Обязан ли инспектор ДПС предъявлять удостоверение

Может ли водитель требовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение?

Все действия сотрудников дорожно-патрульной службы регулируются российским законодательством, однако не все водители имеют понятие о своих правах и обязанностях и из-за этого попадают в неприятные ситуации. Самая распространенная причина остановки автомобилиста — проверка наличия водительского удостоверения, страховки. Но далеко не каждый водитель знает, что сначала нужно проверить документы инспектора ГИБДД и убедиться, что он действительно тот, за кого себя выдает.

Должен ли инспектор предъявлять свой документ?

В абзаце 3 пункте 2.4 ПДД указано, что лицо, имеющее полномочия останавливать автомобили, после требования водителя обязано предъявлять служебное удостоверение. А согласно пункту 45 Приказа МВД РФ № 664 от 23.08.2017 «Об утверждении Административного регламента» этот документ предъявляется в развернутом виде, но при этом выпускать из рук его запрещается. При этом первое что должен сделать в соответствии с Правила сотрудник ГИБДД после остановки автомобиля — представиться (назвать фамилию, звание, должность) и указать причину остановки. После этого уже водитель может попросить предоставить удостоверение, но без этого требования инспектор не обязан доставать документ.

Однако всем участникам дорожно-транспортного движения настоятельно рекомендуется требовать этот документ, чтобы в первую очередь убедиться, что инспектор настоящий, а не мошенник. А также, чтобы сверить данные, указанные в протоколе и в удостоверении, так как гаишник может преднамеренно указать ложную информацию. Итак, если машина остановлена сотрудником ДПС водителю необходимо:

  1. Подождать пока будет названа фамилия, звание и должность.
  2. Попросить показать удостоверение так, чтобы была видна вся информация, указанная в нем.
  3. Требовать не прятать документ сию же секунду, чтобы можно было перенести себе в блокнот все данные.
  4. Не пытаться взять его в свои руки, так как это запрещено законом.
  5. Сообщить о поддельном или просроченном документе в дежурную часть по номеру, указанному на автомобиле инспектора.

Еще одной причиной, по которой рекомендуется переписывать все сведения из служебного удостоверения является то, что эта информация поможет найти в будущем инспектора ГАИ, который забрал все документы и преднамеренно не вернул их или выдал, но какой-то один забыл и он остался у него. Такие действия со стороны представителя госавтоинспекции будут являться незаконными, и пострадавший водитель может написать претензию (жалобу) руководству или в вышестоящие инстанции.

Что делать водителю, получившему отказ в просьбе?

Если после напоминания водителем о предъявлении удостоверения сотрудник ГИБДД отказывается это делать или достает его и сразу убирает обратно в карман, не предоставив возможности изучить указанную в нем информацию и переписать ее, то рекомендуется обратиться по следующим номерам, предварительно поставив в известность остановившего инспектора:

  • Единый номер МВД — 102;
  • Экстренная служба — 112;
  • Служба доверия (ее номер обычно нанесен на автомобиль инспектора);
  • «Горячая линия» 8-800-250-02-35 или 8 (495) 667–74–47;
  • Главное управление собственной безопасности — 8 (495) 667-07-30.

По телефону необходимо сообщить где именно вне стационарного поста человек в форме ДПС остановил машину для проверки документов и что он при этом отказывается предъявлять свое удостоверение. Этот звонок поможет точно определить кто остановил автовладельца — настоящий сотрудник ГИБДД или мошенник. Если остановившее лицо окажется «фальшивым» гаишником, то необходимо немедленно закрыть и заблокировать все двери и окна и отъехать на безопасное расстояние.

Заключение

Таким образом, согласно действующему Регламенту сотрудник ГИБДД при остановке автомобиля обязан представиться, назвать свою должность и причину остановки. Предъявлять свое служебное удостоверение инспектор обязан только по требованию водителя, при этом передавать его в чужие руки он права не имеет, но может держать документ открытым до тех пор, пока автовладелец не ознакомиться со всей необходимой ему информацией.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Сегодня модно говорить об обязанностях водителей при общении с сотрудниками ГИБДД. Однако у инспекторов также немало обязанностей перед автолюбителями.

Об обязанностях сотрудника ГИБДД при составлении протоколов, ранее мы уже говорили неоднократно. Сегодня поговорим о тех обязанностях, которые есть у сотрудника ДПС сразу после остановки автотранспортного средства.

Обязательный порядок действий инспектора при остановке автомобиля

Действия сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля подробно прописаны в Административном регламенте МВД РФ от 02.03.2009г. №185. (далее – Регламент ГИБДД). Этот нормативно-правовой акт является обязательным для исполнения всеми инспекторами. Он определяет суть их работы на дороге.

Несоблюдение инспектором любого пункта из Регламента ГИБДД, даже если это не повлекло нарушения конкретных прав автомобилиста – это серьёзнейшее нарушение. Ведь в этом документе само начальство написало сотруднику, как он должен действовать в той или иной ситуации. Нарушать эти требования – это значить не исполнять приказ руководства.

Также не стоит забывать, что сотрудник ГИБДД стоит на дороге не просто так. Он поставлен туда, чтобы защищать права всех участников дорожного движения (в том числе остановленного водителя). Для инспектора права остановленного автолюбителя должны являться высшей ценностью. Его обязанность их строжайшее соблюдение, защита и признание (статьи 2, 18 Конституции РФ).

Если держать в голове этому мысль, то станет, например, понятным возмущение автолюбителя, который ничего не нарушая ехал по дороге, а его просто так остановил сотрудник ГИБДД. Представим себе также ситуацию, что при этом инспектор не представился (представился невнятно), не назвал причину остановки или допустил другие нарушения. Допустим также, что на обоснованные возражения автолюбителя (о несогласии с допущенными нарушениями), сотрудник не только «не исправляется», а начинает завуалировано угрожать автомобилисту. Такие действия, если они допущены, являются нарушением самой сути требований Конституции, а также принципов деятельности автоинспектора изложенных статьях 19-23 Регламента ГИБДД.

Требования Регламента ГИБДД к порядку действия инспектора сразу после остановки автомобиля:

Сразу после остановки автомобиля сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать свою должность и звание, фамилию, а также сообщить причину и цель обращения. Все эти сведения автоинспектор должен сообщить водителю сразу же.

То есть неправомерными будут действия сотрудника ГИБДД, если сразу после остановки автомобиля он представиться, а причину и цель обращения сообщить лишь через 10 минут или только после неоднократных просьб автомобилиста. Эти обязанности инспектора следуют из пункта 20 Регламент ГИБДД.

Помимо вышеуказанного, в связи с тем, что автолюбитель остановил машину не по своей воле, а по принудительному требованию сотрудника ГИБДД, то остановка транспортного средства, безусловно, является ограничением прав и свобод автомобилиста. Например, ограничением права на свободное передвижение по дорогам своей страны. Это право автолюбителю гарантировано частью 1 статьи 27 Конституцией.

Раз так, то сотрудник ГИБДД обязан также разъяснить автолюбителю основание и повод для остановки автомобиля, и возникающие при этом у автолюбителя права и обязанности. Это обязанность сотрудника также следует из пункта 20 Регламента ГИБДД.

Когда сотрудник ГИБДД выполняет вышеуказанные требования, то он обязан говорить чётко и громко, чтобы любой автолюбитель смог разобрать все сообщаемые ему сведения. Делать это автоинспектор должен с учётом наличия шума исходящего от проезжающих автомобилей.

Недопустимо для инспектора ДПС говорить невнятно (нечётко, тихо, скороговоркой), так чтобы автолюбитель не услышал каких-либо его персональных данных. К таким действиям (говорить громко и внятно) сотрудника ГИБДД обязывает пункт 19 Регламента ГИБДД. Например, в данном пункте есть такие требования, к сотруднику ГИБДД, как быть понятным. Как может автолюбитель что-то понять, если все слова были произнесены скороговоркой, тихо и невнятно? Там же указано, что автоинспектор должен исключать возникновение ситуаций, когда есть возможность ошибочного или двоякого понимания его действий. Если говорить тихо и невнятно, то, как раз, такие ситуации и возникнут.

Идём дальше. Требование об останове автомобиля должно быть чётким и понятным для автомобилиста. Из таких действий сотрудника конкретный автолюбитель должен понять, оно (требование об остановке) имеет отношение именно к нему, а не кому-то другому. Эта обязанность для автоинспектора установлена пунктом 22 Регламента ГИБДД.

Если инспектор хочет составить протокол, то он должен всё объяснить остановленному автолюбителю. При этом сотрудник ГИБДД должен излагать всё без нравоучений и со ссылкой на Правила дорожного движения (пункт 23 Регламента ГИБДД).

Читайте также  Как ездить на мотоцикле без номеров

Если автолюбитель не согласен с мнением инспектора, то тот обязан разъяснить ему порядок обжалования своих действий. Эта обязанность должностного лица следует из 23 пункта Регламента ГИБДД. Ведь не согласие с протоколом (пусть ещё не составленным) – это конфликтная ситуация. А возникновение конфликтной ситуации обязывает сотрудник так поступить.

Мнение! Пункт 23 Регламента ГИБДД навряд ли исполняется большинством сотрудников ГИБДД. Например, остановленный автолюбитель имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру. Значить такое право должно разъясняться автолюбителям при возникновении любой конфликтной ситуации. Этого не наблюдается.

Важно! При остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД обязан предъявить служебное удостоверение (в развёрнутом виде), только если автомобилист сам об этом попросит (пункт 20 Регламент ГИБДД).

При необходимости обращайтесь за юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара.

ВС подтвердил, что видеосъемка инспектора ДПС при составлении протокола разрешена

Адвокат АП Хабаровского края Владимир Якушев сообщил «АГ» об административном деле с его участием, по которому ВС вынес Определение № 58-КАД20-10-К9, признав законной видеосъемку сотрудника ДПС при составлении протокола об административном правонарушении.

10 марта 2019 г. старший лейтенант полиции ИДПС ОГИБДД ОМВД по Вяземскому району Евгений Вовк остановил автомобиль, за рулем которого находился Владимир Якушев. По просьбе полицейского адвокат передал ему СТС, водительское удостоверение и страховой полис. С документами Евгений Вовк направился в сторону патрульного автомобиля, в котором находился около 5 минут. После этого он вернулся к Владимиру Якушеву и попросил проследовать за ним. Когда они сели в патрульную машину, инспектор, ничего не объясняя, начал заполнять протокол об административном правонарушении.

Посчитав, что никаких нарушений адвокат не совершал, Владимир Якушев стал снимать происходящее на телефон. Увидев это, Евгений Вовк перестал заполнять протокол и попросил остановить съемку, сообщив, что, если этого не произойдет, он заберет телефон и отвезет адвоката в дежурную часть. На вопрос «почему?» сотрудник полиции ответил «потому», не сославшись ни на одно положение какого-либо закона или нормативно-правового акта. После того как Евгений Вовк запретил вести любую съемку, даже если он сам не попадает в кадр, Владимир Якушев остановил видеозапись.

Далее сотрудник ДПС огласил протокол об административном правонарушении, согласно которому адвокату вменялось управление автомобилем без включенного ближнего света фар и без пристегнутого ремня безопасности. Так как Евгений Вовк был намерен сразу вынести постановление по делу об административном правонарушении, Владимир Якушев вновь стал снимать происходящее на телефон, однако сотрудник полиции запретил производить видеосъемку.

В дальнейшем адвокат обратился с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностного лица (имеется у «АГ») в Вяземский районный суд Хабаровского края.

Он сослался на п. 45 Приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664, согласно которому при обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения.

Владимир Якушев посчитал, что незаконные действия сотрудника ДПС противоречат ст. 8 и 9 Закона о полиции в части положений, касающихся принципов открытости и публичности деятельности полиции, а также доверия и поддержки граждан. Деятельность полиции в силу ч. 1 ст. 8 Закона о полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.

Административный истец просил признать незаконными действия Евгения Вовка, выразившиеся в запрете осуществлять видеосъемку при составлении документов по делу об административном правонарушении.

Вяземский районный суд г. Хабаровска просмотрел видеозапись с мобильного телефона адвоката и с видеорегистратора патрульного автомобиля. Он установил, что Владимир Якушев производил видеосъемку составления протокола об административном правонарушении и ознакомления с его содержанием, а запрет осуществления видеосъемки инспектор мотивировал исключительно тем, что его нельзя снимать при исполнении служебных обязанностей и все его действия фиксируются техническим устройством, установленным в служебном автомобиле.

Суд пришел к выводу о незаконности действий Евгения Вовка ввиду их противоречия положениям ст. 8 и 9 Закона о полиции, ст. 25.l КоАП и нарушении прав Владимира Якушева на получение информации любым законным способом, на доступ к открытости и публичности деятельности полиции и на представление доказательств по делу об административном правонарушении.

Однако апелляция прекратила производство по административному иску, а после возвращения материалов дела из Девятого кассационного суда общей юрисдикции отказала в его удовлетворении.

Хабаровский краевой суд отметил , что Владимир Якушев не обосновал, какие в указанной ситуации имелись основания производить видеосъемку действий сотрудника полиции, кроме доводов о том, что стали составляться документы в рамках дела об административном правонарушении. Суд счел недоказанным нарушение прав административного истца, а вывод о неправомерности запрета осуществлять видеосъемку – несостоятельным, поскольку видеосъемка производилась во время составления инспектором ДПС процессуальных документов в рамках предоставленных полномочий (проверял документы водителя, составлял протокол об административном правонарушении), то есть когда дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Кроме того, указала апелляция, административным истцом не обосновано, какое доказательственное значение при рассмотрении дела об административном правонарушении имела видеозапись сотрудника ГИБДД, составляющего процессуальные документы, и какие обстоятельства, на которые он ссылается, подлежащие доказыванию при производстве по делу об административном правонарушении, могла подтвердить. В связи с этим требование сотрудника полиции о прекращении видеосъемки является законным и соответствующим ст. 24.3 КоАП.

Владимир Якушев вновь обратился в Девятый кассационный суд общей юрисдикции. В жалобе (имеется у «АГ») он обратил внимание на то, что конкретно указал, что действиями сотрудника полиции нарушены права, предусмотренные ч. 4 ст. 29 Конституции, а также что они противоречат Закону о полиции. «Если бы я не указал, какое именно мое право было нарушено действиями сотрудника полиции, в моем иске мне бы отказал суд первой инстанции», – заметил он.

Административный истец также указал, что судьи Хабаровского краевого суда не изучали дело, не просматривали видеозаписи на приобщенном к материалам дела диске. Кроме того, видеозапись он начал и закончил вести до рассмотрения административного дела, а точнее – до составления протокола об административном правонарушении.

Владимир Якушев просил отменить апелляционное определение Хабаровского краевого суда и оставить в силе решение Вяземского районного суда, однако кассация оставила жалобу без удовлетворения. Тогда адвокат обратился в Верховный Суд РФ.

Действительно, указал ВС, ч. 3 ст. 24.3 КоАП, закрепляющая общее правило об открытости рассмотрения дела об административном правонарушении, предусматривает возможность осуществлять фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в Интернете с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Между тем такого правила, как и запрета, не установлено для стадии составления протокола об административном правонарушении.

Верховный Суд заметил, что, исходя из совокупного правового анализа предписаний раздела IV КоАП «Производство по делам об административном правонарушении», состоящего из отдельных глав, включая гл. 28 «Возбуждение дела об административном правонарушении» и гл. 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении», составление протокола об административном правонарушении является одним из действий уполномоченного лица, совершение которого свидетельствует о возбуждении дела (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП). Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован ст. 29.7 Кодекса, содержащейся в его гл. 29.

Так как факт запрета осуществлять видеосъемку имел место во время составления протокола, то есть на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ссылку судов на положения ст. 24.3 КоАП нельзя считать правильной, указал ВС. Он отметил, что действие данной нормы распространяется на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.

«Довод административного ответчика о наличии запрета видеосъемки сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей также не основан на нормах федерального законодательства. Напротив, деятельность полиции является открытой для общества», – указывается в определении. ВС отметил, что Владимир Якушев в служебный автомобиль не садился, а сама съемка не препятствовала исполнению инспектором ДПС профессиональных обязанностей, никаких специальных объектов, не подлежащих видеосъемке, зафиксировано не было.

Таким образом, Верховный Суд отменил судебные акты апелляции и кассации и оставил в силе решение Вяземского районного суда Хабаровского края.

В комментарии «АГ» Владимир Якушев указал, что ВС принял верное решение, основанное исключительно на законе и надлежащей оценке его доводов.

Читайте также  Какое наказание за поджог автомобиля

По его мнению, апелляция и кассация приняли свои решения из-за безграмотности и предвзятого отношения. «Дело дважды рассматривалось в Хабаровском краевом суде и Девятом кассационном суде общей юрисдикции коллегиально составом из трех судей. Получается, что 12 судей приняли незаконное решение, а моим доводам даже не дали оценки. Выходит, что судья районного суда оказался умнее 12 судей вышестоящих судов, что как раз и подтвердил Верховный Суд», – заключил он.

Комментируя ситуацию, адвокат «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачёва обратила внимание, что взаимоотношения между сотрудником полиции и гражданином при оформлении административного правонарушения в области дорожного движения регулируются Административным регламентом исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области БДД, утвержденным Приказом МВД от 23 августа 2017 г. № 664 (ред. от 21 декабря 2017 г.). При рассмотрении административного дела об оспаривании действия должностного лица суд выясняет: соответствует ли оспариваемое действие нормативным правовым актам и не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы административного истца.

Ольга Рогачёва указала, что Приказ МВД РФ не содержит нормы, препятствующей водителю осуществлять видеосъемку, фотосъемку, аудиозапись при производстве по делу об административном правонарушении, если это не запрещено законом. Ограничение права на фото- и видеосъемку возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций.

Эксперт заметила, что принцип открытости не должен распространяться на отдельные стадии производства по делу об административном правонарушении, он должен пронизывать административно-процессуальную форму производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем в соответствующее законодательство необходимо внести изменения. «Сотрудники полиции могут составлять протоколы по многим делам об административных правонарушениях, поэтому необходимо более детально прописывать осуществление процессуальных действий, в том числе и на стадии возбуждения дела об административном правонарушении», – указала адвокат.

Как правильно предъявлять документы по новому Приказу №664?

Мы уже знаем, что изменились основания остановки автомобилей, в том числе на стационарных постах и на дороге. Проверка документов, хотя и может быть основанием для остановки автомобиля, но именно для такой проверки нужны свои основания, перечисленные в пункте 106 регламента. Но как теперь нужно правильно предъявлять документы по новому Приказу №664, нужно ли их передавать, вынимать из обложки и какие другие тонкости могут быть в 2021 году, чтобы не попасться на неповиновение законному требованию сотрудника ГИБДД?

Большинство изменений нового регламента продиктовали совершенно новый смысл для многих его пунктов, хотя требования к некоторым другим процедурам остались прежними, а изменились такие процедуры только «косметически».

Как происходит проверка документов по закону?

Итак, обязанность по предъявлению официальных бумаг, дающих разрешение управлять машиной, диктует нам пункт 2.1.1 ПДД, который обязывает нас в статусе водителей возить с собой и по требованию инспектора ДПС (и любого сотрудника полиции) следующие документы:

  • водительские права,
  • СТС (свидетельство о регистрации),
  • полис ОСАГО,
  • ряд других в установленных случаях (путевой лист, документы на груз, карточку допуска ТС).

Все эти бумаги необходимо именно передавать для проверки — то есть дать в руки сотруднику ГИБДД. Это прямо предписывают Правила в том же самом пункте.

Сотрудникам же право проверять документы даёт пункты 6 и 6.11 нового Административного регламента:

6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
6.11. Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа.

Нужно ли снимать обложку с прав и СТС?

Увы, но новый регламент, введённый Приказом 664, предписывает принимать передаваемые документы без обложки. Пункт 53 регламента (его цитата будет немного ниже) гласит, что такие бумаги должны приниматься сотрудником ГИБДД без обложки.

Поэтому придётся её снять, даже если она полностью прозрачная и нисколько не закрывает видимости нужных надписей или изображений.

Запрет передавать документы с «железным аргументом»

Наконец, в новом Административном регламенте закрепили незаконность «железного аргумента» при процедуре проверки документов инспектором. Железный аргумент — это цепочка, которая одним концом прикреплена к предъявляемым водительским документам, а другим концом — к автомобилю так, чтобы инспектор не смог никуда уйти с Вашими бумагами.

И, если ранее запрет был закреплён только решением Верховного суда, которым, хотя и руководствуются большинство рассматривающих подобные дела (обязаны руководствоваться), но обязанности принимать такие решения как установленную норму нет.

Теперь же запрет «железного аргумента» узаконен, и правильно предъявлять документы для проверки ГИБДД по новому Приказу № 664 ни в коем случае в таком устройстве нельзя.

53. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Какие ещё есть тонкости проверки документов?

В какой-то мере смешным покажется тот же пункт 53, но в первом его абзаце. Он предписывает правила обращения инспектором с принятым от водителя, пассажиров или пешехода документами. Так, в 2021 году ему запрещается ставить в них метки в непредусмотренных для этого местах, а также, если такие бумаги были переданы с деньгами, то сотрудник обязан их вернуть и предложить передать без денег.

53. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.

Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Законодательство регулярно обновляется, и касается это не только прав и свобод граждан-автолюбителей, но и самих сотрудников полиции. Совсем недавно был обновлён Административный регламент МВД, в который было внесено большое число изменений. Что на 2021 год разрешено «ДПСникам», какие у них есть права по ограничению свобод водителей, и что им запрещено, давайте выяснять!

Законы 2021 года о правах ДПС

Сегодня полномочия сотрудников ГИБДД на дороге регулируют 2 нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон О полиции,
  • Административный регламент, которому инспекторы ДПС обязаны следовать при выполнении процессуальных действий, согласно Приказу №664 (регламент вводится в действие Приказом).

Если первый содержит основополагающие принципы работы полиции и сотрудников ДПС в частности, то второй предписывает подробный порядок проведения различных процедур.

Что разрешено инспектору?

Итак, сначала перечислим все возможные административные и уголовные действия, которые уполномочены проводить сотрудники ГИБДД:

  1. инспектору ДПС на сегодня разрешено задерживать водителей и пассажиров,
  2. досматривать и осматривать автомобили, водителей, пассажиров или пешеходов, их личные вещи,
  3. можно снимать на фото или видео водителя и его машину,
  4. пользоваться автомобилями граждан в соответствующих случаях,
  5. использовать граждан при их согласии в сотрудничестве,
  6. пользоваться телефоном гражданина в особых случаях,
  7. доставлять в отделение полиции в особых случаях,
  8. составлять протокол, возбуждая административное дело,
  9. выносить постановление, если нарушение ПДД предусматривает штраф, но не лишение – то есть назначать наказания по штрафам,
  10. также сотрудникам разрешается эвакуировать машину законно,
  11. требовать прекратить нарушение – как административное, так и уголовное,
  12. разрешается проверка документов при наличии оснований,
  13. вызывать в отделение водителей, пешеходов или пассажиров,
  14. записывать данные водителя и хранить эту информацию в определённых случаях,
  15. проникать в определённые помещения при конкретных условиях,
  16. патрулировать улицы,
  17. требовать покинуть место ДТП или иные площади в рамках административного расследования,
  18. останавливать транспортные средства для проверки документов и иных определённых целях,
  19. проводить освидетельствование на алкогольное опьянение и направлять на медосвидетельствование,
  20. проводить розыскные меры в рамках своих полномочий,
  21. выносить представления в определённых случаях и конкретным лицам.

Теперь давайте подробнее рассмотрим основные полномочия инспектора из перечисленных – при каких условиях ему разрешено проводить ту или иную процедуру, а при каких – запрещено!

Останавливать автомобили

Такое право ему дано пунктом 20 статьи 13 ФЗ О полиции, а регулируют эту процедуру пункты 84-89 регламента. Конечно же, большинство водителей интересуют причины остановки. Они на 2021 год таковые:

  • проверка документов (но для проверки должны быть свои причины – они указаны ниже), в том числе на грузы,
  • проведение спецмероприятий и спецопераций,
  • если водитель нарушил ПДД,
  • если машина похожа на ту, что числится в угоне или розыске,
  • Людей нужно привлечь как понятых,
  • если дальше по дороге ехать нельзя (в том числе временно – проезд кортежа, ДТП и т.п.),
  • если нужно использовать транспортное средство инспектору ДПС,
  • требуется помощь водителя или пассажиров.
Читайте также  Как узнать оплачен ли налог на транспорт

Останавливать автомобиль сотруднику ГИБДД разрешено в том числе рукой, а не только жезлом. Инспектору запрещено останавливать машину там, где остановка запрещена по Правилам, за исключением исключительных случаев.

Сразу после остановки инспектор обязан сразу подойти к водителю, представиться, сообщить причину остановки, а предъявить служебное удостоверение обязан только по требованию водителя.

Проверять документы

Причинами для проверки документов могут быть следующие (п. 106 регламента):

  • нарушение водителем ПДД,
  • ориентировки или спецмероприятия.

Таким образом, причиной остановки авто может быть проверка документов, но для проверки документов также должны быть основания – без них останавливать машины инспектору ДПС не разрешается регламентом.

Водитель при проверке в стандартных случаях, согласно пункту 2.1.1 ПДД, обязан передать:

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Разрешено ли останавливать не на стационарном посту?

Да. После изменений регламента сноску о возможности остановки транспортных средств исключительно на стационарных постах без причины убрали. Теперь в любом случае нужны основания для остановки и проверки документов.

Разрешается ли останавливать и проверять документы ППСникам?

Да. Но только в рамках замеченных нарушений водителем. В этом случае сотрудник ППС обязан вызвать сотрудников ГИБДД для дальнейшего ведения административного дела.

Задерживать и доставлять водителя или пассажиров

Задержание – это такая же административная процедура. От доставления задержание отличается тем, что первое – это только транспортировка лица в определённый орган, а последнее – уже доставление плюс содержание человека в этом органе определённое время.

Причина для задержания одна – необходимость всесторонне рассмотреть дело о нарушении в присутствии лица в исключительных случаях либо в целях ареста.

Задержанному должна быть дана возможность в течение 3 часов позвонить родственникам или друзьям. Протокол задержания – обязательная бумага (п. 186 регламента), которая должна составляться до процедуры, а лицу должны быть объяснены причины на это.

Досмотр и осмотр автомобиля

Для них также должны быть основания. Если кратко, то осмотр – инспектор не прикасается к автомобилю, досмотр – сотрудник трогает вещи, но не нарушает конструкцию автомобиля и не открывает сумки. Для досмотра все должны выйти из машины.

Досмотр проводится, если у инспектора ДПС есть основания полагать, что в машине есть запрещённые вещи или предметы, с помощью которых было совершено правонарушение (например, съёмная тонировка)

Для этого процессуального действия обязательно наличие двух понятых.

Также как и досмотр автомобиля, личный досмотр, личных вещей, груза имеет аналогичные основания и для них нужен соответствующий протокол.

Общение с водителем

Как мы уже говорили выше, инспектору ДПС разрешено производить фото- и видеосъёмку при обращении к водителю (пп. 33 ст. 13 ФЗ О полиции). Также как и водителю ничего не запрещает снимать на видео сотрудника ГИБДД.

Сотрудник полиции также имеет право записывать данные граждан и использовать их далее (тот же пп. 33 закона), проверять паспорты пассажиров (п. 84.14 регламента).

Использование автомобиля инспектором

Кроме того, сотрудник может использовать Ваш автомобиль, но только в рамках своих полномочий и если это неотложное дело. При этом, он обязан сообщить цель использования и маршрут, кроме случая, если машина ему требуется для преследования преступника (п. 90 регламента).

Также обратите внимание, что за рулём должен быть сам водитель, если нет исключительных обстоятельств, когда это невозможно, и тогда инспектор ДПС обязан отстранить водителя – составить соответствующий протокол, указав основания.

По завершении использования транспортного средства Вы можете потребовать у инспектора выдать справку или сделать запись в путевом листе о факте этого с указанием данных: маршрута, времени и продолжительности. Сотрудник должен поставить свою подпись.

За уклонение от требования в использовании авто отказавшийся водитель может быть привлечён к штрафу 1 000 рублей или аресту до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Если автомобилю вследствие использования нанесён ущерб (ИДПС попал в ДТП, иным образом испортил имущество), то такой вред подлежит возмещению.

Всё вышеперечисленное касается аналогично и случаев использования телефона гражданина инспектором.

Требовать прекратить нарушение

Логично и закономерно, что если инспектор ДПС видит на улице, к примеру, дерущихся людей, то ему разрешено требовать прекратить драку. То же самое касается аналогичных ситуаций. Но не касается письменных требований. Речь идёт о случаях, когда сотрудник выписывает требование за тонировку.

Проникать в помещения

Такое право инспектору дано подпунктом 5 пункта 1 статьи 13 ФЗ О полиции. Но речь идёт исключительно о публичных общественных заведениях и организациях. Просто так в квартиру или домой к гражданину инспектор зайти не может – на это уполномочены только специальные работники МВД при наличии соответствующих документов и оснований (почти всегда в рамках уголовного дела).

Проводить освидетельствование на опьянение

Выявлять пьяных водителей – прямая обязанность ДПС. Порядок это меры (п. 227-243 регламента) такой:

  1. инспектор останавливает автомобиль при подозрении, что за рулём находится пьяный,
  2. при наличии достаточных оснований после остановки ДПС составляет протокол отстранения и акт освидетельствования, приглашает двоих понятых и предлагает пройти освидетельствование на опьянение на месте либо проехать до ближайшего поста ДПС, если в наличии нет прибора; но Вы можете и отказаться,
  3. в случае Вашего отказа, либо если прибор не показал опьянение, но инспектор сомневается всё равно, либо если прибор показал опьянение, но сомневается сам водитель и не соглашается с показаниями прибора, инспектор может направить водителя на медицинское освидетельствование,
  4. уже по результатам медосвидетельствования водителя либо лишают прав, а автомобиль увозят на штрафстоянку, либо не нарушающее ничего лицо обязаны отпустить.

Что касается прибора для «продувки», на него должно быть свидетельство о поверке и сертификат, и инспектор обязан предоставить возможность ознакомиться с этими документами. Вот только иметь в наличии с собой ДПС их не обязан, но тогда должен указать, где они находятся.

Допустимым значением является величина до 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха либо 0,3 г на литр крови – последнее определяется только в рамках медосвидетельствования. Результат продувающего прибора должен печататься на бумаге (как чек в магазине).

Если инспектор просто не хочет или не имеет возможности провести освидетельствтование на месте, то он не может направить его на медосвидетельствование, так как для последнего есть всего 3 основания, и они включают либо отказ водителя от «продувки», либо несогласие одного из оппонирующих лиц с показателями. При этом, инспектор ДПС должен препроводить лицо до пункта медосвидетельствования, а перед этим составить акт медосвидетельствования. Если медосвидетельствование показало, что водитель трезвый, то его должны препроводить к его машине.

Важное замечание!

Что запрещено инспектору ДПС?

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2021 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: