Чем смазать клеммы аккумулятора?

Есть контакт: надо ли смазывать клеммы аккумулятора, и чем это делать

Зима – традиционное время, когда и мы, и наши читатели обращаемся к вопросам зарядки АКБ. Мы уже не раз затрагивали эту тему и, казалось бы, раскрыли её полностью. Ан нет, вопросы периодически возникают! Иногда – довольно неожиданные.

Ч то и говорить, мы всесторонне изучили тему. Мы рассказывали, как определить, что АКБ пора менять, а если батарея ещё в порядке, то как продлить ей жизнь; мы за 10 минут оживляли севшую АКБ, а также разбирались в том, как «прикуривать» автомобиль с разряженной АКБ и стоит ли это делать… Но вот жизнь подкинула новую ситуацию, причем совершенно банальную.

Хмурое утро, мороз в -25, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку. Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи. Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?

Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно. Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам. Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.

На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время. Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше. Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.

На контактных группах со временем появляются окислы, которые сами по себе не проводят электрический ток. Кроме того, в подкапотном пространстве скапливаются пыль и грязь, часть оседает на клеммах и добавляет электрического сопротивления в местах контакта. Следствие этих процессов – падение отдачи АКБ, снижение энергии и сложности при запуске. Некоторые автомобилисты предпочитают не смазывать клеммы, а просто периодически чистить их мелкой наждачкой. Но наша задача – именно защитить, «законсервировать» клеммы, сохранив их в более-менее первозданном состоянии, чтобы впоследствии не приходилось избавляться от окислов и грязи механическим путём – это не слишком-то приятный и быстротечный процесс.

Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24». С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку. Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».

Такие смазки есть у многих производителей, они имеют красную, синюю или голубую окраску, что упрощает вам понимание того, есть ли на клемме достаточный защитный слой. Смазки подразделяются на токопроводящие и те, которые ток не проводят. Кроме того, в качестве защиты клемм можно использовать обычную графитовую смазку, которая также проводит ток. И вроде как токопроводящие смазки в данном случае лучше. Однако, как мы сможем убедиться из следующего абзаца, свойство токопроводности не стоит ставить во главу угла, ведь мы смазываем не площадь контакта, а внешние поверхности.

Эта ошибка, как ни странно, довольно распространена – по незнанию человек смазывает полюсные выводы на аккумуляторе, после чего водружает на них клеммы. Таким образом можно получить засохшую плёнку смазки, которая совершенно не проводит ток там, где его очень нужно проводить.

Надо делать ровно наоборот: надеть клеммы, плотно затянуть и только после этого нанести смазку – словом, смазывать нужно клеммы на проводах, причем именно снаружи, и верхние торцы выводов. Если вы пользуетесь современной смазкой в аэрозольном баллончике, получившуюся «шапку» можно немного разровнять. Разумеется, все работы лучше проводить в перчатках.

Смазывать клеммы нужно обязательно, и, если говорить совсем простыми словами, это нужно для того, чтобы был хороший контакт, чтобы не возникало потерь при плохом соединении. Во-первых, появление окислов ведёт к потерям энергии, и могут возникнуть проблемы при запуске. А во-вторых, на контактной группе увеличивается сопротивление, а значит выделяется тепло, что может привести к печальным последствиям, вплоть до оплавления полюсных выводов батареи и даже корпуса. Прежде чем смазывать клеммы, их необходимо зачистить – обычной наждачкой или используя специальные приспособления, которые сейчас есть в продаже. Для смазывания клемм подойдёт любая водоотталкивающая смазка.

Что ещё?

Напоследок – несколько советов, которые ещё немного облегчат жизнь вам и вашей аккумуляторной батарее. Некоторых из них мы так или иначе касались, но теперь резюмируем.

  • Перед смазыванием клемм АКБ необходимо очистить и их, и полюсные выводы самой батареи. Это нужно делать либо ветошью (если имеет место быть только грязь, без окислов), либо самой мелкой наждачной бумагой, либо специальными приспособлениями – в продаже есть «ёршики», как внешние, так и внутренние, для очистки и клемм, и полюсных выводов. При использовании «ёршиков» операция занимает считанные секунды.
  • После надевания на выводы АКБ клеммы нуждаются в плотной затяжке – контакт хорош только в том случае, если это контакт металла по металлу! Клеммы не должны болтаться – это дополнительные, совершенно не нужные вам шансы для попадания в место контакта грязи и окислов.
  • Некоторые дедовские методы до сих пор работают! В специализированных магазинах, торгующих и обслуживающих АКБ, спрашивайте защитные войлочные кольца – такие «шайбы», пропитанные маслом, надеваются на полюсные выводы, под клеммы. Они защищают самые ответственные места вокруг полюсных выводов – именно там из АКБ может испаряться кислота и оседать в виде окислов на металле. Согласитесь, перспектива невозможности снятия севшего аккумулятора из-за намертво «прикисших» клемм вам совершенно ни к чему.

Экспертиза ЗР: зачем смазывать клеммы аккумулятора?

Klemma1

Знакомый, вернувшийся с техобслуживания, возмущенно размахивал полученным счетом: за смазывание клемм аккумуляторной батареи с него содрали почти как за полный бак на АЗС! Крик души: зачем их вообще смазывать?

Помнится, в «жигулевскую» эпоху клеммы АКБ и наконечники соединительных проводов обильно покрывали Литолом и прочими солидолами — но нужно ли это делать сегодня? Давайте подумаем.

Зачем их смазывать?

Вовсе не для того, чтобы улучшить электрический контакт в цепи. И Литол, и современные средства, представленные на фотографиях, являются диэлектриками, а потому могут только ухудшить проводимость. Их задача — защищать контакты от внешнего воздействия. Дело в том, что цветные металлы (в нашем случае — свинцовый сплав) имеют дурную привычку окисляться под действием окружающей среды. Свой вклад вносят влажность в месте установки батареи, неисправность ее системы вентиляции, а на древних машинах — и негерметичность аккумулятора. Понятно, что нужно устранять все эти причины, а не только бороться с их следствием, но одно другому не мешает.

Чем страшны окисные пленки?

В основном одним: двигатель может не пуститься. Это наглядно проявлялось в «Жигулях», где плюсовая клемма была порядочной грязнулей и частенько дурила. Поворачиваете ключ, а лампочки на панели приборов тут же притухают — и это при полностью заряженной батарее! Стартеру требуются сотни ампер, а потому даже крошечное паразитное сопротивление в долю ома мгновенно «забирает» все напряжение себе. Кроме того, наличие окисной пленки на клеммах способствует саморазряду аккумулятора.

Как смазка борется с окислами?

Никак! Если клемма уже окислилась, то смазки бесполезны. В этом случае нужно отсоединить батарею от сети, зачистить клеммы и наконечники до блеска, потом вновь подсоединить аккумулятор — и только после этого пользоваться смазками. Они предотвращают появление окислов, но не способны устранять их.

Распылять или мазать?

Все производители батарей, указывая на необходимость смазывать клеммы, говорят именно о консистентных мазеобразных препаратах. Они дольше держатся на обработанной поверхности, создавая более надежную изоляцию в сравнении со спреями. Хотя назначение у всех препаратов одно — вытеснить воду и создать защитную поверхность.

Чем плохи старые средства вроде Литола?

Они заметно уступают современным в эффективности: легко смываются шампунями, у них рыхлая, неплотная структура, отсутствуют присадки и добавки. Да и краситель не предусмотрен. Мелочь, но с цветной смазкой работать удобнее. Впрочем, многие инструкции к отечественным аккумуляторным батареям не меняются десятилетиями, а потому до сих пор рекомендуют смазки типа того же Литола‑24.

Читайте также  Характерные «болезни» кондиционера на Форд Фокус и их «лечение»

Снаружи или внутри?

В инструкциях иностранных фирм часто встречается ошибочный перевод, когда рекомендуется смазывать клемму перед надеванием наконечника провода. На самом деле соединение «клемма — наконечник» должно иметь максимальный контакт «металл к металлу». Поэтому нанесение диэлектрика внутри ничего, кроме вреда, не принесет.

Можно ли использовать механическую очистку клемм — например, наждачной бумагой?

Да. К примеру, фирма «АкТех» прямо указывает в инструкции: для удаления оксидной пленки с выводов батареи используйте наждачную бумагу. А в советские времена для механической чистки клемм и наконечников использовали специальные металлические ершики — внутренние и наружные. Само собой, наждачная шкурка должна быть мелкой, поскольку изменять присоединительные размеры нельзя.

Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются?

Нынешние методы обработки материала избавили нас от раковин и прочих неоднородностей. Некоторые производители батарей даже используют втулки, изготовленные внешними фирмами. Подкапотное пространство современных автомобилей также лучше защищено от воздействия внешних факторов. Но контакты все равно окисляются — пусть и медленнее, чем 30–50 лет назад.

02-p127

  • (1) Распыляемые очистители электрических контактов представляют ASTROhim, Hi-Gear, SVITOL, Permatex и другие бренды. Изготовлены они, как правило, на масляной основе — например, на очищенном вазелиновом масле. Очистители вытесняют воду и образуют на поверхности защитную изоляционную пленку. Они годятся для поверхностной обработки клемм аккумуляторной батареи, но уступают консистентным смазкам в прочности покрытия.
  • (2) Консистентные смазки для защиты аккумуляторных клемм поставляют, к примеру, фирмы Liqui Moly и Gunk. В отличие от аэрозолей, эти смазки создают «долгоиграющее» изолирующее покрытие. Их основа тоже масляная. Устойчивы к воздействию шампуней. Яркий цвет современных смазок облегчает контроль за нанесением препарата.

Так смазывать или нет? Наше мнение

Вероятность того, что несмазанная клемма породит какие-то проблемы, сегодня невелика. Материалы качественные, под капотом сравнительно чисто, корпус батареи герметичный. Да и денег жалко. Но всё же мы считаем, что смазка полезна. Хотя бы потому, что это один из дополнительных кирпичиков, создающих надежность техники. На этом лучше не экономить.

Какие смазки лучше использовать для клемм аккумулятора

Нередко автомобилисты сталкиваются с проблемой образования окислений на клеммах аккумуляторной батареи. Этот процесс может быть вызван различными причинами, но всегда ведёт к одному результату. Это нарушение качества соединения АКБ с потребителями.

Одной из основных задач автовладельца является постоянный контроль состояния аккумулятора. Это касается уровня заряда, количества и качества электролита на обслуживаемых АКБ, а также отсутствия на клеммах признаков окислов.

Эффективным средством в борьбе с окислениями выступают смазки. Но не каждое средство одинаково хорошо подходит для таких целей.

  1. Для чего смазывать клеммы
  2. Что использовать для обработки клемм
  3. Силиконовые
  4. Тефлоновые
  5. Литол и солидол
  6. Консистентные
  7. Медные
  8. Графитовые
  9. Восковые
  10. Популярные смазки
  11. Как выполняется обработка

Для чего смазывать клеммы

Прежде чем ответить на вопрос о том, можно ли периодически смазывать клеммы от автомобильного аккумулятора графитной или какой-либо другой смазкой, следует определиться, для каких именно целей наносятся различные составы.

Здесь на самом деле всё довольно просто. Есть одна главная причина того, зачем смазывать клеммы автомобильного аккумулятора. Это защита от окисления и дальнейшего нарушения контакта.

Обрабатывать клеммы АКБ рекомендуется до того, как появились признаки окислов, а не при их наличии.

Смазка оказывает профилактическое воздействие и исключает необходимость чистки контактов от уже образовавшихся отложений.

Каждый автомобилист сам для себя решает, надо ли смазывать и чем обрабатывать клеммы аккумулятора. Это действительно полезная, а порой и необходимая процедура.

Смазка используется для защиты от окисления клемм аккумулятора. Всего выделяют несколько разновидностей окислительных процессов:

  • естественный;
  • кислотный;
  • солевой.

Каждый из этих процессов окисления способен привести к образованию налёта на контактной группе, ухудшению качества соединения, нарушению передачи тока и пр. Батарея не сможет отдавать ток, а также нормально получать заряд даже при исправном генераторе или зарядном устройстве.

Периодически автомобилисты чистят элементы, но злоупотреблять такой процедурой не стоит. Оптимальным решением станет очистка в сочетании с обработкой специальными средствами.

На вопрос о том, стоит ли вообще смазывать клеммы от автомобильного аккумулятора, можно ответить утвердительно. Это полезная процедура. Проблема лишь в том, что не всегда автомобилисты выбирают правильные смазочные материалы.

Что использовать для обработки клемм

Ассортимент смазок для клемм аккумуляторов в настоящее время огромен. Они отличаются не только по наименованию производителя, но и по составу, используемым добавкам, присадкам.

Это позволяет разделить все смеси на несколько категорий. А чем именно лучше смазать клеммы аккумулятора, каждый автомобилист решит для себя сам.

В зависимости от того, какой состав имеют смеси для обработки автомобильных аккумуляторных клемм, их можно разделить на:

  • силиконовые;
  • тефлоновые;
  • графитовые;
  • масляные;
  • медные;
  • восковые;
  • консистентные.

Теперь стоит отдельно рассмотреть все представленные варианты и понять, чем стоит смазывать клеммы аккумулятора, а что для контактов батареи автомобиля будет не совсем верным решением.

Силиконовые

Современная силиконовая смазка обладает лишь одним условным недостатком, который проявляется в виде текучести. В остальном это отличное средство, отталкивающее агрессивные среды и способное работать в температурном диапазоне от -60 до +180 градусов Цельсия.

Выбирая спрей или иной вариант смазки на силиконовой основе, следите за тем, чтобы в составе отсутствовал токопроводящий компонент. Даже без него силикон снижает сопротивление примерно на 30%.

Силикон требует довольно частого контроля и обработки. Следите, чтобы жидкость не попадала на контакты. Нельзя допускать высыхания толстого слоя на поверхности, поскольку из-за этого сильно возрастает сопротивление.

Тефлоновые

Ещё один популярный состав для самостоятельной обработки автомобильных аккумуляторных клемм, где в основе лежит тефлон. Но спрос на него не совсем ясен.

Тефлоновые смазки обладают высокими проникающими свойствами. Их относят к категории жидких ключей. Но в случае с обработкой контактов предусматриваются совершенно иные требования.

Тефлоновые составы для обработки контактов АКБ применять не рекомендуется.

Они просто не подходят для таких задач.

Литол и солидол

Эти средства из категории масляных смазок. Про литол и солидол ходит большое количество разговоров и споров. Одни уверены, что это лучшее и самое эффективное решение. Другие категорически не поддерживают идею их использования в таких целях.

Как литол, так и солидол не относятся к токопроводящим средствам. Но при температурном расширении контактов и соединений эти составы начинают постепенно проникать между ними. С течением времени они могут полностью заполнить полости контактной группы. Также из-за температурных перепадов и естественного износа характеристики солидола и литола будут меняться. Они отвердеют, что приведёт к нарушению качества электроконтактов.

При отсутствии иных вариантов использовать литол и солидол иногда можно. Но это не лучшее решение. Если же другого выбора нет, минимум 2 раза в год смазку нужно полностью очищать и наносить новый слой.

Консистентные

Ещё один вариант, чем можно смазать клеммы аккумулятора под капотом вашего автомобиля. Фактически это специальные средства, созданные на основе синтетического или минерального масла. А иногда и путём их комбинирования. К основе добавляют загустители, жидкие и пластичные компоненты.

В качестве средства для нанесения на клеммы консистентные материалы использовать допускается. На многих из них прямо указывается, что они предназначены для АКБ.

Медные

Для многих это чуть ли не лучший состав, выполняющий на отлично свои функции, а потому прекрасно подходит для обработки аккумуляторных клемм.

Медные составы предназначены для работы с элементами, которые подвергаются большим динамическим, статическим и температурным нагрузкам. Медные вещества обладают высокими показателями вязкости, длительное время сохраняют свои свойства, не позволяют образовываться окислам.

Если вы хотите качественно, эффективно и на длительное время обработать контакты, смело берите медную смазку.

Графитовые

Куда больше вопросов вызывает графитовая смазка в части её применения для рассматриваемых целей.

Одной из ключевых особенностей графитовых смазок является их высокое удельное сопротивление. То есть вещество плохо пропускает через себя ток и сильно нагревается.

Из-за этого контакты могут перегреться, что в итоге завершится возгоранием. То есть графитовые составы противопоказаны в отношении обработки контактов аккумуляторной батареи.

Ещё одним аргументом против них является незначительный температурный диапазон, который составляет от -20 до 70 градусов Цельсия.

Восковые

Вполне себе неплохой и эффективный вариант, позволяющий за счёт своих свойств обрабатывать клеммы АКБ.

Воск обеспечивает герметичность поверхностей после обработки, имеет хорошие диэлектрические показатели. Нанесение такого состава не даёт появляться блуждающим разрядам. Плюс восковые смазки длительное время удерживаются на клеммах.

Популярные смазки

Обработка клемм на аккумуляторных батареях является важной задачей практически каждого автовладельца.

Выбирая состав для нанесения, к нему следует предъявить ряд требований. Действительно качественные смеси должны быть:

  • устойчивыми к окислительным процессам;
  • диэлектрическими;
  • герметичными;
  • достаточно вязкими;
  • пригодными к работе в широком температурном диапазоне.
Читайте также  Проверка и чистка датчика холостого хода своими руками

В продаже доступно большое количество средств от ведущих производителей.

Если учитывать спрос среди покупателей, отзывы автомобилистов и специалистов в области обслуживания и ремонта АКБ, в группу лидеров можно включить такие средства:

  • Batterie Pol Fett от Liqui Moly;
  • Battery Pole Spray производства Berner;
  • HSC Plus фирмы Molykote;
  • MC1710 от компании VMPAuto;
  • Batterie Pol Schutz под брендом Presto;
  • Циатим 201;
  • Kupfer-Spray от Liqui Moly.

Это лишь часть огромного ассортимента, который можно встретить на отечественном рынке. Представленные средства показали себя с лучшей стороны, что позволяет заслуженно считать их лидерами.

Как выполняется обработка

Справиться с обработкой клемм аккумулятора можно своими руками. Здесь ничего сложного нет.

Работу рекомендуется выполнять на улице или в проветриваемом гараже, используя при этом перчатки.

Каждый производитель на упаковке сам указывает, как правильно наносить ему смазку, чтобы клеммы аккумулятора были надёжно защищены.

Но зачастую вся процедура сводится к выполнению таких шагов:

  • снятие клемм;
  • удаление продуктов окисления;
  • промывка дистиллированной водой;
  • установка клемм;
  • нанесение подобранного средства.

Именно так правильно смазывать окислившиеся даже незначительно клеммы от аккумулятора практически любой смазкой. Что же касается ситуаций, когда окисления очевидные и стойкие, что не позволяет просто удалить их ветошью, тогда стоит воспользоваться войлоком, слабым содовым раствором. В самых запущенных ситуациях в ход идут мелкозернистая наждачная бумага и жёсткие щётки.

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Рейтинг

В нашей статье представлен рейтинг лучших смазок для клемм аккумулятора. Также мы рассмотрим вопрос, когда и как нужно выполнять очистку автомобильных клемм.

Содержание:

  1. LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett
  2. Molykote HSC Plus
  3. ВМПАВТО МС 1710
  4. LIQUI MOLY Kupfer-Spray
  5. ЦИАТИМ-201
  6. Когда мазать клеммы АКБ
  7. Как смазывают клеммы АКБ

Лучшие смазки для клемм аккумулятора

Во время эксплуатации автомобиля на клеммах аккумуляторной батареи появляется белесый налёт. Металл окисляется в результате воздействия кислорода и паров электролита, находящегося в АКБ.

Если водитель машины не будет обращать на данный процесс внимания, то постепенно он становится больше, ухудшается электропроводность.

Это чревато проблемами по запуску авто, скорому разряду аккумулятора. Лучшие смазки для клемм аккумуляторов помогут избежать подобного процесса.

LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett

Описание. Это пластичное синтетическое средство эффективно быстро и качественно очищает электрические клеммы АКБ от окисления и грязи.

Оно также препятствует образованию коррозии в местах соединения с высоковольтными проводами.

Смазка стабилизирует работу электросхемы, снижая сопротивление в цепи, ликвидирует утечку электрического тока.

Подобные действия нивелируют проблемы с запуском автомобиля, продляют рабочий ресурс батареи.

  1. Минимальный расход, хватает на неоднократное употребление.
  2. Удобное использование.
  3. Качественный товар.
  4. Большой срок действия.
  1. Повышенная стоимость.

Пользователи единодушно отмечают эту продукцию немецкой компании, выделяя её среди аналогов.

Molykote HSC Plus

Описание. Паста американского производителя выполнена на основе твёрдых смазывающих веществ.

Рабочие характеристики смазки сохраняются при критических температурах: от -30 до +1100°C.

В её состав входят: загуститель, минеральное масло, порошок меди, дисульфид молибдена и др.

Вещество отличается высокой электропроводностью, термостойкостью, несущей способностью.

  1. Не содержит вредных для здоровья веществ.
  2. Большой гарантийный срок.
  3. Удобство в эксплуатации.
  4. Удобная упаковка.
  5. Возможность многоразового использования.
  1. Цена.

Автолюбители указывают на высокую стоимость смазки, однако и сами добавляют, что это средство – универсальное. Его можно с успехом применять для обработки разных типов контактов, иных деталей.

ВМПАВТО МС 1710

Описание. Эффективность смазывающего вещества российской компании признано ведущими производителями подобных материалов, в частности, известным американским институтом NLGI.

После употребления смазка защищает аккумуляторные контакты от электрохимического разрушения (окисления), коррозийного образования.

Она также не допускает загрязнения контактируемых поверхностей, препятствует попаданию влаги, соли.

Вещество образует защитную плёнку, которая оберегает клеммы в течение длительного срока службы.

При выпуске смазки используются адгезивные материалы, загуститель, антикоррозийные добавки, краситель.

  1. Удобный формат.
  2. Демократичная цена.
  3. Вполне справляется со своими функциями.
  4. Простое использование.
  1. Налипает пыль.
  2. Качество упаковки.

Как отмечают владельцы машин, это средство эффективно, но является одноразовым. После употребления тюбик можно выбросить.

LIQUI MOLY Kupfer-Spray

Описание. Жидкая медная смазка (спрей) компании из Германии отличается универсальностью применения.

Она обладает отличными адгезивными, водостойкими качествами, работает в широком температурном диапазоне.

Вещество можно использовать для обработки клемм различного типа аккумуляторов. Получаемая в результате обработки плёнка материала, защищает контакты от вредного воздействия воды, пыли, окисления.

Смазка состоит из высокоадгезионного масла, растворителя, медной пасты, пропан-бутана. Использование спрея облегчает доступ к обрабатываемым поверхностям.

Однако обслуживание клемм следует проводить аккуратно в хорошо проветриваемом помещении. Оно ядовито, а также взрывоопасно, горюче.

  1. Устойчива к вымыванию.
  2. Равномерное распределение жидкости.
  3. Удобное использование.
  4. Флакона хватает надолго.
  5. Длительный срок действия.
  1. Быстро забивается насадка.

Несмотря на высказанные замечания автолюбители рекомендуют эту смазку к покупке.

ЦИАТИМ-201

Описание. Смазывающее вещество ярославской компании отличается эффективностью действия при сильных морозах.

О её популярности говорит тот факт, что она была создана во времена СССР, в 1972 году, и до сих пор не потеряла актуальности.

Смазка отличается высокой стабильностью действия, а также универсальностью применения. Вещество является отличным токопроводящим материалом.

Его можно хранить длительное время.

  1. Доступная цена.
  2. Удобная упаковка.
  3. Качественная защита клемм.
  4. Мягкая консистенция.
  1. Неприятный запах.

В адрес этой смазки у пользователей нет замечаний по поводу качества – она надёжно оберегает автомобильные клеммы от негатива.

Когда мазать клеммы АКБ

Появление вредного белого налёта лучше предотвратить, чем пытаться устранить его. Для этого следует перед установкой АКБ смазать клеммы.

Это защитит их от негативного воздействия. Следующую обработку можно провести через 2 года. Если на машине стоит необслуживаемый аккумулятор, то повторное смазывание можно выполнить через 4 года.

Однако время и периодичность обслуживания клемм зависит от климатических условий, в которых она используется, состояния электрического оборудования авто и самой батареи.

В том случае, если вскоре после смазки вновь появился налёт, нужно подумать о замене АКБ.

Как понять, что процесс окисления уже начался

Понять, что пришло время проводить смазку клемм, несложно. Это можно заметить по появлению налёта.

Предупредить его появление и провести обслуживание поможет нехитрый способ. Контакты аккумулятора нужно обработать раствором из соды и воды (на 200 мл жидкости – 2 ст. л. соды).

Если вещество закипит, будет выделяться тепло, значит, пора проводить смазку.

Также можно узнать о некорректной работе клемм по состоянию АКБ. В случае, если аккумулятор саморазряжается или во время запуска падает напряжение, необходимо провести подобную операцию.

Как смазывают клеммы АКБ

Смазка производится следующим образом. Клеммы снимаются, обрабатываются щёткой или войлочным материалом, пропитанным в содовом растворе.

При необходимости налёт ликвидируется ёршиком, другим похожим инструментом.

После этого они обильно смачиваются дистиллированной водой, устанавливаются на место. Прикрученные клеммы обрабатываются смазкой.

Подобные процедуры нужно выполнять либо на свежем воздухе, либо в проветриваемом боксе или гараже. Работы следует проводить в резиновых перчатках.

Чем очистить клеммы

Очистка клемм проводится исходя из степени загрязнения.

В зависимости от этого используется:

  • наждачная бумага;
  • войлок;
  • щётка по металлу;
  • содовый раствор;
  • ёршик;
  • специальный инструмент, «чистик».

В сложных случаях придётся использовать дрель, работающую на малых оборотах. Обработку нужно проводить без усилий на поверхность клеммы.

В качестве инструмента для очистки необходимо использовать насадку – щётку из нержавеющего материала.

Рекомендуется во время такого обслуживания выполнить чистку аккумулятора. Следует особое внимание уделить удалению пыли и грязи с места расположения контактов.

Заключение

Профилактическая обработка аккумуляторных клемм продлит срок действия батареи, избавит от проблем автолюбителя.

То небольшое время, потраченное на смазку, с лихвой окупается нормальным функционированием АКБ и автомобиля.

Чем смазывать клеммы аккумулятора

Сегодня мы поговорим о том, как и чем защитить контакты аккумулятора на вашем автомобиле. Но вначале разберёмся, зачем это нужно.

Частая картина: автолюбитель перед поднятым капотом машины; из его многочисленных слов, которые цензура заменила бы на «пи-пи-пи», остаются разборчивыми «а что ж она не заводится» и «аккумулятор».

Плохой аккумулятор или плохой контакт с АКБ?

Действительно, а что ж машина не заводится? Самая частая причина – действительно аккумулятор. Не хватает автомобилю напряжения-тока-заряда, стартер пощелкивает, но машину не заводит. Аккумулятор, правильно? Да, но не совсем. Есть нюансы:

1. Аккумулятор действительно севший. Завести машину поможет добрый человек с проводом-прикуривателелем, или придётся подключить зарядку минут на 15, или поможет новомодный прибор-конденсатор, найденный у соседа по гаражам. Поехать поехали, но остался вопрос: «А почему аккумулятор сел?». Здесь есть два варианта:

  • Может быть, аккумуляторной батарее (АКБ) действительно вышел срок, она не держит напряжение, имеет большой саморазряд и т.д. Зарядка не помогает надолго.
  • АКБ что-то разрядило, и после зарядки батареи автомобиль стартует на ура. Надо искать причину. Помимо банальных (всю ночь горели габариты), есть одна причина, о которой подчас забывают даже опытные водители: саморазряд прямо по грязному корпусу батареи. К этой причине мы скоро вернёмся.
Читайте также  Обзор самых популярных видов антифриза Синтек

2. Аккумулятор имеет приличный заряд, а вот тока не хватает. Значит, плохой контакт в клеммах аккумулятора, там, где к нему крепятся провода на кузов и на стартер. И здесь два варианта:

  • Зажим на одной или обеих клеммах батареи просто не затянут, болтается, легко проворачивается рукой. Проверните его немного в одну и другую сторону, надавливая, чтобы он сел поглубже, затяните болт и – вперед!
  • Контакты окислились, а то и покрылись полностью некрасивым слоем окислов. Окислы плохо проводят электрический ток, и их слой может сильно поднять сопротивление цепи питания стартера, сделав нормальный стартовый ток недостижимым. Чтобы уехать, зачистите подручными средствами (нож, тряпка) клемму и зажим, насадите зажим, слегка прокручивая (как в предыдущем случае) и затяните. Машина должна завестись.

Но помните, это лишь временная мера, и аккумулятор настойчиво требует вашего внимания.

Общая причина, или немного теории

Саморазряд и окисление контактов батареи, оказывается, взаимосвязаны. Причина этих явлений – сочетание на поверхности АКБ и её контактов воды, грязи (пыли) и серной кислоты из самой же батареи.

Серная кислота — это составная часть электролита батарей, она имеет свойство потихоньку улетучиваться, называется этот процесс утечка электролита, (особенно когда аккумулятор чуть не кипит летом под капотом разогретого автомобиля), а также могут просачиваться в местах выхода контактов из корпуса. Пары серной кислоты очень любят воду и немедленно с ней соединяются, образуя раствор серной кислоты. Запомним это.

Пыль, грязь, влага – они всегда есть под капотом и со временем покрывают там прочным налётом любую поверхность, включая аккумуляторную батарею и её контакты. Вода удерживает пыль, пыль удерживает воду – в общем, в этом налёте всегда есть вода. Она растворяет некоторую часть пыли, а тут еще в районе аккумулятора к ней присоединяется серная кислота – и это уже не вода, которая в чистом виде электрический ток не проводит, а токопроводящий раствор, электролит, чуть ли не такой же, как в батарее.

Недаром опытные мастера никогда не устанавливают и не снимают поработавший, не новый, аккумулятор без защитной одежды и перчаток. Вроде бы и не задевал батарею штанами, а глядишь – через несколько дней, откуда ни возьмись, появилась дырка. Кислота проела, медленно, но верно.

Саморазряд через поверхность АКБ

Получается, даже тонкий слой налёта, грязи на аккумуляторе, если он не абсолютно сухой, может проводить электрический ток. И вот вам линия разряда аккумулятора во влажную погоду – от одного вывода АКБ до другого прямо по поверхности батареи. Ток разряда слабый, но длится днями и ночами, обессиливая батарею.

Обращали внимание – такие казусы с незаводящимися машинами чаще случаются на перемену погоды, когда автомобиль постоит пару дней под дождем, наберёт влагу.

Что делать? Регулярно очищать и мыть с автошампунем поверхность АКБ сверху и около клемм. Покрывать поверхность выводов и зажимов на них защитным составом, не проводящим электрический ток. Об этих составах поговорим ниже.

Окисление клемм АКБ

Выводы большинства кислотных батарей сделаны из свинца, того же металла, что и начинка батареи. Свинец легко вступает в реакцию с серной кислотой, различными солями из поверхностного влажного слоя, а также легко окисляется кислородом воздуха. Положительный потенциал плюсовой клеммы батареи относительно окружения только ускоряет разрушение клеммы. Вот почему именно на плюсовой клемме чаще всего вырастают все эти разноцветные кристаллы.

Что делать? Хорошо зачистить наждачной шкуркой, металлической щёткой или напильниками зону контакта (до блеска) и весь зажим, промыть дистиллированной водой или бензином, высушить. Смазать тонким слоем защитного состава (есть и рекомендации наносить защиту только после подключения). Надеть зажим вращательными движениями, чтобы убрать смазку из зоны контакта. Затянуть болты. Дополнительно промазать составом поверхность узла.

Помните, защитные составы всего лишь защищают, а не зачищают. Поэтому качественную зачистку, от которой зависит результат всей операции, проводить именно вам. А задача смазок не в устранении последствий, а в их предупреждении.

В чем опасность окисления?

Если ничего не предпринимать, возможны следующие проблемы:

  • Сложности с пуском мотора. Такая неисправность характерна для автомобилей отечественных марок. Чаще всего страдает «плюсовая» клемма, которая оказывается загрязненной.
  • Снижение (просадка) напряжения бортовой сети в процессе пуска мотора. При повороте ключа зажигания стартер потребляет более 100 Ампер тока, поэтому даже несущественное сопротивление создает проблемы и «тянет» напряжение на себя.
  • Возникает эффект саморазряда аккумуляторной батареи. Причина — появление на поверхности изделия окисной пленки, способной проводить электрический ток.

Обработку клемм лучше проводить заранее, даже на новом аккумуляторе, не дожидаясь, пока проявится окисление.

Когда смазывать

Мазать клеммы аккумулятора нужно не тогда, когда уже появился слой белого окисла, а желательно перед установкой аккумулятора или по крайней мере в самом начале процесса ипоявления продуктов окисления.

В среднем, меры по уходу за клеммами необходимы каждые два года. На современных необслуживаемых АКБ, не требующих такого большого внимания, необходимость смазывать клеммы может возникнуть спустя 4 года.

По большому счету, все зависит от условий окружающей среды, состояния электропроводки и батареи. Поскольку повреждение клемм, плохой контакт, перезарядка от генератора, нарушение герметичности корпуса и попадание технических жидкостей только способствуют образованию налета.

Дедовские способы смазки клемм

В те времена не продавали разнообразных красивых тюбиков с автохимией. Что было доступно, под рукой – тем и справлялись. Работают эти способы и сейчас.

  • Войлок и масло — Действительно от дедов, способ известен давным-давно. Из тонкого войлока вырезается кольцо необходимых размеров, пропитывается машинным маслом и надевается на очищенную клемму. Зажим одевается с прокручиванием, чтобы увеличить площадь контакта. Иногда сверху узел покрывали дополнительной пластиной из промасленного войлока. Маслом смазывали и всю поверхность металла.
  • Консистентное масло — Если в предыдущем способе использовалось жидкое машинное масло, то густым маслом – солидолом, литолом, нигролом, вазелином покрывался весь контактный узел, без войлока. Тут есть определённое расхождение во мнениях – кто-то считает этот способ самым лучшим, а кто-то допускает его как временную меру, пока не появится возможность использовать современное средство. Конечно, масло предназначено не для этого. Но если очищать и заново покрывать контакты два раза в год, способ работает.
  • Медная смазка — И смазка редкая, и способ редкий – но эффективный благодаря особым свойствам медной смазки. Это стабильность характеристик, вязкость, антиокислительные свойства.
  • Воск (парафин) — эффективный вариант, это хороший диэлектрик и так же хорошо удерживается на поверхности клемм и зажимов.
  • Силикон — материал, которому можно придать самые разные свойства. В качестве средства для клемм он имеет определённые преимущества. Силикон устойчив к агрессивным средам и воде, может работать при температурах от -60°С до +180°С. Важно, чтобы это была силиконовая смазка без токопроводящих добавок.

Силиконовое покрытие требует постоянного контроля и частой обработки.

Недостатки старых способов и смазок

  • неплотная структура, которая легко смывается при очистке двигателя;
  • в составе нет никаких присадок, для придания полезных свойств;
  • нет красителя, чтобы легко отличать обработанное место от необработанного.

Современные средства смазки для аккумуляторных клемм

Конечно, старые способы хоть и хороши, но уступают современным средствам по своим качествам. Требования к защитному составу:

  • быть устойчивым к окислению;
  • не проводить электричество;
  • создавать герметичный защитный слой;
  • иметь большую вязкость, чтобы удерживаться на клеммах;
  • работать в широком диапазоне температур;
  • удобно наноситься.

Народный рейтинг лучших средств

Среди огромного количества представленных на рынке средств выделим самые популярные, проверенные временем защитные смазки для клемм.

HSC Plus от фирмы Molykote

Электропроводящая смазка на основе минерального масла с загустителем, содержит металлический порошок. Работает в широком температурном интервале. Выпускается в виде пасты и аэрозоля.

Циатим 201

Универсальная приборная литиевая смазка, морозостойкая и тугоплавкая, недорогая.

Batterie-Pol-Fett от LIQUI MOLY

Специальная смазка для клемм АКБ. Синтетический кислотоупорный вазелин красного цвета. Полностью блокирует доступ влаги в зону контактов. Снижает контактное сопротивление.

Battery Pole Spray от Berner

Специализированный аэрозоль для аккумуляторных клемм. Улучшает контакт. Хорошо защищает от коррозии.

MC 1710 от компании ВМПАВТО

Паста-смазка для клемм. Наносится только на одетую клемму. Защищает от коррозии (содержит присадки), создаёт защитную плёнку.

BATTERIE-POL-SCHUTZ от Presto

Защитный аэрозоль. Не допускает скользящих разрядов, защищает от коррозии. Голубого цвета.

Kupfer-Spray от LIQUI MOLY

Универсальный медный аэрозоль для высокотемпературных соединений, подходит и для клемм.

Видео про смазку клемм

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: