится лишь на 30-40%!Аккумулятор нужно заряжать в теплом помещении предварительно аккумулятор должен иметь комнатную температуру!

3) Не допускайте перезаряда аккумулятора, на импульсных зарядных устройствах есть специальный индикатор или лампочка начинает мигать, замечу что зарядка аккумулятора продолжается, даже когда лампочка сигнализирует о полном заряде аккумулятора!
Отключите клемы и выключите питание, перезаряд крайне вреден!

4) Раз в пол года ездите на станцию обслуживание, где проводят техническое обслуживание аккумуляторов(Проверяют жидкости и доливают при необходимости, а так же проводят разрядку и зарядку аккумулятора на специальном стенде)

Гарантирую, что аккумулятор прослужит больше 3х лет, основано на личном опыте и советах старых электриков=)

Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?

Каждый водитель автомобиля хотя бы раз задумывался над тем, как продлить жизнь аккумулятору. Случаи, когда новые АКБ изнашиваются за пару лет и сдаются на переработку, становятся частыми. Обвинять во всем производителей нецелесообразно, большинство проблем связано не с заводским браком, а с неправильной эксплуатацией. При должном уходе срок жизни среднестатистического аккумуляторного устройства равен 5-7 лет.

Почему батареи быстро становятся непригодными?

  • Испарение электролита. В жаркую погоду из электролита испаряется вода. Из-за этого оголяются пластины АКБ, быстро начинается сульфатация.
  • Аккумулятор постоянно не заряжен. Провоцируется короткими поездками и большим количеством потребителей энергии в автомобиле.
  • Плотность электролита. Из-за низкой плотности жидкость внутри батареи может замерзнуть при отрицательной температуре. Вследствие этого пластины покоробятся.
  • Проблемы с проводкой авто. Неисправная бортовая сеть влечет перебои в работе аккумуляторов, чем снижает их срок эксплуатации.

Неправильная фиксация – еще одна причина быстрого износа аккумуляторного устройства. Незакрепленная АКБ во время езды подвергается ударам и опрокидываниям, из-за чего повреждается корпус, портятся клеммы, случаются замыкания.

Компенсировать часть расходов на покупку новой батареи получится, если сдать аккумулятор автомобильный в одном из пунктов приема компании «ПАК». Избежать проблем в дальнейшем помогут рекомендации профессионалов. Рассмотрим 9 способов, как продлить срок службы аккумулятора.

1. Периодичность и процесс зарядки

Все АКБ автомобиля делятся на малообслуживаемые и необслуживаемые. Первые проще в эксплуатации, их достаточно раз в полгода относить в сервисный центр для проверки. Но стандартный уход за обеими вариантами производится самостоятельно.

Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Длительное нахождение без заряда способствует ускоренному разрушению пластин. Для восстановления АКБ используются специальные зарядные устройства. Сила тока не должна превышать 1/10 от номинальной емкости батареи.

Процесс зарядки аккумулятора:

  1. Снять батарею с автомобиля, перенести на место подзарядки.
  2. Оценить температуру устройства. Если АКБ принесен с мороза, то следует дождаться, пока он отогреется.
  3. Отвинтить защитные пробки и проверить уровень электролита. При снижении объема жидкости доливают дистиллированную воду (для обслуживаемых батарей).
  4. Подключить клеммы с соблюдением полярности.
  5. Проверить плотность отдельных аккумуляторных ячеек (рекомендуется). Обнаружение разницы в диапазоне 0,05 г/см – повод отказаться от батареи.

Регулярная езда на большие расстояния позволяет поддерживать нормальный заряд батареи без дополнительной подзарядки. В зимний период, когда АКБ испытывает повышенную нагрузку, рекомендуется восполнять емкость по необходимости или раз в 2 месяца. После глубокого разряда (включенные фары, музыка, обогрев стеков) требуется полноценная зарядка. Соблюдение правил и сроков подзарядки – одни из наиболее эффективных способов продлить срок службы аккумулятора.

Читайте также  Сколько должен служить аккумулятор автомобиля

2. Электрическая проводка автомобиля

Срок жизни АКБ напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в полном порядке, особенно это касается следующих моментов:

  • работоспособность генератора и регулятора напряжения в сети;
  • отсутствие поврежденных участков проводки;
  • отсутствие незафиксированных или окисленных контактов.

Неполадки в работе бортовой сети способствуют увеличению сопротивления. Батарея начинает расходовать заряд на его преодоление, в результате ее полезный срок эксплуатации сокращается. Своевременная проверка исправности электрической проводки в автомобиле – эффективный способ продлить жизнь аккумулятора.

3. Уровень электролита

В сильную жару, а также во время езды температура внутри батареи поднимается, из-за этого из электролита начинает испаряться дистиллированная вода, а следом снижается его общий объем. Нехватка жидкости влечет за собой оголение пластин внутри АКБ. В таком состоянии они легко окисляются, постепенно разрушаются. Возможны ситуации, при которых обмазка с решеток крошится и падает на дно аккумулятора. Образовавшийся шлам нередко вызывает замыкание электродов.

Уровень электролита следует проверять регулярно, при необходимости нужно доливать дистиллят до отметки, которая покроет пластины из свинца на 1-1,5 см. Без периодической проверки количества жидкости внутри АКБ ее срок использования существенно сокращается. Единственная вторая жизнь аккумулятора после подобного износа – сдача в приемный пункт, который осуществляет выкуп БУ аккумуляторов.

4. Эксплуатация в зимнее время

Заморозки негативно сказываются на работе всех узлов автомобиля, включая аккумуляторные батареи. Загустевает масло, замерзают свечи, дольше крутится стартер, включаются все системы обогрева (печка, сидения, зеркала, стекла, руль). В таких условиях тратится гораздо больше заряда АКБ, восполнить ее емкость удается только при осуществлении поездки на большую дистанцию.

Правила эксплуатации аккумулятора в зимнее время:

  • не использовать разряженную батарею;
  • отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить);
  • не перегружать стартер в момент запуска машины (не более 10-15 секунд);
  • при неудачном запуске не предпринимать новые попытки сразу же, нужно выждать 2-3 минуты;
  • до запуска двигателя рекомендуется «прогреть» АКБ, включив фары на 30 секунд.

Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском нужно максимально выжать сцепление для разъединения двигателя и трансмиссии. Это позволит снизить нагрузку на стартер.

5. Профилактика состояния клемм

В процессе эксплуатации на клеммах появляется налет. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность АКБ проводить ток, поэтому его следует устранить сразу после обнаружения. Способы очистки:

  • раствор пищевой соды;
  • обработка мелкозернистой наждачной бумагой;
  • раствор нашатырного спирта.

После очистки клеммы следует высушить и крепко затянуть. Для продления срока эксплуатации рекомендуется покрыть их специальным средством для контактов (продается в магазинах автотоваров).

6. Плотность электролита

Заряженная аккумуляторная батарея автомобиля имеет плотность электролита 1,27 г/см. Данный показатель снижается пропорционально уменьшению заряда АКБ. Рекомендуется проверять плотность электролита спустя некоторое время после максимальной подзарядки.

Плотность – определяющий фактор в вопросе морозостойкости аккумулятора. При значении 1,21 г/см температура замерзания электролита равна -32С, при 1,13 г/см – -9С. Параметр плотности подлежит контролю, в особенности зимой.

7. Чистота аккумулятора

Грязь на поверхности батареи снижает срок ее полезной эксплуатации. Пыль, масло, влага и подтеки электролита со временем смешиваются и превращаются в цельный слой, который способен проводить ток. Следовательно, АКБ начинает тратить заряд и на это. Поддержание батареи в чистоте – обязательный пункт к выполнению.

8. Регулярный осмотр

Увеличить продолжительность жизни АКБ позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого необходим периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.

Под последним понимается процесс, который включает полную зарядку батареи с последующим контролируемым разрядом и повторным восполнением емкости до максимума. Как тренировать АКБ?

  1. Аккумулятор снимается, заряжается в нормальном режиме.
  2. Проверяется уровень электролита. При необходимости доводится до уровня 1,27 г/см.
  3. Проводится контролируемый разряд с помощью сборки схемы разрядного устройства. Другой вариант – параллельное подключение к батарее лампочки соответствующей мощности. В этом случае контроль тока и напряжения осуществляется мультиметром.
  4. После разрядки проводится полная зарядка с током не более 10% от емкости АКБ.

Контрольно тренировочный цикл аккумулятора, проведенный раз в год, способен ощутимо продлить ему жизнь.

9. Длительный простой

Автомобиль, который не будет использоваться в течение продолжительного периода, стоит правильно подготовить. Важный пункт – снять аккумулятор. Он сохранится в изначальном состоянии, если его зарядить и разместить отдельно от машины.

Что делать с изношенным аккумулятором?

Советы становятся бесполезными, если батарея долго эксплуатировалась без соблюдения правил и ни разу не обслуживалась. Водителю придется купить новую АКБ, но сэкономить на приобретении реально. В пунктах приема «ПАК» можно сдать свинец и изношенные аккумуляторы по высокой цене, тем самым возместить часть расходов на покупку новой батареи. Расценки, адреса приемок и условия уточняйте у менеджера.

Как продлить жизнь автомобильному аккумулятору

    249 11 122k
    277 22 156k

Калькулятор расчета времени разряда аккумулятора

Время разряда аккумулятора авто | Онлайн калькулятор расчета

Современный аккумулятор рассчитан на срок службы 3-5 лет. Немаловажное влияние на эту цифру оказывает способ эксплуатации АКБ и исправность электроцепей автомобиля. Поэтому, продолжительность его работы можно как повысить, так и существенно сократить.

Стоит помнить, что в зависимости от технологического исполнения автомобильные аккумуляторы делятся на: обслуживаемые (сурьмянистые, они же свинцово-кислотные и малосурьмянистые), частично обслуживаемые (кальциевые, гибридные) и необслуживаемые (гелевые, EFB, AGM, щелочные, литий-ионные). Для продления жизни каждого типа АКБ есть как общие, так и свои, специфические рекомендации.

Основные ошибки при эксплуатации АКБ

Для всех трех типов АКБ можно выделить 4 общих ошибки при эксплуатации:

плохое крепление в посадочном месте. Это провоцирует постоянную тряску, что негативно сказывается на продолжительности жизненного цикла аккумулятора;

постоянный недозаряд или перезаряд, отсутствие контроля за уровнем заряда;

резкие перепады температуры;

нет контроля за состоянием клемм и чистотой самого корпуса аккумулятора (особенно верхней крышки). Это приводит появлению окислов и утечке тока (увеличению саморазряда).

Что касается обслуживаемого аккумулятора, то в дополнении к общим ошибкам его владельцы часто пренебрегают проверкой уровня электролита и его плотности. В этом типе АКБ под воздействием температуры вода закипает быстрее всего (особенно в малосурьмянистой батарее), что ускоряет процесс сульфатации свинцовых пластин. А это фактически “убивает” батарею. Сульфатация процесс неизбежный, но его можно максимально оттянуть, соблюдая советы по продлению жизни АКБ. Ниже будет рекомендация как это сделать, а если такое уже произошло, то можно попытаться сделать десульфатацию.

Наглядный процесс появления сульфатации со временем

Малообслуживаемые аккумуляторы не имеют специфических замечаний, только общие ошибки эксплуатации.

Основная ошибка владельцев необслуживаемой батареи — это думать, что такой тип АКБ вообще не требует никакого ухода и обслуживания. Максимум что делает владелец авто с таким типом аккумулятора — раз в полгода меряет напряжение на клеммах и производит внешний осмотр корпуса, в том числе заглядывает в контрольное окошко уровня / плотности электролита. Сам термин необслуживаемый подразумевает лишь то, что в нормальных условиях такие АКБ не требуют доливки воды в течение всего срока службы.

Советы по увеличению срока службы аккумулятора

Чек-лист для продления жизни автомобильного аккумулятора представлен в виде таблицы:

Вид проверок / работ Периодичность
Обслуживаемый Малообслуживаемый Необслуживаемый
Внешний осмотр 1 раз в 2 недели
Подзарядка В зимний период — 1 раз / 2 мес., в летний период — 1 раз / 3 мес.
Уровень электролита 1 раз / 3 мес. Только летом Не проверяется
Проверка напряжения 1 раз в месяц
Плотность электролита 1 раз / 3 мес. Только летом Не проверяется

Во избежание главных ошибок которые приводят к сокращению срока службы аккумулятора в авто можно выделить 8 основных рекомендаций по продлению его службы:

    Хорошо закреплять АКБ, чтобы устранить сильные вибрации и тряску. Если этого нельзя сделать при помощи штатных креплений, то посадочное место можно усовершенствовать. Для этого продаются специальные резиновые коврики, площадки под крепления аккума, и т.д. Владельцы автомобилей ВАЗ зачастую закрепляют аккумулятор при помощи резиновых ремней, крепящих запаску.

Аккумулятор закреплен ремнями от запаски

Площадка для установки аккумулятора

Поддерживать чистоту корпуса АКБ и клемм. Прежде всего стоит обращать внимание на верхнюю крышку. На ней могут появиться подтеки электролита, что грозит окислением клемм или даже коротким замыканием. Убрать их можно содовым раствором. Это особенно актуально для обслуживаемых аккумуляторов. Но, подобное может случиться и с необслуживаемыми моделями, так как там все равно есть клапан для сброса избыточного внутреннего давления. Также нужно осматривать весь корпус на предмет отсутствия каких либо механических повреждений (трещины, потертости и т.д.).

Главное условие ухода за клеммами — отсутствие загрязнений и окислов. Избежать подобных образований поможет их смазка.

  • Следить за состоянием электрических цепей и генератора автомобиля. Особенно неисправностей этих узлов “боится” необслуживаемый аккумулятор. Именно по этой причине (перезаряд генератора, утечка тока из-за неправильно установленной магнитолы и сигнализации, некачественные фишки соединения контактов, и т.д.) их не рекомендуют устанавливать на старые авто отечественного производства, где постоянные проблемы с электрикой.
  • Защитить аккумулятор от резких перепадов температуры. Заявленную производителем емкость аккумулятора выдает при температурном режиме 15 — 20 градусов. Поэтому резкое ее изменение сокращает как и жизнь батареи, так и емкость. В некоторых современных авто об этом позаботился производитель, поместив АКБ в специальный изоляционный термоотсек, устанавливает защитные перегородки либо даже выносит акб из под капота в салон или багажник. Если же на авто нет никакой защиты от резких термоперепадов, то подобный защитный бокс можно купить и установить самостоятельно. Для северных регионов актуально в зимнее время использовать автоодеяло или термочехол.

    Аккумулятор установлен в защитный термобокс

    Аккумулятор в защитном от холода одеяле

  • Во время длительного простоя авто аккумулятор лучше отсоединить. Согласно рекомендациям специалистов, если не планируется использовать авто более 6 недель, то АКБ лучше забрать с собой, или хотя бы отсоединить одну из клемм.
  • Следить, чтобы не было полного разряда аккума. Это особо губительно для старых обслуживаемых моделей АКБ. Современные малообслуживаемые и необслуживаемые также боятся глубокого разряда, но только в том случае, если они эксплуатируются более года. “Свежая” же батарея даже после полного разряда восстановит свою прежнюю емкость.

    Во избежание подобной ситуации нужно регулярно проверять напряжения на клеммах — номинальное значение 12.7 В, минимально допустимое — 11.5 В. Когда напряжения менее 12 В рекомендуется сделать подзарядку от зарядного устройства, при этом выбрать правильный режим согласно типу своей АКБ. Если авто используется преимущественно в городе, то делать это нужно чаще.

  • Делать более длительные поездки. При коротких выездах автомобиля АКБ не успевает полностью зарядится. Согласно наблюдениям водителей, в среднем для нормальной зарядки нужно 1 час езды в городских условиях (40-60 км/ч), и приблизительно 40 минут по шоссе (90-100 км/ч), при средних оборотах в минуту 2500 — 3000. Если же нет возможности ездить на такие расстояния, то после короткой поездки нужно дать еще поработать мотору минут 10-15 с максимальным отключением всех потребителей электроэнергии (магнитолы, фар, печки, обогрева стекол и т.д.).
  • Проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ). Каждые полгода стоит проводить процедуру из 2-3 циклов заряда и последующего полного разряда, который должен проводится под нагрузкой 5 % от емкости АКБ (при этом сила тока разряда должна быть постоянной). Либо хотя бы заряжать именно импульсным зарядным устройством.
  • Читайте также  Когда делается первый техосмотр на новой машине

    Малообслуживаемые аккумуляторы помимо общих рекомендаций тоже требуют периодической проверки уровня электролита. Но, так в этом типе вместо сурьмы на свинцовых решетках применяется кальций, к тому же верхняя крышка сделана каскадно и часть воды возвращается обратно, из-за чего испарение воды минимальное, поэтому и проверять нужно намного реже. При необходимости заливается дистиллированная вода. Отдельно стоит сказать о малообслуживаемых кальциевых АКБ. Они очень чувствительны к сильным разрядам (больше, чем другие этого же типа). Поэтому уровень ее заряда не стоит опускать более 50%.

    Зарядное устройство, имеющее режим AGM

    Основным недостатком необслуживаемых аккумуляторов типа AGM очень боятся перезаряда. Поэтому для них нужно использовать специальное зарядное устройство, которое имеет режим AGM.

    Убедиться в хорошей работоспособности аккумуляторной батареи можно воспользовавшись нагрузочной вилкой. С ее помощью создается кратковременная нагрузка силой тока 100-200 А. После этого по показаниям вольтметра и амперметра можно определить состояние АКБ. На хорошей разряженной батарее напряжение не должно опускаться ниже 10.2 В. Если показатели со временем эксплуатации ухудшились, то стоит подумать об восстановлении батареи или ее замене.

    Такие, на первый взгляд, очень простые действия, помогут на дольше продлить срок службы АКБ и спасут вас от преждевременной покупки нового аккумулятора.

    Что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля?

    Каждый раз при выходе из строя аккумулятора, его владельцы думают о том, что было бы неплохо продлить жизнь АКБ. Ведь постоянные траты на покупку аккумуляторной батареи не нравятся никому. В последнее время часто встречаются случаи, когда владельцы автомобилей выбрасывают отработавший аккумулятор через 2─3 года эксплуатации. Конечно, в целом качество продукции на рынке оставляет желать лучшего, но при должном уходе жизнь среднестатистического аккумулятора должна быть примерно 5─7 лет. Как добиться такого результата и увеличить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля.

    Причины, сокращающие жизнь аккумулятора автомобиля

    Все прекрасно понимают, что для долгой и нормальной работы какого-либо устройства за ним требуется регулярный уход. Это относится не только к аккумуляторным батареям, но и к любой другой технике. Производители современных аккумуляторов часто заявляют о том, что их модели не требуют обслуживания в течение всего срока жизни АКБ. Их так и называют ─ необслуживаемые.

    Но для того чтобы не менять аккумулятор каждые два года, все равно нужно следить за ним и обслуживать по мере необходимости. Также важно знать причины, уменьшающие срок службы аккумулятора, и не допускать их при эксплуатации.

    Срок службы аккумулятора автомобиля сильно зависит от регулярности его обслуживания. Ниже будут приведены операции, которые желательно проводить на регулярной основе.

    Что чаще всего сокращает срок жизни автомобильного аккумулятора?

    • Испарение электролита. При эксплуатации авто, особенно в летнее время, когда под капотом особенно жарко, происходит испарение воды из электролита. В результате падает уровень электролита, и оголяются пластины аккумулятора. Это очень быстро приводит к их сульфатации;
    • Аккумуляторная батарея постоянно не заряжена. Такая ситуация наблюдается при коротком характере поездок и большом количестве потребителей тока в автомобиле;
    • Низкая плотность электролита. При низкой плотности электролита он может просто замёрзнуть в мороз. Это грозит тем, что пластины в банках будут покороблены. В этом случае АКБ моментально отправляется на свалку;
    • Неисправная электропроводка в автомобиле. Неполадки в бортовой сети автомобиля значительно сокращают срок жизни АКБ автомобиля;
    • Неаккуратная эксплуатация. Использование аккумулятора незакреплённым или плохо закреплённым может привести к ударам, опрокидыванию и т. п. В результате может быть повреждён корпус, клеммы, произойдёт замыкание.

    Как увеличить срок эксплуатации АКБ?

    Перечисленных выше проблем можно избежать, если регулярно осматривать аккумуляторную батарею и проводить профилактические мероприятия. Как правило, это не отнимает много времени.

    Итак, что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля:

    • Периодичность и процесс зарядки. Специалисты считают, что зарядка аккумулятора кардинальным образом влияет на срок службы АКБ. Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Периодически нужно делать контрольно-тренировочный цикл (об этой процедуре рассказано ниже). Обязательно нужно заряжать аккумулятор после глубокого разряда (оставили фары, обогрев стекла и т. п.). Читайте также о причинах разрядки аккумулятора на автомобиле;
    • Электрическая проводка авто. Бортовая сеть автомобиля должна быть исправна и содержаться в полном порядке. Особенное внимание нужно уделить генератору и регулятору напряжения в сети. Также не должно быть повреждённой проводки, окисленных или разболтанных контактов и т. п. Все эти неполадки приводят к увеличению сопротивления. В результате энергия АКБ тратиться на его преодоление и расходуется на выделение тепла. В результате сокращается срок жизни аккумулятора;
    • Уровень электролита. Его нужно регулярно проверять и при необходимости корректировать. Под капотом автомобиля в процессе работы поднимается температура. В результате этого дистиллированная вода испаряется, и уровень электролита снижается. Если запустить этот процесс, то могут оголиться пластины батареи. В этом случае происходит их быстрое окисление и последующее разрушение. Обмазка с решёток осыпается и на дне образуется шлам, который иногда вызывает замыкание электродов. Все это значительно сокращает срок жизни аккумуляторной батареи. Поэтому регулярно проверяйте уровень электролита и доливайте дистиллированную воду. Уровень должен быть на 10─15 миллиметров выше свинцовых пластин;
    • Поездки в зимнее время. В зимнее время года пуск двигателя затруднён из-за загустевшего масла и замёрзших свечей. Стартер крутит дольше и вытягивает из батареи больший заряд. В то же время, потребителей тока зимой мы включаем гораздо больше, чем летом. Это обогреватели стёкол, зеркал, печка, обогрев руля и сидений. Это плюс к обычным навигации и музыке. В таких условиях аккумуляторная батарея может вернуть заряд только после длительной поездки. В противном случае он будет постоянно не заряжен, что сокращает срок жизни аккумулятора. Поэтому зимой не рекомендуются кратковременные поездки (завелись, проехали 5 минут до магазина, снова завелись и немного проехали обратно);
    • Профилактика коррозии клемм. Следите за состоянием клемм аккумулятора. На них не должно быть налёта белого цвета (окислы). Если появились следы окисления, то снимите аккумулятор, промойте клеммы раствором пищевой соды и высушите. Если следы коррозии сильные, то можно обработать их наждачной бумагой. Клеммы должны быть хорошо затянуты, желательно покрыть их специальным составом для контактов. Он продаётся в автомобильных магазинах и стоит недорого;
    • Плотность электролита. Плотность полностью заряженной батареи составляет 1,27 гр./куб. см. Рекомендуем проверять это значение через некоторое время после полной зарядки АКБ. Низкая плотность электролита может привести к серьёзным проблемам зимой. Электролит просто замёрзнет. По ссылке можно посмотреть таблицу плотности электролита и связанных с ней характеристик;
    • Чистота АКБ. Кому-то это покажется странным, но грязь тоже сокращает срок жизни аккумулятора. Грязь, пыль, подтеки электролита на поверхности АКБ превращаются в проводящий слой, который вызывает разряд батареи и снижение ёмкости. Поэтому хотя бы верхняя плоскость аккумулятора должна быть чистой и сухой. Если позволяет подкапотное пространство, можно сделать некое подобие крышки для АКБ, чтобы на поверхность и клеммы не попадала влага, пыль, масло;
    • Периодический осмотр. Для продления срока эксплуатации желательно делать периодический визуальный осмотр аккумулятора. Например, когда проверяете уровень масла в двигателе и охлаждающей жидкости в расширительном бачке, заодно проводите осмотр АКБ. Это позволит своевременно выявлять повреждения корпуса, следы окисления на клеммах, загрязнения аккумулятора;
    • При простое автомобиля. Если вы оставляете автомобиль на длительное хранение, то АКБ с него лучше снять, полностью зарядить и хранить отдельно. Это продлит жизнь батареи.

    Периодически заряжайте аккумулятор

    Проверяйте уровень электролита

    Содержите аккумулятор в чистоте

    Контрольно-тренировочный цикл

    Выше говорилось о необходимости периодически проводить контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) для аккумулятора. Опытные специалисты говорят, что для продления срока жизни АКБ эту процедуру необходимо проводить раз в год. В чём же она заключается?

    Такой цикл включает в себя полную зарядку, контролируемый разряд аккумулятора. После этого батарея снова полностью заряжается. Перед проведением КТЦ аккумулятор снимается с автомобиля. Проводится полная зарядка, после которой замеряется плотность электролита. Для этого существует ареометр. Стоимость в магазинах около 100 рублей. Требуемое значение 1,27 гр./куб. см. Если плотность выше этого значения, то в банки доливают дистиллированную воду, а когда ниже – готовый электролит (предварительно нужно выбрать старый).

    После полной зарядки проводится контролируемый разряд. Для этого собирается схема разрядного устройства.

    После разряда аккумулятора, сразу ставьте его на зарядку. Ток зарядки при этом должен быть не выше 10 процентов от номинальной ёмкости аккумулятора. В процессе зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5─16 вольт. Некоторые опытные аккумуляторщики рекомендуют заряжать аккумулятор 12 часов током 10 процентов от номинальной ёмкости, а затем снизить в два раза и оставить ещё на 12 часов. Так, батарея наберёт максимальную ёмкость. Если регулярно проводить такой контрольно-тренировочный цикл, то можно существенно продлить жизнь автомобильному аккумулятору. Здесь стоит отметить, что такой цикл не рекомендуется делать для кальциевых АКБ. Для них глубокий разряд не рекомендуется. Несколько таких разрядов и их можно отправлять на утилизацию аккумуляторных батарей.

    Обслуживать или платить?

    Как видите, ничего особенно сложного в регулярном обслуживании аккумулятора нет. По крайне мере, визуально контролировать состояние аккумулятора и уровень электролита может каждый. В случае отклонения от нормы можно обратиться к специалистам за помощью на ранней стадии какой-то проблемы, а не в запущенном состоянии.

    Зимний лайфхак: как продлить жизнь своему аккумулятору

    В предыдущей статье, посвященной аккумуляторам, мы занимались познавательно-полезной практикой подготовки аккумулятора к зиме – теперь пришла пора теории, причем тоже небесполезной и любопытной! Об «особенностях национального использования аккумуляторов» Колеса.Ру побеседовали с профессором кафедры эксплуатации автомобильного транспорта МАДИ Юрием Владимировичем Пановым.

    Многим автовладельцам, к сожалению, знакома история выхода из строя и замены батареи через 2-3 года. Каким должен быть реальный срок службы современного АКБ из разряда средних – без анонсированных производителем «супернанотехнологий» и, соответственно, завышенной цены?

    Предположим, что соблюдается ряд условий, а именно:

    1. В течение всего срока эксплуатации генератор и реле-регулятор исправны и не выдают повышенного напряжения
    2. Аккумулятор не подвергался глубокому разряду
    3. Аккумулятору не приходилось частенько длительно «маслать» плохо заводящийся мотор

    В этом случае любая батарея (без брака и внутренних дефектов!), способна легко отработать 6-7 лет на машине «бытового назначения» – семейном автомобиле, не коммерческом и не такси. В автопарках срок службы батарей, конечно, примерно вдвое меньше.

    – То есть, вот эти три фактора и губят батарею? Какой из них самый опасный?

    Юрий Владимирович Панов

    – Наиболее опасно повышенное напряжение, благодаря которому испаряется вода и падает уровень электролита. Это может происходить и в теплое, и в холодное время года. Сегодня в автомобилях, как правило, нет вольтметра, и вовремя обнаружить, что напряжение в бортсети поднялось вольт до 15, очень сложно. А повышенное напряжение способно за месяц «убить» батарею.

    Как быть?

    — Советов тут может быть два. Если есть подозрения в повышении напряжения – просто измерьте его, для этого не обязательно посещать сервис. Простейший мультиметр, полезный в быту, есть у многих, – подключите его к аккумулятору и посмотрите напряжение: оно не должно превышать номинальные 14,2 вольта. Мерить нужно не сразу после запуска стартером, а после непродолжительной поездки, когда генератор уже вернул батарее затраченную на пуск энергию. Не глушите мотор и подключите к клеммам батареи вольтметр – посмотрите напряжение на холостом ходу и, что важнее, на 2-3 тысячах оборотов. Нередко бывает, что проблема повышенного напряжения проявляется именно на высоких оборотах.

    Читайте также  Аккумулятор сел в ноль что делать

    Ну и неплохо сделать,как может показаться, «шаг назад» в эволюции – приобретите простейший вольтметр, вставляемый в разъем прикуривателя в китайском интернет-магазине, он стоит копейки. Или, если у вас установлен нештатный маршрутный компьютер, выведите на основной экран параметр «напряжение бортсети». Несмотря на то, что машины год от года «умнеют», несложно и очень полезно все же продолжать контролировать «вручную» некоторые параметры, понимая их смысл.

    А глубокий разряд – скажем, если какой-либо потребитель тока был забыт на ночь или дольше, и с утра машина даже не открывается с брелока сигнализации – насколько это опасно для АКБ? Есть «гаражное» мнение, что даже после одного-единственного такого разряда «в ноль» в батарее происходят необратимые изменения, она уже ненадежна и при первой же возможности её лучше поменять, особенно ввиду зимы…

    – На поработавших несколько лет аккумуляторах глубокий разряд действительно способен нанести непоправимый вред, но если батарея новая, эксплуатируется менее года, то после зарядки она полностью восстановит свои свойства. Необратимые изменения если и есть, то пренебрежимо малы.

    Если электрооборудование автомобиля исправно, имеется ли смысл в периодических профилактических зарядках батареи?

    – Смысл имеется, в особенности зимой. При городском стиле без длительных поездок (нужен час-другой езды, а не час стояния в пробке!) 1-2 раза за зиму желательно поставить батарею на зарядку. Дело в том, что даже при полностью исправном электрооборудовании зимой баланс энергии зачастую «уходит в минус». Машина запускается с утра, затрачивая едва ли не в два раза больший, нежели летом, ток на проворот коленвала холодного мотора в густом масле. Запустившись, мы включаем сразу все мощные потребители: подогрев сидений, заднего стекла и зеркал, фары… На холостом ходу все это дает просадку напряжения – аккумулятор если и не продолжает разряжаться, то уж точно не получает необходимого зарядного тока. Короткая поездка, стоянка и дорога домой вечером – все повторяется. Аккумулятор день за днем теряет плотность электролита, которую может восстановить только длительная поездка или зарядное устройство во время стоянки.

    Поэтому лучший алгоритм действий зимой – после запуска двигателя не включать во время прогрева никакие электропотребители; благодаря этому генератор даже на холостом ходу сразу начнет заряжать аккумулятор, восстанавливая потерю энергии. Сколько времени вы греете мотор – дело ваше, это вопрос «религиозный». Лично я использую только хорошее синтетическое масло и, если мороз рядовой для средней полосы, через несколько минут после запуска двигателя обычно начинаю движение – тут уже обороты превышают обороты холостого хода, и «убиваются два зайца»: идет активный заряд батареи и ускоренный прогрев двигателя и салона под нагрузкой.

    Мы затронули иную, но смежную (хотя и скользкую и «холиварную»!) тему необходимости прогрева двигателя… Прокомментируйте последовательность рассуждений и действий п рименительно к аккумуляторам.

    1. Многие машины на холостом ходу греются очень долго – попробуйте, к примеру, нормально прогреть печально знаменитый своей «хладнокровностью» мотор 1,8 TSI, устанавливаемый на VW и Skoda!
    2. Прогрев на ходу в разы эффективнее прогрева на стоянке – это факт, но ехать через несколько минут после запуска порой невозможно, ибо стекла заморожены изнутри, и на глазах замораживаются еще больше от вашего дыхания. А «лобовики» с подогревом есть далеко не у всех…
    3. В народе бытует мнение, что можно ускорить прогрев на холостом ходу, дав двигателю в качестве хоть какой-то нагрузки генератор — ведь чем больше он отдает тока, тем труднее двигателю его крутить. Поэтому во время прогрева некоторые включают все возможные потребители тока, в том числе и не нужные им в данный момент – фары, обогрев стекол, сидений, музыку, держат педаль тормоза, чтобы зажечь две лампы стоп-сигналов по 21 ватту и т.п. Однако получается, что такой прогрев сильно разряжает и без того промерзший и подсаженный аккумулятор…

    Выигрывая в скорости прогрева, проигрываем в долгожительстве батареи.

    Как тут быть? Может, при прогреве на месте дать педалью газа небольшие обороты – тысячи полторы, скажем?

    – Да, тут не выходит «захватить все плюсы», получается «либо-либо». Либо мягкий прогрев, либо нормальная зарядка. На самом деле, включенные на холостом ходу электропотребители даже близко не лежат по эффективности прогрева с медленным движением на 1-2 передаче. Поэтому ускорение выхода мотора на рабочий режим тут получается незначительное. Давать обороты – также не вариант, ибо без нагрузки двигатель все равно вырабатывает мало тепла: чтобы дать на впрыск больше топлива и, соответственно, получить больше калорий тепла, машина должна начать движение.

    Я бы все же поступил так – запустив мотор, не включал никаких нагрузок, очищал стекла вручную, после чего начал движение на первой-второй передачах. Впрочем, все это возможно, только если у вас есть «разгонная полоса», где можно медленно и безопасно ползти некоторое время с ограниченной видимостью. Если же вам предстоят сложные маневры по тесной парковке или нужно через десять метров выезжать на шоссе, то, конечно, придется греть на месте…

    7 способов продлить срок службы автомобильного аккумулятора

    Когда дело доходит до автомобилей, нет ничего хуже, чем застрять с севшим аккумулятором. Мы все попадали в такую ситуацию, и проблема часто усугубляется тем фактом, что в современных автомобилях почти нет предупреждающих знаков, заранее предупреждающих что аккумулятор, скоро сядет.

    Автомобильный аккумулятор, как и собственно любые другие свинцово-кислотные аккумуляторные батареи имеют ограниченный срок службы и в конечном итоге могут потерять способность удерживать достаточный заряд для запуска вашего автомобиля. В среднем мы можем ожидать, что срок свинцово-кислотной батареи длится около 42 месяцев, но этот срок службы будет зависеть от ряда факторов, таких как жаркий или холодный климат, длина пути и общая производительность схемы зарядки вашего автомобиля.

    Но независимо от того, в каких условиях ваш автомобиль находится, вот 7 советов, с которыми вы можете ознакомится, чтобы получить максимум от вашего аккумулятора:

    1. Не рекомендуется часто ездить на короткие расстояния

    Ваша батарея «тренируется» каждый раз, когда вы запускаете свой автомобиль, и затем начинает заряжается двигателем во время поездки. Поэтому, если вы перемещаетесь только на короткое расстояние, батарея не сможет восстановить количество потерянной мощности. И если вы будете повторять этот процесс ежедневно, напряжение аккумулятора будет постоянно снижаться, пока он больше не сможет запустить ваш автомобиль.

    Поддерживайте аккумуляторную батарею своего автомобиля за счет частого и длительного использования. Если вы не используете свой автомобиль очень часто, подумайте о том, чтобы приобрести зарядное устройство для поддержания правильного напряжения.

    2. Аккумулятор должен быть плотно закрепленным

    Вибрация может уменьшить срок службы аккумулятора вашего автомобиля, поэтому очень важно, использовать качественные, фирменные аккумуляторные зажимы, чтобы обеспечить его правильную и плотную фиксацию в любое время. Если он не надежно закреплен, чрезмерная вибрация может повредить внутренние компоненты аккумулятора, стать причиной короткого замыкания и в целом сокращение срока службы батареи.

    Но не затягивайте чрезмерно сильно гайки зажима аккумулятора — потому что есть риск повредить аккумулятор! Просто затяните гайки, пока не почувствуете легкое сопротивления, а затем добавьте еще дополнительный поворот на половину.

    3. Сведите к минимуму мощность, используемую при выключенном двигателе

    Автомобильный аккумулятор чувствует себя отлично, когда его заряд поддерживается на уровне 100% — поэтому держать фары включенными, в то время как двигатель не работает, лучше не надо. Перед тем, как выйти из автомобиля, всегда убедитесь, что все электроприборы и фары у автомобиля отключены.

    4. Держите аккумулятор в чистоте

    Убедитесь, что верхняя часть аккумулятора чистая, сухая и не содержит грязи. Грязная батарея может разряжаться через грязь поверх корпуса — создавая мягкое короткое замыкание, которое в конечном итоге выведет батарею из строя.

    Клеммы аккумуляторных батарей также будут корродировать с течением времени, а их чистка от налета и грязи — отличный способ продлить срок службы аккумулятора вашего автомобиля. Чистите клеммы старой зубной щеткой, смоченной в пищевой соде с водой. Затем, используя распылитель, холодной водой смойте соду и тщательно очистите поверхность чистой тканью.

    5. Попробуйте минимизировать тепловое воздействие

    Популярным заблуждением является то, что холодная погода убивает аккумуляторы — но это не совсем так. Автомобильным аккумуляторам приходится работать с большей нагрузкой, чтобы запустить двигатель в зимние холодные месяцы. Причина, по которой многие из них не срабатывают в холодное время года, в основном объясняется неправильной эксплуатацией в жару предыдущего лета.

    Жара очень сильно влияет на аккумуляторную батарею, поскольку жара увеличивает скорость испарения воды из ячеек — даже в закрытых верхних батареях. Затем холод выявляет недостатки более слабых ячеек у батареи, так как более низкие температуры снижают оставшуюся мощность заряда, когда он пытается запустить холодный двигатель.

    Что в этом случае делать? Во-первых, уменьшить температуру, которая воздействует на батарею. Во-вторых, парковать ваш автомобиль в тени, где это возможно, и держать нормальную температуру в гараже. Так же есть множество отличных идей как изолировать аккумулятор от тепла, выделяемого мотором.

    6. Проверяйте напряжение аккумулятора один раз в месяц

    Срок эксплуатации свинцово-кислотной батареи значительно сократится, если она будет долго оставаться частично или полностью разряженной, поэтому проверяйте напряжения с помощью вольтметра один раз в месяц – это отличный способ следить за здоровьем вашего аккумулятора. Здоровая, полностью заряженная свинцово-кислотная батарея должна иметь напряжение около 12,7 В или выше.

    Если напряжение упадет ниже 12,5 В, мы рекомендуем как можно скорее зарядить аккумулятор. Также важно помнить, что свинцово-кислотная автомобильная батарея считается наполовину заряженной при 12,4 В и полностью разряжена при 12,0 В.

    7. Не оставляйте автомобиль неиспользованным в течение длительного времени

    Как вы могли заметить в некоторых из вышеперечисленных пунктов, жизненно важно, чтобы свинцово-кислотные автомобильные батареи регулярно полностью заряжались, чтобы предотвратить быстрый износ. Независимо от марки, все свинцово-кислотные батареи, естественно, теряют заряд с течением времени — то, что называется «саморазрядом».

    Заполненная свинцово-кислотная батарея самопроизвольно разряжается со скоростью около 1% в день при комнатной температуре, 0,25% в день при 10 ° C и 1,5% в день при 30 ° C. Важно помнить, что лишние нагрузки от транспортного средства увеличивают скорость разряда, поэтому, если ваш автомобиль будет находиться без дела дольше недели, было бы целесообразно подключить зарядное устройство для полной подзарядки.

    ПОМНИТЕ: Вы всегда можете обратиться в наш автосервис, где Вашему автомобилю с радостью окажут профессиональную техническую помощь. Ознакомитесь пожалуйста с нашими услугами по ремонту и диагностике автомобиля.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: