Система отопления и кондиционирования

Система воздушного отопления и кондиционирования воздуха

Интегрированная система воздушного отопления позволит не только обогреть помещение, но и создать эффективную систему вентиляции и кондиционирования воздуха. Данное оборудование универсально в использовании, оно повсеместно устанавливается в частных домах загородных коттеджах, офисах, магазинах, складских помещениях и цехах промышленных предприятий. Монтажу системы предшествует создание проекта, требующего наличия профессиональных знаний и навыков работы. Специалисты «Антарес Климат» предлагают воспользоваться полным комплексом услуг, начиная от создания плана размещения оборудования и заканчивая его запуском в эксплуатацию.

Устройство системы воздушного отопления и кондиционирования

Воздушное отопление, вентиляция и кондиционирование позволят создать комфортную обстановку в любом помещении. Работа системы полностью автоматизирована, достаточно лишь задать необходимые параметры температуры.

В отличие от водяного отопления, воздушное позволяет избавиться от потерь тепла из-за нагрева радиаторов. Работа системы слаженная и оперативная, она не требует постоянного вмешательства из вне.

Владельцам помещения или сотрудникам компании с интегрированной системой, нет необходимости открывать окна на проветривание. Чистый воздух с оптимальной температурой и уровнем влажности будет поступать автоматически. При этом, исключено появление на стенах и стеклопакетах неприглядного грибка, плесени, а также конденсата.

Работа системы основана на подогреве или охлаждении воздуха и его дальнейшего распространения по всем помещениям с использованием системы вентиляции. Дополнительное использование фильтров вентиляционной системы на входе, позволяет очистить воздух от вредных примесей и загрязнений с улицы. В помещение попадают исключительно чистые потоки воздуха.

Основное оборудование для системы устанавливается в предварительно подготовленном для него помещении (подвал, бытовка). Непосредственному монтажу системы должно предшествовать проектирование. Для каждого здания создается индивидуальный план расположения оборудования с учетом особенностей вентиляционной системы и конфигурации самого здания. Проект позволит сделать работу системы более эффективной и экономной.

Особенности работы системы воздушного охлаждения и обогрева помещения

Отопление воздухом происходит благодаря встроенному нагревателю, который работает за счет подключения к электроэнергии или газовому оборудованию. В редких случаях, используется твердое или дизельное топливо.

В нагреватель поступает холодный воздух, который впоследствии подогревается до определенных температур и подается в помещения по вентиляционной системе.

Монтаж дополнительного охлаждающего оборудования позволит использовать систему в летний период времени. При этом, нет необходимости устанавливать отдельные элементы в каждом помещении, поскольку охлажденный воздух будет подаваться по вентиляционной системе, как и в случае с отоплением.

Обязательным условием кондиционирования и воздушного отопления воздуха является установка фильтра. Он позволит очистить воздух с улицы от пыли и других загрязнений.

Владельцу интегрированной системы стоит заранее позаботится о ее обслуживании. С этой целью можно заключить договор с компанией в котором будет оговорена периодичность осмотра оборудования. Отметим, что техобслуживание является залогом длительной эксплуатации всей системы. Мастер тщательно осматривает оборудование, проверяет его на работоспособности, а также помогает вовремя устранить неполадки.

Преимущества системы

  1. Безопасность – автоматизированная система быстро реагирует на возникновение ошибок, выключая приборы.
  2. Высокая скорость обогрева – тепловой генератор моментально нагревает воздух, вентилятор распространяет его по всем помещениям способствуя быстрой отдаче накопленного тепла.
  3. Универсальность – одна система будет использоваться в роли отопительного оборудования, кондиционера и увлажнителя воздуха.
  4. Экономичность – для полноценной работы системы понадобится минимум затрат энергии, при этом КПД будет достаточно высоким.
  5. Длительный срок использования – при должном обслуживании и соблюдении всех правил эксплуатации, система прослужит около 30 лет.
  6. Быстрая окупаемость – стоимость системы, сравнительно с водяным отоплением, обойдется своему владельцу не дешево. При этом, она полностью окупится за счет экономии средств на оплате энергозатрат.
  7. Привлекательность – элементы системы надежно скрыты от глаз окружающих. Для ее работы нет необходимости устанавливать радиаторы, поэтому место под окном будет абсолютно свободно для размещения предметов интерьера.

Система воздушного отопления устанавливается на долгие года. Она позволит сэкономить деньги на обогреве и кондиционировании дома, сохранив оптимальный температурный режим.

Система воздушного отопления и кондиционирования по выгодной цене в Москве и области

Наша компания предлагает купить интегрированную систему отопления и кондиционирования по привлекательной цене. Мы предоставляем возможность воспользоваться комплексом услуг по монтажу и обслуживанию системы. Наши специалисты возьмут на себя полный спектр работ, связанных с закупкой материалов, проектирования схемы расположения оборудования, его монтаж и запуск в эксплуатацию.

Один агрегат станет выгодной заменой целого ряда оборудования. Он позволит нагреть воздух в зимний период времени для отопления дома, охладить его в летний зной, а также осуществить очистку и увлажнение воздушных потоков. Мощный вентилятор позволит быстро распространить воздух по всей системе вентиляции.

Заказать монтаж воздушного отопления или задать любой интересующий вопрос можно по телефонам: +7 (966) 048-67-31, +7 (495) 255-53-39. Наши специалисты работают круглосуточно.

Зимнее отопление кондиционером — миф или реальность?

Содержание

Содержание

Современный кондиционер может не только охладить летом, но и согреть в межсезонье. А можно ли его использовать в качестве полноценного обогревателя зимой? Говорят, что нет. Разбираемся, так ли это на самом деле.

Почему нельзя использовать зимой обычный кондиционер

Обычный кондиционер с обогревающим режимом годится для обогрева на большей части российской территории лишь в межсезонье, когда еще не начались существенные холода и не стартовал отопительный сезон. Рабочий диапазон наружных температур в режиме нагрева указан в характеристиках. Самая нижняя допустимая уличная температура обычно -7 °С.

Работа ниже предельно допустимой температуры чревата изменением свойств фреона и компрессионного масла. В итоге компрессор заклинит, или он просто сломается. Обледенение дренажной системы вызовет образование конденсата. В результате пострадать может не только кондиционер, но и стена — она отсыреет и промерзнет.

Но есть специальные морозоустойчивые сплит-системы. Их же называют тепловыми насосами.

Устройство и использование тепловых насосов

Теоретически любое устройство, применяемое для передачи тепла при помощи хладагента, компрессора и внешнего источника энергии (в том числе холодильник), является тепловым насосом. В узком смысле тепловыми насосами называют кондиционеры для зимнего обогрева. Применяется также определение «кондиционер/сплит-система с функцией теплового насоса».

Тепловые насосы бывают компрессионные, абсорбционные и полупроводниковые. Абсорбционные в качестве источника энергии используют тепло. Полупроводниковые — термоэлектрическое явление переноса тепла. Эти два типа не распространены в быту, поэтому заострять на них внимание не будем.

Компрессионный тип работает за счет механической и электроэнергии. Климатическая и холодильная техника компрессионного типа работает по принципу второго начала термодинамики и имеет похожую конструкцию. Основные элементы устройства: компрессор, испаритель, конденсатор, дросселирующее устройство и хладагент — как правило, фреон с добавлением компрессионного масла.

В режиме охлаждения испаряющийся во внутреннем блоке хладагент забирает тепло в помещении, после чего всасывается компрессором в наружный блок, где происходит теплоотдача/охлаждение фреона и превращение в жидкость (конденсация). Далее сжиженный хладагент через дросселирующее устройство поступает во внутренний блок и опять испаряется. В режиме обогрева испарение фреона происходит во внешнем блоке (тепловая энергия поглощается из уличного воздуха), а сжижение во внутреннем. Воздух же, проходящий через внутренний блок, нагревается.

Тепловые насосы имеют некоторые конструктивные отличия от обычных сплит-систем с функцией обогрева. В том числе укрупненный теплообменник наружного блока для более эффективного сбора тепла, усиленный подогрев различных узлов, компрессор с двухступенчатым сжатием хладагента, точное регулирование подачи фреона в зависимости от температуры окружающей среды. Также в тепловых насосах используется более устойчивый к низким температурам хладагент.

Как выбрать тепловой насос

Кондиционеры для зимнего отопления следует искать среди сплит-систем с функцией обогрева, принимая в расчет в первую очередь такой параметр, как «рабочий диапазон наружных температур в режиме нагрева». Еще один важный критерий — максимальная площадь помещения. Выбирайте сплит-систему так, чтобы площадь вашего помещения была на 20 % меньше указанной в характеристиках.

Параметры площади и температуры существенно влияют на цену — чем мощнее сплит-система, тем она дороже. Если у вас есть дополнительное отопление, можно сэкономить на тепловом насосе. К примеру, если -25°С бывает у вас всего пару раз за зиму, а в остальное время в среднем -20°С, можно обойтись сплит-системой с нижней температурой -20°С, неплохо при этом сэкономив. А при более сильных холодах переключайтесь на резервное отопление.

Обратите внимание на класс энергопотребления. Есть несколько градаций от G (низший класс) до А+++ (высший). Коэффициенты SEER (охлаждение) и SCOP (обогрева) — это отношение холодопроизводительности устройства (Q) к его выходной мощности (N). Процент экономии электричества между высокими и низкими классами может достигать 50 %.

Читайте также  Описание блока предохранителей в Хендай Солярис

Наличие инвертора идеально, так как он экономичнее, тише и позволяет регулировать обогрев быстрее и точнее.

Кроме обогревающих сплит-систем, существуют также мобильные кондиционеры с режимом обогрева. Однако для зимнего отопления они малоэффективны, подходят лишь для обогрева в межсезонье или для вспомогательного обогрева. В бюджетных моделях мобильных кондиционеров обогрев реализован с помощью встроенного нагревательного элемента по типу тепловентиляторов. В более продвинутых моделях имеется механизм теплового насоса, но эффективность его невелика, так как тепло аккумулируется не из наружного воздуха, а из внутреннего.

Кстати, более подробно о выборе кондиционеров здесь и здесь.

Плюсы и минусы тепловых насосов

Сплит-системы просты в установке и использовании. Внешний и внутренний блоки при этом могут быть расположены достаточно далеко друг от друга. В моделях с Wi-Fi-модулем управлять устройством можно прямо со смартфона. Кондиционеры с автоматическим режимом могут регулировать параметры работы в соответствии с заданной температурой самостоятельно.

КПД тепловых насосов порядка 3-5кВт тепла на 1 кВт электроэнергии — в разы выше, чем у электрических или газовых котлов. Тепловые насосы дороже, чем те же электрообогреватели, особенно если речь идет о моделях для сибирских зим. Но в длительной перспективе тепловые насосы могут оказаться более экономичными по сравнению с любыми другими способами отопления и окупиться через несколько лет.

Тепло- и холодоснабжение современного коттеджа

В. Ф. Гершкович, канд. техн. наук, лауреат премии НП «АВОК», ЧП «Энергоминимум», Киев

Повышение энергоэффективности систем отопления, горячего водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха для односемейных домов, в комплексе с улучшением теплоизоляционных характеристик дома и с использованием возобновляемых источников энергии позволяет повысить качество жизни пользователей и достигнуть значительной экономии энергоресурсов. Однако зачастую установка инновационных инженерных систем требует помимо дополнительных затрат применения нетрадиционных технических решений, как это видно на примере строительства современного коттеджа, осуществляемого в настоящее время на Украине.

Владельцем строящегося коттеджа было решено оборудовать свой дом с учетом последних достижений теплотехнической науки. Система отопления должна быть без радиаторов, система вентиляции – без воздуховодов, охлаждение помещений в летние месяцы осуществляться бесшумно и без возникновения явных холодных воздушных потоков. Отапливаться дом должен энергией солнечной радиации и низкопотенциальной энергией земли. Обязательно наличие резервного газового котла. Энергоемкое инженерное оборудование должно работать во время действия льготного тарифа и отключаться в пиковые часы нагрузки, сохраняя при этом заданный уровень комфорта. И, конечно, управление всем технологическим оборудованием должно происходить в автоматическом режиме.

Специалисты – проектировщики инженерного оборудования зданий, оговорив финансовые расходы с владельцем, обратились к архитектору с вопросом о готовности проектировать дом с учетом всех требований, продиктованных особенностями использования нестандартного инновационного оборудования.

Обычно в топочном помещении ставят только газовый котел. В данном коттедже планировалось установить гораздо большее количество теплоснабжающего оборудования. Поэтому первоначально отведенное под это оборудование помещение, обозначенное на плане как «топочная», пришлось несколько расширить. План и схема размещения основного оборудования в топочной коттеджа показаны на рис. 1 и 2. Другие требования инженеров архитектор тоже учел, поэтому дом получился хорошо утепленным, с нишами для теплых форточек, с теплыми полами и стенами, которые зимой греют, а летом охлаждают.

Схема подключения устройств для тепло- и холодоснабжения коттеджа

План топочной коттеджа. Обозначения те же, что на рис. 1

Рассмотрим подробнее схему теплоснабжения данного коттеджа. Основным и самым дорогим составляющим схемы является тепловой насос 1. Пока на улице холодно, он вырабатывает тепло, передавая его от грунта в помещения. Теплота забирается посредством вертикальных грунтовых теплообменников 11 при температуре около нуля. Эта теплота трансформируется в тепловом насосе. Из теплового насоса теплоноситель (вода) с температурой около 40 °С накапливается в емкости 13, из которой по мере необходимости подается к теплым полам и стенам, отдавая теплоту.

Все было бы просто, если бы не нужно было дополнительно подогревать горячую воду, используемую для нужд горячего водоснабжения (душ, ванна и мойка), поскольку температура 40 °С недостаточна, она должна достигать хотя бы 50 °С. Для этого предусмотрена емкость 14, в которой хранится вода с такой температурой. Как только датчик А2, установленный в верхней части бака 14, зафиксирует понижение температуры горячей воды до 49 °С, трехходовый кран 16 переключает поток теплоносителя, идущего от теплового насоса, на теплообменник 19, в котором подогревается горячая вода. Автоматика теплового насоса настроена так, что вода в его конденсаторе в этом режиме будет подогреваться до 55 °С, и как только температура воды в нижней части бака 14 поднимется до 50 °С, трехходовый кран 16 по сигналу датчика А8 тотчас переключит тепловой насос на работу в отопительном режиме.

Пока тепловой насос работает на горячее водоснабжение, отопление остается без источника тепла. Но это не страшно, потому что системы отопления инерционны, а вода в баке 14 должна нагреться достаточно быстро. Иностранные компании часто предлагают баки горячего водоснабжения со встроенным теплообменником, но от них пришлось отказаться, потому что в них нельзя было бы нагреть воду так быстро, как это может сделать интенсифицированный теплообменник 19. Да и эффективность скоростного теплообменника значительно выше, чем у погруженного в неподвижную воду, где нельзя достичь высоких значений коэффициента теплопередачи.

Теплообменник 19 в рассматриваемом коттедже выполняет еще одну, не свойственную обычным системам горячего водоснабжения, задачу. Дело в том, что ванные комнаты в этом коттедже примыкают к наружным стенам, в которых архитектор предполагает установить широкие и красивые окна. Обеспечить в этих комнатах комфортную температуру 25 °С при помощи теплого пола ограниченной площади невозможно, а к отопительным радиаторам вообще и в ванных комнатах в частности владелец относится крайне отрицательно. Поэтому пришлось установить в них большие полотенцесушители эксклюзивного дизайна, присоединив их к системе горячего водоснабжения, в которой температура теплоносителя выше, чем в системе отопления. В этих условиях бак 14 будет достаточно интенсивно охлаждаться, даже когда никто ванными не пользуется, и наполнить этот бак горячей водой можно только при эффективной работе теплообменника 19.

При выборе тепловой мощности отопительного теплового насоса нагрузками горячего водоснабжения часто пренебрегают, полагая, что они кратковременны. В данном случае эти нагрузки были учтены, хотя и не полностью, исходя из того, что система горячего водоснабжения отчасти работает еще и на обогрев ванных комнат.

Первоначально предполагалось установить тепловой насос на часть отопительной нагрузки, полагая, что солнечные коллекторы, а при необходимости и газовый котел, добавят теплоты, если тепловой насос перестанет справляться. Были выполнены специальные исследования, показавшие, что солнечные коллекторы зимой работают малоэффективно, а экономить на стоимости теплового насоса недальновидно (результаты этих исследований опубликованы в информационном сборнике «Энергосбережение в зданиях» №2 (№51) за 2010 год). Поэтому было принято решение использовать тепловой насос такой мощности, чтобы он один мог покрывать все тепловые нагрузки, предоставив газовому котлу роль резервного источника.

Солнечные коллекторы 27 остались в арсенале энергосберегающих устройств, примененных в коттедже, предназначенных для частичного отопления зимой и для обеспечения горячего водоснабжения летом.

В холодное время года, как только температура незамерзающей жидкости в солнечных коллекторах, фиксируемая датчиком А5, превысит температуру наружного воздуха, измеряемую датчиком А6, должен включиться циркуляционный насос 10. Трехходовый клапан 17 тут же откроет движение жидкости через теплообменник 27, в котором будет нагреваться теплоноситель системы отопления, подаваемый насосом 4. Солнце зимой светит недолго, и как только интенсивность солнечного излучения уменьшится, должно соответственно снизиться количество воды, прокачиваемой насосом 4 через теплообменник 21. Чтобы такое регулирование было плавным и температура подогретой воды всегда была на нужном для системы отопления уровне, насос 4 снабжен частотным регулятором числа оборотов двигателя.

Таким же регулятором снабжен и насос 8, работающий в теплое время года, когда трехходовый клапан 17 пропускает подогретую в солнечных коллекторах жидкость в теплообменник 22, работающий на систему горячего водоснабжения.

Как уже отмечалось, коттедж обогревают теплые полы и теплые стены. Обычно в таких случаях каждая система имеет свой смесительный узел приготовления теплоносителя. В данном случае проектировать смесительные узлы не стали, потому что любое смешение в системе с тепловым насосом – это необратимые потери энергии. Незачем перегревать теплоноситель, чтобы потом искусственно понижать его температуру, подмешивая обратную воду. Так можно делать только при теплоснабжении от котельной, от которой теплоноситель всегда поступает с более высокой температурой, чем это необходимо для теплого пола. В нашем проекте тепловой насос греет воду до минимально необходимой температуры, которая принята одинаковой для теплых полов и теплых стен. Такое решение стало возможным благодаря применению автоматических регуляторов температуры в каждом отапливаемом помещении, которые могут перекрыть поток теплоносителя при избыточном отоплении.

Читайте также  Система подачи воздуха в салон

Эти же регуляторы теоретически могут работать и летом, когда стены становятся прохладными. Хотя в помещениях, охлаждаемых только стенами, достигнуть очень низких температур внутреннего воздуха крайне сложно, поскольку холодоноситель, подаваемый в змеевик стены, не может быть охлажден до слишком низкой температуры. Прохладная стена является элементом саморегулируемой системы, способной создать достаточно комфортный температурный режим при относительно высоких температурах внутреннего воздуха, поскольку теплообмен человека со средой обитания происходит не только путем конвекции и испарения, но, главным образом, путем излучения. В летний жаркий день можно открыть окно, и все равно в таком помещении будет достаточно комфортно.

Обычно стены со змеевиками, предназначенные зимой для отопления, а летом для охлаждения помещений, проектируют с раздельными насосами и узлами приготовления энергоносителей. В данном проекте удалось использовать насос 5 для работы и зимой, и летом. В режиме отопления трехходовый клапан 18 связывает всасывающий патрубок насоса с баком 13, а клапан 15 пропускает воду мимо теплообменника 22. В теплое время года клапан 18 всегда должен быть установлен так, чтобы всасывающий патрубок насоса 5 был отсоединен от бака 13. В то же время регулирующий трехходовый клапан 15 должен дозировать поступление хладагента в теплообменник 22 таким образом, чтобы температура охлажденной в этом теплообменнике воды, которая фиксируется датчиком A3, не понизилась ниже температуры точки росы, которая должна контролироваться датчиком А4.

Как правило температура воды, подаваемой в змеевики стен, находится на уровне 19–20 °С. Для получения воды с такой температурой не нужно использовать тепловой насос 1 в качестве холодильной машины, поскольку естественная температура грунта 8–10 °С, а после работы теплового насоса в режиме отопления температура грунтового массива будет еще ниже. Поэтому в теплообменник 22 подается раствор пропиленгликоля, охлажденный в грунтовых теплообменниках 11.

Стоит обратить внимание на то, что раствор пропиленгликоля подается летом в теплообменник 22 и испаритель теплового насоса постоянно, даже если стены не охлаждаются, например, в прохладную погоду, а тепловой насос не работает, например, когда горячая вода приготавливается солнечными коллекторами. Если энергии солнца недостаточно и тепловой насос должен греть воду для системы ГВС, полость охлаждающей среды теплообменника служит просто каналом циркуляции пропиленгликоля. Но как только возникает потребность в охлаждении помещений, теплообменник 22 начинает работать, используя при этом теплоту помещений для горячего водоснабжения. Это повышает эффективность теплового насоса.

Для расширительных баков места на полу топочной не осталось, но высота помещения оказалось достаточной для того, чтобы разместить их под потолком над насосами.

Приведем характеристики инженерных систем, используемых в коттедже (таблица), позволяющие составить более полное представление о проекте и прокомментируем значения проектных параметров, выделенных в таблице оранжевым цветом:

  • общая расчетная тепловая мощность 37 кВт определена, исходя из кратковременной работы теплового насоса на нужды горячего водоснабжения, но с учетом того, что присоединенные к системе ГВС полотенцесушители в ванных комнатах частично будут работать на отопление;
  • удельная тепловая мощность систем отопления, равная 32,5 Вт/м 2 , вдвое меньше нормативной, благодаря, главным образом, применению комнатных приточно-вытяжных аппаратов «Теплая форточка», которые подогревают приточный воздух теплом вытяжного воздуха в рекуператоре с эффективностью 72 %. Поэтому потери на вентиляцию учитывались с коэффициентом 0,28;
  • несмотря на то, что удельное потребление энергии 15,8 кВт•ч/(м 2 •год), приближается к показателю, характерному для пассивных домов (15 кВт•ч/(м 2 •год)), данный коттедж не может быть отнесен к пассивным зданиям, потому что в нем используется достаточно мощный тепловой насос. При оценке удельных затрат энергии в пассивных домах рассчитывают количество потребляемой тепловой энергии, в то время как удельный показатель данного коттеджа рассчитан с учетом потребления энергии электрической. Если исходить из средней величины коэффициента преобразования теплового насоса 3,9, удельное потребление тепловой энергии составит 61,6 кВт•ч/(м 2 •год), что дает основания к отнесению коттеджа к классу современного энергетически эффективного сооружения.

Коттедж в настоящее время находится в стадии строительства, поэтому фактическую эффективность работы устанавливаемого инженерного оборудования можно будет оценить позднее.

Классификация систем кондиционирования, вентиляции и отопления

Классификация систем кондиционирования

Кондиционирование воздуха — это создание и автоматическое поддержание (регулирование) в закрытых помещениях всех или отдельных параметров (температуры, влажности, чистоты, скорости движения воздуха) на определенном уровне с целью обеспечения оптимальных метеорологических условий, наиболее благоприятных для самочувствия людей или ведения технологического процесса.

Прежде чем перейти к классификации систем кондиционирования, следует отметить, что общепринятой классификации до сих пор не существует, и связано это с многовариантностью принципиальных схем, технических и функциональных характеристик, зависящих не только от технических возможностей самих систем, но и от объектов применения (кондиционируемых помещений).

Современные системы кондиционирования могут быть классифицированы по следующим признакам:

  • по основному назначению (объекту применения): комфортные и технологические;
  • по принципу расположения кондиционера в обслуживаемом помещении: центральные и местные;
  • по наличию собственного (входящего в конструкцию кондиционера) источника тепла и холода: автономные и неавтономные;
  • по принципу действия: прямоточные, рециркуляционные и комбинированные;
  • по способу регулирования выходных параметров кондиционированного воздуха: с качественным (однотрубным) и количественным (двухтрубным) регулированием;
  • по количеству обслуживаемых помещений (локальных зон): однозональные и многозональные;
  • по давлению, создаваемому вентиляторами центральных кондиционеров, подразделяются на системы низкого давления (до 100 кг/м 2 ), среднего давления (от 100 до 300 кг/м 2 ) и высокого давления (выше 300 кг/м 2 ).

Кондиционирование воздуха, согласно СНиП 2.04. 05—91*, по степени обеспечения метеорологических условий подразделяются на три класса:

первый класс обеспечивает требуемые для технологического процесса параметры в соответствии с нормативными документами; второй класс обеспечивает оптимальные санитарно-гигиенические нормы или требуемые технологические нормы; третий класс обеспечивает допустимые нормы, если они не могут быть обеспечены вентиляцией в теплый период года без применения искусственного охлаждения воздуха.

Кроме приведенных классификаций существуют разнообразные системы кондиционирования, обслуживающие специальные технологические процессы, включая системы с изменяющимися во времени (по определенной программе) метеорологическими параметрами.

  1. сплит-системы (настенные, напольно-потолочные, колонного типа, кассетного типа, многозоональные с изменяемым расходом хладагента);
  2. напольные кондиционеры и кондиционеры сплит-системы с приточной вентиляцией;
  3. системы с чилерами и фанкойлами;
  4. крышные кондиционеры;
  5. шкафные кондиционеры;
  6. прецизионные кондиционеры;
  7. центральные кондиционеры.

Классификация систем вентиляции

Что же это такое? Энциклопедический словарь дает на этот счет следующее определение: “Под вентиляцией понимают регулируемый воздухообмен, осуществляемый для создания в помещениях воздушной среды, благоприятной для здоровья и трудовой деятельности человека. Под вентиляцией также понимается совокупность технических средств, необходимых для осуществления воздухообмена”.

Что именно следует считать комфортным и благоприятным, прописано в СНиП (Строительных Нормах и Правилах).

При всем многообразии систем вентиляции, обусловленном назначением помещений, характером технологического процесса, видом вредных выделений, их можно классифицировать по следующим характерным признакам:

  1. по способу создания давления для перемещения воздуха: с естественным и искусственным (механическим) побуждением.
  2. по назначению: приточные и вытяжные.
  3. по зоне обслуживания: местные и общеобменные.
  4. по конструктивному исполнению: канальные и бесканальные.

Системы вентиляции включают группы самого разнообразного оборудования.

  • осевые вентиляторы;
  • радиальные вентиляторы;
  • диаметральные вентиляторы.

2. Вентиляторные агрегаты:

  • канальные;
  • крышные.

3. Вентиляционные установки:

  • приточные;
  • вытяжные;
  • приточно-вытяжные.

4. Воздушно-тепловые завесы.

6. Воздушные фильтры.

  • электрические;
  • водяные.
  • металлические;
  • металлопластиковые;
  • неметаллические;
  • гибкие и полугибкие.

9. Запорные и регулирующие устройства:

  • воздушные клапаны;
  • диафрагмы;
  • обратные клапаны.

10. Воздухораспределители и регулирующие устройства воздухоудаления:

  • решетки;
  • щелевые воздухораспределительные устройтва;
  • плафоны;
  • насадки с форсунками;
  • перфорированные панели.

11. Тепловая изоляция.

Классификация систем отопления

Задачей любой системы обогрева является поддержание заданной температуры внутри помещения в то время, когда температура окружающей среды может значительно изменяться в зависимости от сезона и географического расположения. Для обеспечения заданного режима необходимо компенсировать потери тепла, возникающие вследствие разности температур, за счет подвода тепловой энергии.

Системы обогрева предназначены для компенсации всех видов тепловых потерь: как трансмиссионных (через элементы здания), так и вентиляционных (с притоком холодного воздуха снаружи и потерями теплого воздуха).

Читайте также  Руководство по определению типа коробки передач

Существуют три основных вида обогревательных систем:

  • передающие тепло излучением (инфракрасные системы);
  • конвекционные;
  • обогревающие подачей теплого воздуха.

1. Инфракрасные системы обогрева:

  • печи и камины;
  • лампы (электрические и газовые);
  • панели (водяные, электрические и газовые);
  • теплые полы (электрические и водяные);
  • радиаторы водяного отопления (чугунные и трубчатые, стальные панельные без конвекторных решеток).
  • радиаторы конвекторного типа (стальные панельные с конвекторными решетками);
  • радиаторы с принудительной конвекцией;
  • конвекторы (электрические и водяные);
  • конвекторы с принудительной конвекцией (электрические и водяные).

3. Обогреватели с подачей теплого воздуха:

  • тепловые завесы (электрические и водяные);
  • тепловые вентиляторы переносные (электрические) и стационарные (электрические и водяные);
  • системы воздушного обогрева (водяные, электрические и газовые).

Устройство и принцип работы системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха HVAC

Проблема поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля возникла еще на заре автомобильной промышленности. Для того чтобы поддерживать тепло, автомобилисты применяли компактные дровяные и угольные печи, газовые лампы. Для отопления использовались даже выхлопные газы. Но по мере развития технологий стали появляться более удобные и безопасные системы, способные обеспечить комфортный климат во время поездки. Сегодня эту функцию выполняет система вентиляции, отопления и кондиционирования автомобиля – HVAC.

  1. Распределение температуры в салоне
  2. Устройство системы
  3. Как воздух попадает в салон
  4. Устройство и принцип работы автомобильной печки
  5. Рециркуляция воздуха
  6. Как происходит управление климатом

Распределение температуры в салоне

В жаркие дни кузов автомобиля сильно нагревается на солнце. Из-за этого температура воздуха в салоне значительно повышается. Если температура на улице достигает 30 градусов, то внутри автомобиля показатели могут подниматься до 50 градусов. При этом самые нагретые слои воздушных масс оказываются в зоне, расположенной ближе к потолку. Это вызывает усиленное потоотделение, повышение кровяного давления и чрезмерный перегрев зоны головы водителя.

Распределение температуры в салоне автомобиля

Чтобы создать наиболее благоприятные условия для поездки, необходимо обеспечить обратную схему распределения температур: когда воздух в районе головы немного прохладнее, чем в ногах водителя. Обеспечить такой прогрев поможет система HVAC.

Устройство системы

Модуль HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) включает в себя сразу три отдельных устройства. Это системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Основная функция каждой из них – поддерживать комфортные условия и температуру воздуха в салоне транспортного средства.

Модуль HVAC. В нем также предусмотрено место для установки салонного фильтра

Выбор той или иной системы обуславливается климатическими условиями: в холодное время года задействуется система отопления, в жаркие дни в автомобиле включается кондиционер. Для того чтобы воздух внутри оставался свежим, применяется вентиляция.

Система отопления в автомобиле включает в себя:

  • отопитель смешивающего типа;
  • центробежный вентилятор;
  • направляющие каналы с заслонками.

Потоки нагретого воздуха направляются на лобовое и боковые стекла, а также на лицо и ноги водителя и пассажира, сидящего спереди. В некоторых автомобилях также устанавливаются воздуховоды для задних пассажиров. Дополнительно используются электрические устройства для обогрева заднего и ветрового стекол.

Система вентиляции помогает охлаждать и очищать воздух в автомобиле. При работе вентиляции задействуются основные элементы отопительной системы. Дополнительно применяются фильтры очистки, задерживающие пыль и улавливающие посторонние запахи.

Наконец, система кондиционирования способна охлаждать воздух и уменьшать влажность в салоне машины. Для этих целей используется автомобильный кондиционер.

Система HVAC позволяет не только охладить салон в жаркую погоду, но и избавиться от запотевания стекол при повышенной влажности воздуха

Система HVAC позволяет не только обеспечить комфортную температуру, но и необходимую видимость, когда стекла автомобиля могут замерзать или запотевать.

Как воздух попадает в салон

Для обогрева, кондиционирования или вентиляции салона используется воздух, поступающий внутрь во время движения автомобиля через предусмотренное для этого входное отверстие. В данной области создается высокое давление, позволяющее воздуху поступать дальше в воздуховод, а затем в отопитель.

Если воздух используется для вентиляции, то его дополнительный нагрев не осуществляется: через дефлекторы на центральной панели он поступает в салон. Воздух, поступающий снаружи, проходит предварительную очистку в салонном фильтре, также устанавливаемом в модуле HVAC.

Схема расположения элементов и распределения потоков воздуха в модуле HVAC

Устройство и принцип работы автомобильной печки

Отопление салона происходит с помощью жидкости, охлаждающей двигатель. Она забирает тепло у работающего мотора и, проходя через радиатор, переносит его в салон автомобиля.

Конструкция автомобильного отопителя, более известного как «печка», состоит из нескольких основных элементов:

  • радиатора;
  • патрубков для циркуляции охлаждающей жидкости;
  • регулятора потока жидкости;
  • воздуховодов;
  • заслонок;
  • вентилятора.

Радиатор отопления находится за приборной панелью. К устройству присоединены две трубки, передающие внутрь охлаждающую жидкость. Ее циркуляцию по системам охлаждения автомобиля и обогрева салона обеспечивает помпа.

Как только мотор нагревается, антифриз забирает исходящее от него тепло. Далее нагретая жидкость попадает в радиатор печки, нагревая его как батарею. Одновременно с этим вентилятор отопителя прогоняет холодный воздух. В системе вновь происходит теплообмен: нагретый воздух проходит дальше в салон, а более холодные массы охлаждают радиатор и антифриз. Далее охлаждающая жидкость снова поступает к двигателю, и цикл повторяется заново.

В салоне водитель регулирует направление нагретых потоков с помощью переключения заслонок. Тепло может быть направлено на лицо или ноги автомобилиста, а также на лобовое стекло машины.

Если включить печку при непрогретом двигателе, это приведет к дополнительному охлаждению системы. Также увеличится влажность воздуха в салоне, стекла начнут запотевать. Поэтому отопитель важно включать только после того, как охлаждающая жидкость нагреется минимум до 50 градусов.

Рециркуляция воздуха

Воздушная система автомобиля может забирать воздух не только с улицы, но и из салона автомобиля. Далее воздушные массы охлаждаются с помощью климатической установки и вновь подаются в салон через воздуховоды. Данный процесс называется рециркуляцией воздуха.

Активировать рециркуляцию можно с помощью кнопки или переключателя, находящегося на приборной панели автомобиля.

Кнопка включения рециркуляции воздуха в салоне автомобиля

Режим рециркуляции позволяет быстрее понизить температуру в салоне, чем при заборе воздуха с улицы. Салонный воздух неоднократно проходит через охлаждающую установку, с каждым разом охлаждаясь все больше и больше. По такому же принципу может происходить и прогрев автомобиля.

Рециркуляция особенно важна для людей, чувствительных к дорожной пыли, цветочной пыльце и другим аллергенам, поступающим в салон извне. Также отключение подачи воздуха с улицы может стать необходимым, если впереди вас едет старый грузовик или другой автомобиль, от которого исходит неприятный запах.

Однако важно учесть, что рециркуляция полностью исключает воздухообмен с окружающей средой. Это значит, что водителю и пассажирам придется дышать ограниченным количеством воздуха. Поэтому не рекомендуется использовать данный режим длительное время. Специалисты советуют ограничиться 15-минутным интервалом. После этого необходимо подключить подачу воздуха извне, либо открыть окна в автомобиле.

Как происходит управление климатом

Управлять нагревом или охлаждением воздуха в салоне автомобиля водитель может с помощью ручной установки режимов, подключения кондиционера. В более современных транспортных средствах заданную температуру внутри машины поддерживает система климат-контроля. Устройство объединяет кондиционер, блоки отопителя и систему подачи нагретого или охлажденного воздуха. Управление климат-контролем осуществляется с помощью датчиков, установленных в салоне и на отдельных элементах системы.

Например, простейшая климатическая установка комплектуется минимальным набором датчиков, в число которых входят:

  • сенсор, определяющий температуру воздуха на улице;
  • датчик солнечной радиации, фиксирующий активность излучения;
  • датчики температуры в салоне.

Климат-контроль – наиболее современный способ поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля

Система отопления, вентиляции и кондиционирования является одним из важных элементов, обеспечивающих комфорт водителя в любое время года. В наиболее бюджетных транспортных средствах блок HVAC представлен только системой отопления и вентиляции воздуха. В большинстве автомобилей к их числу добавляется кондиционер. Наконец, современные модели комплектуются системой климат-контроля, который позволяет автоматически регулировать температуру внутри салона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: