Попал в яму пробил колесо что делать

Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто

Ямы и ГОСТ

С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году — 33 %. То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП. Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  • участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  • ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  • положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков;
  • размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского.

Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины.

На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог.

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП. В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего. Но эксперт отмечает: «Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска.»

К кому обратиться и как оценить ущерб

Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что для установления виновника нужно обратиться в местную администрацию: «Наличие люка не влияет на выбор ответственного лица. Это подтверждает судебная практика, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по делу № А43-1830/2017».

Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет. При этом автовладельцу следует заранее уведомить обслуживающую организацию о времени и месте проведения оценки. Срок для уведомления в законе не предусмотрен, но лучше сделать это за 2 недели до оценки, чтобы сообщение успели доставить. Перед её началом желательно не ремонтировать машину. Так оценка окажется наиболее достоверной.

Оценка проводится даже без явки ответственной организации.

Как получить возмещение без суда

После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины. К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа. Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов говорит, что для возмещения вреда нужно обратиться в администрацию, чтобы узнать, какая организация отвечает за качество спорного участка дороги. Затем направить претензию (с оценкой ущерба у эксперта), при отказе в выплате подать иск в суд. В качестве доказательств предоставить видеозапись или свидетельские показания, добавляет эксперт: «Не исключено, что может потребоваться экспертиза для определения возможности получения повреждений при описанных обстоятельствах.»

Как взыскать ущерб через суд

Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:

  • свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
  • схему ДТП;
  • письменные объяснения очевидцев и водителя;
  • акт недостатков на дороге;
  • фотографии аварии;
  • претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.

Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК. Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб., в остальных случаях — в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев. Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что департамент будет надлежащим ответчиком, что подтверждает судебная практика (см. решение от 27 сентября 2018 года мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярословской области по делу № 2-738/2018). Эксперт добавляет: «Возмещение морального вреда возможно только при причинении вреда здоровью, а не при повреждении автомобиля.»

Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.

Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд. Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине. Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).

* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Можно ли получить с дорожников деньги за пробитое в яме колесо

Вы ехали-ехали, вдруг зазевались и попали колесом в яму. Сильный удар, на диске – трещина, покрышка пробита… Сам виноват? Отнюдь. Виноваты дорожники, которые должны были эту яму заделать. Как стребовать с них деньги за ремонт, рассказывает наш юрист.

Что нас ждет весной? Снова яма на яме. Мне стыдно за мой родной город Нижний Новгород — у нас нет дорог по определению, и притом неважно, центр это города или окраина, порой в центре бывает еще и хуже. Могу сказать только одно: раньше такого не было, сейчас в последние годы с приходом новой региональной власти, город попросту брошен. Вот и приходится по этим колдобинам проезжать медленно, словно «чайник». А налоги у нас одни из самых высоких в стране.

Думаю, состояние дорог по России в целом не слишком отличается от Нижнего, где-то, конечно, лучше, ну а где-то, может, и хуже, за исключением разве что только Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь не зря по статистике целых 20% ДТП происходит именно из-за плохих дорог. Для сравнения: ДТП по вине пьяных водителей составляет 7%. Разницу почувствовали?

Как действовать, если повредили машину на яме?

Допустим, вы наехали на яму, в результате чего пострадал ваш автомобиль. Как себя вести в такой ситуации и с кого требовать компенсацию на ремонт?

Первое — сразу найдите свидетелей (двух вполне будет достаточно), перепишите их ФИО, телефон, желательно паспортные данные и, по возможности, краткие их объяснения. Если с вами в машине были пассажиры, значит, свидетели уже есть. Для тех, кто вдруг не знает: родственники тоже могут быть свидетелями.

Второе — вызывайте ГИБДД.

Третье — до приезда инспекторов, выставите знак аварийной остановки и ничего не трогайте, машину с места не сдвигайте. И обязательно сфотографируйте яму, участок дороги, поврежденный автомобиль. Снимите еще и видео. Есть видеорегистратор? Хорошо, воспользуйтесь им.

По приезде сотрудников ГИБДД приобщите видеозапись к делу. Только вот фото, флэшку сразу в руки инспекторам отдавать не надо. Сделайте просто запись в протоколе о том, что вы готовы приобщить к материалам дела фото и видеозапись в отделении ГИБДД в назначенный день разбора.

Суть фото- и видеофиксации заключается в том, что после того, как ГИБДД, проинформирует ответственные за данный участок дороги службы о ДТП, последние могут успеть залатать яму до судебного разбирательства, будто бы ничего и не было (это случается сплошь и рядом). Вот поэтому у вас на руках и должны быть фото- или видеодоказательства существования ямы, желательно с указанием даты и времени съемки.

При наличии КАСКО позвоните в страховую компанию и вызовите их представителя. Возможно, он поможет спланировать дальнейшие действия и понять, нужно ли бороться дальше или страховщики возместят ущерб.

Во время составления протокола проверьте, указаны ли в схеме размеры ямы и факт отсутствия дорожных знаков и ограждений. Если нет, то требуйте внесения этих данных в документ, а также на присутствии при составлении протокола понятых. Настаиваете на том, чтобы вам сразу же выдали копию протокола. Также внесите в протокол просьбу уведомить вас о том, когда и где состоится группа разбора. Это специальное мероприятие, проводимое инспектором ДПС с целью выяснения всех обстоятельств ДТП для последующего принятия решения об установлении виновности того или иного лица (разбор ДТП). На нем может присутствовать кто угодно, а участнику, тем более потерпевшему, настоятельно рекомендуется присутствовать.

Читайте также  Почему запрещена тонировка передних стекол

Далее составьте акт видеосъемки и фотографирования. Эту бумагу в простой письменной форме составляет пострадавшая сторона, то есть вы. В акте фотографирования водитель указывает, сколько им сделано фотографий и что конкретно изображено на каждой отдельной фотографии. Также и с видео. В акте все подробно описывать не надо, все кратко, только факты на одном листе. Впишите в акт все данные свидетелей, а в конце поставьте подпись и дату. И вот только тогда вы можете спокойно уехать.

Затем контролируйте всю ситуацию, включая личное присутствие на группе разбора, куда вы уже принесете свои фото и видео. Сотрудники ГИБДД должны вас проинформировать о том, в чьем ведении находится участок, на котором образовалась эта яма. Эта компания и предстанет перед судом в роли ответчика.

Если инспекторы не выдают виновного, обращайтесь в прокуратуру, которая истребует всю информацию и уже самостоятельно направит дело в суд. Главное — составьте обращение грамотно и укажите о вашем требовании от прокуратуры им самим инициировать судебный процесс. Образец заявления есть ниже.

Если в прокуратуру обращаться не пришлось, и данные о будущем ответчике известны —обращайтесь в оценочную компанию для определения суммы ущерба и отправляйте виновнику письменное требование о добровольном возмещении вреда. Если через месяц ответа не получили или вам дан письменный отказ, то вам дорога только в суд.

Составляем исковое заявление, прикладываем к нему все имеющиеся материалы и подаем в районный суд по месту нахождения ответчика. Если в результате наезда на яму вашему здоровью был причинен вред, подать заявление можно в районный суд по месту жительства.

И не надо бояться потери времени и денег на оценку, судебные издержки и на юриста. Как правило, суды не отказывают автомобилистам в возмещении всех понесенных расходов. Просто не забудьте сохранить все платежные документы.

О законном основании для жалобы

«А должны ли дорожники вообще платить за нанесенный ямами ущерб?» — спросите вы. Должны, еще как. Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает ответственность дорожных служб за ДТП, вызванное некачественным ремонтом дороги.

Статья 28 ясно и недвусмысленно гласит: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог». Если обращаетесь в суд самостоятельно, укажите этот абзац в заявлении.

О пользе проявления инициативы

Ну а теперь обращаюсь я к тем ругающим нашу власть водителям, которые утверждают, что у нас никому ничего не надо, которые только на кухне кричат, что все бесполезно. А между тем каждый день сами проезжают по одной и той же яме во дворе своего дома или работы и даже не пытаются эту яму залатать. И тут хочется вспомнить Аркадия Райкина в его фильме «Мы с вами где-то встречались», где его герой на концерте изображал дворника, ворчавшего на мусор на улице, но так и не убравшего его.

Приведу я вам свой пример. Около моей прошлой работы, что в центре города у театра Драмы была ужасная дорога вся в ямах и ухабах, и так примерно метров 30. Мне это надоело, и я написал с приложением фото этих ям жалобу в прокуратуру. В течение того же месяца все ямы засыпали каким-то черным песком — я обрадовался, подумал: «Хотя бы так».

Но увы, прошел хороший ливень и через пару недель как ни в чем и не бывало те же ямы образовались снова. Я разозлился и написал снова грозную жалобу в прокуратуру с требованием не засыпать ямы непонятно чем, а заасфальтировать их. Через месяц была сделана полностью новая дорога — все 30 метров.

Образец жалобы в прокуратуру на плохие дороги

Обращаюсь к Вам с жалобой на бездействие Департамента по благоустройству и дорожному хозяйству г.Н.Новгорода, выразившееся в следующем:

Так, между жилыми 5-этажными домами № 9 и № 13 по улице Прыгунова (со стороны хлебного магазина, что в доме № 13) автомобильная дворовая дорога вся в ухабах и ямах. Между 1-м и 2-м подъездом 13-го дома на повороте к дому № 22 А по улице Автомеханическая также большая яма. Между домом № 13 и 9-этажным домом № 15 по той же улице Прыгунова поперек дороги по всей ее ширине вырезан асфальт.

Согласно п.3.1.2 действующего в России ГОСТ 50597-93:

Максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине 15 см, по ширине 60 см, по глубине 5 см.

Если дорожное покрытие не соответствует хотя бы одному из нормативов, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток в зависимости от их классификации.

В соответствии с российским законодательством полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несет Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

Ямы на указанном дорожном покрытии не соответствуют всем нормативам ГОСТа. Однако ответственным лицом не выставлены дорожные знаки, в темное время суток не устанавливается заграждение с предупредительными сигнальными огнями. И все возможные сроки по устранению ям по сегодняшний день нарушены.

Таким образом, на основании вышеизложенного, для устранения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности, прошу Вас провести прокурорскую проверку, по результатам которой принять меры прокурорского реагирования, а именно — вынести в адрес ответственной стороны представление об устранении нарушений в установленные Вами разумные сроки. Также прошу рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении и наложить административный штраф на ответственного за данный участок дороги. Вместе с тем прошу Вас подготовить и направить в суд исковое заявление о признании бездействия виновного незаконным.

О результатах рассмотрения обращения и о конкретных принятых мерах, а также о результатах принятия этих мер и их исполнения прошу Вас в установленный законом 30-дневный срок направить мне письменный ответ по адресу…

Что делать, если пробил колесо в яме на дороге?

И как возместить ущерб за пробитое колесо?

Очень неприятная ситуация — автомобиль попал в яму на дороге во время движения. Следует внезапный удар по колесу. Колесо спустило. Это от удара колесом о край ямы повредилась покрышка, а может и до диска достало. Приехали. Не исключены повреждения подвески и рулевого механизма..

Яма, она такая. Может немало сюрпризов преподнести. Она, собственно, и сама как сюрприз нам обычно является. Этакий «нежданчик» на дороге. Есть среди нас водители, которые знакомы с «нежданчиком» лично. Могу предположить, что много интересных и нелестных слов высказано в адрес дорожных служб во время процесса замены пробитого колеса на запаску, или получая в сервисе смету на ремонт после наезда на яму.

И ведь с одной стороны сам проглядел яму. Сам не смог оперативно сманеврировать и избежать попадания колеса в яму, то есть как бы сам и виноват. Поэтому в подавляющем большинстве случаев мы самостоятельно компенсируем причиненный автомобилю ущерб. Покупаем новую резину, диск, вкладываемся в ремонт подвески автомобиля. Досадно, конечно. Затраты на ремонт после попадания колеса в яму иногда могут быть очень большими. Но часто нехватка у нас свободного времени, да и отсутствие опыта разборок с дорожно-коммунальными службами способствует тому, что желание ввязываться в такие разборки исчезает само по себе. И оплачивать ремонт приходится из собственного кармана.

Но, с другой стороны, ям то на дороге определенно быть не должно! Мы с вами прекрасно понимаем, что ямы на дорогах — это неправильно. Что должны быть какие-то организации, которые отвечают за качество и ремонт дороги. Что эти организации должны следить за дорогой, и своевременно приводить её в состояние соответствующее нормальному.

Попал в яму на дороге и повредил колесо — есть ли смысл судиться с дорожными службами?

Конечно же, садясь за руль, водитель берет на себя ответственность и обязательство соблюдать меры безопасности. Правила призывают водителей к тому, чтобы, управляя автомобилем, они внимательно следили за дорогой, соблюдали дистанцию, своевременно реагировали на изменения дорожных обстоятельств и принимали меры к предотвращению возможных дорожных происшествий. Да и вежливыми быть с остальными тоже в интересах каждого водителя. Всё это прописано в ПДД.

Но когда вы попали в яму на дороге, и считаете, что произошло это по вине дорожных служб – докажите в суде. Наше законодательство не запрещает обращаться в суд с жалобами на дорожные службы. Если в суде будет доказано, что виновником является обслуживающая дорогу организация, тогда ремонт автомобиля может быть оплачен из их бюджета.

У желающих побороться за компенсацию ремонта могут возникнуть вопросы:

  • Является ли попадание колесом в яму ДТП (дорожно-транспортным происшествием)?
  • Существует ли ГОСТ на ямы на дорогах?
  • Кто обслуживает дороги и несет за них ответственность?
  • Возможно ли компенсировать у дорожных служб затраты на ремонт автомобиля?

Давайте ответим на них.

Попадание колесом в яму — это ДТП, согласно действующим ПДД, а именно пункту 1.2, так как автомобиль получил повреждение во время движения по дороге.

Конечно! К состоянию дорог существуют требования, которые определены в таком документе, как «ГОСТ Р 50597». Например, по поводу ям там сказано, что длина ямы не должна превышать 15 см., а её глубина не может быть более 5 см., при общей площади равной не более 0,06 м2. А на устранение такого повреждения им даётся не более 1 суток.

Из ГОСТа следует, что за состояние дорог и различных сооружений на них, ответственность несут дорожно-коммунальные службы. Эти службы обязаны поддерживать дороги в надлежащем состоянии и своевременно устранять появившиеся дефекты.
Получается, что если повреждение дорожного покрытия (яма на дороге) превышает параметры, допустимые в данном документе, и создавшиеся дорожные условия спровоцировали ДТП, то ответственная дорожная служба может быть признана виновником ДТП в суде. В таком случае она должна будет возместить владельцу автомобиля ущерб.

Читайте также  Почему беременным нельзя ездить за рулем

Примеры судебной практики показывают, что это вполне возможно. Но вам придётся доказать в суде, что произошло ДТП именно по вине дорожных служб. Потребуется убедить суд в том, что при движении вы соблюдали все правила дорожного движения и предписания дорожных знаков, ваш автомобиль был технически исправен, и наезда на яму вы не могли избежать по объективным причинам.
Чтобы отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, вам потребуется доказательная база и много терпения. Исход дела будет зависеть от вашей правоты, действий и подготовленных материалов. Будьте терпеливы и внимательны при оформлении ДТП и фиксации всех обстоятельств. Чем больше будет собрано доказательств, тем больше будет шансов на выигрыш дела в суде.

Итак, что делать, если пробил колесо в яме на дороге?

Если хотите выиграть судебное разбирательство с дорожниками, то необходимо сразу после происшествия зафиксировать факт случившегося ДТП. Для оформления ДТП придется вызвать на место происшествия сотрудников ДПС. При составлении протокола обратите внимание на то, что параметры ямы были указаны верно.

Пока вы дожидаетесь приезда сотрудников ДПС, вам следует сделать как можно более подробные фотографии места происшествия. Наличие у вас собственных фотографий поможет дополнить картину произошедшего и сыграть в вашу пользу при судебных разбирательствах. На этих снимках должно быть зафиксировано максимальное количество деталей:

  • Если в непосредственной близости есть дом, сделайте фото на его фоне. Желательно, чтобы в кадр попал и автомобиль, и яма, и табличка на доме, где указан номер дома и название улицы.
  • Сфотографируйте свой автомобиль так, чтобы на фотографии был отчетливо виден регистрационный номер. Зафиксируйте на кадрах положение вашего автомобиля на проезжей части. Также с разных ракурсов сфотографируйте повреждения автомобиля, которые были получены в результате наезда на яму.
  • Сделайте снимок ямы на дороге, которая стала причиной ДТП. Если у вас с собой есть линейка или рулетка, то сделайте так, чтобы на фотографии были видны размеры ямы (ширина, глубина, длина)..
  • Сделайте снимки общего плана улицы. Фотографируйте так, чтобы по снимкам было понятно, что ограждения отсутствуют, и предупреждающих знаков нет.

Если у вас нет с собой рулетки или устройства, с помощью которого вы могли бы сделать фотоснимки (фотоаппарат, смартфон и т.п.), то это не страшно. Всё это имеется у сотрудников ДПС, которые прибудут на место ДТП. Они правильно оформят протокол, произведут фото и видеофиксацию.

Очень нелишними будут показания очевидцев, которые стали свидетелями происшествия. Постарайтесь как можно скорее найти их, потому как обычно они расходятся очень быстро. Запишите их данные (фамилию, имя, контактный телефон), чтобы потом они смогли подтвердить случившееся.

Помогите сотруднику ДПС составить схему ДТП. На схеме должно быть зафиксировано наличие ямы, обозначено её местоположение и указаны её размеры. Если отсутствовали предупреждающие знаки и ограждения, это также подлежит обязательной фиксации на схеме. При наличии свидетелей сотруднику ДПС необходимо взять с них показания и внести их в протокол.

Запросите у сотрудника ДПС информацию о том, какая именно служба отвечает за обслуживание участка дороги, на котором произошло ДТП. Нужно узнать название дорожной службы и, желательно, её реквизиты. Он может владеть такой информацией. Зная наименование и реквизиты этой организации, вы сможете послать им уведомление заказным письмом.

Если требования по безопасности дорожного движения не соблюдались дорожниками, то это попадает под действие статьи 12.34 КоАП. В этом случае сотрудник должен составить протокол на организацию, обслуживающую этот участок дороги. В суде на основании этого протокола дорожникам должны будут выписать штраф.

После того, как сотрудники ДПС оформят все документы, запросите у них копии. Они вам понадобятся для взыскания денежной компенсации за причинённый автомобилю ущерб.

Следующий шаг – проведение технической экспертизы повреждений после наезда на яму

Для того чтобы определить полную стоимость необходимого ремонта, потребуется проведение независимой экспертизы полученных автомобилем повреждений. На эту экспертизу вы должны будете в письменной форме пригласить представителя организации, на участке которой произошло ДТП. Наличие такого письма является важным. Представитель дорожной службы может и не придти на проводимую экспертизу, но такая ситуация будет не в его пользу, ведь уведомление он получал.

Когда экспертиза будет проведена, и вы получите на руки её результаты, события могут развиваться по нескольким сценариям. Самый легкий — дорожники согласятся добровольно компенсировать ущерб.

Могут ли дорожные службы возместить ущерб без суда?

Попробуйте договориться с дорожниками о возмещении ущерба в добровольном порядке.
Для этого необходимо направить ответственной организации досудебную претензию по возмещению ущерба и предложить им возместить причиненный вам ущерб добровольно. Такое требование законно. Оно позволяет решить споры в досудебном порядке. Вложите в письмо копии документов о ДТП и копию результатов проведённой экспертизы.

Но в добровольном возмещении ущерба дорожники могут и отказать. Могут и вовсе не ответить. Тогда будем развивать события по второму сценарию – обращаться в суд.

Какие шансы выиграть суд у дорожных служб?

Как показывает практика, судиться с дорожными службами вполне возможно. И если подготавливать претензию в соответствии с буквой закона, то шансы достаточно велики. Известно много случаев, когда потраченные на ремонт автомобиля деньги были возращены по суду.

Помните, что если дойдет до того, что вам придется обращаться в суд, вы должны будете самостоятельно оплачивать госпошлину, юриста, и нести прочие судебные расходы. Но сумма всех расходов будет включена в иск. И если виновником будет признана дорожная служба, она компенсирует эти расходы.

В данной статье рассматривалась возможность взыскания ущерба с дорожных служб. Что в итоге выяснилось:

  • Принципиально и на основании закона – это вполне реально. Если вы решили идти до конца и получить компенсацию за повреждения автомобиля через суд, то вам лучше обратиться к грамотному юристу.
  • Но очень многое зависит от первых действий автовладельца при случившемся ДТП. Поэтому, чтобы увеличить шансы на победу в суде, он должен серьёзно отнестись к оформлению документов и сбору доказательств.

Я попал в яму и повредил машину: как оформить ДТП и добиться денежной компенсации?

Причиной ДТП может стать яма от естественного разрушения, вырубка асфальта для ремонта, ледяная колея от неубранного снега, открытый люк, обвисший провод и любое другое препятствие, которого на дороге быть не должно или которое должно быть огорожено либо обозначено для участников движения соответствующими знаками, разметкой, ограждением. Если препятствие было, а ограждения не было, то владелец автомобиля может устранить повреждения за счет виновника аварии — организации, отвечающей за эксплуатацию объекта или проводящей его ремонт и обслуживание.

Разберемся, как это делать.

Фото- и видеофиксация обстоятельств ДТП

На фото и (или) видео следует запечатлеть все обстоятельства аварии: общий вид последствий, повреждения автомобиля, тормозной след, сам источник аварии. Причем ямы, выбоины, ледяные колеи нужно снимать с измерениями — рулеткой или линейкой. При съемке смартфоном или планшетом лучше включить определение местоположения или использовать приложение для оформления европротокола.

Конечно, не стоит забывать и о тех действиях, которые водитель обязан произвести при любом ДТП. Прежде чем производить съемку, надо оказать первую помощь пострадавшим людям, если таковые есть, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов). После этого позвонить в ГИБДД (тел. 02 или 112) и сообщить о случившемся. А дальше следовать указаниям дежурного.

Освобождать проезжую часть нужно, если на то были указания от дежурного ГИБДД и при наличии технической возможности. И только после того как были зафиксированы все обстоятельства на фото и (или) видео.

Если есть свидетели происшествия, то обменяйтесь с ними контактами. Их показания могут быть полезны на группе разбора в ГИБДД и в суде

Оформление в ГИБДД

В идеале нужно, чтобы сотрудники ГИБДД прибыли на место и зафиксировали все сами, составив схему ДТП, протокол осмотра места происшествия (если пострадали люди) и отдельный «Акт о выявленных недостатках дорожного покрытия» (он приобщается к делу, на руки водителю не выдается). Акт инспекторы могут составить позже в присутствии организации, отвечающей за данный участок, но вполне вероятно, что ямы уже не будет, поэтому фиксировать все лучше на месте сразу после ДТП.

Гарантировать приезд полицейских можно только в том случае, если в аварии пострадали люди либо повреждения получили несколько автомобилей. Незначительные аварии нужно оформлять самостоятельно на ближайшем посту ДПС или в подразделении ГИБДД.

Поскольку виновник ДТП не очевиден, сотрудник автоинспекции должен составить схему ДТП и вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указываются дата и место проведения группы разбора. К моменту ее проведения хорошо бы найти виновника. Формально ГИБДД обязана иметь все данные о том, кто отвечает за тот или иной участок дороги, однако на практике автоинспекция редко предоставляет такие сведения по требованию граждан. Автовладельцу приходится самостоятельно выискивать виновных.

За ямы отвечают дорожники, за открытые люки — водоканалы, электрики или связисты; за обвисшие провода — электрики, связисты или троллейбусные депо и т. п. Найти виновника можно через местные власти, МЧС, поискать по базе торгов и т. д. Сложности обычно возникают в городах, где подрядные организации часто меняются и имеют неявные границы участков.

Если найти конкретного виновника не удалось, то можно подать в суд на муниципальные власти как на собственника проблемного участка.

После проведения группы разбора водителю должны выдать протокол с указанием конкретной организации в качестве виновника и определение в отказе от возбуждения дела в отношении водителя. В отношении должностных лиц организации, отвечающей за конкретный участок дороги, могут быть оформлены протокол и постановление об административном правонарушении, на основании которых они привлекаются к ответственности.

Если сотрудник ГИБДД составляет протокол и выносит постановление без группы разбора, то нужно внимательно читать эти документы. Они фиксируют виновника ДТП, которым часто называют водителя, приписывая ему несоблюдение скоростного режима или другое нарушение. В этом случае водителю следует отказаться подписывать и протокол, и постановление или рядом с местом для подписи написать, что он не согласен.

Читайте также  Нужно ли проходить послерейсовый медосмотр водителей

Если со стороны ГИБДД, местных властей и прочих заинтересованных в прекращении расследования лиц возникает противодействие (затягиваются сроки, не предоставляется запрашиваемая информация и т. п.), можно обратиться в прокуратуру. Но такие проблемы стали редкостью: для госавтоинспекции важнее показатели безопасности движения, а местным властям иногда выгоднее отказать подрядчику в оплате на основании недобросовестного исполнения контракта. Так что шансы водителя доказать свою правоту повысились.

Проведение экспертизы

Для оценки ущерба нужно провести независимую экспертизу повреждений автомобиля, которая в зависимости от сложности может стоить и одну, и 50 тысяч рублей. У эксперта должен быть действующий сертификат или лицензия на этот вид деятельности (для суда нужна будет его копия). На встречу с экспертом-оценщиком можно пригласить представителя виновника, что потом поможет снять возможные вопросы в суде. Но если он не пришел, оценку можно проводить и без него. По результатам экспертизы выдадут акт, в котором будут перечислены повреждения и составлена калькуляция стоимости их устранения.

Теоретически вместо экспертизы можно выставить счет из автосервиса, в котором был восстановлен автомобиль. Но этот документ имеет меньшую силу, так как помимо устранения повреждений могли быть проведены другие работы, а также не был учтен износ. И придется доказывать, что стоимость работ и запчастей не были завышены.

Досудебное требование

Прежде чем идти в суд, нужно провести процедуру досудебного решения спора. Виновнику аварии отправляется письмо, в котором указано требование возместить расходы и документы с их обоснованием (копия акта экспертизы). Письмо обязательно должно быть заказным с уведомлением о вручении, с описанием вложения, на копии требования должен быть поставлен штамп почты. Либо его можно доставить в организацию лично и получить входящий номер документа и штамп на своем экземпляре о принятии. Требование по сути является тем же иском, поскольку содержит описание всех обстоятельств аварии, ссылки на законодательные акты, на основании которых выдвигается требование (наиболее значимые нормы мы приводим чуть ниже), обоснование суммы требования и т. п. В требовании нужно обязательно указать срок его добровольного исполнения — 7, 10, 30 дней или, по желанию автовладельца, любой другой, относительно реальный.

Обращение в суд

По истечении срока, указанного в требовании, можно подавать иск в суд по месту нахождения ответчика. В нем нужно описать происшествие, его последствия и требования истца. Помимо денег на восстановление автомобиля в иске можно указать расходы на эвакуацию до места ремонта и дополнительные траты — на экспертов-оценщиков, юристов (если они привлекались к работе над иском), оплату госпошлины и прочие расходы, связанные с судебным процессом. Также можно попытаться взыскать компенсацию за утрату товарной стоимости и возмещение морального вреда. Если в аварии пострадали люди — как сам водитель, так и пассажиры, — то можно требовать возмещение вреда жизни и здоровью.

Основные нормы, на которые может опираться автовладелец при подаче иска к дорожникам:

1. Статья 12 закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

2. Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ, по которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответчик, причинивший вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

3. Пункты 3.1.1. и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:

• Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
• Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Какие решения обычно принимает суд?

Дорожники часто апеллируют к пункту 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. А при возникновении опасности, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все меры к снижению скорости вплоть до полной остановки. Также ответчики отказывают в исполнении требования на основании статьи 1083 Гражданского Кодекса «Учет вины потерпевшего…», считая, что водитель имел умысел или причинил вред по грубой неосторожности.

Однако практика последних лет показывает, что суды не соглашаются с доводами ответчиков или учитывают их, снижая суммы исков, но все же принимая решение в пользу водителя.

4 июля 2018 года Верховный суд опубликовал определение № 18-КГ17-166, в котором прямо указано: «Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги. При определении размера вреда наличие умысла или грубой неосторожности в действиях потерпевшего доказывает лицо, причинившее вред».

Повредил машину в яме — как взыскать ущерб с дорожников?

— Весной проблема плохих дорог становится как никогда актуальной, поэтому попасть в ситуацию, в которой был я, может каждый водитель. Но автовладельцам не стоит забывать, что следить за состоянием дорожного покрытия должны сотрудники дорожных служб. Неправильно, что из-за их халатности страдают другие, — считает бобруйчанин.

Павел говорит, что знание закона поможет пострадавшему не только защититься от необоснованных обвинений и штрафа, но и получить компенсацию вреда, причиненного его автомобилю. Чаще всего причиной ДТП становится неотмеченный знаками дорожный ремонт, открытый канализационный люк, выбоина или покрытый льдом участок дороги, который забыли обработать реагентами. Если в подобной ситуации нет ограждений или предупреждающих знаков, это считается нарушением закона со стороны организации, ответственной за данный участок, — обычно это дорожная служба. Даже двигаясь с небольшой скоростью, водитель не во всех случаях может распознать яму или открытый люк, тем более в темное время суток или после дождя/снегопада. Конечно, водитель зачастую не знает о своих правах и не всегда соблюдает все пункты ПДД, к примеру, нарушает скоростной режим, и это позволяет автоинспектору списать любые последствия на ошибку потерпевшего.

Попали в яму или открытый люк и повредили машину? Это не повод винить себя в невнимательности. В данном случае стоит действовать по определенной схеме.

Что считать ямой?

Согласно действующему в стране СТБ РБ 1291-2007 площадь ям не должна превышать 0,09 кв. м (30 х 30 см), а глубина — не больше 5 см. Все, что больше хотя бы по одному параметру, должно быть обозначено дорожными знаками, а в условиях недостаточной видимости — заграждением с сигнальными огнями.

Что делать?

Если ваш автомобиль попал в «ненормативную» яму или люк, вам необходимо:

1) сразу же остановиться;

2) включить «аварийку»;

3) выставить знак аварийной остановки;

4) сфотографировать место ДТП, яму и повреждения авто хотя бы на камеру мобильного телефона;

5) записать фамилии и телефоны свидетелей ДТП, если таковые имеются;

6) вызвать сотрудников ГАИ для оформления дорожно-транспортного происшествия. Как только ими будет составлена схема ДТП, проверить, указаны ли в ней размеры ямы и отсутствие дорожных знаков и ограждений. Старайтесь сами участвовать в процессе составления схемы!

Кто виноват?

Ответственность за состояние проезжей части несут дорожные организации, эксплуатирующие данный участок дороги или осуществляющие его ремонт. Именно они должны следить за тем, чтобы ямы, размеры которых превышают стандарты, были или сразу отремонтированы, или ограждены.

Имя конкретного виновника обязаны выяснить сотрудники ГАИ. Но, как показывает практика, часто рассмотрение таких дел необоснованно затягивают либо признают виновным самого водителя. В первом случае, когда сотрудники ГАИ в установленные законом сроки не ищут виновников, придется обратиться в прокуратуру. Прокурор в течение 20 дней истребует необходимые материалы по делу и примет решение о виновности дорожников. Во втором случае, когда в ГАИ считают, что виновником ДТП являетесь вы сами, но вы себя таковым не чувствуете, придется обратиться в суд для обжалования этого решения. Скорее всего, увидев, что вы собираетесь обращаться в суд, милиционеры предпочтут пересмотреть свое решение. В моем случае дело до суда все-таки дошло…

Как получить деньги?

Получив в ГАИ справку о ДТП, копии протокола и постановления (о вашей невиновности), можно приступать к финальному этапу — возмещению ущерба. Для этого придется определить его размер, обратившись к эксперту-оценщику. При этом виновник ДТП должен быть уведомлен телеграммой о месте и времени проведения экспертизы. Приходить или нет — решать ему. Ваша задача — получить калькуляцию повреждений, не забыв сохранить копию телеграммы до суда. Выяснив сумму, вышлите виновнику ДТП требование о добровольном возмещении ущерба. К нему приложите копии имеющихся у вас документов: протокола, постановления и справок ГАИ, акта эксперта-оценщика, счетов за почтовые услуги и транспортировку поврежденного автомобиля и т.д. Но учтите, что многие организации доводят дело до суда только для того, чтобы затем официально списать деньги, выданные вам на возмещение ущерба. Так что, не получив ответ в течение месяца, подавайте иск в суд. И будьте уверены — причиненный ущерб вам возместят.

Надо ли судиться?

Конечно, приведенный здесь алгоритм многим может показаться слишком сложным. Но если ущерб велик, то стоит побороться за его компенсацию. Тем более что на сбор всех документов потребуется максимум пара дней, а подобные иски могут подвигнуть дорожников на решительные действия, да и сотрудники ГАИ не будут все списывать на потерпевших водителей…

Сейчас Павел собирается подавать иск в суд для возмещения материального и морального ущерба.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: