Зачем днем включать фары на автомобиле

Зачем днём надо включать ближний свет фар?

Появление требования о том, чтобы включать фары автомобиля в дневное время суток, стало явлением не случайным.

Скорости движения автомобилей стали намного выше, и очень часто транспортный поток движется по высокоскоростным магистралям за городом со скоростью, превышающей 100-120 км/ч. Итогом становится необходимость для совершения маневра участка длиной 30-500 метров. На подобной дистанции, автомобили, передвигающиеся по встречной полосе, различаются уже довольно плохо, в особенности в солнечный день, когда от поверхности асфальта исходят блики. При наличии многочисленных зайчиков от луж, столбов и других поверхностей, достаточно трудно различить один, который принадлежит встречному автомобилю.

Еще более неприятной становится ситуация, когда автомобиль имеет окраску темного цвета. В этом случае, его кузов становится практически незаметным для водителя на расстоянии в 500 метров. Возникновение подобных невидимок на дороге всегда происходит очень резко, и может доставить массу неприятных моментов для водителей.

Хуже всего такие автомобили без включенного освещения заметны при взгляде в зеркала заднего вида. Например, может иметь место ситуация, когда при взгляде в зеркала заднего вида водитель видит исключительно серый асфальт, и начинает выезжать на полосу встречного движения, чтобы обогнать фуру. После этого обычно раздается звуковой сигнал, и автомобиль, едущий сзади, начинает моргать дальним светом. Это его водитель, который забыл включить фары, возмущается тем фактом, что его не заметили и не пропустили. То есть, включение фар делает машину на порядок заметнее. Большая часть фар, вне зависимости от разновидности, делают машину на порядок заметнее, и даже перекрывают яркость дневного света. Но немало водителей не считает нужным включать фары, и ограничивается исключительно габаритными огнями.

Габариты — не лучший вариант. По яркости свечения габаритные огни сильно уступают передним фарам. Их совершенно не видно с большого расстояния и заметность транспортных средств они также не улучшают. Помимо этого, небольшого размера лампочки габаритных огней становятся отчетливо видны только тогда, когда машина уже почти поравнялась со встречным транспортом, так что смысла в их применении практически нет.

Причина такого поведения водителей скрыта во взятии примера с водителей зарубежных стран, где ездить днем с включенными фарами не принято. Вместо этого они включают огни замысловатой формы рядом с фарами, что нашими водителями рассматривается в качестве габаритов. Соответственно, они также начинают пользоваться только габаритными огнями, до получения разъяснений от сотрудника ГИБДД о том, что подобные действия на дороге не имеют смысла.

На самом деле, включаемые лампы сбоку от фар являются не габаритами, а дневными ходовыми огнями (ДХО). По степени яркости они сравнимы с ближним светом фар, и хорошо различаются на большом расстоянии. Это и стало причиной внесения изменений в ПДД, что привело к закреплению применения ДХО на законодательном уровне.

Последствия. За передвижение в дневное время суток без включенных передних фар, с одними только габаритными огнями, предусматривается штраф в 500 рублей, согласно статье 12.20 КоАП РФ. Кроме того, запрещена установка дневных ходовых огней на те автомобили, где их наличие не предусмотрено конструкцией.

Итог. В дневное время суток, водители автомобилей должны в обязательном порядке включать ближний свет фар либо дневные ходовые огни (при их наличии). Это позволит рассмотреть автомобиль с большого расстояния, и предотвратить создание аварийной ситуации.

Почему многие водители стали ездить без ближнего света фар

На самом деле гадать не имеет смысла. Куда проще обратиться к Правилам дорожного движения в их современной редакции.

Согласно пункту 19.5 этого документа, «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах и на всех трассах (в том числе и в черте города) с целью обозначения автомобилей должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (ДХО). В то же время, согласно пункту 19.4 вместо «ближнего» допустимо использовать «противотуманки», правда, только если последние предусмотрены конструкцией транспортного средства. Таким образом, водители, которые включают в светлое время суток одни лишь противотуманные фары, также следуют букве закона.

Однако разберемся во всех тонкостях вопроса. Существенно, что закон допускает включать ДХО вместо или вместе с фарами. Причем такое послабление относительно светодиодных «ресничек» было сделано относительно недавно — в конце 2010 года. Однако есть важные исключения, или, скажем так, частные случаи. К примеру, нужно не забывать добавлять к ДХО и/или «противотуманкам» ближний свет при проезде тоннелей.

Случается, что после выезда с таких темных участков машины лишь с одними лишь включенными ДХО или «противотуманками» встречает экипаж ДПС. Отсюда, — жесткое правило: въехал в тоннель — включи ближний. Ну или будь уверен, что это сделает за тебя автоматика. Также ближний необходимо включать, если автомобиль оказывается в обстановке недостаточной видимости.

Речь, к примеру, о тумане, смоге, пыли, сильном дожде и т.д. Отметим и еще одну тонкость — ограничиваться одними лишь ходовыми огнями запрещено с наступлением темноты, и момент стремительного перехода «день в ночь» нужно тщательно отслеживать. Иными словами, солнце начинает садиться, чтобы не нарваться на штраф и обеспечить должную безопасность, поспешите включить ближний или дальний (если в населенном пункте или на участке трассы нет освещения).

А что же с габаритными огнями, которыми оснащалась львиная доля автомобилей еще десять лет назад? Только лишь «габариты» при движении по трасс — вне закона. Нарушение карается штрафом 500 рублей, который выписывается инспекторами по статье 12.20 КоАП РФ. И тому есть понятное объяснение. Как известно, яркость «габаритов» значительно ниже, чем у дневных ходовых огней. Светодиодную иллюминацию точно увидят и соседи по потоку, и пешеходы в отличие от света тусклых «габаритов».

Когда же можно и нужно включать «габариты»? Они должны гореть при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, равно как во всех ситуациях недостаточной видимости. Кроме того, они должны работать на буксирующих механических транспортных средствах в добавление к «аварийке» в темное время суток, а также в тоннелях.

Однако почему бы не заменить габаритные огни, которые массово устанавливались на старых автомобилях, на современные ДХО и, как говорится, горя не знать? Или почему нельзя, скажем, дополнить штатную светотехнику автомобиля еще советских времен новомодными китайскими светодиодными «ресничками»?

Такое «подшаманивание» в теории возможно, если оно соответствует ГОСТу, который оговаривает в частности углы для направления потока излучения и интенсивность свечения. Однако добиться точного соответствия при установке нештатных ДХО где-нибудь в гараже у дяди Коли крайне проблематично, а потому такой тюнинг скорее всего вызовет вопросы у представителей ГИБДД, которые наверняка потребуют у водителя документы, подтверждающие факт внесения корректных технических изменений.

Конечно, можно провести модернизацию качественно, для чего потребуется обратиться в специализированную мастерскую, но затем нужно будет еще и зарегистрировать привнесенные технические изменения. В противном случае при встрече с контролирующими органами придется уплатить штраф в 500 рублей, причем сотрудники ГИБДД будут вправе потребовать еще и устранения изменений, внесенных в конструкцию.

Читайте также  Как поменять ПТС без прежнего хозяина

И, наконец, разберемся также, насколько на самом деле оправдано требование закона о включении в дневное время фар, противотуманок или ДХО. На самом деле такое требование совершенно логично и появилось неслучайно. Дело в том, что в целом ряде ситуаций автомобили, кузова которых сливаются с цветом асфальта или листвы, становятся трудноразличимы на дороге. В таких ситуациях фары, ДХО или «противотуманки» приходят на выручку.

Можно ли сэкономить, если не включать ближние фары днем?

Правила дорожного движения предписывают включать ближний свет фар при поездках днем. Он помогает сделать автомобиль более заметным на междугородних трассах, а также в городах. При взгляде через зеркала заднего вида фары помогают сразу определить наличие машины в слепых зонах или за кормой. Между тем часто встречаются автомобилисты, которые игнорируют это требование правил и ездят без иллюминации. Многие считают, что фары потребляют слишком много энергии, дают большую нагрузку на генератор и бессмысленно вырабатывают свой ресурс, поэтому их лучше поберечь. Насколько оправданно такое мнение и действительно ли при выключении фар днем можно сэкономить приличное количество бензина?

Бензин льется рекой

Действительно, для работы генератора требуется повышенное количество топлива. Генератор приводится в действие ременной передачей от двигателя и забирает на себя часть мощности. Чем больше электричества потребляется бортовыми системами, тем активнее электронный блок управления загружает мотор, и энергопотери компенсируются за счет тепловой энергии бензина. Между тем, чтобы оценить масштабы потребления, необходимо сделать замеры.

Для примера возьмем обычный переднеприводный легковой автомобиль Lada. В среднем две галогенные лампы в фарах ближнего света потребляют по 55 Вт. Помимо них есть четыре габаритных огня, которым нужно по 5 Вт. Есть еще подсветка номерного знака с двумя лампочками по 5 Вт и освещение комбинации приборов и центральной консоли (не более 10 Вт). Если суммировать все работающие огни при включенном ближнем свете, за исключением противотуманок, то получается не более 150 Вт.

Лампы не стоят экономии

Что же касается экономии ресурса ламп, то здесь выгода более заметна. Срок службы «галогенок» со штатным световым потоком составляет примерно 600-800 часов в зависимости от интенсивности использования. Ресурс во многом зависит от напряжения ламп. При штатных 13,2 В лампы во включенном состоянии проработают на автомобиле в течении 3-4 лет эксплуатации при ежедневных поездках длительностью 3-4 часа.

Тем самым, если их держать отключенными, то можно продлить срок службы. Лампы проработают примерно в полтора раза дольше, то есть продержатся до 5-6 лет. Если учесть, что одна лампа стоит примерно 300 рублей, то экономия получится в 400 рублей. Если распределить эти деньги на многолетний цикл эксплуатации машины, то сумма получается ничтожна.

Для сравнения, срок службы газоразрядных (ксеноновых) ламп приближается к 3000 часов, а современных светодиодых ламп (LED) — превышает 10 000 часов. Органические светодиоды OLED работают до 30 000 часов. Они могут выработать весь срок эксплуатации машины, поэтому экономия на их неактивности бессмысленна и даже опасна.

При негорящем ближнем свете автомобиль становится менее заметен на трассе, в особенности в яркую солнечную погоду с множеством бликов. Встречные автомобили могут выехать на обгон, не заметив машину без горящих фар. Возникает риск ДТП.

Кроме того, сотрудники ГИБДД за езду с негорящим ближним светом могут привлечь водителя к административной ответственности по статье 12.5 КоАП РФ и выписать штраф в 500 рублей. Тогда вся многолетняя экономия пойдет насмарку.

Поэтому ездить днем без включенного света ближних фар бессмысленно и опасно. Экономический эффект от этого никакой, а риски по безопасности возрастают.

Правила использования световых приборов автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.

Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).

К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.

Внешние световые приборы автомобиля

В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.

Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.

Габаритные огни

Габариты — это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.

Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.

Дневные ходовые огни

ДХО — световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.

Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.

В 2021 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.

Ближний и дальний свет фар

Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар — это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.

При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний — более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний — на более высоких.

Противотуманные фары

ПТФ — 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.

В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.

Противотуманный фонарь

Противотуманный фонарь — фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.

Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.

Движение в светлое время суток

При хорошей видимости

При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • ближний свет;
  • дневные ходовые огни;
  • противотуманные фары;

Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.

Читайте также  Могут ли арестовать автомобиль за долг банку

При движении также могут быть включены:

  • габаритные огни.
  • противотуманный фонарь.

При недостаточной видимости

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно на автомобиле могут быть включены:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь;
  • габаритные огни;
  • дневные ходовые огни.

Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.

Движение в темное время суток

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно можно использовать:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь (только при недостаточной видимости);
  • габаритные огни.

Движение в тоннеле

При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

Дополнительно могут быть включены:

  • габаритные огни;
  • противотуманные фары;
  • дневные ходовые огни.
  • задний противотуманный фонарь (кроме условий недостаточной видимости).

Остановка и стоянка автомобиля

В темное время суток на неосвещенной дороге

Должны быть включены:

  • габаритные огни.
  • противотуманный фонарь.

Прочие световые приборы можно использовать.

При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)

Должны быть включены:

  • габаритные огни.

Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.

Правила использования световых приборов

Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.

  • использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
  • использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
  • не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
  • не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
  • не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.

Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.

В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Ближний свет днем: зачем

С 2010 года в Российской Федерации вступил в силу закон, обязывающий водителя автомобиля включать ближний свет фар или ходовые огни в светлое время суток и в городе, и на трассах.

Это нововведение получило достаточно позитивный отклик среди большинства автомобилистов и автоперевозчиков, но не обошлось и без критики.

С 2010 года в Российской Федерации вступил в силу закон, обязывающий водителя автомобиля включать ближний свет фар или ходовые огни в светлое время суток и в городе, и на трассах

Для чего нужен ближний cвет

Все грузовые транспортные средства, совершающие движение, как в городе, так и в населённом пункте с включённым ближним светом фар, дополнительно сообщают о своём присутствии в дорожном потоке. За счёт того, что габаритный транспорт видно издалека остальным участникам движения, можно заранее подготовиться к повороту, обгону или совершению другого манёвра.

Иными словами, каждый водитель, включив фары, обеспечивает, прежде всего, личную пассивную безопасность. Как заметили водители фур, зачастую водители, игнорирующие данное правило, чаще попадают под колёса тяжелого транспорта.

Осуществлять поездки в дневное время при низком показателе облачности считается наиболее безопасным и комфортным. Однако даже днём в силу разных обстоятельств может произойти ДТП из-за того, что водители просто не заметили друг друга и не успели разойтись. В особенности это случается при неблагоприятных погодных условиях. Многочисленные истории пешеходов о том, как удалось избежать трагических последствий благодаря включенным фарам автомобиля, ещё раз подтверждают, что это постановление действительно нужное и преследует единственную цель – максимально обеспечить безопасность абсолютно всех участников движения.

К слову сказать, статистика показала, что количество дорожных происшествий с участием грузового транспорта значительно сократилось после введения законопроекта, о чём свидетельствуют отчёты МВД. Автомобильные концерны, поддерживая это правило и заботясь об автолюбителях, создают машины, в которых уже предусмотрено автоматическое включение фар при зажигании двигателя.

Последствия невключенного ближнего cвета

Действующие правила дорожного движения разрешают ездить со включенными ближними фарами или дневными ходовыми огнями круглосуточно и при любых климатических условиях. Надлежащее и своевременное использование световых установок позволяет избежать неприятностей с ГИБДД. Многие водители халатно относятся к выполнению предписаний, что чревато не только финансовыми потерями, но и трагическими последствиями.

Нередко бывают случаи, когда водитель элементарно забывает включить фары. Если это произошло в разгар наступившего дня, то, в зависимости от настроения инспектора ГИБДД, можно получить замечание либо незначительный штраф в размере 500 руб. Хуже дело обстоит в период наступления темноты. В такой ситуации автомобиль представляет большую угрозу на пути встречного транспорта, и штраф за «забывчивость» будет гораздо больше.

Надлежащее и своевременное использование световых установок позволяет избежать неприятностей с ГИБДД

Согласно статье 12.5 КоАП, части первой, неисправное состояние или частичное функционирование светового оборудования запрещает водителю пользоваться транспортным средством. В этом разделе речь идёт и о загрязнённых фарах, блокирующих естественную видимость при движении. Подобное эгоистичное отношение грозит водителю получением административного штрафа и предварительного предупреждения.

Важно помнить, что при повторной попытке проехать с неработающими или разбитыми ближними фарами автомобилист будет лишён водительских прав сроком на шесть месяцев.

Мифы о ближних фарах

Несмотря на административную ответственность и исключительную важность использования ближнего света на дорогах находятся недовольные водители, считающие, что постоянная эксплуатация световых приборов приводит к их быстрому выходу из строя, что сильно бьёт по карману. Возмущения о нецелесообразности касаются трёх пунктов:

  • сокращение срока службы фар;
  • увеличение расхода топлива;
  • быстрая разрядка аккумулятора.

Безусловно, все эти позиции имеют место быть. Но так ли всё критично?

Срок эксплуатации лампочек в фарах достаточно долгий. Они могут перегорать раньше времени, от перепадов напряжения в бортовой сети или повышенных вибраций. На работу аккумулятора фары ближнего света могут повлиять только в том случае, если водитель забыл их выключить и оставил машину. По результатам многочисленных вычислений, расход топлива повысился в среднем на 0,1 л/час. Все эти показатели говорят об одном, что совершенно не стоит рисковать своей жизнью, экономя на ближнем свете 3 рубля на 100 км.

Формула расчёта для ближнего света и расхода топлива при включенных фарах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: