Как стать успешным автомехаником?

Как я пять лет работал в автосервисе и занимался любимым делом, но все-таки ушел

С чего все началось

В 1999 году я поступал в техникум и выбирал из одну из двух будущих специальностей:

  • ремонт радиоэлектроники;
  • ремонт автотранспорта.

Моя мама очень хотела, чтобы я выбрал второй вариант. По ее мнению, авторемонтники всегда были в цене и при деньгах. Но в 15 лет мне больше нравилось паять проводки за столом, чем крутить гайки в яме, и потому вместо автослесаря я учился на радиотехника.

Спустя тринадцать лет выяснилось, что я сделал правильный выбор, так как в сфере авторемонта профильное образование далеко не самый важный пункт. В автосервисе я встречал работников самых разных специальностей: повар, помощник машиниста, менеджер по туризму, учитель русского языка и литературы, геодезист и множество других специалистов.

Что требуется от сотрудника

Когда я впервые пришел на собеседование в автосервис, меня попросили поднять вверх правую руку, та как авторемонтники не всегда отличают право от лево, а в автосервисе этот навык является одним из ключевых. У каждой машины есть передняя, задняя, правая и левая стороны и, если с передом и задом особых вопросов не возникает, то с право и лево бывает всякое.

Во вторую очередь на подобных собеседованиях спрашивают об отношениях с различным вредным привычкам типа курения, алкоголя и наркотических веществ. Курить на работе обычно разрешается, а за все остальное ругают. Один мой коллега как-то раз закрылся в туалете, укололся какой-то гадостью и чуть не умер. После этого его уволили, а он так и не вернул мне триста рублей, которые занимал на что-то неотложное. В автосервисе никому нельзя занимать деньги.

Третьим пунктом идут вопросы о трудовой дисциплине. Желательно, чтобы сотрудник автосервиса приезжал на работу раньше, чем первые клиенты и уходил позже, чем последние.

Как я уже писал, образование не является главным критерием при трудоустройстве. По моим наблюдениям, в сфере автомобильного ремонта очень много случайных людей.Главное, что интересует нанимателя в этой сфере — опыт работы. Строить карьеру автослесаря я пришел с багажом в виде вынужденного ремонта нескольких собственных машин и прочитанной книжки «Ремонт автомобиля для чайников» за авторством Дианы Скляр. Но самое главное было в том, что я обожал машины, и работа с ними приводила меня в восторг. Всего этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы меня приняли на работу.

Какие бывают автосервисы

Из пяти лет в этой сфере три с половиной года я отработал в сетевых автосервисах и полтора в специализированных. Здесь можно провести аналогию с общепитом, где в качестве сетевых автосервисов будет Макдак, а в качестве спецов какой-нибудь ресторан чешской кухни.

В сетевые автосервисы берут работать всех подряд, а клиентам оказывают самые тривиальные услуги: замена масел, антифриза, тормозных колодок, ремней, лампочек, свечей, фильтров и прочих расходников.

Сервисы-спецы, как правило, фокусируются на чем-то одном вроде капитального ремонта двигателей или трансмиссий. Или же ремонтируют машины какой-нибудь одной не самой популярной марки. Обратиться в сетевой автосервис за сложным и дорогостоящим ремонтом — это примерно как заказать в Макдаке вепрево колено. Они, может, и рады были бы вам его приготовить, только вот специалистов, ингредиентов и рецепта у них нет.

В обратную сторону это тоже работает, и хороший моторист вместо замены тормозных колодок скорее всего предпочтет пару часов крепкого сна. Есть еще сфера кузовного ремонта, которая стоит особняком. Кузовщина — это такое государство в государстве автомастерских. То же самое относится и к автоэлектрикам. Последние сродни хирургам из мира платной медицины. Кроме всего этого есть еще различные гаражи, которые в складчину арендуют молодые ребята и ковыряются там в свое удовольствие. Про таких говорят: «Съездить к кентам».

График, трудоустройство и зарплата

Обычно клиенты автомастерских работают стандартную пятидневку, а машинами решают заняться к выходным. Поэтому в автосервисах больше всего работы по пятницам, субботам и воскресеньям. В понедельник до обеда доделывают воскресные машины, а потом убираются, ищут потерянный инструмент, играют в карты. Со вторника по четверг клиентов обычно немного. В эти дни работается лучше всего, так как никто не торопит и не отвлекает. Большую часть своей карьеры я работал 12 часов в день по графику 4 через 2, где 2 — это выходные. Несколько раз на работе приходилось оставаться на ночь.

Везде, где я работал, официальное трудоустройство не приветствовалось. Исключение составляли алиментщики, их старались устраивать, видимо, чтобы не отвечать приставам на неудобные вопросы. В автосервисах, особенно в сетевых, очень большая текучка. За год коллектив может смениться два раза и управляющие предпочитают не переводить бумагу почем зря.

Заработная плата, как правило, сдельная. Выработка измеряется в нормочасах и у каждого сотрудника есть своя ставка за эту единицу. Например, поменять масло — 0,4 нормочаса при ставке 300 рублей. 0,4 умножаем на 300 — вот заработанные кровные. Автослесарь средней руки делает в месяц 120-150 нормочасов. Обычно слесаря стараются не рвать пуп в погоне за выработкой, так как это часто приводит к понижению ставки. По моему опыту, в автосервисах не любят платить больших зарплат.

Немногочисленным официально устроенным сотрудникам платят черно-белую зарплату, где белая — МРОТ на карточку, а черная формируется из выработки за вычетом МРОТа и налоговой нагрузки работодателя. Официально трудоустроенный автослесарь при одинаковой выработке получает меньше нетрудоустроенного.В конце месяца на станции подсчитывается все наработанное, а еще через пару недель выдается зарплата. Две недели выжидаются с расчетом на удержание людей.

Большая текучка кадров

В сфере авторемонта большая текучка и некому работать. Поэтому если человек вдруг захочет уволиться, то сообщит об этом только после получения зарплаты, отработав к тому времени уже половину следующего месяца. По зарплате часто кидают, придумывая для этого какие-то формальные поводы, и увольняющийся прекрасно понимает, что денег за две отработанные недели ему не видать. И тогда он решает остаться еще на месяц, а потом все повторяется.

Работа в сфере авторемонта — это постоянный поиск компромисса между совестью и планом продаж запчастей и услуг. С точки зрения начальства, идеальный сервисмен должен уметь отключать совесть при работе с клиентом. А при работе с начальством — включать обратно. Такие сотрудники очень большая редкость и потому те, кто приносят в контору много клиентских денег, часто уносят в своих карманах часть конторских. Таких выгоняют за воровство.

Как я уже говорил, в этой сфере много случайных людей. Часто они видят мир через призму своего бэкграунда, который может не иметь ничего общего с авторемонтом и процессами его организации. Кроме того, функционеры авторемонтных предприятий преследуют разные цели, которые могут не иметь ничего общего с ремонтом клиентского автомобиля. Лучше всего такую ситуацию может проиллюстрировать басня Крылова про лебедя рака и щуку, где лебедь — это управляющий, щука — менеджер, а рак — автослесарь.

Выводы

Автосервис — хорошая школа жизни, которую нужно оканчивать в молодом возрасте и не оставаться на второй год. Если у вас есть совесть и семья, то в этой сфере вы не заработаете больше средней зарплаты по региону. А если при виде открытого капота у вас чешутся руки, то лучше купите «Ладу», снимите капитальный гараж и развлекайтесь в свое удовольствие!

Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории

Профессия автомеханик: Как им стать? Перспективы, зарплата, особенности

Автомеханик — нестандартная профессия. Ее представители занимаются любимым делом (чинят машины), и получают за это хорошие деньги. Мы расскажем о профессии автомеханик. Поведаем о том, как им стать. А также рассмотрим особенности профессии, уровень зарплат в ней, и перспективы для специалистов.

Кто такой автомеханик?

Автомеханик является специалистом с высшим или специальным образованием. Он отлично разбирается в машинах и знает, как их чинить. Задача механика — контролировать, чтобы автомобиль пребывал в рабочем состоянии. Проверяет этот момент он с помощью различных приборов.

Подробнее о профессии

Автомеханики могут подразделяться. Все зависит от того, в каком направлении они работают. Так, автомеханики могут быть:

  1. Мотористами. Специалисты этого спектра работают только с двигателями. Моторист разбирается в том, какой внешний вид должен иметь исправный мотор. А еще, он знает, как исправить ту или иную проблему с ним.
  2. Автоэлектриками. Специалисты этого спектра занимаются электрической составляющей машины. Делают так, чтобы она функционировала исправно. Ежегодно электрика у машин начинает становиться тяжелее. Поэтому автоэлектрик всегда должен следить за индустрией. И разбираться в новых видах электроники.
  3. Малярами. Специалист этого спектра решает проблемы с краской кузова автомобиля. В случае необходимости, удаляет царапины, вмятины и так далее. Маляры покрывают автомобиль шпаклевкой. После чего наносят на кузов краску. А еще, в обязанности специалиста входит покрытие машины с помощью специального средства. Его основная задача — не допустить появления коррозии.
  4. Вулканизаторщиками. Специалист этого спектра занимается тем, что чинит камеры машины.
  5. Автожестянщиками. Специалист этого спектра пользуется огромным спросом на рынке труда. Его задача — организовать правильный ремонт кузова. Для этого он может избавляться от вмятин. Рихтовать их. Также, специалист старается всячески избавиться от различных видов повреждений кузова. От тех из них, с которыми автомобиль столкнулся во время аварии.
  6. Механиками-диагностами. Так называют специалиста, который начинает досмотр машины, когда она пребывает в автосервис. Для своих целей он применяет специализированное дополнительное оборудование. Задача диагноста — выяснить, в какой конкретно части у автомобиля наблюдаются проблемы. После чего машина будет отправлена к конкретному специалисту.
Читайте также  Характеристика и подключение генератора на КАМАЗ

Чтобы освоить профессию автомеханика, недостаточно только лишь любить машины. Нужно обладать колоссальным объемом знаний. А также быть сильным в физическом плане. Только с этими навыками можно будет добиться результата.

Где учиться на автомеханика?

Чтобы освоить профессию автомеханика, необходимо выбрать направления, связанные с автомобилями. Например, «Техобслуживание и ремонт автомобиля» или «Эксплуатация машин». Главное, чтобы в названии специальности присутствовало слово «машина» или «транспорт».

Высшее образование для автомехаников дают в огромном количестве разных университетов. Выйдя из него, подросток будет дипломированным специалистом. Некоторые специальности можно освоить даже после того, как закончится девятый класс. Специализацию можно освоить даже в колледже.

Какие обязанности есть у автомеханика?

Автомеханики являются специалистами своего дела. В обязанности профессионалов этого спектра входит:

  1. Ведение диалога с заказчиками ремонта. Специалист должен уметь коммуницировать с людьми. Его задача — уметь простыми словами рассказать о том, что именно было деформировано в автомобиле. А еще, специалисту необходимо уметь объяснять, почему проводить ремонт этой части необходимо.
  2. Организация диагностики поломки. Специалист должен уметь использовать оборудование. Он должен обладать навыками его правильной установки. А также дальнейшей настройки и эксплуатации. Оборудование необходимо будет специалисту для того, чтобы выяснить истинную причину деформации.
  3. Рихтовка. Эта услуга пользуется огромной популярностью у автовладельцев. Для рихтовки необходимо обладать хорошей физической подготовкой. А также нужными навыками. Помимо этого, специалист должен уметь разбираться в том, как избавляться от вмятин. А также делать это правильно. Чтобы клиент остался доволен.
  4. Ремонт кузова. Автомеханик должен уметь избавляться от любых внешних проявлений повреждений. Специалист должен убирать все лишнее, что он обнаружит на кузове.
  5. Работа с электроникой. Специалист этого спектра должен уметь тестировать оборудование. Избавляться от различных неполадок, которые потенциально могут появиться. Также, он должен устраивать дополнительную проверку.

Также, специалист обладает огромным количеством других обязанностей. Всё вышеперечисленное — только основные из них.

Для каких подростков подойдет профессия?

Профессия автомеханик подойдет для тех подростков, которые обладают:

  • Нужными физическими качествами. Специалист этого спектра должен быть сильным. А еще, ему необходимо быть выносливым. Тинейджер должен учитывать, что в ходе работы ему придется сталкиваться с огромным количеством тяжестей (их придется переносить). Также, ему предстоит проводить работу в очень неудобных позициях. Помимо этого, подростку необходимо обладать отличным глазомером. Уметь взаимодействовать с мелкими деталями. А также обладать идеальным зрением.
  • Развитыми психологическими качествами. Подросток должен иметь отличную память. А еще, он должен быть внимательным. Оба навыка понадобятся тинейджеру для того, чтобы добиваться желаемого. И помнить о том, как справляться с той или иной проблемой. Также, специалист должен уметь быстро реагировать на сменившиеся обстоятельства. Люди, которые медлят, не смогут добиться успеха в выбранном направлении деятельности.
  • Хорошие личностные качества. Специалист-автомеханик должен максимально кропотливо относиться ко своей работе. Он должен быть ответственным. Максимально дисциплинированным. А также очень коммуникабельным.

Если тинейджер будет обладать этими навыками, то он обязательно освоит профессию. И будет отлично себя чувствовать. Это направление деятельности обладает высоким уровнем востребованности.

Автомобилей на улицах становится все больше. Количество аварий на спад не идет. Соответственно, специалисты по ремонту машин нужны всегда.

Сколько зарабатывают автомеханики?

Автомеханики зарабатывают довольно приличные суммы денег. В среднем, уровень их з/п составляет от 20.000 до 80.000 в месяц. Если устроиться в салон по ремонту премиум-авто в Москве или Санкт-Петербурге, то уровень оплаты увеличится. Он может достигать и 200.000, и 300.000 рублей. Главное — поискать варианты. И стать хорошим специалистом с большим опытом.

Как автомеханику найти работу?

Чтобы найти работу, автомеханику недостаточно всего лишь обладать дипломом о соответствующем образовании. Начать карьеру в этой сфере подростку предстоит с помощника механика. На этой должности юный специалист сможет обрести нужное количество опыта. А также необходимые навыки.

На должности помощника подростку предстоит пробыть несколько месяцев. После этого он сможет стать полноценным специалистом-механиком.

В этой сфере очень важно иметь опыт. Если он большой, то проблем с поиском работы не будет. Подростка с радостью пригласят работать на хорошее СТО. Особенно, если тинейджер действительно высококлассный специалист.

О перспективах

Карьерного роста, как такового, в профессии нет. Единственный, до кого может дорасти специалист — до профессионального мастера. Однако, достичь увеличения уровня заработной платы можно. Для этого тинейджеру нужно попасть на работу в крупное СТО. Клиенты которого имеют премиум-автомобили.

В подобные СТО берут только специалистов с большим опытом. Они должны уметь решать любые проблемы клиентов. А также делать так, чтобы они покидали СТО счастливыми. Только в этом случае можно зарабатывать огромные деньги. И получать действительно большое удовольствие от своей работы.

Профессия автомеханик

Профессия автомеханик появилась в XIX веке, когда по улицам городов поехали первые самоходные транспортные средства. Конструкции часто выводились из строя, поэтому возникала необходимость в людях, способных устранять неполадки.

Производство автомобилей и усложнение механизмов поспособствовали появлению более узких специальностей. Сейчас специалисты данной отрасли — одни из самых востребованных и высокооплачиваемых. Именно они могут обнаружить в двигательных механизмах поломку и устранить ее.

Описание

Специализации

Для работы автомехаником наличие опыта в ремонте транспорта недостаточно, необходимо пройти обучение. В обязанности автомеханика входят: выполнение диагностики и техническое обслуживание транспортного средства, его ремонт, замена технических жидкостей, фильтров и других составляющих.

В зависимости от вида деятельности в этой профессии можно выделить несколько специализаций.

Моторист занимается обслуживанием и устранением возможных неполадок двигателя, отвечает за исправность мотора.

Автоэлектрик занимается устранением неисправностей в электрооборудовании автомобиля. С каждым годом электрика авто становится все сложнее. От нее зависит безопасность и функционирование основных систем: подача топлива, отопление и вентиляция, наружное освещение, работа сигнализации и многое другое.

Маляр производит лакокрасочные работы, которые включают шпатлевку, окраску и нанесение средства, предотвращающего коррозию.

Вулканизаторщик – специалист, превращающий каучук в резину путем вулканизации, занимается починкой автомобильных камер.

Автожестянщик. В его задачи входит кузовной ремонт: устранение вмятин, повреждений автомобиля, которые были получены в результате аварии.

Механик-диагност проводит осмотр автомобиля с использованием диагностического оборудования, которое помогает найти причину неисправности и направить на ремонт к нужному специалисту.

Плюсы

Из плюсов в профессии автомеханик можно выделить следующие пункты:

  • доступное обучения;
  • востребованность;
  • возможность работать на себя, создать собственный бизнес;
  • возможности для высокого дохода

Минусы

В профессии автомеханик имеются и существенные минусы, которые стоит учитывать:

  • большие физические нагрузки;
  • вредные условия труда (работа с химическими веществами);
  • травмоопасность;
  • высокая конкуренция.

Где получить образование

Получить образованием автомеханика можно несколькими способами:

1) пройти курсы, длительность которых варьируется от двух недель до месяца;

2) поступить в колледж и стать дипломированным специалистом;

3) поступить в вуз, успешно сдав ЕГЭ по двум обязательным предметам, а также физике или информатике. После 5 лет обучения вы станете не только дипломированным специалистом, но и автомехаником широкого профиля, который востребован на рынке труда больше, чем самоучка.

Учебные заведения

Почти в каждом вузе есть образовательные программы по данному направлению.

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта на базе Инженерно-технического института производит подготовку по направлению «Машиностроение». Обучение длится 4 года. Выпускники могут найти работу в организациях, занимающихся машиностроением, и стать в них технологами, младшими инженерами или техниками.

Московский государственный университет пищевых производств. Направление подготовки – «Эксплуатация транспортных машин и комплексов». После обучения специалисты занимаются эксплуатацией машин различной отраслевой направленности.

Российский университет дружбы народов. Инженерная академия РУДН предлагает обучение по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Выпускники данного направления трудятся на предприятиях автомобильного транспорта, в дилерских, конструкторских и научных центрах, в организациях экспертизы и контроля технического состояния автомобилей и оборудования и других областях.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Институт материалов и технологий УрФУ также проводит подготовку по направлению «Машиностроение». Выпускники могут работать в компаниях, производящих продукцию машиностроительного, нефтегазового, химического, металлургического производства и оборонного комплекса.

Курсы

Для тех, кто имеет знания об устройстве двигателей и строении транспортных средств, есть курсы, на которых можно углубить знания и освоить профессию автомеханика.

Инжиниринговые центры «СМАРТ», расположенные в Москве и Санкт-Петербурге. В центре представлено 9 курсов для людей, получить профессию автомеханика.

УЦ «Профессионал Авто». Здесь можно пройти обучения не обладая навыками, связанными с профессий. Учебный центр расположен в Москве.

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Для устройства на работу автомеханику наличия диплома недостаточно. Зачастую карьера молодого специалиста начинается с работы помощником. В статусе ученика можно проработать 2-3 месяца и только после этого начать трудиться по специальности.

Читайте также  Как расшифровать коды ошибок на все модели Вольво?

Автомеханики востребованы в автосервисах и на СТО, в компаниях, имеющих собственный автопарк. Со временем опытный специалист может открыть собственный прибыльный бизнес: станцию технического обслуживания или автомастерскую.

Уровень зарплаты

Стремительного карьерного роста в данной профессии ожидать не стоит: максимум можно перейти от помощника до мастера.

Ценить данную специальность можно за высокую и стабильную заработную плату. Она варьируется от 20 до 100 тысяч рублей и зависит от уровня образования, навыков, специализации и региона проживания и работы мастера.

Перспективы в будущем

Иван Матиешин, автомастер, владелец портала о ремонте авто своими руками Etlib.ru:

— Профессия автомеханика хороша тем, что в ней много разных направлений, и можно выбрать то, что у вас лучше всего получается. Есть мотористы, автомаляры, автоэлектрики, жестянщики, механики-диагносты и другие специалисты. Для работы по любому из направлений нужно обладать специфическими навыками и знаниями.

В начале карьеры можно пойти работать на СТО и получить нужные навыки, а в будущем реально начать работать на себя и открыть небольшую мастерскую.

Основной недостаток профессии в том, что практически в каждом из направлений деятельности есть тяжелый физический труд, к этому нужно быть готовым. Также зачастую очень большая загруженность: рабочий день длиться 10-12 часов.

Самые лучшие зарплаты у узкопрофильных специалистов. К примеру, мастера по ремонту ходовой части получают 30-50 тысяч рублей в месяц, а хороший электрик, моторист или маляр может зарабатывать до 100 тысяч в месяц.

Профессия автомеханик сейчас и в будущем будет довольно востребована, так как количество автотранспорта с каждым днем только растет.

На что живут автослесари Механик, живущий ремонтом машин в своем гараже, — про пользу кувалды, требовательных клиентов и заработки

Чинить машину можно не только в авторизованных сервисах, но и у частных мастеров, которые предлагают более низкие цены. Автомеханик из Подмосковья с собственным гаражом рассказал The Village о том, сколько он зарабатывает и на что тратит деньги.

Автор: Евгений Бочканов

Автослесарь

65 000 рублей

Расходы

инструмент и расходники

другие расходы и накопления

Как стать автослесарем

Я сразу после армии работал в сервисе. Специального образования не было, просто гайки крутить интересно было. Потом надоело быть вечно чумазым, и я устроился в офис менеджером по продажам. Там чисто, тепло, уютно, но скучно и денег особых не платили. Может, если бы мне не было скучно, и там бы зарабатывал. А так, чтобы лишнюю копеечку на пиво заработать, иногда чинил коллегам их машины за скромные суммы. А там подумал и решил вовсе бросить офис. Железки-то ковырять мне нравится. Мне 31, сейчас уже третий год этим занимаюсь.

Вообще, у нас в гаражном комплексе таких мастеров пара десятков наберется. Сильной конкуренции нет, у каждого своя клиентская база. Кроме того, есть и разные специализации. Вот я и еще человек пять в наших гаражах — чисто слесари, подвеска, мотор. Есть три сход-развальщика, штук пять жестянщиков и автомаляров. А есть еще ребята, которые обслуживают каких-то таксистов — весь парк одной компании. Они-то, похоже, скоро уже превратятся в нормальный большой сервис.

Народ, с которым я общаюсь, примерно из тех же соображений в гаражи пошел. Ну не нравится им, когда начальник есть, а тут — сам себе хозяин. Гарантированного оклада нет — как потопаешь, так и полопаешь, но это во всех сервисах так. Бывает, что есть некий минимальный оклад, но основное — все равно сдельщина.

Особенности работы

Четкого графика у меня нет — как народ запишется, так я и выхожу. Самые горячие дни — это суббота, воскресенье, праздники. И в будни после семи вечера одна-две машины обязательно появляются. Ну, как ни крути, большинство-то в офисах работает с 09:00 до 18:00, когда им еще машины чинить? Кстати, коллеги мои в этом смысле более жесткие — работают ровно в этот же период: понедельник — пятница, с 09:00 до 18:00. Некоторые еще по субботам бывают. Наверное, у них клиентская база уже прочно держится. Я так не могу себе позволить, очень денег хочется.

Часто мои контакты передают людям без уточнений, что это гараж. Они думают, что здесь большой сервис. А приезжают, видят гараж, яму слесарную — и начинают думать, что здесь им сейчас наколхозят. Отчасти я их понимаю, встречают по одежке. Но качество ремонта у нас от рабочего места очень редко зависит. Это ведь не переборка дизельных форсунок, где идеальная чистота необходима. А я занимаюсь простыми слесарными работами — подвеска, техобслуживание, минимальные работы по двигателям.

Основной инструмент — конечно, молоток. Их у меня целый ряд, весом от 200 граммов до пяти килограммов. Второй важный инструмент — лом. Прикипевшие гайки так просто не открутить. В общем, как в поговорке: «без кувалды и зубила ты не слесарь, а ****** (дилетант. — Прим. ред.)». И у дилеров точно так же, только кувалду редко используют. Там просто все белым кафелем выложено, который моют постоянно, оттого красиво все. И машины к ним ездят помоложе — до пяти лет максимум, на них еще ничего не успевает толком закиснуть. В перспективе планирую найти помещение побольше и сделать подъемник. Без него многие вещи делаются дольше и неудобнее. Но в целом и сейчас терпимо.

Клиенты

Основной источник клиентов — сарафанное радио. Один починил машину у меня — рассказал пятерым, из них один-два приедут. В принципе, этого достаточно — порой неделя расписана так, что и продохнуть некогда.

В основном ко мне приезжают люди, хотя бы немного разбирающиеся в устройстве машины. Те, кто слабо представляет, какое волшебство крутит колеса, обычно едут к дилеру.

Много мозгоклюев. Такие клиенты любят, когда что-то с первого раза не получается, под руку спрашивать что-то в духе «А ты точно правильно делаешь? Может, это по-другому делается?». В эти моменты хочется сказать им много добрых слов, но сдерживаюсь — мне с них еще деньги за работу получать. Кто-то с порога торговаться начинает: «300 рублей — дорого за замену воздушного фильтра, давай за 100!» Мне это невыгодно, я отказываюсь. Интересно, как бы они отреагировали, если бы им на работе предложили зарплату обрезать втрое, потому что текущая зарплата — очень дорого? Впрочем, я примерно через год работы научился таких клиентов отсеивать на этапе телефонного разговора. Чаще всего их невыгодно чинить. Стоимость работы — тысяча рублей, а времени с этим клиентом тратишь на все 3 тысячи. Чтобы отсеять, называю трехкратную цену. Либо отсеются (собственно, этого и добиваюсь), либо заплатят — тогда уж приходится терпеть.

Конечно, преобладают нормальные клиенты. Им и рассказать подробно не лень, и показать на примере, при необходимости и целую лекцию об устройстве автомобиля провести. Но запоминается-то в основном негатив.

Много бывает звонков с лечением по фотографии. При таких-то условиях что-то постукивает — что это может быть и как это лечить. Если клиент уже давний — консультирую, примерный перечень возможных проблем рассказываю, по прайсу ориентирую для каждого случая. А если незнакомый — сразу говорю, что только очно смотреть могу, пусть приезжает тогда-то. Большинство не приезжает. Еще один сорт людей — звонят, спрашивают цену конкретной работы, узнают, благодарят и прощаются. Не приезжают при этом.

Без претензий не обходится. Если моя вина — исправляю бесплатно. Можно не исправлять, а вернуть деньги, но это почти наверняка потеря клиента, он больше не приедет. Теряет веру в тебя, и все тут. Бывают и обратные ситуации, когда работа выполнена хорошо, а претензии предъявляются за какие-то якобы возникшие после меня проблемы: «до тебя колодки были на 10 % изношены, а теперь на 50 %». А я вообще масло в двигателе менял. Это один из самых проблемных моментов. В больших сервисах для этого мастер-приемщик есть. Одна из его задач — чтобы слесарь спокойно крутил гайки и не тратил время на споры с клиентом.

Развести клиента несложно, даже если он опытный. Детально отслеживать все твои операции он не сможет при всем желании. Возможностей — масса. И приговорить исправное, и если испортил что-то сам — можно сказать, что уже поломанное было. Многие коллеги так делают. Я не делаю.

Проблемы

Ряды в гаражах тесные, машина обычно перекрывает чей-то гараж. Непременно в разгар работы кто-то из соседей приезжает, просит переставить. Это минус пять минут из работы. А колодки поменять — это полчаса, то есть 15 % времени ушло. Это летом, а зимой проезды в снегу, порой и поставить некуда — тогда вообще до получаса уйти может.

Еще сильно отвлекают телефонные звонки. Звонят почему-то именно тогда, когда неудобно говорить: под машиной, руки грязные, особо ценную гаечку держишь — буквально тут же звонок, гарантированно. И не брать нельзя — звонят-то чаще всего клиенты, источник денег.

Читайте также  Чем смазать клеммы аккумулятора?

Доходы

Вообще, в автосервисах слесарям платят фиксированный процент от стоимости выполненных работ. Там, где я раньше работал, это было 50 %. Причем цены в том сервисе были высокие. По плану один слесарь должен был выполнить работы на общую сумму 200–250 тысяч в месяц. Половину от этого он получал, то есть 100–125 тысяч.

Проблемы две, и обе вызваны темпом работы. Чтобы успеть такой объем делать, надо все бегом-бегом. Если машине два-три года, то без проблем, а если 10 лет — начинаются заминки: здесь болт приржавел, здесь отломился. Бывает, приемщик согласует допработы с клиентом, а бывает — нет. Это первое. А второе — когда вечно бежишь-бежишь, очень велик шанс что-то проглядеть, недокрутить и в таком виде отдать клиенту. В лучшем случае это рекламация и переделка.

В гараже заработок существенно ниже. Но и темп работы я выбираю сам. Месяц на месяц не приходится. Летом все бегут делать техобслуживание — с мая по сентябрь самая большая занятость и самый большой доход, получается до 100 тысяч в месяц. А зимой сезон мертвеет, получается что-то около 30 тысяч в месяц. Меньше, правда, не получается.

В среднем получается 65 тысяч рублей в месяц, не очень много по нынешним временам, но жить спокойно позволяет. Увеличить доход на 10–20 тысяч можно, но для этого про выходные надо забыть совсем. Можно повысить цены, но, скорее всего, часть клиентов уйдет. Чтобы увеличить доход существенно, не вижу других путей, кроме покупки дополнительного бокса и найма работников. Пока еще не созрел для этого, но задумываюсь.

Расходы

Я живу один и снимаю квартиру в достаточно удаленном районе — на это уходит около 25 тысяч рублей в месяц. На еду, чай, кофе, пиво уходит около 20 тысяч в месяц, но я особо и не стесняюсь в выборе.

Еще примерно 5 тысяч в месяц уходит на бензин. Езжу я мало, живу недалеко от гаража, но все равно то в выходной на дачу к друзьям скатаешься, то по делам куда-то. Столько же уходит на гараж. Он у меня в собственности, поэтому аренду я не плачу — только членский взнос в гаражном кооперативе, 500 рублей в месяц, и за электричество получается примерно столько же. Зимой еще 2 тысячи рублей в месяц уходит на газ для отопления. Остальное расходится по мелочи: инструменты докупить, расходники — тех же перчаток по две пары в день уходит стабильно. Оставшиеся 10 тысяч стараюсь откладывать на черный день.

Начинающему автомеханику )))

Очередной баян, но в моем гараже весит распечатанный на стене )))

Особенность ремонта автомобилей

Если вы никогда не занимались самостоятельным ремонтом автомобиля, но планируете попробовать, вам стоит принять во внимание несколько неочевидных, но проверенных жизнью примет.

1. Ключи всегда теряются. Почему-то наиболее подвержены этому рожковые на 13 – не знаю, с чем это связано, возможно, с «нехорошим» числом 13. Поэтому всех ключей нужно иметь по две штуки, а рожковых на 13 – не менее трех. Кроме того, гайка с контргайкой одного размера поставят владельца единичного ключа в неудобное положение.

2. Если вы сидите в яме, и вам срочно понадобился ключ, то он непременно окажется снаружи, где-нибудь на капоте.

3. В любой машине непременно есть хотя бы одна гайка (болт), к которой не подлезть рожковым ключом и не надеть торцевую головку. Как ее ухитрились закрутить на заводе – великая тайна. В отечественном автомобиле таких гаек больше, чем любых других. Скажем, в «классике» это нижний болт стартера, или несколько болтиков масляного картера – те, которые прямо над поперечной балкой, или… Да мало ли их там!

4. Гайку из пункта 3 все равно можно открутить. Не спрашивайте меня, как – но упорный человек, которому некуда отступать, непременно найдет способ. (А нижний болт стартера, раз открутив, не прикручивайте обратно – ну его на[цензура], стартер и на двух оставшихся прекрасно держится).

5. При разборке практически любого узла непременно найдется минимум одна гайка (болт), которая откажется откручиваться, что с ней ни делай. Сорвутся грани гайки, провернется шпилька, обломится прикипевший болт. Это вовсе не значит, что вы какой-то особенно криворукий – так устроен мир.

6. Исходя из пункта 5, совершенно необходимо иметь запас разнообразного крепежа, чтобы заменить поврежденный. У опытных автомехаников такой запас накапливается сам собой, а начинающему придется бежать в ближайший автомагазин за одной несчастной гаечкой.

7. Ближайший автомагазин будет закрыт.

8. После того, как вы сбегали в неближайший магазин за одной гаечкой, непременно испортите еще одну. Так что не спешите в магазин – сначала разберите все до конца и подсчитайте потери.

9. Раз уж вам пришлось тащиться черте куда в магазин, то берите гаек с запасом – стоят они копейки, а в следующий раз пригодятся.

10. Собирая отремонтированный узел, не спешите затягивать самые труднодоступные гайки, сначала убедитесь, что узел после переборки работоспособен. Так будет легче разбирать все обратно, когда вы убедитесь, что что-то про****и. Скажем, при замене сцепления на «Ниве» не закручивайте верхний болт коробки, к которому приходится подбираться конструкцией из двух удлинителей с карданчиками – тогда вам не так обидно будет увидеть на краю ямы забытый выжимной подшипник.

11. Если узел «не сходит», не спешите браться за монтировку и кувалду – скорее всего, вы не заметили какой-то маленький, но вредный болтик.

12. Без монтировки и кувалды все-таки не обойтись, особенно в случае отечественного автомобиля.

13. Самым трудным этапом работы окажется вовсе не тот, который вы ожидали.

14. Дешевый инструмент наделает таких бед, что вы навеки заречетесь экономить на этом деньги. Так что лучше даже не пробуйте. Скажем, китайский ключ с прослабленным зевом обязательно срежет грани на гайке именно в том месте, куда не просунешь болгарку или гайкорез.

15. В гараже матерятся даже самые выдержанные и интеллигентные люди. Без этих заклинаний вы просто ничего не открутите, проверено.

16. Поэтому не берите в гараж женщин и детей, даже если вам необходим помощник для пустяковой операции, вроде прокачки тормозов. Совсем ни к чему так сильно расширять их лексикон. Да и пописать за приоткрытой воротиной как-то проще в однополой компании.

17. Готовясь к ремонту, постарайтесь предусмотреть все операции, и все, что вы можете поломать в процессе. Скажем, при ерундовой замене рабочего цилиндра тормозов непременно понадобится трубочный затяжной ключ, и очень высока вероятность перелома трубки. И то и другое стоит копейки, но, если вы об этом не подумали заранее, то непременно убедитесь в том, что… см. п. 7.

18. Оптимальное число ремонтников – два. Множество операций невозможно выполнить в одиночку, а три человека будут только мешать друг другу. Главное при этом – начинать пить ПОСЛЕ окончательной сборки, а не до. Исключение – зимний ремонт в неотапливаемом гараже.

19. Не собирайте инструмент, пока не убедитесь в полной работоспособности починенного узла. Плохая примета…

20. Если у вас есть «тяжелый» инструмент для исправления собственных ошибок – болгарка, сварка, дрель, экстракторы, самозажимные клещи, зубило и гайкорез, — то есть вероятность, что они не понадобятся. Если их нет – понадобятся непременно.

21. Нужный съемник непременно окажется потерянным, хотя вы «точно знаете, что он вот тут лежал…». Если вы, плюнув, купите новый, то пропажа моментально найдется. Скажем, стяжек для пружин у меня уже три комплекта…

22. Давать «попользоваться» свой инструмент – вернейший способ его лишиться. Изобретайте заранее убедительные отговорки, чтобы не ссориться с соседями по гаражам. Например, один мой знакомый переделал весь электроинструмент под экзотические трехконтактные розетки, и применить его где-то, кроме его гаража, стало очень затруднительно…

23. Меняя масло, обязательно обольешься горячей отработкой, а пробку упустишь в сливную емкость. Не расстраивайтесь – это неотъемлемая часть технологического процесса.

24. Рассчитывая «быстренько исправить несложную поломку» вы непременно обнаружите пару-тройку серьезных неисправностей, о которых и не подозревали. Скажем, невинная замена тормозных колодок может выявить:
а) Текущий рабочий цилиндр.
б) Критический износ барабана или диска.
в) Люфт в ступичном подшипнике.
г) Люфт в рулевой тяге.
д) Течь сальника полуоси.
е) Повреждение пыльника привода.
ж) Растянутый трос ручника.
з) …да мало ли еще что…
Поэтому:

25. Любой ремонт всегда выходит дольше, тяжелее и дороже, чем вы рассчитывали. Впрочем, это не только авторемонта касается…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: