Мастерим контроллер ходовых огней без использования сложных микросхем

Регулятор ДХО без использования сложных микросхем

Сегодня будем делать регулятор для дневных ходовых огней автомобиля без использования сложных микросхем. Несмотря на то, что нормальная и индивидуальная работа современных электронных устройств невозможна без каких-либо вспомогательных устройств, ученые на практике доказали, что такое явление все-таки возможно.

Контроллером в электронике называется специальное управляющее оборудование. Микроконтроллером в той же отрасли называют небольшую составляющую контролера, основой которого служит интегральная микросхема.

Если на автомобиль не установлены заводские фары дневных ходовых огней, а использование основных фар взамен непредусмотренным источникам дневного света – это непозволительная роскошь для автовладельца, то в дневные часы по правилам дорожного движения России для выделения автомобиля можно использовать противотуманные огни.

Применять противотуманные фары взамен основным фарам есть смысл только в той ситуации, когда их лампы имеют мощность меньше, чем мощность ламп в стандартных фарах автомобиля. Устанавливать специальные дневные ходовые огни на транспортные средства законодатель пока не обязует каждого автовладельца, тем не менее, уже к следующему 2016 году на каждое транспортное средство нужно будет установить дневные ходовые огни.

Таким образом, установка дневных ходовых огней на автотранспорт будет обязательным условием.

Для того, чтобы правильно и безопасно выполнить монтаж такого оборудования на автомобиль придется прибегнуть к работе профессионального мастера из автомастерской, или же сделать всю работу собственными силами.

От того, какие конструктивные особенности имеет автомобиль, и где было изготовлено монтируемое оборудование (на заводе, или своими силами) напрямую зависит сложность работы. Для тех, кто занимается установкой дневных ходовых огней на автомобиль самостоятельно, нужно знать, что такие работы выполняются в строгом соответствии со всеми НПА РФ, а именно п.1.3.29 прилож. №5 к тех. регламенту безопасности колесных транспортных средств.

Релейная основа контролера дневных ходовых огней

Основная масса автомобильного транспорта оборудована заводскими противотуманными фарами, но некоторые водители ими вовсе не пользуются из-за того, что такие фары попросту не нужны, потребляют много энергии, или плохо работают. Такие фары и следует преобразовать в ходовые огни. Для этого стандартные лампочки необходимо будет заменить на светодиодные. Данное обстоятельство позволит сэкономить электрическую энергию, а при исчислении электрической мнемосхемы можно будет не учитывать потребляемый ток.

Затем потребуется внести корректировки в штатную схему включения. Для этого, по всей видимости нужно будет снять бампер и панель приборов. Как утверждают мастера, такая работа занимает чуть больше одного часа. Как только доступ к бортовой электропроводке будет разрешен, выполняется коммутирование по схеме:

Крайне важно, чтобы все ходовые огни работали надлежащим образом: при определенном повороте ключа в замке зажигания, которое обеспечивает запуск двигателя, а также когда включается дальний, или ближний свет фар, габаритные огни, или основные фары ходовые огни должны выключаться. Чтобы не забывать выключать дневные ходовые огни, габариты должны быть взаимосвязаны с подсветкой. Такое удобное подключение оценила большая часть водителей.

Как же быть в такой ситуации, когда до проводки в автомобиле вовсе не добраться, или сделать это весьма затруднительно? Без всякого преувеличения, многим автолюбителям такая работа окажется не по плечу!

Выход есть – Atmega8.

Описание устройства Atmega8

Световое оборудование для дневных ходовых огней и модуль управления есть возможность купить отдельно за разумные деньги. Если на бампере автомобиля уже есть отверстия для установки противотуманных фар, то закрепить новое устройство можно в них, а если таких отверстий нет, тогда их нужно аккуратно вырезать. Светильники крепятся на 4 самореза. Далее переключаемся на работу с контроллером. Используем проверенный восьми битный микроконтроллер от компании Atmel – Atmega8.

С помощью этого оборудования можно применять ряд вспомогательных опций, таких как индексация работы ПЖД, которая отключается во время работы двигателя. Устройство работает по простой схеме: когда двигатель не работает, напряжение на аккумулятор менее 13.5В, а при работающем двигателе – напряжение больше 13.5В и аккумулятор заряжается.

Включение ходовых огней происходит в автоматическом режиме, если подключить 2 провод на аккумулятор и 2 провода на ДХО. Если надлежащим образом установить данное оборудование средней стоимости, то оно будет красиво дополнять общий экстерьер машины.

Управляющий контроллер ДХО может быть собран, и на компараторной основе.

Компаратор тут выполнен на основании операционного 2-х канального усилителя (LM358). Такая схема стоит не дорого и не требуется установка стабилизатора напряжения. Устройство направлено на экономию напряжения (на 3-30 В).

Для того, чтобы правильно настроить контроллер необходимо триммером установить нужный порог, при котором будет происходить срабатывание схемы, во время работы генератора (более 13.5В). Сборка простая.

Контроллер для ДХО без микроконтроллера

Вот такая тавтология. Но тем не менее, написанное, по синтаксическим, орфографическим и смысловым правилам, имеет право на жизнь. Примечание автора: контроллер – это устройство управления электроникой; микроконтроллер – миниатюрная часть контролера на базе интегральной микросхемы.

Если Ваш автомобиль не оборудован штатными лампами дневных ходовых огней, а применение основных фар слишком расточительно для Вас, Правила дорожного движения РФ позволяют для обозначения транспортного средства в светлое время суток применять противотуманные фары.

Но этот вариант рационален лишь в том случае, если мощность лампочек в противотуманных фарах меньше мощности ламп в основных фарах. Если это не так, то установки ДХО не избежать. Вообще, на данный момент, установка ДХО на транспортное средство, находящееся в эксплуатации, не является обязательной, но к 2016 г все автотранспортные средства должны быть оборудованы дневными ходовыми огнями.

В итоге, вывод напрашивается сам – однозначно устанавливать ДХО.

Для этого можно воспользоваться услугами специализированного автоцентра, а можно самостоятельно выполнить эту не очень сложную операцию. Конечно, многое зависит от автомобиля (трудоемкости снятия приборной панели и бампера) и от происхождения самого комплекта ДХО (заводское производство либо самоделка). Следует напомнить, что самостоятельно установленные ходовые огни должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН № 48 и №87) или п. 1.3.29 приложения № 5 к «Техническому Регламенту безопасности колесных транспортных средств».

Контроллер ДХО на основе реле

На большинстве автомобилей стоят штатные заводские противотуманные фары. Но не все водители ими пользуются. Причины разные: не возникает необходимости, фары слишком прожорливы либо просто неэффективны. Вот их и можно переделать в ходовые огни. Лампочки, естественно, придется поменять на LED-аналоги (светодиодные). Это даст неплохую экономию эл. энергии и, что немаловажно, позволит при расчете электрической мнемосхемы пренебречь потребляемым током.

Далее, нужно будет изменить штатную схему включения. Вот тут потребуется (с высокой долей вероятности) снятие приборной панели и бампера. По отзывам трудящихся, делается это за час с небольшим. После получения доступа к бортовой электропроводке коммутируем все следующим образом:

Важно обеспечить правильную работу ходовых огней: они должны включаться при переводе ключа зажигания в положение, обеспечивающее работу двигателя, и отключаться при включении ближнего/дальнего света основных фар либо стояночных огней (габаритов). Для этого сигнал габаритов можно взять прямо с подсветки кнопки. Так Вы никогда не забудете выключить ДХО. Данная схема проверена многими автовладельцами и нареканий не имеет.

Но что делать, если в автомобиле доступ к проводке внутри салона крайне затруднен или вообще невозможен? Для ленивого автолюбителя с непытливым умом это будет настоящим препятствием. Нужно другое решение. Рассмотрим следующий вариант.

Вариант на ATmega8

Светильники ДХО можно приобрести отдельно, без модуля управления, по вполне сносной цене. Отверстия в бампере уже имеются (от противотуманных фар), если нет, вырезаем. Весь монтаж заключается в фиксации светильников четырьмя саморезами. Дело за контроллером. В предлагаемом варианте рассмотрим применение «старого» доброго ATmega8, 8-ми битного микроконтроллера фирмы Atmel.

Кстати, с его помощью возможно также реализовать дополнительные функции, к примеру, индикацию работы ПЖД, которая имеет свойство отключаться на заведенной машине. Алгоритм работы схемы на ATmega8 такой: если машина заглушена, напряжение на АКБ меньше 13,5 В, если заведена — идет зарядка, и напряжение выше 13,5 В.

Ходовые огни включаются автоматически.. Из подключений 2 провода на АКБ и 2 провода на ДХО. При аккуратном монтаже ДХО средней ценовой категории очень гармонично впишутся в экстерьер автомобиля.

Существует еще вариант сборки управляющего контроллера ДХО на основе компаратора.

Схема контроллера ДХО на компараторе LM358

В данной схеме компаратор реализован на базе низкопотребляющего двухканального операционного усилителя LM358. Схема получается очень дёшевой, к тому же, отпадает необходимость в стабилизаторе напряжения, однополярное питание LM358 рассчитано на 3 – 30 В, опять же, экономия. Принципиальная схема ниже, там все просто и понятно.

Настройка данного контроллера сводится к установке триммером порога срабатывания схемы при работе генератора, т.е. при напряжении в бортовой сети выше 13,5 В.

Собирается всё очень быстро, работает надежно даже в сильный мороз.

Регулятор ДХО без использования сложных микросхем

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

↑ Первый контроллер ДХО я выполнил на реле

В моем микроавтобусе стояли очень смешные противотуманные фары, они пластиковые, белые и используют габаритную лампочку! Толку с них не было никакого — на переделку! Габаритные лампочки были заменены светодиодными аналогами, это позволило пренебречь током потребления. Далее изменена штатная схема включения, благо доступность проводов в моем микроавтобусе великолепна. За час с перекуром была собрана и подключена схема:

Читайте также  Обзор антифриза FL22 от Мазда


Сигнал габарита взял прямо с подсветки кнопки. Итог: правильная работа ДХО, выключение при включении габаритов и невозможность забыть выключить ДХО. Данная схема работает несколько лет без нареканий как моих так и инспекторов ГАИ.
Но вот, приобрел я второй автомобиль, для семьи. Большой, комфортный и… страшно неудобный в плане прокладки новой проводки. Как я уже говорил, по сути я человек ленивый, лень мне разбирать приборную панель, протаскивать в плотную гофру провода, а ведь потом и собирать всё это назад! Нет, увольте! Нужно другое решение!


Сравнить ДХО контроллеры

Функциональные возможности контроллеров

Все контроллеры, представленные на нашем сайте, изготовлены из качественных современных комплектующих. Именно поэтому устройства имеют миниатюрные размеры, при этом не греются и могут быть установлены практически в любом удобном месте.

Подобрать ДХО-контроллер по модели авто можно в нашем каталоге.

↑ Вариант на ATmega8

Светильники ДХО были приобретены отдельно, по вполне сходной цене, монтировались легко, на каждый по 2 самореза в бампер. Дело за контроллером: как всегда, в своей манере, собрал конструкцию на коленке за час, использовал ATmega8, т.к. мне требовалась дополнительная функция индикации работы ПЖД, которая отключалась на заведенной машине. Принцип был таков: машина заглушена — напряжение на АКБ меньше 13,5 В. Завёл — пошла зарядка, напряжение выше 13,5 В, ходовые огни включаются. Из подключений 2 провода на АКБ и 2 провода на ДХО. Заводить сигнал с габаритов я не стал — ДХО очень гармонично вписались в экстерьер автомобиля.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Решил собрать контроллер и для знакомого, но т.к. конструкция должна была быть почти бесплатной (спасибо, век не забуду!), микроконтроллер — это жирно! Да и зачем, ведь есть более простое решение – компаратор!

Что нужно для изготовления

Для изготовления своими руками простого контроллера дхо понадобится реле. Можно применить любое автомобильное реле на 12 вольт с нормально закрытой или перекидной группой контактов. Преимущество такого реле – закрытое исполнение. Корпус неплохо защищает внутренности от воздействия внешних факторов (воды, грязи), поэтому дополнительных мер принимать не надо, и реле можно установить в любом удобном месте. При использовании другого реле (а можно применять любую модель на подходящее напряжение с соответствующей контактной группой) надо принять меры по дополнительной защите.


Различные автомобильные реле.

Диоды можно использовать любые из серии 1N400X или прочие подходящие по габаритам. По напряжению пройдет практически любой полупроводниковый прибор, по току – чтобы было достаточно для срабатывания реле.


Диоды 1N4001.

Для более сложных схем потребуются электронные компоненты, указанные на схемах (в качестве компаратора можно использовать любой операционный усилитель, подходящий по напряжению питания), а также плата для сборки. Для прошивки микроконтроллера понадобится программатор.

↑ Простое решение – схема контроллера ДХО на компараторе LM358

В режиме компаратора я использовал ОУ LM358
, очень дёшево и не надо стабилизатора напряжения, питание LM358 до 30 Вольт, снова экономия! Схему привожу ниже, всё крайне просто и понятно, стандартная схема включения ОУ в качестве компаратора с источником опорного напряжения.

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Крепилась вся схема прямо на проводе АКБ с помощью пластикового хомута. Минус схемы — отсутствие функции гашения ДХО при включении габарита (лень было вводить). И тут началось… Знакомый похвастался девайсом своему другу. Мне поступило еще несколько предложений на изготовление контроллеров.
Что понравилось автолюбителям? Простота монтажа и то, что не нужно тащить провода в салон, всё располагается в моторном отсеке!
В итоге конструкция упростилась еще на 2 резистора, что благодатно сказалось на моем эго лентяя. Вместо регулировки опорного напряжения, я ввел прямую подстройку измеряемого напряжения:

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
Настройка
обоих вариантов сводится к установке триммером порога срабатывания схемы при работе генератора, т.е. при напряжении в бортовой сети выше 13,5 В

конструкции не изменилось, собирается всё очень быстро, работа надежна даже при наших Якутских морозах.

Нововведения в правила дорожного движения обязывают нас включать фары днем вне зависимости от местоположения (трасса/город). Ездить с противотуманными фарами, а тем более и с ближним светом — это не вариант. Во первых, можно просто забыть включить свет. Во вторых, частое включение/выключение ближнего света фар приводит к быстрому выходу из строя ламп, а как известно, хорошие лампочки стоят недёшево. Ближний свет, как и противотуманки включаются совместно с габаритными огнями и потребляет всё это дело немало. Всё это вытекает в повышенный расход топлива. Светодиодные ходовые огни я даже не рассматриваю, хорошие стоят дорого, а дешёвые — имеют низкую яркость.

Единственно правильным решением — это включить дальний свет фар на треть мощности. В отличии от ближнего света фар и противотуманных фонарей, они светят во все стороны и обозначат автомобиль на значительно большем расстоянии. Со стороны дальний свет фар на 35% мощности выглядит так же, как и ближний свет фар включенных на 100% мощности. Ещё одно преимущесво — это выключенные габаритные огни, а это около 40Вт. Не освещается приборная панель и не уменьшается яркость встроенных часов, термометров.

Схемная реализация довольно проста. Сердцем устройства служит микроконтроллер PIC16F628 и силовые ключи, усиливающие по мощности выходы микроконтроллера. Они выполнены на мощных p-канальных полевых транзисторах типа IRF4905. Выход микроконтроллера слабоват для надёжного открывания трёх силовых транзистора, а так же для полного открытия полевых транзисторов необходимо не ниже 10В, а с микроконтроллера выходят импульсы с амплитудой около 5В. Для согласования по напряжению и мощности в схему добавлен эмиттерный повторитель на биполярных транзисторах. Здесь могут быть применены практически любые транзисторы соответствующей структуры, напрмер S9014/S9015, BC547/BC557, BC337/BC327 и им подобные.

Данная схема разрабатывалась под автомобили фирмы Volkswagen. Немцы в этих машинах не установили промежуточные реле на фары, и до ламп доходит напряжение ниже на 1,5÷2В, чем выходит с генератора. Естественно, лампы светят не в полный накал. Простыми словами, свет у Volkswagen отвратительный. Блок заменит собой промежуточные реле, и реализует режим ходовых огней. Разумеется, данный блок можно установить в любую машину.

Алгоритм блока такой: Режим дневных ходовых огней включится если не включены габариты, ближний или дальний свет, а так же двигатель заведён. При включении габаритов либо ближнего/дальнего света, ходовые огни выключаются автоматически. Если двигатель заглушить, свет автоматически выключиться. В силовых ключах установлено три мощных полевых транзистора, это позволило отказаться от радиатора. При работе полевые транзисторы практически не нагреваются, температура корпуса нахоиться в районе 40ºС.

В схеме предусмотрено подключение двух перемычек S1 и S2. Ими можно выставить желаемую мощность в режиме дневных ходовых огней:

  1. Перемычки не установлены — 35%;
  2. Установлена S2 — 40%;
  3. Установлена S1 — 45%;
  4. Установлены S1 и S2 — 50%.

Небольшой видеообзор работы схемы:

Вторая схема может быть установлена на любой автомобиль и на любой свет фар (ближний или дальний). Блок собран на 8 ногом микроконтроллере PIC12F675. Выход блока подключается параллельно контактам реле, включающий эти лампы. Либо, плюсовой провод подключается к аккумулятору, а выходной, непосредственно на провод ближнего или дальнего света, подходящего к фаре.

Дополнив вторую схему переменный резистор R10, как на схеме ниже, и прошив микроконтроллер прошивкой DRL_pic12f675_ADJ.HEX, появиться возможность регулировать яркость ламп в режиме дневных ходовых огней в пределах от 0% и до

Добавление нескольких деталей к последней схеме, позволит полностью отключать устройство от бортовой сети. После того, как машина завелась, реле включается с задержкой в 5 секунд, ещё через 5 секунд начинается плавный розжиг ламп до ранее установленного уровня. Это позволяет облегчить режим запуска двигателя в холодное время года, исключив дополнительную нагрузку на аккумулятор и генератор.

При прошивке микроконтроллера PIC12F675 не забывайте сохранить константу, находящуюся в последней ячейке памяти, так как восстановить её невозможно!

Вход «Масло» можно подключить не к датчику масла, а на лампу «Drive» в приборной панели (в машинах с автоматической коробкой передач), тогда режим дневных ходовых огней будет включаться после установки рычага АКП в режим «D». Так же, с приборной панели можно взять сигнал «Габариты» (подцепить к лампам подсветки приборной панели).

Применение микроконтроллера против схем на таймере 555, либо других ШИМ контроллеров, позволило реализовать плавный разогрев нитей накала ламп ближнего и дальнего света, что делает лампы фар практически вечными. Плавный разогрев нитей накала реализован в обоих схемах.

Небольшой видеообзор работы схемы:

В архиве вложены прошивки для всех схем.

Мастерим контроллер ходовых огней без использования сложных микросхем

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

Контроллер ходовых огней на ATmega как в премиум авто

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

↑ Первый контроллер ДХО я выполнил на реле

В моем микроавтобусе стояли очень смешные противотуманные фары, они пластиковые, белые и используют габаритную лампочку! Толку с них не было никакого — на переделку! Габаритные лампочки были заменены светодиодными аналогами, это позволило пренебречь током потребления. Далее изменена штатная схема включения, благо доступность проводов в моем микроавтобусе великолепна. За час с перекуром была собрана и подключена схема:

Читайте также  Роль свечей зажигания в автомобиле без преувеличения


Сигнал габарита взял прямо с подсветки кнопки. Итог: правильная работа ДХО, выключение при включении габаритов и невозможность забыть выключить ДХО. Данная схема работает несколько лет без нареканий как моих так и инспекторов ГАИ.
Но вот, приобрел я второй автомобиль, для семьи. Большой, комфортный и… страшно неудобный в плане прокладки новой проводки. Как я уже говорил, по сути я человек ленивый, лень мне разбирать приборную панель, протаскивать в плотную гофру провода, а ведь потом и собирать всё это назад! Нет, увольте! Нужно другое решение!


Установка ходовых огней

  1. Для начала производятся замеры и определяется место установки фонарей на транспорте. Большинство ходовых огней рекомендуется устанавливать на расстоянии от 350 до 1500 мм от уровня поверхности. Расстояние от боковой части авто до фары должно быть не менее 400 мм. Дистанция между внутренними краями поверхности фонарей – не менее 600 мм. В процессе установки очень важно правильно определить угол установки крепежной скобы фонарей. Горизонтальный угол наклона не должен превышать 10◦.
  2. После измерений необходимо снять с авто решетку и зафиксировать на ней крепежные скобы фонарей. Эти элементы можно установить над или под бампером, при этом снимать его не нужно.
  3. Подключение блока управления ДХО производится через крепежную скобу. На данном этапе ни в коем случае не следует вставлять фонари в кронштейн.
  4. Далее следует разместить блок управления в моторном отсеке. Наиболее подходящим является место возле аккумулятора. Блок подключается по примитивной схеме: красный провод соединяется с плюсовой клеммой, черный – с минусовой. Оранжевый провод подключается на ближний свет или габариты. Об успешности операции сообщит индикатор – синий свет означает, что подключение правильное.
  5. После прохождения предыдущих этапов фонари подключаются к блоку управления.
  6. Сначала следует закрепить блок управления, а потом зафиксировать фонарь на крепежной скобе. По окончании требуется закрепить провода и установить решетку с фонарем на место.

↑ Вариант на ATmega8

Светильники ДХО были приобретены отдельно, по вполне сходной цене, монтировались легко, на каждый по 2 самореза в бампер. Дело за контроллером: как всегда, в своей манере, собрал конструкцию на коленке за час, использовал ATmega8, т.к. мне требовалась дополнительная функция индикации работы ПЖД, которая отключалась на заведенной машине. Принцип был таков: машина заглушена — напряжение на АКБ меньше 13,5 В. Завёл — пошла зарядка, напряжение выше 13,5 В, ходовые огни включаются. Из подключений 2 провода на АКБ и 2 провода на ДХО. Заводить сигнал с габаритов я не стал — ДХО очень гармонично вписались в экстерьер автомобиля.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Решил собрать контроллер и для знакомого, но т.к. конструкция должна была быть почти бесплатной (спасибо, век не забуду!), микроконтроллер — это жирно! Да и зачем, ведь есть более простое решение – компаратор!

↑ Простое решение – схема контроллера ДХО на компараторе LM358

В режиме компаратора я использовал ОУ LM358
, очень дёшево и не надо стабилизатора напряжения, питание LM358 до 30 Вольт, снова экономия! Схему привожу ниже, всё крайне просто и понятно, стандартная схема включения ОУ в качестве компаратора с источником опорного напряжения.

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Крепилась вся схема прямо на проводе АКБ с помощью пластикового хомута. Минус схемы — отсутствие функции гашения ДХО при включении габарита (лень было вводить). И тут началось… Знакомый похвастался девайсом своему другу. Мне поступило еще несколько предложений на изготовление контроллеров.
Что понравилось автолюбителям? Простота монтажа и то, что не нужно тащить провода в салон, всё располагается в моторном отсеке!
В итоге конструкция упростилась еще на 2 резистора, что благодатно сказалось на моем эго лентяя. Вместо регулировки опорного напряжения, я ввел прямую подстройку измеряемого напряжения:

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
Настройка
обоих вариантов сводится к установке триммером порога срабатывания схемы при работе генератора, т.е. при напряжении в бортовой сети выше 13,5 В

конструкции не изменилось, собирается всё очень быстро, работа надежна даже при наших Якутских морозах.

Нововведения в правила дорожного движения обязывают нас включать фары днем вне зависимости от местоположения (трасса/город). Ездить с противотуманными фарами, а тем более и с ближним светом — это не вариант. Во первых, можно просто забыть включить свет. Во вторых, частое включение/выключение ближнего света фар приводит к быстрому выходу из строя ламп, а как известно, хорошие лампочки стоят недёшево. Ближний свет, как и противотуманки включаются совместно с габаритными огнями и потребляет всё это дело немало. Всё это вытекает в повышенный расход топлива. Светодиодные ходовые огни я даже не рассматриваю, хорошие стоят дорого, а дешёвые — имеют низкую яркость.

Единственно правильным решением — это включить дальний свет фар на треть мощности. В отличии от ближнего света фар и противотуманных фонарей, они светят во все стороны и обозначат автомобиль на значительно большем расстоянии. Со стороны дальний свет фар на 35% мощности выглядит так же, как и ближний свет фар включенных на 100% мощности. Ещё одно преимущесво — это выключенные габаритные огни, а это около 40Вт. Не освещается приборная панель и не уменьшается яркость встроенных часов, термометров.

Схемная реализация довольно проста. Сердцем устройства служит микроконтроллер PIC16F628 и силовые ключи, усиливающие по мощности выходы микроконтроллера. Они выполнены на мощных p-канальных полевых транзисторах типа IRF4905. Выход микроконтроллера слабоват для надёжного открывания трёх силовых транзистора, а так же для полного открытия полевых транзисторов необходимо не ниже 10В, а с микроконтроллера выходят импульсы с амплитудой около 5В. Для согласования по напряжению и мощности в схему добавлен эмиттерный повторитель на биполярных транзисторах. Здесь могут быть применены практически любые транзисторы соответствующей структуры, напрмер S9014/S9015, BC547/BC557, BC337/BC327 и им подобные.

Данная схема разрабатывалась под автомобили фирмы Volkswagen. Немцы в этих машинах не установили промежуточные реле на фары, и до ламп доходит напряжение ниже на 1,5÷2В, чем выходит с генератора. Естественно, лампы светят не в полный накал. Простыми словами, свет у Volkswagen отвратительный. Блок заменит собой промежуточные реле, и реализует режим ходовых огней. Разумеется, данный блок можно установить в любую машину.

Алгоритм блока такой: Режим дневных ходовых огней включится если не включены габариты, ближний или дальний свет, а так же двигатель заведён. При включении габаритов либо ближнего/дальнего света, ходовые огни выключаются автоматически. Если двигатель заглушить, свет автоматически выключиться. В силовых ключах установлено три мощных полевых транзистора, это позволило отказаться от радиатора. При работе полевые транзисторы практически не нагреваются, температура корпуса нахоиться в районе 40ºС.

В схеме предусмотрено подключение двух перемычек S1 и S2. Ими можно выставить желаемую мощность в режиме дневных ходовых огней:

  1. Перемычки не установлены — 35%;
  2. Установлена S2 — 40%;
  3. Установлена S1 — 45%;
  4. Установлены S1 и S2 — 50%.

Небольшой видеообзор работы схемы:

Вторая схема может быть установлена на любой автомобиль и на любой свет фар (ближний или дальний). Блок собран на 8 ногом микроконтроллере PIC12F675. Выход блока подключается параллельно контактам реле, включающий эти лампы. Либо, плюсовой провод подключается к аккумулятору, а выходной, непосредственно на провод ближнего или дальнего света, подходящего к фаре.

Дополнив вторую схему переменный резистор R10, как на схеме ниже, и прошив микроконтроллер прошивкой DRL_pic12f675_ADJ.HEX, появиться возможность регулировать яркость ламп в режиме дневных ходовых огней в пределах от 0% и до

Добавление нескольких деталей к последней схеме, позволит полностью отключать устройство от бортовой сети. После того, как машина завелась, реле включается с задержкой в 5 секунд, ещё через 5 секунд начинается плавный розжиг ламп до ранее установленного уровня. Это позволяет облегчить режим запуска двигателя в холодное время года, исключив дополнительную нагрузку на аккумулятор и генератор.

При прошивке микроконтроллера PIC12F675 не забывайте сохранить константу, находящуюся в последней ячейке памяти, так как восстановить её невозможно!

Вход «Масло» можно подключить не к датчику масла, а на лампу «Drive» в приборной панели (в машинах с автоматической коробкой передач), тогда режим дневных ходовых огней будет включаться после установки рычага АКП в режим «D». Так же, с приборной панели можно взять сигнал «Габариты» (подцепить к лампам подсветки приборной панели).

Читайте также  Ставим защиту картера на автомобиль Лада Гранта своими руками

Применение микроконтроллера против схем на таймере 555, либо других ШИМ контроллеров, позволило реализовать плавный разогрев нитей накала ламп ближнего и дальнего света, что делает лампы фар практически вечными. Плавный разогрев нитей накала реализован в обоих схемах.

Небольшой видеообзор работы схемы:

В архиве вложены прошивки для всех схем.

Изготовление контролера ДХО

Правила дорожного движения требуют, чтобы автомобиль в дневное время был оборудован дневными ходовыми огнями (ДХО, зарубежное обозначение – DRL). Не у каждого автомобиля они предусмотрены конструкцией, поэтому роль ДХО часто выполняют фонари, входящие в штатное оборудование машины – противотуманки, фары ближнего света и т.д. Некоторые автомобилисты устанавливают на транспортные средства самодельные DRL. Чтобы ими управлять, требуется отдельное устройство – контроллер.

Что такое контролер ДХО

Контроллер ДХО – электронная система, управляющая свечением DRL. В ее функции могут входить:

  • автоматическое включение дневных ходовых огней – основной и обязательный сервис;
  • включение и выключение DRL в зависимости от напряжения в бортсети автомобиля;
  • плавная подача напряжения на ДХО – если в них применены дампы накаливания, это может увеличить их срок службы;
  • регулировка яркости свечения ДХО (ручная или автоматическая).

Также возможны другие сервисные функции – все ограничено лишь фантазией разработчиков.

Инструкция изготовления

Блок управления дневными ходовыми огнями можно купить. А можно изготовить самостоятельно. Предлагается несколько схем различных блоков управления ДХО – в зависимости от наличия элементной базы и квалификации мастера можно выбрать оптимальный вариант.

Контроллер ДХО на базе реле

Самый простой контроллер DRL можно собрать на одном реле. Правда, и функции он будет выполнять только базовые:

  • включение ДХО при включении зажигания;
  • отключение огней при работе стартера;
  • выключение DRL при включении фар ближнего/дальнего света, габаритов, противотуманок (может потребоваться небольшое усложнение).

Работа контроллера завязана на имеющееся в замках зажигания многих автомобилей положение ключа АСС (accessories), предназначенное для включения вспомогательного оборудования (автозвука, прикуривателя и т.д.). У замка есть отдельный выход (к нему подключен провод большого сечения), на нем присутствует напряжение при включении зажигания, но отсутствует при включении стартера. Этот алгоритм хорошо коррелирует с условиями включения DRL, поэтому удобно использовать этот провод для включения ДХО.

При появлении напряжения на проводе А реле срабатывает, контакты размыкаются и ДХО гаснут. Подключение этого проводника зависит от схемы электрооборудования автомобиля. В качестве гасящего сигнала можно выбрать напряжение:

  • включения противотуманок;
  • ближнего или дальнего света;
  • габаритов.

Если схема светосигнального оборудования автомобиля построена так, что на штатное освещение идет отдельный провод (который потом разветвляется), то использовать можно его. Если это невозможно, то есть два варианта:

  • применять для гашения ДХО только один сигнал (только дальний свет, только противотуманки и т.д.);
  • объединить все необходимые сигналы с помощью диодов (по схеме ИЛИ).

В последнем случае схема немного усложнится – потребуется несколько диодов по числу сигналов, по которым DRL должны погаснуть.

В этой схеме включение любого указанного светового оборудования вызовет срабатывание реле, размыкание контактов, обесточивание ДХО.

Важно! Применение диодов для развязывания цепей обязательно. В их отсутствие включение одного оборудования вызовет включение остальных источников света.

Конкретные точки подключения будут различаться от автомобиля к автомобилю в зависимости от схемы и топологии бортсети. Отдельный корпус для размещения этого варианта узла управления ДХО не нужен. Реле можно разместить в любом удобном месте. Если понадобятся диоды, их можно припаять прямо к выводу катушки реле.

На компараторе

В интернете можно найти схему контроллера на компараторе. Его работа основана на контроле напряжения бортсети. При питании от аккумулятора оно равно около 12 вольт, а при запущенном двигателе и питании от генератора около 13,5 вольт. При переходе напряжения через порог компаратор через силовой ключ будет включать или выключать осветительные приборы. Уровень включения устанавливается подстроечным резистором.

Проблема здесь в том, что DRL должны включаться не при запущенном моторе, а при включении зажигания. А этот момент в данной схеме не отслеживается. Но если кто-то захочет ее собрать, то можно сделать ее в виде модуля. Электронные компоненты и разъем для подключения надо разместить на плате и поместить это все в корпус. Желательно, металлический. Те, кто владеет домашними технологиями изготовления печатных плат (ЛУТ, фоторезист) могут разработать и вытравить плату. Остальные могут собрать схему на кусочке макетной платы. Блок устанавливается в удобном месте и подключается согласно схеме.

С использованием платы ATmega8

Многие автомобилисты сами разрабатывают схемы контроллеров под свои нужды и выкладывают материалы в интернет. Здесь представлен один из вариантов на популярном микроконтроллере ATmega8. Его использование позволяет намного расширить функционал схемы управления.

При включении зажигания на плату подается питание и контроллер ждет пуска двигателя. При получении сигнала запуска схема управления проверяет работу одного из поворотников. Если хотя бы один указатель поворота включен, яркость ходового огня с соответствующей стороны уменьшается. Уровень свечения регулируется способом широтно-импульсной модуляции. Также контролируется включение ближнего света, наличие этого сигнала также служит поводом отключения ДХО. Включение же противотуманок говорит о плохих погодных условиях, поэтому яркость DRL, наоборот, становится максимальной при включенном ближнем свете. Если включены аварийки, то ДХО мигают в противофазе с ними. И еще реализована очень полезная функция – если зажигание выключено, а ближний свет остался включенным, ходовые огни начинают мигать, напоминая о том, что аккумулятор может разрядиться.

В этом случае контроллер также не включает огни при включенном зажигании, а ждет пуска двигателя. Но этот недостаток несложно устранить программно (можно обратиться к разработчику с такой просьбой). Подключение и назначение контактов платы к внешним цепям приведено в таблице.

номер контакта обозначение Функция
1,3 LED+ Линия питания DRL (выход)
2,4 VCC Питание платы
6 Lled Левый свет
8 Rled Правый свет
5 lbm Ближний свет
7 fog Противотуманные фары
9 Rin Правый сигнал поворота
11 Run Сигнал с генератора
13 Lin Левый сигнал поворота
15 Ign Зажигание
12,14,16 GND Общий провод

Скачать прошивку для ATMegа можно здесь. Собирать контроллер лучше на печатной плате, а использование SMD-элементов позволит значительно уменьшить размер модуля. Эта конструкция предназначена для квалифицированных специалистов, поэтому разработать и изготовить печатную плату им не составит труда. Также в глобальной сети можно найти множество других любительских конструкций для управления DRL на других микроконтроллерах, включая популярного «малыша» ATTiny13. Функциональность устройств зависит от возможностей микросхемы и фантазии разработчика.

Что нужно для изготовления

Для изготовления своими руками простого контроллера дхо понадобится реле. Можно применить любое автомобильное реле на 12 вольт с нормально закрытой или перекидной группой контактов. Преимущество такого реле – закрытое исполнение. Корпус неплохо защищает внутренности от воздействия внешних факторов (воды, грязи), поэтому дополнительных мер принимать не надо, и реле можно установить в любом удобном месте. При использовании другого реле (а можно применять любую модель на подходящее напряжение с соответствующей контактной группой) надо принять меры по дополнительной защите.

Диоды можно использовать любые из серии 1N400X или прочие подходящие по габаритам. По напряжению пройдет практически любой полупроводниковый прибор, по току – чтобы было достаточно для срабатывания реле.

Для более сложных схем потребуются электронные компоненты, указанные на схемах (в качестве компаратора можно использовать любой операционный усилитель, подходящий по напряжению питания), а также плата для сборки. Для прошивки микроконтроллера понадобится программатор.

Как правильно установить контроллер на автомобиль

В первую очередь надо найти схему электрооборудования автомобиля и тщательно разобраться в ней. Надо определить, к каким цепям надо подключать самодельный контроллер. Далее следует определить, в каких точках удобнее подключаться (не все цепи легкодоступны, для доступа к некоторым придется разобрать часть конструктива машины, снять панели и т.д.).

Следующий шаг – определение трасс прокладки проводов от точек подключения до терминалов контроллера. Конкретные советы здесь давать трудно – схема и конструкция электрооборудования различных авто могут сильно отличаться. Когда в этом вопросе будет полная ясность, можно выбрать оптимальное место установки платы контроллера. Оно должно быть максимально защищено от высокой температуры работающего двигателя, от попадания воды или грязи. Последний фактор может быть устранен помещением платы контроллера в корпус, но оболочка не должна препятствовать охлаждению транзисторов электронных ключей. Поэтому выглядящий красивым вариант затянуть плату в термоусадку – не лучшая идея.

Силовую цепь, идущую на питание ДХО, обязательно надо снабдить предохранителем на соответствующий ток независимо от варианта исполнения контроллера.

Рекомендуем: Видео-сборка простого контроллера ДХО (DRL CONTROLLER).

Если принято решение самостоятельно изготовить контроллер ДРЛ, следует сразу осознать, что процесс изготовления и установки — творческий. Готовые советы найти непросто из-за разницы в конструкции машины. Надо быть готовым к принятию технических решений. Если это не пугает, можно приступать к выбору схемы и изготовлению устройства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: