Наказание за создание аварийной ситуации на дороге

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Читайте также  Надо ли менять водительское удостоверение после замужества

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Штраф за ДТП — какая ответственность для виновника аварии в 2021 году

Аварии на дорогах — явление, к сожалению, частое. Поэтому каждому автолюбителю необходимо знать законы о ДТП, какое наказание ему грозит, какой штраф, если попал в ДТП и виноват. Меры ответственности за ДТП зависят от тяжести нарушения, спровоцировавшего столкновение и серьезности последствий. Если в катастрофе тяжело пострадали люди (вплоть до гибели), то меры наказания регламентируются Уголовным Кодексом (УК) РФ. Если же обошлось без жертв с летальным исходом, то ответственность рассматривается Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

Штраф за ДТП виновнику аварии в 2021 году

Виновный гражданин, несет бремя по трем видам ответственности при ДТП:

  • гражданской. Это означает, что виновный должен возместить пострадавшему причиненный вред. Данная обязанность прописана в Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст. 1064 Гражданского Кодекса (ГК) РФ : «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Возмещение осуществляется либо страховой компанией (СК) виновника, либо самим гражданином;
  • административной. Предполагается, что виновный должен понести расплату за нарушение ПДД, которое стало причиной автокатастрофы. Наказание за ДТП регламентируется 12 главой по КоАП. В зависимости от серьезности совершенного нарушения, виновнику могут инкриминировать:
    1. Штрафные санкции до 30 тысяч рублей;
    2. Запрет на вождение транспортного средства (ТС) до 2 лет;
    3. Арест до 15 дней;
    4. Исправительные работы до 200 ч.
  • уголовной. Вменение данной ответственности осуществляется, если в результате автокатастрофы тяжело пострадали или погибли люди. Максимальная ответственность по УК — 9 лет заключения.

Таким образом, денежный штраф за административное правонарушение (до 30000 руб. исходя из тяжести проступка), вносимый в казну государства, не аннулирует мер наказания в разрезе гражданской и уголовной ответственности.

Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП

Несоблюдение определенного интервала между ТС при движении — наиболее частая причина аварий. ПДД (п. 9.10) предписывает: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». При этом должно соблюдаться условие: обе машины должны двигаться. Если одно из ТС стоит, то положение о соблюдении дистанции теряет всякий смысл. Как правило, при движении вперед, виновным в столкновении становится гражданин, находящийся за рулем машины, движущейся сзади. Какая сумма штрафа за ДТП при несоблюдении дистанции предусмотрена для нарушителей? Согласно Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст. 12.15 (ч. 1) КоАП данная штрафная санкция составляет 1500 рублей.

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге

Аварийная ситуация на дороге может быть спровоцирована любым несоблюдением норм ПДД. Рассмотрим наиболее распространенные правонарушения и применяемые к ним штрафы ГИБДД собственнику транспортного средства:

на 20-40 км/ч — 500

Чем грозит совершенное ДТП при движении задним ходом? Движение задним ходом водители используют для парковки, выезда со стоянки и при развороте. Движение задним ходом запрещено (пп. 8.11, 8.12 ПДД):

  • на перекрестке;
  • в тоннеле, на мосту, путепроводе;
  • на пешеходном переходе;
  • на шоссе и магистральных дорогах;
  • в пределах железнодорожных переездов и перед ними;
  • на остановках общественного транспорта;
  • на участках с плохой видимостью.

Наказание зависит напрямую от характера совершенного нарушения и последствий. Таким образом:

  • передвижение на магистрали задним ходом обойдется водителю в 2500 руб (ч.3 ст.12.11 КоАП);
  • в других местах, где такие манёвры запрещены, за нарушение предусмотрен штраф в 500 руб (ч. 2 ст. 12.14 КоАП).

Штраф за отсутствие знака аварийной остановки

При ДТП водитель должен выставить знак аварийной остановки (п. 7.2 ПДД). Данный знак предназначен для предупреждения участников дорожного движения об источнике опасности на дорожном полотне. После ДТП таковыми становятся автомобили-участники аварии. Что грозит, если не выставить знак аварийной остановки? Отсутствие знака, согласно ч. 1 гл. 12.5 КоАП, наказывается штрафом 500 руб. Если же данный знак есть у водителя, но он не был выставлен на дорогу при аварии, то тогда наказание, согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП — 1000 рублей.

Уголовная ответственность

Возбуждение уголовного дела по статье УК РФ происходит, если в аварии пострадали люди, при этом их здоровью был причинен тяжкий ущерб или один или несколько человек погибли. Ответственность за подобный исход регламентируется Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст. 264 УК и расследуется следователем по ДТП. Если в результате дорожного инцидента был причинен ущерб здоровью, то виновный (ч. 1 ст. 264 УК): «… наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Если же виновник ДТП, находившийся в момент аварии за рулем, был пьян, то он может быть осуждён к лишению своюоды на срок от 3 до 7 лет (ч. 2 ст. 264 УК). При смерти пострадавшего, виновник, согласно ч. 3 ст. 264 УК: «… наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Кто несет ответственность за ДТП: собственник или водитель

Российское законодательство в аспекте преследований за правонарушения базируется на принципе презумпции невиновности. Это означает, что гражданин должен отвечать только за те правонарушения, вина по которым является доказанной. Это прописано в разделе 1.5 (ч. 1) КоАП: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина». Следовательно, если в произошедшем инциденте доказана вина водителя, управлявшего ТС в момент аварии, то и отвечает за аварию данный гражданин. При этом неважно, является ли данное лицо собственником ТС, водителем, допущенным к управлению либо лицом, завладевшим ТС без ведома владельца. На собственника авто ответственность за ДТП, совершённое другим лицом, не распространяется.

Что будет, если попал в ДТП без прав

Если гражданин, управляя автомобилем без водительского удостоверения (ВУ), стал участником дорожного инцидента, то мера ответственности будет зависеть от того, является он виновной стороной или пострадавшей. Рассмотрим оба варианта.

  1. Гражданин без прав — пострадавшая сторона. В этом случае ему будет предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 12.3 КоАП: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, … влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Штрафная санкция до 15000 рублей, если ВУ у гражданина нет в принципе либо они просрочены (ч. 1 ст. 12.7 КоАП). Последствия ДТП для водителя, лишённого прав — штраф до 30000 рублей (ч. 2 ст. 12.7 КоАП).
  2. Виновник аварии без прав. Данный вариант развития событий предполагает вменение вины по следующим законодательным нормам:
    • возмещение ущерба ( Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст. 1064 ГК );
    • административная ответственность за нарушение норм ПДД, повлекшее столкновение (гл. 12 КоАП);
    • уголовное наказание, если причинен тяжкий вред здоровью или в случае смерти одного и более человек (ст. 264 УК);
    • штрафные санкции, описанные в предыдущем пункте (для водителя-пострадавшего).

Лишение прав за ДТП

Лишение гражданина, виновного в ДТП, водительского удостоверения — административная мера, дающая возможность наказать виновное лицо за правонарушение, не ограничивая при этом его свободу. В каких случаях лишают прав? Изъятие ВУ возможно при нарушениях, ставших причиной дорожного инцидента. В их числе такие, как:

  • управление ТС в пьяном состоянии;
  • выезд навстречу автомобилям, движущимся по дороге с односторонним движением;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • неуступание дороги транспорту со спец. сигналами.
Читайте также  При эвакуации повредили автомобиль что делать

Все перечисленные ситуации прописаны в гл. 12 КоАП. Кроме указанных причин, лишить ВУ при аварии могут и за повторное несоблюдение ПДД, первичное нарушение которых наказывается только административным штрафом.

Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор

Ответственность, штраф за ДТП и за создание аварийной ситуации

Одним из нежелательных явлений на дороге становятся дорожно-транспортные происшествия (ДТП), и их предотвращение и профилактика — главная задача Правил Дорожного движения. Аварии могут иметь достаточно тяжелые последствия, и поэтому виновник ДТП всегда получает строгое наказание в соответствии с Гражданским Кодексом. Причем наказание может быть как административным, так и уголовным. Рассмотрим какая ответственность ждет нарушителя и какой штраф за ДТП.

Виды ответственности за ДТП

Согласно Законодательству, наказание за ДТП виновнику грозит в виде:

1, Гражданская ответственность. Она же материальная, которая возмещается виновником пострадавшему в любом случае. Это связано с тем, что материальные потери во время любого ДТП неизбежны, и здесь можно упомянуть как материальный ущерб, так и моральный и физический. Дополнительно в пользу пострадавшего могут выплачиваться и иные компенсации, связанные, например, с устраченным заработком пострадавшей стороны.

2. Административная ответственность. Она присуждается виновнику ДТП в том случае, если пострадавшим были получены лишь незначительные телесные повреждения, а сильных увечий или летального исхода удалось избежать. Для данного вида ответственности выделяют несколько типов наказания:

  • лишение водительских прав до 3 лет;
  • административный арест до 15 суток;
  • общественные работы до 200 часов;
  • административный штраф — размер зависит от вида нарушения.

3. Уголовная ответственность. Применяется в том случае, когда действия виновника ДТП повлекли за собой тяжелые телесные повреждения пострадавшего или смерть. Для таких ситуаций применяются суровые методы наказания:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • ограничение свободы сроком до 3 лет — ограничение передвижения и свободы в некоторых действиях;
  • лишение свободы до 9 лет — нахождение в тюрьме;
  • лишение прав до 3 лет.
  • Уголовные и административные наказания строго индивидуальны, грозят только виновнику ДТП.
  • Гражданскую ответственность, применима ко всем лица. Это условие распространяется в случае, когда авто было передано виновнику аварии по доверенности или находится в собственности юридического лица.

Наказание за ДТП виновнику может быть предъявлена как только гражданская, так и комбинированная ответственность.

Административное наказание виновнику за действия при ДТП

Согласно КоАП, к виновнику дорожно транспортного происшествия применяются дополнительные меры наказания, за поведение после совершенного ДТП, к одним из суровых относятся:

  • скрылся с места происшествия — административный арест на 15 суток или лишение прав от 12 до 18 месяцев;
  • дача взятки сотруднику ДПС — от штрафа, 15-30 размеров полученной взятки до штрафа 70 размеров полученной взятки и лишение свободы 7-12 лет;
  • нарушение правил оставления ТС на месте ДТП без изменений до приезда сотрудника ГИБДД — административный штраф 1000 рублей;
  • не оказание первой медицинской помощи пострадавшим — от штрафа менее 40 тысяч рублей до лишение свободы до 1 года;
  • совершение ДТП в состоянии алкогольного, психотропного или наркотического опьянения — наказание в виде штрафа до 30 000 рублей и лишение водительских прав на 2 года.

Штрафы за ДТП

Рассмотрим наиболее частые и суровые штрафы за ДТП предусмотрены для нарушителей. Размеры всех штрафов можно узнать из таблицы штрафов.

Провоцирование аварийной ситуации

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге (ст 12.14 КоАП РФ) — предупреждение или штраф 500 рублей

ДТП с пострадавшими

  • легкий вред здоровью: штраф 2500 — 5000 рублей;
  • средний вред здоровью: штраф 25000 — 30000 рублей и лишение прав на 12 — 18 месяцев;
  • тяжелый вред здоровью: от штрафа 2500 рублей до, лишение водительских прав и тюремное заключение до 7 лет.

Несоблюдение дистанции

Штраф за несоблюдение дистанции составляет 1500 рублей (ст.12.15 КоАП РФ).

Не соблюдение дорожной разметки и знаков дорожного движения

Размер наказание за игнорирования ПДД при движении по дорожной полосе и совершая повороты, развороты и иные маневры:

  • движение по разделительной линии разметки — штраф 500 рублей;
  • не включении сигнала поворота при перестроении или ином маневре — штраф 500 рублей;
  • совершение поворота или разворота с полосы не предназначенной для данного маневра — штраф 1500 рублей;
  • движение по автобусной полосе — штраф 1500 — 3000 рублей;
  • движение по велосипедным и пешеходным дорожкам — штраф 2500 рублей;
  • обгон ТС через сплошную — штраф 5000 рублей или лишении прав до 6 месяцев.

Не соблюдение требований сотрудника ГИБДД

Штраф если не остановился по требованию сотрудника ГИБДД составляет 500-800 рублей.

Самый коварный пункт ПДД

Самый коварный пункт ПДД

Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта — там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется — тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по главной имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной. Увидел опасность — тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.

Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.

Будьте осторожны на дорогах!

А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»

Создание аварийной ситуации на дороге: штраф, статьи КоАП РФ

За создание аварийной ситуации на дороге штраф неминуем, если нарушение будет замечено сотрудником ГИБДД. Правила для движения на дорогах создавались из неблагоприятной практики, собранной из случаев транспортных происшествий. В МВД разрабатывали требования не для того, чтобы за создание аварийной ситуации на дороге штраф назначить. Они стремились предотвратить опасные нарушения.

Особенности терминологии

С увеличением благосостояния народа появилась проблема пробок на проезжей части в городах. Скопление машин требует от водителей особой осторожности и культуры вождения. Пресса стала публично обсуждать вопрос об опасностях на трассе. Правоохранительные органы, автодорожные ассоциации изучают жесткое управление транспортными средствами. В 2016 г. впервые в ПДД появилось понятие об опасном вождении. Более того, инструкторы уделяли данному вопросу большое внимание при обучении. В экзаменационных билетах разыграли на картинках создание аварийной ситуации на дороге. О штрафе не забыли тоже.

От будущих водителей требуется понять расстановку ТС и правильно разрулить. Такие мероприятия необходимы для снижения показателей с травмированием, летальным исходом, где много пострадавших детей. Законодатели считают, что за создание аварийной ситуации на дороге штраф — слишком лояльная мера, которую следует ужесточить. Возможно, угроза наказания, лишение водительских прав и другие меры пресечения немного уменьшат экстремальные маневры.

Агрессивный способ управления

Считается преступным поведением регулярное нарушение правил вождения и создание аварийной ситуации на дороге. Статья 12.38 КоАП РФ это подтверждает. Следует понимать, что в законодательном акте идет речь не о единичном пренебрежении к требованиям ПДД, а систематическом. Инспекторы сделали анализ, который позволил классифицировать реально опасные маневры, куда включены следующие моменты:

  • резкая остановка без соблюдения дистанции;
  • перестроение по собственному усмотрению;
  • обгон машин без расчета на приближение встречного потока;
  • подъезд вплотную к автомобилю во время движения;
  • игра на обгон в плотном потоке ТС;
  • несоблюдение боковых дистанций;
  • отсутствие уступок приоритетному транспорту – скорой помощи, пожарным;
  • увеличенная скорость в черте города, поселка, любом населенном пункте;
  • пренебрежительное отношение к пешеходным переходам.

Ошибки или закономерность?

Каждый водитель знает свои методы вождения, которые могут значительно продлить список. Многие из них не считаются ошибками – это опасное вождение. Подобное поведение влечет за собой закономерные последствия:

  • травмы;
  • смерть;
  • разбитые машины.

Статистика свидетельствует о том, что смертность в ДТП увеличивается. На сегодняшний день она уже превысила гибель от несчастных случаев и серьезных заболеваний.

Примеры из практики

Что имели виду законодатели, когда ввели термин «создание аварийной ситуации на дороге» в КоАП? Ужесточение правил принесет пользу водителям, которые не нарушают правила дорожного движения. Привлечение к наказанию водителей, по вине которых произошла авария, но сами они не пострадали, а постарались скрыться, вполне обосновано. Ситуации понятны для тех, кто управляет автомобилем:

  1. Лихач внезапно подрезает машину, та старается увернуться от него выездом на встречную полосу, и сразу происходит удар. Казалось бы, нарушитель один, тот, кто оказался не на своей стороне. А настоящий виновник в этот момент далеко.
  2. Водитель такси все внимание сконцентрировал на голосующих пассажирах, что происходит рядом — упустил. От него пытаются увернуться, перестроившись на другую полосу, происходит въезд в боковую панель автомобиля, который не ожидал опасных перестановок и внезапных маневров.
  3. Надоело ждать зеленого света перед светофором, решил сэкономить время и быстро проскочить, не заметив, что не все ТС проехали с перекрестка. Водитель, перед которым мчится машина, давит на тормоз и получает удар от автомобиля, следующего за ним.

Все перечисленные примеры считаются банальными в ежедневной череде происшествий. Такие ситуации «разруливают» инспекторы дорог. Им-то понятно, почему произошли ужесточения штрафных санкций. Главное, чтобы они пошли на пользу действительно жителям, водителям, пешеходам, а не самим контролерам.

Кому дано право обвинять?

Чтобы не было недоразумений, законы нужно регулярно проверять на обновление, в них часто появляются изменения. Вину автолюбителя или профессионала могут признать только государственные автоинспекторы. Если их не было на месте происшествия, доказательством служат:

  • свидетельские показания;
  • видеорегистраторы;
  • записи с телефона.

За одно нарушение штраф не полагается, понятие об агрессивном вождении подразумевает регулярный повтор нарушений. При наличии доказательств штрафная санкция равна 5000 руб. Если водитель не соблюдает дистанцию во время движения, на остановках перед светофором, его могут наказать на 1500 рублей. На значительные штрафные суммы предусмотрена скидка в 50 % при условии, что нарушитель не будет тянуть с оплатой, а внесет в государственную казну деньги в течение одного месяца.

Что приводит к происшествиям на дороге?

Не всегда водитель виновен в нарушении ПДД. Во время обучения на курсах преподаватели подробно объясняют, как нужно следить за состоянием автомобиля, ведь любая неисправность может привести к большой беде. Обычно расследуя происшествие, при назначении наказания ссылаются на статью 12.12 КоАП. В ней раскрываются нарушения во время маневрирования.

Опасные ситуации

Существует много проступков, которые становятся провокационными для других участников движения:

  • отсутствуют сигналы, предупреждающие о поворотах, разворотах, перестроении;
  • неожиданные маневры для других водителей;
  • повороты, развороты, обгоны задним передвижением в запрещенных местах;
  • не уступка полосы автомобилям, когда они идут на обгон;
  • превышение скорости на скользкой, обледенелой трассе, резкий поворот —в результате таких манипуляций машину может прсто вынести на встречную полосу;
  • нужно строго следить за интервалом не только впереди идущих машин, но и боковых;
  • резкое торможение без причины может привести к неадекватному решению у других водителей.

Водителям не стоит давать пространственные рекомендации об осторожности и внимательности. Во время движения даже у абсолютно аккуратных автолюбителей при исправно работающих механизмах всякое. Поэтому правоведы стараются законодательно урегулировать каждый непредвиденный случай.

Перечень штрафных санкций

Административный кодекс тоже внес свою лепту в законодательство, регламентирующее культуру дорожного передвижения — это ст. 12 15 КоАП РФ. В данном акте дается подробное указание, за какие проступки следует штрафовать и в каких размерах. К примеру, нельзя бросать свой автомобиль на дороге при встречном разъезде. Недопустимо ездить по обочине, а также там, где есть разметка о пересечении транспортных и пеших колонн. За такие нарушения грозит штраф в размере 1500 рублей. Равноценная санкция полагается водителям тихоходных ТС, которые не желают на трассе пропускать автомобили. Запрещено передвигаться по дорожкам, которые предназначены велосипедистам и пешеходам — за проступок накажут на 2000 руб. Если административные правонарушения будут регулярно повторяться, и это подтвердят специальные технические средства, можно не только «заработать» штраф, но и лишиться водительского удостоверения на год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: