Почему взрываются газовые баллоны с пропаном

Причины взрывов газовых баллонов в автомобиле и дома при натяжке потолка

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вам известно, почему взрываются газовые баллоны с пропаном? Такие изделия не отличаются особой безопасностью, хотя в обиход всё больше вводятся современные композитные модели, всё равно данный вопрос остаётся актуальным.

В данной статье рассматриваются причины взрывов газовых баллонов, содержащих пропан. Затрагиваются ситуации в квартире и в доме. Также материал касается взрывов автомобильных баллонов.

Ключевые причины

Почему взрываются газовые баллоны с пропаном дома? В этой ситуации наиболее распространённая причина связана с неправильным, небезопасным содержанием и применением таких ёмкостей.

Когда вентиль закрыт неплотно, топливо выходит и наполняет собой помещение. И любое проявление пламени, даже скромная искра, может вызвать серьёзный взрыв или пожар.

Воздух легче газа. И когда горючее покидает баллон, оно концентрируется около пола. Поэтому человек не всегда может учуять утечку. А из-за маленькой искры или статичного электричества газ может воспламениться.

Вторая по популярности причина – баллон долго находился на холоде, и его принесли в помещение. При резком температурном скачке газ расширяется, и существенно возрастает риск его утечки.

Когда ёмкость находилась на морозе, горючее в неё пребывало в сжиженных кондициях. При расположении ёмкости в тепле газ стремительно переходит в газоподобное состояние и серьёзно расширяется.

Из-за мощного давления резервуар разрывается. Газ в нём воспламеняется даже без контакта с источником огня.

Поэтому запрещено размещать такую ёмкость около теплового источника. Внутри неё нагнетается давление. Это следствие расширения горючего. И баллон может взорваться в любой момент.

Вносить такой сосуд с холода сразу в помещение, где царит высокая положительная температура, нельзя и по причине конденсата. В этот момент он образуется на баллоне. Высок риск возникновения коррозии и аварийной ситуации. НО если ёмкость не металлическая, такой угрозы нет.

В целом же температурные метаморфозы не несут особой опасности. Ёмкости могут справляться с солидным температурным спектром: от -40 до +50 C. Такая метаморфоза – это лишь спусковой механизм к возникновению аварии.

Третья причина связана с коррозией и микроскопическими трещинами в ёмкости. Они могут возникать постепенно и не быть заметны визуально. Но они создают значительную внутреннюю угрозу.

Вообще, в металлических сосудах очень сложно следить за уровнем газа. И взрыв может возникнуть и из-за ненормированного соотношения топлива в баллоне.

Часто баллон заправляют неверно. И когда он оказывается в тёплом помещении, взрывается из-за расширения газа.

Перечень других популярных причин:

  1. Газовые ёмкости не подвергались необходимым тестам – переосвидетельствованию.
  2. При заправке баллона уровень топлива в нём анализировали не по давлению, а по массе сосуда.
  3. Баллона размещали в помещениях общего применения.

Натяжной потолок и взрыв

Не секрет, что газовые баллоны используются в монтажных работах с натяжным потолком. В связи с этим образуется вопрос: почему же взрываются газовые баллоны с пропаном при натяжке потолка?

Основные причины тому таковы:

  1. Попадание горячего воздушного потока в баллон. Взрыв возможен в любой момент.
  2. Искусственная фиксация кнопки запуска горючего. Так, при перегреве она не отключится автоматически. Это серьёзное нарушение правил безопасности и большая угроза для жизни.
  3. Баллон находится к тепловой пушке ближе, чем на 1,5 м.
  4. Шланг соединён с баллоном не туго и не плотно.
  5. Неправильный слив конденсата. Это нужно делать только на специальных станциях. При таких действиях дома есть риск взрыва.
  6. Применение просроченных баллонов

Баллоны в автомобилях

Почему взрываются газовые баллоны с пропаном в автомобиле? Сегодня это тоже довольно актуальный вопрос.

Самые популярные причины этого таковы:

  1. Слабое качество системных агрегатов.
  2. Неверная настройка оборудования.
  3. Утечка по причине малозаметных трещин и ржавчины.
  4. Нарушенная герметичность из-за постоянных ударных воздействий.
  5. Постоянный перегрев газовой ёмкости.
  6. Излишнее наполнение баллона, не по норме.

П.1 заслуживает особого внимания. Очень важно приобретать ГБО высокого качества и правильно его обслуживать. Также зачастую водители не соблюдают простейшие меры безопасности при заправке и эксплуатации ёмкости.

Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании.

Заключение

Взрыв газового баллона – это угроза жизни и огромные уроны. Соблюдайте правила обращения с ним. Можно также приобрести современные более безопасные композитно-полимерные модели. Им не страшна коррозия. А при термальном скачке их стенки становятся газонепроницаемыми.

Почему взрываются газовые баллоны

Основными причинами взрыва бытовых газовых баллонов являются:

  • Нарушение норм и правил заправки бытовых баллонов
  • Нарушение правил хранения и эксплуатации газовых баллонов

По нормам газовые баллоны необходимо заправлять на специализированных станциях, где их заправляют строго по весу на специальных весовых установках. Такая заправка баллонов осуществляется максимум на 85% их объема. 15% — буферная зона , предназначенная для перехода части жидкой фазы в газообразную.

По статистике, основная доля взрывов происходит в холодное время года в связи с большим перепадом температур между заправкой и эксплуатацией. Однако, сам перепад температур к взрыву привести не может, так как данные изделия имеют диапазон рабочих температур от -40 до 50 градусов С, а основная причина – это нарушение правил эксплуатации сосудов с газом, работающих под давлением. Таких как:

  • отсутствие своевременного освидетельствования (1 раз в 5 лет),
  • заправка на не специализированных пунктах, где заправка осуществляется с обычной газораздаточной колонки, и степень наполнения контролируется давлением,
  • заправка баллонов с закончившимся сроком эксплуатации (40 лет),
  • размещение емкостей с газом при хранении и эксплуатации в помещениях общего пользования.

В случае если баллоны заправляют не на специализированной станции, то их заправляют «под завязку». Если такая заправка осуществляется летом, то температура заправляемого газа практически равна температуре окружающего воздуха. Зимой же заправка баллонов пропаном требует особого соблюдения температурного режима.

Если баллон заправлен «под завязку» на холоде и потом внесен в теплое помещение, то давление в нем резко возрастает, т.к. СУГ характеризуются высоким коэффициентом теплового расширения. Если в газовом баллоне отсутствует буферная зона, избыточному давлению деваться некуда, и оно начинает разрушительно действовать на стенки баллона и в итоге приводит к взрывам газовых баллонов в домах.

Утечка газа через вентиль приводит к тому, что газ постепенно заполняет помещение. Именно по этому, хранить газовые баллоны необходимо на улице, в специально предназначенных для этого шкафах, имеющих отверстия для вентиляции. Такое хранение не позволяет бытовым баллонам перегреваться, а наличие вентиляционных отверстий препятствует созданию взрывоопасной концентрации пропан — бутановой смеси даже при наличии утечки газа через соединительную арматуру.

Очень часто люди, особенно дачники, пренебрегают безопасностью и хранят газовые баллоны в помещении, рядом с газовыми плитами. Это приводит к перегреву газовых баллонов и как следствие — разрыву их стенок, взрывам. Так же, если в шлангах или арматуре имеется утечка, то газ, будучи тяжелее воздуха, скапливается в местах ниже уровня пола и в помещении образовывается взрывоопасная смесь, что при работающих газовых конфорках приводит к неприятным последствиям, ведь газ обладает такой же разрушительной силой, как тротил.

Читайте также  Что делать со страховкой при продаже автомобиля

В результате разрыва колбы с газом при наличии открытого огня или случайной искры, возникают пожары. Из-за пожаров, произошедших в результате самопроизвольной разгерметизации емкостей со сжиженным углеводородным топливом страдают не только виновники происшествия, но и соседи, случайные прохожие.

Когда газ в баллоне заканчивается, после него остается конденсат, который нужно сливать на специальных станциях. Некоторые сливают его самостоятельно, что так же приводит к опасным последствиям.

Наличие большого числа жертв и значительных разрушений при взрыве газа объясняется тем, что пожары характеризуются возникновением объемной вспышки (взрыва), во время которого образуется избыточное давление, приводящее к травмам людей и разрушению строительных конструкций. От взрыва происходит разрушение окон и раскрытие дверей, что способствует беспрепятственному распространению пламени, а фронт пламени приводит к воспламенению легкогорючих предметов, образуя вторичные очаги пожара.

Почему взрываются газовые баллоны – мнение специалиста

ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ – В Жамбылской области обеспокоены ростом числа несчастных случаев, связанных с взрывами бытового газа. Об этом — в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» руководителя управления государственного пожарного контроля ДЧС Жамбылской области Максата Акимбаева.

— Максат Аширбаевич, в последнее время, судя по статистике, в нашем регионе участились взрывы и пожары из-за газовых баллонов и различных устройств, связанных с газом. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Действительно, статистика приводящих к трагическим последствиям чрезвычайных ситуаций, связанных с взрывами бытового газа и газовых устройств, растет. И происходит это, как правило, по причине нарушения правил обслуживания, эксплуатации и хранения газовых устройств. Подчеркну, что сотрудники департамента по ЧС области на постоянной основе проводят анализ фактов взрывов и пожаров, связанных с газовыми системами и устройствами. Выяснилось, что за последние годы наметилась тенденция к увеличению числа чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием сжиженного и природного газа. В 2016 году было четыре таких случая, ущерб составил 300 тысяч тенге, в 2017 – уже девять, а в 2018 – десять случаев с ущербом в 835 тысяч тенге. За последние пять лет на территории области из-за нарушений правил пожарной безопасности эксплуатации газовых приборов и газобаллонных установок произошло 26 пожаров, в которых погибли два человека и один травмирован. Материальный ущерб в целом составил 1,1 миллиона тенге.

А за два предыдущих года и три месяца этого года на территории Жамбылской области при использовании неисправных печей на газовом топливе, газовых плит, колонок и дымоходов от отравления природным газом пострадал 31 человек, из них семеро погибли. Имеются случаи взрыва газа без возникновения пожара. Например, уже в этом году зарегистрировано два случая взрыва газа, где с ожогами были госпитализированы в больницу три человека, из них один ребенок.

— Расскажите подробнее.

— В начале января в Мойынкумском районе, село Байтал, в жилом доме произошел взрыв 5-литрового газового баллона, стоявшего около отопительной печи. Представляете – в этом доме с нарушением всех норм держали газовый баллон рядом с раскаленной печкой! И это просто чудо, что обошлось без возгорания. Однако в результате взрыва дом, площадью 72,5 квадратных метров и с каркасно-камышитовыми стенами, оказался полностью разрушен. Пострадала и госпитализирована в больницу 70-летняя хозяйка дома.

— Что является основной причиной этих трагических случаев?

— Основное количество взрывов происходит по причине нарушения правил эксплуатации бытовых газобаллонных установок и систем газоснабжения – это 60 процентов случаев. В 35-ти процентах подобных ЧП причиной стала неисправность баллонов и оборудования. Если говорить об этажности зданий, в которых зарегистрированы несчастные случаи с газом, то анализ показывает, что 75 процентов взрывов произошло в одноэтажных зданиях, то есть в частном секторе, восемь процентов – в двух- и трехэтажных строениях, 17 процентов ЧП – в многоэтажных домах.

— Каковы могут последствия от подобных взрывов?

— Стоит отметить, что зачастую последствия от взрыва газа очень тяжелые. В результате подобного ЧП в многоэтажных зданиях могут пострадать сразу несколько семей. Десятки людей в один миг могут — и это в лучшем случае — остаться на улице. Но хотя бы остаться в живых….

Вспомнить хотя бы трагический случай в феврале 2019 года, когда в девятом микрорайоне Тараза произошло обрушение трех этажей в результате взрыва. Причиной стало неосторожное обращение с газовым оборудованием. Тогда были полностью мобилизованы специалисты и техники различных служб ЧС, эвакуированы жители всего дома. Из-под завалов было извлечено восемь человек, трое из них погибли. Была создана правительственная комиссия, сразу прибывшая на место происшествия в Тараз, создан оперативный штаб. В областном центре была объявлена объектовая чрезвычайная ситуация. Потом оказывалась всесторонняя помощь людям, шло восстановление разрушенной части дома.

— Привлекают как-то виновников этих трагических случаев к ответственности? Хотя бы административной…

— Самое печальное, что привлечь к ответственности истинного виновного в нашей стране практически не возможно. И это в случае если причиной ЧП стал некачественный газовый баллон или иное оборудование, заправленное сжиженным газом. Дело в том, что в Казахстане нет единого оператора, отвечающего за поставку сжиженного газа на внутренний рынок, а действующие ныне механизмы непрозрачны и сопровождаются целым рядом проблем. Предпосылки указанных нарушений создаются из-за недобросовестной работы организаций, осуществляющих транспортировку товарного газа по газораспределительной системе, техническую эксплуатацию газораспределительной системы, а также оптовую и розничную реализацию товарного газа.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона «О газе и газоснабжении» запрещается эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание. Отметим, что согласно пункту 4 статьи 19 этого закона, коммунально-бытовые и бытовые потребители, которые используют сжиженный нефтяной газ в бытовых баллонах, обязаны заключить договор на техобслуживание своего газового оборудования с газосетевой организацией или владельцем газонаполнительного пункта, которые реализуют в розницу сжиженный нефтяной газ в бытовых баллонах.

Что касается газосетевых организаций, эксплуатирующих внутридомовые газовые оборудования, предназначенные для подачи сжиженного нефтяного газа в газопотребляющие системы потребителей, то они обязаны обеспечивать его сохранность и исправное техническое состояние. И это должно быть согласно пункту 8 статьи 28 этого же закона.

Кроме того, поставщик обязан в соответствии с утвержденными типовыми договорами розничной реализации товарного и сжиженного нефтяного газа, а также технического обслуживания газопотребляющих систем и газового оборудования потребителей проводить профилактическое обслуживание, диагностику, ремонт системы газоснабжения в соответствии с техническими регламентами. Это согласно приказу Минэнерго от 12 ноября 2014 года № 117. Поставщик в данном случае — это газосетевая организация, имеющая свидетельство об аккредитации и осуществляющая эксплуатацию газонаполнительной станции, а также оптовую и розничную реализацию сжиженного нефтяного газа на условиях, установленных Законом «О газе и газоснабжении». Этот же закон в качестве требований по безопасности объектов систем газоснабжения устанавливает, что розничная реализация сжиженного нефтяного газа в бытовых баллонах должна осуществляться газосетевыми организациями и владельцами газонаполнительных пунктов, которые обязаны обеспечивать исправное техническое состояние бытовых баллонов. При этом заправка сжиженным нефтяным газом бытовых баллонов допускается на газонаполнительных пунктах и газонаполнительных станциях. Не допускается наполнение на стационарной автомобильной газозаправочной станции баллонов, не предназначенных для использования на автотранспорте.

Читайте также  Законно ли требование снять тонировку

— Что же делать в такой ситуации?

— Для снижения рисков смертности и травмирования людей необходимо всесторонне рассмотреть имеющиеся проблемные вопросы в стране и выработать действенные меры по их устранению. Следует привлекать коммунальные службы к проведению профилактических мероприятий по соблюдению требований безопасной эксплуатации газового оборудования. При заключении договоров на поставку товарного газа в жилые дома необходимо проводить инструктаж потребителей по правилам безопасного пользования газом в быту. Только тогда можно как-то предотвратить, предупредить несчастные случаи, связанные с газовым оборудованием и потреблением газа.

Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане

Последнее обновление — 7 июля 2021 в 18:20

Перед принятием окончательного решения по установке газобаллонного оборудования на свою машину, помимо вопроса окупаемости, автолюбителей также волнует проблема безопасности авто с ГБО.

Сеть завалена видеороликами и комментариями к ним, о взрывах газового баллона в машине.

В рамках данной статьи постараемся разобраться, может ли взорваться газовый бак на авто, как часто, по каким причинам и при каких обстоятельствах это происходит.

Возможен ли взрыв газового оборудования в машине

Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.

Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать здесь. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.

Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО

Подобное происшествие – это всегда стечение определенных обстоятельств. К тому же, не имеет значения класс установленного оборудования, пожары и взрывы газа происходят на автомобилях с ГБО 4-го и 2-го поколения.

Видео подборка о том, как взрывается газобаллонное оборудование в машине:

Пропановая ёмкость

Основная система безопасности пропановой установки находится в балонной арматуре (мультиклапан). Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:

  1. клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
  2. клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
  3. скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
  4. противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
  5. механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
  6. электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании

Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном, который ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).

Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.

Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.

Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.

Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом (СНГ/LPG) происходит из-за превышения критического давления. Рассмотрим варианты, которые чаще всего являются точкой отправления к несчастному случаю.

Первый случай

Установщик ГБО (намеренно или по неопытности):

  • неверно отрегулировали мультиклапан
  • поставил «какой был в наличии» (мульт подбирается под тип емкости).
  • удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа

Теперь представим, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв, если:

  • в погоне за экономией установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты
  • смонтирован б/у мультиклапан
  • установлен мультиклапан не известного производителя (подделка)

При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.

Но здесь также кроется опасность, так как пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, в закрытых помещениях она оседает (случай с гаражом, особенно если в нём имеется смотровая яма). Опасная концентрация (2,3-9,5%) может сдетонировать от любой искры, например при включении света или сигареты.

Второй случай

Произошло возгорание автомобиля, к примеру, из-за короткого замыкания электропроводки. От пожара давление в баллоне вырастет и прогремит взрыв с воспламенением пропана.

В правильном мультиклапане, сработает защитный или противопожарный клапан. После чего топливо выйдет, без каких-либо последствий или сгорит пламенем (зависит от степени распространения пожара), но взрыва не будет.

Пожароопасность пропанового ГБО

Сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры. А также из-за обратного хлопка (последнее характерно для ГБО 2 поколения, об этом читайте тут).

Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно:

  1. использование б/у компонентов
  2. низкое качество деталей
  3. монтаж баллона без крепления (протирание емкости)
  4. установка сосудов с вышедшим сроком годности
  5. несвоевременное переосвидетельствование емкости
  6. нарушение сроков технического обслуживания

Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом.

Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя.

Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.

Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).

Взрывоопасность метанового баллона

По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.

Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).

Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).

Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:

  1. клапан сброса аварийного давления
  2. устройство отсечки при обрыве магистрали
  3. клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C

Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.

Читайте также  За сколько времени нужно менять водительское удостоверение

Причины взрыва метанового баллона:

  • установка б/у емкостей
  • монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
  • монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
  • установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
  • установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
  • монтаж поврежденного сосуда
  • истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
  • несвоевременное переосвидетельствование

Метан (CNG/КПГ – компримированный природный газ) легче воздуха, поэтому он не скапливается как пропан при утечке. В некотором смысле это является его преимуществом. Взрывоопасная концентрация метана в воздухе 5-16%.

Что безопасней газ или бензин

Бак с бензином тоже может взорваться. Причём без какого-либо давления.

Видео эксперимент, поджог бака с бензином:

Опасность ГБО при аварии

Одна из известных фирм производителей газового оборудования провела опыт с имитацией ДТП автомобилей. На обеих машинах установлено пропановое ГБО 4 поколения, только с разными баллонами. Основной удар был направлен в авто с тороидальной емкостью. При столкновении её даже не разорвало, напротив, баллон сработал как усилитель багажника.

Эксперимент с аварией авто на газовом топливе:

В связи с чем может взорваться газовый баллон?

От прогрессирующего дефекта. Трещина в шве, материале баллона. При механическом воздействии увеличивающим этот дефект или его, дефект, создающем.

От повышения давления внутри баллона выше давления при котором баллон еще целый. Например, при нагреве баллона.

Сам газовый баллон взорваться не должен. Взрывается воздушно-газовая смесь в помещении в том случае, если баллон не закрыт и газ выходит наружу. При этом плита, к которой баллон подключен не включена (горелка не горит). Газ перемешивается с воздухом и при появлении искры этап смесь может взорваться. Такое возможно даже при простом включении света.

Запомните раз и навсегда. Газовый баллон взорваться не может никогда. Там нечему взрываться. Но при определённых условиях он может разрушиться (если провести аналогию с детским шариком, то шарик не может взорваться, но если его слишком сильно надуть, то он может лопнуть.) Так и баллон, хоть и стальной, имеет определённый предел прочности. А в баллоне — газ. Давайте рассмотрим два случая.

Один — это баллон со сжатым газом. Например, при температуре близкой к комнатной (при 27 °С, что соответствует 300 К) в баллон накачали 150 атмосфер газа. А давление газа пропорционально абсолютной температуре. И если например, при пожаре (или из хулиганских побуждений положить баллон в костёр) температура газа внутри баллона достигла 600 К (327°С), то давление внутри баллона поднимется до 300 атмосфер. А баллон не рассчитан на такое давление. И что же произойдёт? Как гласит пословица, «где тонко, там и рвётся», поэтому он разрушится, либо оторвёт вентиль, либо разойдётся по шву, и газ из него быстро выйдет. Похоже это на взрыв?

Второй случай, Вы наверно именно его и имели в виду, баллон со сжиженным газом (чаще всего с пропаном). При обычных условиях пропан — газ, который сжижается при обычном давлении при температуре -42°С. Он может быть жидким и при комнатной температуре, но при давлении порядка 12-15 атмосфер.

Именно в таком виде мы и используем баллоны в быту. Как это выглядит внутри баллона? Налейте полный чайник воды, прикройте крышку неплотно и поставьте кипятить. В нижней части чайника у Вас будет жидкость, в верхней части — пар, который стремится выйти наружу даже через малейшие щёлочки. Давление его порядка 1 атмосферы. И пока в чайнике есть вода, температура не поднимется выше 100°С, давление пара не поднимется выше 1 атмосферы.

В баллоне с пропано всё точно так же. Внизу жидкий пропан, над ним газообразный, давление в баллоне (при комнатной температуре) порядка 12-15 атмосфер. Когда Вы открываете вентиль на баллоне газ из него выходит через редуктор, а взамен него испаряются новые порции газа, и точно так же, как в рассмотренной ситуации с чайником, пока в баллоне есть жидкий пропан, температура останется комнатной (точнее температура будет такая же, как и в помещении, в котором баллон находится), и давление те же 12-15 атмосфер.

Теперь изменим условия. Пусть вентиль баллона остаётся закрытым, но баллон нагрелся (то ли на солнце, то ли при пожаре, то ли его положили на костёр). Жидкий пропан испаряется, превращается в газообразный, а поскольку газу деваться некуда, давление растёт. Ну а далее произойдёт примерно то же самое, что описано выше для баллона с «газообразным» газом. Где-то произойдёт разрушение и пропан в виде газа будет выходить из баллона. но выйдя из баллона пропан смешается с воздухом. А смеси пропана с воздухом, содержащие от 1,7 — 10,9 % (по объёму) пропана при поджигании взрываются. Вот это и происходит при пожарах, когда пожаре остаётся баллон с пропаном. Он нагревается, разрушается (лопается по шву), из него выходит пропан, смешивается с воздухом, эта смесь загорается. Но взрыва нет, т.е. баллон не взрывается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: