Собираем светодиодный индикатор напряжения для авто своими силами

Собираем светодиодный индикатор напряжения для авто своими силами

Даже при простейших работах в электрических цепях в хозяйстве пригодится индикатор напряжения – устройство показывающее наличие или отсутствие электрического тока и напряжения в сетях от 220 до 1000в (в зависимости от прибора). Целесообразность его использования продиктована в первую очередь тем, что электрический ток не получится увидеть глазами – о его наличии можно судить только по тому, работает включенное в розетку устройство или нет.

Разновидности индикаторов

Главная функция, которую должен выполнять указатель напряжения, это проверка целостности электрической цепи – именно от этого зависит, будет работать включенный в розетку прибор или нет. Различные устройства справляются с этой задачей по-разному – стандартная отвертка индикатор напряжения использует для проверки ток, который уже есть в сети (пассивная), а внутри многофункционального тестера-пробника напряжения есть целая схема с отдельным питанием (активный), что позволяет прозванивать даже обесточенные электрические цепи. Все эти устройства работают по схожему принципу, но имеют некоторые различия в правилах применения.

Пассивная отвертка индикатор

Это однополюсный бытовой индикатор фазы, выполняющий одну-единственную задачу – показать наличие или отсутствие напряжения в определенной точке электрической цепи. Профессиональными электриками не используется, ввиду крайне ограниченного функционала, но дома среди набора инструментов «на всякий случай» она может пригодиться.

Бесспорное преимущество устройства в том, что наличие напряжения однополюсный индикатор показывает после прикосновения к любому токоведущему контакту. Нулевой провод не нужен – его роль выполняет тело человека, что держит в руках отвертку. Наличие или отсутствие фазы показывает неоновая лампа внутри устройства – чтобы проверить напряжение надо жалом отвертки коснуться проводника, а рукой дотронуться до контактной пластины на ручке.

Для защиты пользователя от высокого напряжения между жалом и лампой установлен резистор, но из-за этого индикатор не реагирует на напряжение ниже чем 50-60 вольт.

Активная отвертка индикатор

Внутри корпуса прибора собрана схема, запитанная от собственного источника питания (батарейки), поэтому это более чувствительный детектор напряжения. Вместо неоновой лампы здесь используется светодиод, который реагирует не только на прикосновение к проводнику, но и если жало просто попадает в электромагнитное поле, которое есть вокруг любого проводника под напряжением. Это его свойство с успехом используется для поиска проводки в стенах или мест ее обрыва. Нужно взять отвертку за жало и провести ее вдоль провода – если в каком-то месте лампа перестала светить, значит там (+/- 15 см) повреждена проводка.

Также светодиодный индикатор будет срабатывать если одной рукой дотронуться до жала, а другой до контактной платины в рукоятке. Это свойство широко используется для прозвонки проводов (определения их целостности). Надо просто взять один конец провода в руку, а до другого дотронуться жалом отвертки – если нет обрыва, значит индикатор засветится.

Высокая чувствительность устройства является и его недостатком – так как индикатор может показать наличие напряжения и там, где его никогда не было и наоборот – он не отреагирует на обрыв нулевого провода (разве что поменять фазу и ноль местами).

Многофункциональная активная отвертка индикатор

Этот тестер напряжения является улучшенным вариантом предыдущего инструмента – отличается наличием переключателя, которым можно регулировать чувствительность прибора, а также использовать его в контактном и бесконтактном режиме.

Зачастую такая многофункциональная индикаторная отвертка оснащена жидкокристаллическим мини дисплеем, на котором показывается не только наличие напряжения, но и его вольтаж. Это позволяет определять паразитные токи наводки, которые трудно распознать пользуясь обычным индикатором наличия напряжения в цепи.

Кроме дисплея такие устройства комплектуются зуммером, позволяющим без помех использовать прибор в условиях, когда цифровой индикатор не видно. По сути, ТОПовые модели электронных индикаторных отверток это упрощенные мультиметры, но с одним жалом вместо двух щупов. Некоторые электронные индикаторные отвертки даже способны измерить температуру поверхности, к которой прикасается жало устройства.

Самодельный пробник (контролька)

В сумке электрика зачастую есть самодельный пробник напряжения с обыкновенной лампочкой на 220 вольт – на профессиональном жаргоне получивший название «контролька». Несмотря на размеры, он зачастую бывает более удобным, хотя все его достоинства в полной мере раскрываются при проверке трехфазных сетей.

По сути это обычная лампочка, вкрученная в патрон, а провода исполняют роль щупов, которыми касаются контактов, на которых надо проверить наличие напряжения. По сравнению с другими простейшими пробниками индикаторами, контролька не просто показывает наличие электрического тока – по яркости ее свечения можно понять, нормальное ли в цепи напряжение.

К дополнительным преимуществам относится возможность проверить наличие всех трех фаз. К примеру, если есть три провода и два из них «посажены» на одну фазу, то любой другой указатель напряжения на другом конце провода просто покажет что на каждую жилу приходит фаза, а электродвигатель при этом запускаться не будет. В таком случае берется две контрольки, соединенные последовательно, и свободными щупами проверяются фазы между собой – на проводах с одной фазой лампочки гореть не будут. Плюс ко всему, контрольку всегда можно использовать как дополнительное освещение.

Из минусов устройства выделяется только то, что одну фазу можно проверить только если рядом есть нулевой провод, хотя сложно представить ситуацию с его отсутствием.

Универсальный пробник

Наиболее распространенный указатель напряжения среди инструментов профессионального электрика, совмещающий в себе функциональность и удобство использования. Универсальный прибор, который умеет все: определяет фазу и ноль в сети переменного тока, плюс и минус при постоянном, прозванивает проводку, показывает какое напряжение в цепи, имеет звуковую и визуальную индикацию.

Не все подобные устройства умеют находить проводку сквозь стены, но остальных функций более чем достаточно для ежедневных работ, с которыми сталкивается электрик.

Границы измерений определены качеством изоляции и моделью прибора – 220-380 или указатели напряжения до 1000 в и выше.

Мультиметр – все и сразу

Электрический универсальный тестер, объединяющий в одном корпусе все основные приборы, которыми пользуются электрики и радиолюбители – вольтметр, амперметр и омметр. Кроме того устройство может проверять диоды и транзисторы, а также измерять емкость конденсаторов.

Указатель напряжения отличается высокой точностью измерений – в зависимости от выставленного режима, определяет силу тока, сопротивление проводников и прочие значения до сотых и тысячных долей единиц. Для вывода результатов измерений оснащен жидкокристаллическим индикатором.

Двухполюсные указатели

Принцип действия индикаторов этого типа основан на сравнивании потенциалов в 2 токоведущих частях проверяемого оборудования: нуля и фазы. В отличие от указателей однополюсных, эти приборы оснащены двумя щупами. Человек в контакт с контролируемым напряжением не вступает и отделён от его воздействия слоем изоляции. В состав индикатора входят сигнальная лампа и 2 резистора: шунтирующий и токоограничивающий. Связь между щупами выполнена обрезиненным гибким проводом.

Вам это будет интересно Прибор для электрика: тестер напряжения

Из старых моделей двухполюсных указателей напряжения до 1000 В до сей поры применяются МИН 1 и УНН-10 с диапазоном рабочего потенциала 70―660 вольт. Сигнальная лампа этих приборов загорается при 60―65 В. С помощью означенных изделий проводят проверку цепи на целостность. К простым исполнениям относятся индикаторы серий ПИН-90, УН-500, УННУ-1 — они определяют только присутствие напряжения. Более совершенные модели ЭЛИН-1, ИПМ указывают также номинал и полярность потенциала.

Читайте также  Особенности выбора аккумуляторов для автомобилей Шкода

В качестве сигнала используются светодиоды всех цветов, неоновые лампочки и цифровые показатели. Существуют также комбинированные индикаторы — к свечению добавляется звуковое сопровождение, что повышает безопасность обращения с прибором. Самый известный дигитальный двухполюсный указатель напряжения — мультиметр. Он способен определить величину потенциала переменного и постоянного тока, силу и частоту. Прибор нередко используют для решения бытовых задач.

Что лучше выбрать

Все устройства имеют свои плюсы и минусы, которые надо учитывать при их покупке. Кроме того, надо понимать, зачем оно будет нужно – к примеру, если контролька отлично себя зарекомендовала в трехфазных цепях, то делать ее для домашнего использования особого смысла нет.

Как ни странно, но если человек не разбирается в электрике, то ему лучше купить все таки полупрофессиональное устройство – хотя бы универсальный пробник на 220-380в. Кроме того, что это просто надежное и нужное устройство, если придется приглашать электрика или просить знакомых посмотреть проводку, то лучше если под рукой окажется хороший прибор.

Пользование контрольными устройствами

Перед каждым применением указатель осматривают, нет ли повреждений корпуса, изоляции, после чего проверяют работоспособность индикатора, прикоснувшись к фазе, заведомо находящейся под напряжением. Дефектный прибор приведёт к ошибке, влекущей короткое замыкание, или травме человека. При выполнении замеров надо быть внимательным и соблюдать основные правила:

  • индикатор должен соответствовать параметрам сети — будет нелишним убедиться в этом, взглянув на маркировку, нанесённую на корпусе устройства;
  • во время проверки принять устойчивую позу, исключая неожиданное падение и касание с заземлёнными проводниками;
  • один из способов избежать нежелательного контакта — держать свободную руку в кармане, чтобы случайно не создать замкнутого контура для электрического заряда.

При работе однополюсным указателем запрещается пользоваться диэлектрическими перчатками: должен быть обеспечен контакт пластины на ручке индикатора с пальцем оператора. Надо помнить, что электричество опасно — от ошибок гибнут не только новички, но и опытные монтёры.

Вам это будет интересно Установка электрического щитка под счётчик и автоматы

Цифровой индикаторный указатель с расширенными функциями

В указателях этого типа отсутствуют какие-либо источники питания. Примерно по середине корпуса расположен жидкокристаллический дисплей в форме прямоугольного окошка. На этом экране высвечивается установленный цифровой ряд значений напряжения – 12, 36, 55, 110 и 220 В.

Цифровой индикатор напряжения оборудован двумя полюсными кнопками. Одна из них используется при бесконтактных измерениях, другая – при контактных. Рабочая часть выполнена в стандартном варианте и представляет собой плоскую отвертку.

Результаты тестирование цифрового индикатора проводимые на отключенном автоматическом выключателе

По результатам проверки работоспособности было выявлено следующее:

  • Вначале рабочая часть соприкоснулась с нулевым контактом. На экране высветился незначительный показатель напряжения, хотя такое возможно только при включенной нагрузке. В данном случае дисплей должен был оставаться чистым.
  • При контакте с фазным проводом тестер выдал два значения. Первое в количестве 110 вольт отобразилось четко, а второе – 220 В было едва различимо на экране, хотя оно как раз и является реальным показателем.
  • Заявленный бесконтактный режим не сработал, хотя без нажатия соответствующей кнопки на экране отобразился плохо видимый значок в виде молнии. Таким образом, напряжение все-таки удалось определить бесконтактным способом, не отраженным в паспорте изделия.

Несмотря на большое количество заявленных функций, в целом указатель проявил себя, как не вполне надежный в эксплуатации. Полученные значения отображаются лишь приблизительно, а бесконтактный способ практически не работает. Возможно все дело в отсутствии собственных источников питания, которые могли бы поддерживать на должном уровне работоспособность устройства. К недостаткам также можно отнести ограниченный температурный диапазон и верхний предел измеряемого напряжения, составляющего 250 В.

Индикатор напряжения для авто своими руками

Учитывая, что во многих старых автомобилях нет ни вольтметра, ни какой другой системы контроля напряжения на аккумуляторе, имеют популярность самодельные конструкции индикаторов напряжения. Использоваться они могут везде, где фигурируют автомобильные аккумуляторы. Показания такого индикатора максимально просты и понятны: имеются три светодиода, каждый из которых загорается, когда напряжение на аккумуляторе лежит в том или ином диапазоне. В частности, для представленной ниже схемы:

  • HL1 горит при напряжении на входе 0 — 10 В
  • HL2 при напряжении от 11 до 13 В
  • HL3 при напряжении более 13В

Сама схема проста и очень дёшево в плане стоимости компонентов.

Смысл работы также довольно понятен, если внимательно присмотреться. Первым делом стоит обратить внимание на транзистор VT1 — при подаче питания на вход схемы от тестируемого аккумулятора он сразу открывается, даже если напряжение на аккумуляторе мало — ток на его базу поступает через цепочку HL2 — R3 — R2. Светодиод HL2 при этом не загорается, так как протекающий через него ток слишком мал, чтобы вызвать заметное свечение, тем не менее, его достаточно для открытия транзистора VT1. Соответственно входным напряжением запитывается цепочка HL1 — R1 и первый светодиод начинает светиться. Далее следует обратить внимание на элементы VD1, R5, где VD1 — это стабилитрон на 10В (кроме Д814В можно использовать любой другой). Если напряжение на входе превышает 10-11В, то стабилитрон «открывается» и начинает пропускать ток, поступающий на базу VT2, соответственно VT2 открывается, пуская ток через второй светодиод HL2 и заставляя его светиться. Первый транзистор при этом закрывается, так как его база оказывается уравнена по потенциалу с эмиттером и ток через неё протекает, соответственно HL1 погасает. Повышаем входное напряжение дальше. Когда оно достигает 12-13В, начинает течь ток через элементы VD2, R9, где VD2 — стабилитрон на 12, также можно применить любой другой помимо указанного. Вследствие этого открываются транзисторы VT3, VT4, из которых VT4 зажигает последний, третий светодиод, а VT3 шунтирует HL2, таким образом, кроме 3-го все светодиоды оказываются погашены. Вот такой интересный принцип работы, похожий на чехарду из открывающихся и закрывающихся транзисторов. При необходимости схему можно перенастроить на индикацию каких угодно других диапазонов напряжений, взяв стабилитроны на нужные значения.

Транзисторы можно использовать любые маломощные, обратите внимание, что VT1 и VT2 имеют NPN структуру, а VT3, VT4 — PNP. Подойдут, соответственно КТ315, КТ3102, BC547 и КТ361, КТ3107, BC557. При желании схему вообще можно собрать на SMD элементах, тогда плата получится невероятно маленькой. Светодиоды такого любого цвета, но нагляднее взять классические для таких индикаторов цвета зелёный-жёлтый-красный. Удобна схема тем, что не требует внешнего питания — получает она его непосредственно от самого тестируемого аккумулятора.

Собрать всю схему на печатной плате, трассировка которой представлена выше. Если плата будет использоваться в автомобиле, важно выполнить все соединения да и саму плату максимально надёжно, не жалея флюса и припоя, ведь вся автомобильная электроника испытывает сильное механическое воздействие из-за тряски и вибрации.

Для подключения к тестируемому аккумулятору автор вывел провода с крокодилами на концах, при штатной установке платы крокодилы будут лишними. Также стоит упомянуть, что схема потребляет ток от подключенного аккумулятора непрерывно, поэтому оставлять её подключенной к бортовой сети авто подключенной на постоянной основе нельзя, необходимо предусмотреть включение по кнопке (без фиксации) или привязать к одному из положений замка зажигания. Вид собранной платы ниже. Удачной сборки!

Читайте также  Устраняем неисправности замка зажигания любимой «Девятки»

Индикатор напряжения бортовой сети

После проблем с генератором решил сделать индикатор уровня зарядки, т.к. контролька у меня загорелась только когда снял ремень, а с ремнем и напряжением зарядки 12В она не горит. Встраивать пока не стал, так покатаюсь. Стабилитрон и R1 были заменены на 5.1V и 150 КОм. Замеры показали:
желтый до 12.1
зеленый 12.1-14.8
красный после 14.8

Комментарии 65

Блин, я один вспомнил про экономайзеры топлива в прикуриватель?)))

поделие прикольное, делал такое лет 20 назад.
а 30 назад оно выпускалось в совке под названием Зунда — i.imgur.com/u70rbQb.jpg
показывает погоду на марсе, ибо разброс резисторов МЛТ огромный, термостатирования тоже нет. Да и 3 индикатора мало. ну и да, присоединюсь к общему хору — 50 рублей цифровой на али, так же в прикуриватель.
Разве что для руки размять и опыт в пайке получить годится.

Смысла в этом не вижу. Проблемы с геной бывают очень редко. Ты эту штуку вытащишь и забудешь про нее. Мне так вообще хорошо, на приборке всё есть

Был такой индикатор. крайне бестолковая поделка. показывает в основном направление ветра на марсе…
лучше слелай обычный цифровой вольтметр.

О, у меня у отца похожий в копейке стоял. Только светиков было четыре.

норм, для начала.
мощная, неубиваемая пайка ))) развсе что молотком )))

Чувак, задумка норм, но вот я могу выложить фото почти того же самого на attiny13a и smd в том числе и светодиоды. Куда лучше. Да и фоторезист лучше освоить.

зачем мк там где можно обойтись парой деталек из коробки с хламом?
хотя, если там с цифровым индикатором, то да …

Там все что хочешь, и ацп термостабилизированное, чего у тебя нет ;-) и точность выше. Да и вообще жлектроника должна быть цифровой. И да у меня в коробке с хламом валяются мк

не ну это то понятно, но … зачем микроскопом гвозди забивать…
если надо то всего лишь «мигать» 3мя светодиодами…

>вообще жлектроника должна быть цифровой
почему? я думал всегда, что электроника должна быть функциональной и удобной в использовании.

Потому что это надежно доступно просто и получается больший функционал при меньших затратах. А мигать вам надо с какой точностью? Я бы посмотрел на эту гирлянду в у разных погодных условиях или на пограничных значениях

а ведь верно, чтото я не подумал про погоду то, в авто и +30 и -30 бывает и более. МК будет дешевле поставить.

Вот кстати недавно, захотел свет в салон на светодиодах, ну и как всегда все началось с простой схемы: 3 диода+ резистор.
А дальше кривая вывела )))) :
плавное включение-выключение (ну это сперва на дискретных компонентах).
Потом захотелось еще и: задержку отключения при закрытии двери и не работающем двиге, отключение по истечении нескольких минут (это если вдруг забыл свет в салоне выключить).
В итоге — МК! )))
Вот на днях воткну, буду проверять как работает девайс.

) знакомое чувство. Я тоже долго не хотел с мк связываться

да не, с мк то давно работаю (еще в 90е эмулятор тлф карты делал )))
только считаю что все зависит от задачи.
и если нужен функционал типа включено-выключено, то тут точно мк смысла нет ставить.
но если же всякие приятности цеплять, то мк — без вариантов.

В данном случае хотелось функционал но элемнтная база была выбрана другая. Верно? )

нет, хотелось минимум, но «аппетит пришел во время еды» xD

Аттини13 на ибей стоит копейки :-). А может много. Очень много!) Я себе купил их 30 шт. И 30 мег8. Для экспериментов. Теперь балуюсь.

))))
я приверженец PIC ))
над будет посмотреть конечно на аттини, когда-нибудь это сделаю

Пик тини одна логика работы без разницы что шить, я пикам отдал предпочтение хотя они дороже получаются

да вот тоже…
мне когда то ассемблер понравился у них. Всего 35 команд, даже думать не надо )))

Чувак, задумка норм, но вот я могу выложить фото почти того же самого на attiny13a и smd в том числе и светодиоды. Куда лучше. Да и фоторезист лучше освоить.

>> того же самого на attiny13a и smd
Выложите пожалуйста, сейчас занимаюсь изучением этого вопроса. Хочу в ДХО сделать функцию розжига по поднятию напряжения когда завелся двигатель.

В китае можно взять за капейки, …

с цифровым индикатором))

он и с цифровым 100р. стоит, а такой как у автора, вообще поди рублей 20 ))) виде там с 4 светодиодами .

за то человек старался душу вкладывал… а китайские коробки бездушные… мрут как мухи))

ну если от интереса спаять эт уже другой вопрос.)

Для начала нормально.Теперь переходи на SMD и микроконтроллеры.

особенно если паяешь строительным феном ))))

оо блин ну и шняга. давно готовые вольтметры в таких корпусах продаются и показания там цифровые. на диодиках это прошлый век для школоты

Сейчас он сделал такой, а через время сделает цифровой да еще и с притуханием от габаритов, а с притуханием китайцы точно не делают.

Вооо, классс идея с притуханием и с плавным розжигом)). Ждем продолжения, а китайси пусть идут лесом;)

Из 1985 года звонили, просили поделку вернуть. За одно зайти на али. и купить вольтметр за 35 рублей.

В жигуле вроде такой штатно стоял насколько я помню, или это была доработка деда))) но в детстве я такое уже видел…

неее — это свежая разработка :)

Нанотехнологии! Походу в наукограде Сколково придумали

Уважаю умеющих паять, но китайцы не дремлют ru.aliexpress.com/item/1p…ab_test=searchweb201556_9, searchweb201602_5_505_506_503_504_10034_10020_502_10001_10002_10017_10010_10005_10006_10011_10003_10021_10004_10022_10009_10007_10008_10018_10019, searchweb201603_7&btsid=8c585566-2863-4a43-92ec-490d32f8b653

зачет молодца что заморочился и не поленился сделал сам а то что пишут то и пусть пишут у каждого свое мнение главное что тебе нравится и полезно.и с корпусом классно придумал)))

Нормальный гаджет))) 12,1 для нижнего предела зеленого светодиода конечно маловато, поднять бы до 12,6 а так небесполезный девайс…

Как часто дохнет генератор на машине?

лучше готовый цифровой индикатор поставить, так нагляднее и красивее будет

Вспомнилось: середина 80х, москвич соседа, журнал «Радио»…))

не, не, не ребята…али не али, но тут тема для тех кто любит заморочиться…тут интересен сам квест — поиск деталей и производство…в целом безделуха, но информация интересная

На Али цифровой стоит меньше 100 р. И никакого гемора …

неделю цифровой не прожил, а второй почта так и затерла

На Али цифровой стоит меньше 100 р. И никакого гемора …

так и идите в сообщество али, не мешайте людям общаться))

Так кто вам мешает ? Может журнальчиков покинуть из 80 — х ?

Никаким уровнем зарядки тут и не пахнет. Максимум — работает генератор или нет.

мне это и нужно

Читайте также  Схема предохранителей автомобиля Chevrolet Niva

всплакнул.
как тренировка в паянии, способ понять как и что, ну надо же с чего то учиться, то даже очень ничего.
а как готовый продукт, выкини его. те напряжения что ты указал тебе ниочем.
плюс поделка по деньгам на цену китайского вольтметра.
замерять напругу на прикуривателе вообще неблагодарное дело.
такчто за то что чтото делаешь своими руками зачет.
то что сделал, в утиль.
мир труд май.

Аналогично. Я такой делал на К155ЛА3, по схеме из «Радиолюбителя» на папину «шестерку» 1983 года. Индикатор проработал почти 30 лет, очень выручал, т.к. РР там электромеханический, и ушел вместе с проданной машиной.

тут как я уже написал две стороны вопроса, если спаять ради того чтобы спаять, зачет
а спаять ради устройства, шлак.
сейчас не девяностые, хотя хрен его знает, если бы в 90 был алиэкспресс, научился бы я сам электронике или нет.
а то что работает, в начале 90 я делал фанарик с питанием от одной батарейки, и лампочкой на 3.3 вольта.
ну он досих пор работает, и что с того, теперь это раритет или хлам. и если я сделаю тоже самое сейчас на меня посмотрят в лучшем случае как на древнего мамонта.
раньше я бегущие огни на 555 логике делал, генератор, счетчик, регистр сдвига.
сейчас лучше ардуинку зашью.
время то идет…

Вольтметр автомобильный. Подборка схем

Немало автомобилистов сталкивается с такой проблемой, как непредвиденный разряд аккумулятора. Особенно неприятно, когда происходит это в пути далеко от дома. Одной из причин может быть выход из строя генератора авто. Предупредить надвигающийся разряд аккумулятора поможет вольтметр автомобильный. Ниже приведем несколько простых схем подобного устройства.

Вольтметр автомобильный на микросхеме LM3914

Это схема автомобильного вольтметра предназначена для контроля напряжения бортовой сети автомобиля в пределах от 10,5В до 15В. В качестве индикатор используются 10 светодиодов.

Основа схемы – интегральная микросхема LM3914. Данная микросхема способна оценить входное напряжение и вывести результат на 10 светодиодов в режиме точка или столбик. Микросхема LM3914 способна работать в широком диапазоне питания (3В…25В). Яркость свечения светодиодов можно выставить при помощи внешнего переменного резистора. Выходы микросхемы совместимы с ТТЛ и КМОП логикой.

Десять светодиодов VD1-VD10 отображают текущее значение напряжения аккумулятора или напряжение бортовой сети автомобиля в режиме точки (вывод 9 не подключен или подключен на минус) или столбика (вывод 9 подключен на плюс питания).

Резистор R4 подключенный между контактами 6,7 и минусом питания задает яркость свечения светодиодов. Резисторы R2 и переменный резистор R1 образует делитель напряжения. При помощи переменного резистора R1 производится настройка верхнего уровня напряжения, а при помощи R3 нижнего.

Как уже было сказано ранее, данный автомобильный вольтметр обеспечивает индикацию от 10,5 до 15 вольт. Калибровка схемы выполняется следующим образом. Подайте на вход схемы вольтметра напряжение 15 вольт от блока питания. Затем изменяя сопротивление резистора R1, необходимо добиться, чтобы зажегся светодиод VD10 (в режиме точка) или все светодиоды VD…VD10 (в режиме столбик).

Затем на вход подайте 10,5 вольт и переменным резистором R3 добейтесь, чтобы горел только светодиод VD1. Теперь увеличивая напряжение с шагом 0,5 вольта, светодиоды один за другим будут загораться, и при напряжении 15 вольт будут гореть все светодиоды. Переключатель SA1 предназначен для переключения между режимами индикации точка/столбик. При замкнутом переключателе SA1 – столбик, при разомкнутом – точка.

Автомобильный вольтметр на транзисторах

Следующая схема автомобильного вольтметра построена на двух биполярных транзисторах. Когда напряжение на аккумуляторе составляет менее 11 вольт, стабилитроны VD1 и VD2 не пропускают ток, из-за чего горит только красный светодиод, указывающий на низкое напряжение бортовой сети автомобиля.

Если напряжение находится между 12 и 14 вольт, стабилитрон VD1 открывает транзистор VT1. Зеленый светодиод загорается, указывая на нормальное напряжение. Если напряжение батареи превышает 15 вольт, стабилитрон VD2 открывает транзистор VT2, в результате чего загорается желтый светодиод, показывающий значительное превышение напряжения в сети автомобиля.

Вольтметр на операционном усилителе LM393

Данный простой автомобильный вольтметр построен на операционном усилителе LM393. В качестве индикатора, как и в предыдущей схеме, используются три светодиода.

При низком напряжении (менее 11В) загорается красный светодиод. Если напряжение в норме (12,4…14В) то светится зеленый. В том случае, если напряжение превысило 14В, то загорается желтый светодиод. Стабилитрон VD1 формирует опорное напряжение. Данная схема схожа со схемой индикатора напряжения автомобиля.

Вольтметр автомобильный на микросхеме К1003ПП1

Данная схема вольтметра для автомобиля построена на микросхеме К1003ПП1 и позволяет отслеживать напряжение бортовой сети по свечению 3 светодиодов:

  • При напряжении менее 11 вольт горит светодиод HL1
  • При напряжении 11,1…14,4 вольт горит светодиод HL2
  • При напряжении более 14,6 вольт горит светодиод HL3

Настройка. После подачи на вход напряжения от любого блока питания (11,1…14,4В), переменным резистором R4 необходимо добиться свечения светодиода HL2.

Индикатор низкого заряда АКБ без транзисторов с четким порогом срабатывания

Данный индикатор не имеет логических элементов, невероятно прост в сборке и крайне надежен в работе. Состоит всего из 5 элементов, спаивается за 5 минут без платы.

Индикатор предназначен для отслеживания критически низкого напряжения аккумуляторной батареи 12 В. При желании можно изменить номиналы элементов схемы и сделать индикатор на другое напряжение.

Понадобится

Стабилитрон на 6,2 Вольта — 2 шт. — http://alii.pub/5myg53

Как сделать индикатор разряда аккумуляторной батареи без транзисторов

Итак, сначала соберем, а потом определимся с принципом работы.

Берем отрезок медного провода (это будет «+» индикатора) и припаиваем к одному концу резистор, предварительно обрезав длинный вывод.

Затем к другому краю отрезка припаиваем стабилитрон катодом.

Между выводами резистора и анодом стабилитрона припаиваем светодиод. Полярность подключения светодиода показана на рисунке.

Откусываем лишние вывода.

Ниже припаиваем резистор к светодиоду и катод стабилитрона, смотрите фото.

Соединяем вывода перемычкой. Это будет «минус» индикатора.

Можно припаять дополнительные вывода. Схема индикатора собрана.

Проверка индикатора

Теперь если подать на него напряжение от заряженной батареи, то светодиод не будет гореть, так как батарея в норме.

Но следует напряжению опуститься ниже 10,5 В (критическое напряжение для кислотных АКБ), то светодиод тут же загорится. Причем порог срабатывания всего пару десятых Вольта.

Поэтому даже при медленном опускании напряжения светодиод загорается практически сразу, без начального подсвечивания.

Все это благодаря схеме, в которой светодиод имеет мостове включение. То есть когда напряжение выше 10,5 В в цепи светодиода присутствует почти нулевое значение. Как только напряжение падает ниже 10,5 В стабилитроны как бы закрываются, а резисторы стараются подтянуть светодиод каждый к своей шине питания. Вот такая простая и вполне практичная схема.

Смотрите видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: