Самостоятельная диагностика электронного блока управления двигателем

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Ситуация, когда где то на проселочной дороге вдали от населенных пунктов внезапно загорелась оранжевая лампа Check Engine и двигатель Уаза начал работать с заметными перебоями или заглох и не хочет заводится, довольно неприятна, но не смертельна. В большинстве случаев, на исправной и своевременно обслуживаемой машине, неисправность всегда лежит на поверхности, и ее удается быстро найти и тут же на месте устранить.

Если же внешний осмотр двигателя, его датчиков, узлов и систем никакого результата не принес, то неисправность можно точно выяснить узнав ее цифровой код, который записал в свою память электронный блок управления двигателем.

Контрольная лампы неисправности двигателя в обычном режиме работы только сигнализирует о том, что какая то ошибка в системе существует. И хорошо, если в машине установлен бортовой компьютер, который обладает возможностью считать с памяти ЭБУ и вывести код неисправности на свой дисплей или озвучить его, чтобы можно было понять куда смотреть и что надо ремонтировать или менять.

В случае, когда бортовой компьютер отсутствует и другой возможности узнать цифровой код ошибки нет, придется принудительно переводить контроллер (ЭБУ) двигателя с его обычного режима в режим самодиагностики и последовательно осуществлять чтение кодов ошибок двигателя из памяти контроллера через вспышки контрольной лампы Check Engine.

Но только если двигатель ЗМЗ-409 имеет класс Евро-2 с соответствующей диагностической колодкой и подведенной L-линией на вывод «10». Если двигатель класса Евро-3 с диагностическим разъемом типа OBD-II, то тут уже нужно возить с собой специальный диагностический сканер или ноутбук с установленной диагностической программой, адаптером и кабелем.

Перевод электронного блока управления (контроллера) Микас 7.2 двигателя ЗМЗ-409 в режим самодиагностики.

Открыть крышку диагностического разъема (1), который в Уаз Хантер установлен в моторном отсеке слева на кронштейне, со стороны места водителя, и отрезком провода надежно соединить его выводы «10» и «12» (2), обеспечив хороший и непрерывный контакт.

Чтение кодов ошибок двигателя с помощью системы самодиагностики ЭБУ Микас 7.2 двигателя ЗМЗ-409 в полевых условиях.

Каждой неисправности присвоен свой отдельный цифровой код, его и опознают по числу вспышек контрольной лампы. Число коротких вспышек лампы по 0.5 секунды соответствует такой же цифре : одна вспышка — цифра 1, две вспышки — цифра 2, три вспышки — цифра 3, и т.д.

По окончанию вывода первой цифры наступает пауза в 1.5 секунды, а затем таким же образом, с помощью коротких вспышек, выводится вторая. После вывода второй цифры надо обратить внимание на паузу после нее — если снова 1.5 секунды, то значит код ошибки трехзначный и следом идет третья цифра, а если пауза 4 секунды, то это уже конец кода. Код каждой неисправности повторяется три раза.

Сразу после перевода контроллера (ЭБУ) в режим самодиагностики контрольная лампа должна высветить три раза код 12, это означает начало работы режима самодиагностики. Если кода 12 в начале нет, то это говорит о том, что система бортовой самодиагностики не исправна или вы ее не включили.

Следующие кода, после 12, уже будут отображать неисправности. После индикации всех имеющихся в памяти ЭБУ кодов неисправностей снова трижды выводится код 12 и индикация кодов повторяется заново. Если ЭБУ двигателя не может самостоятельно определить неисправность или их просто нет, то на контрольную лампу выводится только код 12.

Пример вывода кода ошибки :

Код 243 — короткое замыкание на «массу» цепи 3 системы зажигания : 12, 12, 12, 243, 243, 243, 12, 12, 12… и так по кругу.
12 — одна вспышка в 0.5 сек., пауза в 1.5 сек., две вспышки по 0.5 сек., пауза 4 секунды и цикл повторяется еще два раза аналогичным образом.
243 — две вспышки по 0.5 сек., пауза в 1.5 сек., четыре вспышки по 0.5 сек., пауза в 1.5 сек., три вспышки по 0.5 сек., пауза 4 секунды и цикл повторяется еще два раза.

Кода неисправностей системы впрыска топлива двигателя ЗМЗ-409, их расшифровка, причины возникновения и некоторые дополнительные сведения находятся по ссылкам : номера с 013 по 081 и номера с 091 по 244.

Очистка кодов неисправностей из памяти электронного блока управления.

Для автомобилей с двигателями экологического класса 2.

Память хранящую коды неисправностей можно очистить отключив «массу» аккумуляторной батареи на время более 2 минут. При этом необходимо следить за тем, чтобы зажигание было выключенным во избежание повреждения электронного блока управления.

После отключения аккумуляторной батареи теряются накопленная в оперативной памяти электронного блока управления информация о состоянии двигателя и параметры самообучения ЭБУ, поэтому при первом пуске двигатель может работать неустойчиво.

Для адаптации системы управления, запустив двигатель, прогрейте его до рабочей температуры, дайте поработать на холостом ходу не менее 1 минуты и двигайтесь на автомобиле не менее 1 километра в режиме частичной нагрузки двигателя до полного восстановления нормальных рабочих показателей.

Для автомобилей с двигателями экологического класса 3.

Память хранящую коды неисправностей можно очистить только при помощи сканер-тестера. В случае отключения аккумуляторной батареи параметры самообучения ЭБУ не теряются, но могут быть сброшены при помощи сканер-тестера.

Самостоятельная диагностика электронного блока управления двигателем

Блок вышел на связь

Начинается диагностика обычно с подключения сканера и попытки установить связь с блоками. Для этого существует диагностический разъём. Есть разные способы его задействования, но всё сводится к подключению OBD-адаптера и связывания его по любому физическому каналу с диагностической программой на компьютере, планшете или даже смартфоне. В идеале используется моторный стенд, в котором есть ещё и осциллограф.

Если подключение произошло успешно, ЭБУ откликнулся, стало возможным определить его тип и считать первичную информацию, то с большой вероятностью процессор и программное обеспечение работают нормально. Это не говорит о том, что всё в блоке исправно. ЭБУ слишком сложен и многофункционален, его работоспособность надо проверять в комплексе.

Аппаратные ошибки

Чаще всего неисправности блока происходят на периферийном уровне. Назначение его аналоговых и цифровых интерфейсов заключается в считывании сигналов от многочисленных датчиков с последующей выдачей электрических команд на исполнительные механизмы. Именно схемы, имеющие выходы на системный разъём блока, наиболее уязвимы.

Больше всего страдают управляющие драйверы. Блок отправляет рабочие токи и напряжения на достаточно мощные узлы и детали навесного оборудования двигателя:

  • топливные электромагнитные и пьезоэлектрические форсунки;
  • катушки и модули зажигания;
  • клапаны гидравлического и пневматического управления системами двигателя, вентиляция бака и картера, EGR, фазы и заслонки газораспределения и многое другое;
  • топливный насос;
  • вентиляторы охлаждения;
  • главное реле бортовой сети питания;
  • регулятор холостого хода.

Все цепи управления имеют встроенную диагностику в драйверах, но поскольку блок предполагается неисправным, то работать она может некорректно, все данные подлежат аппаратной проверке. Считанные коды неисправностей могут лишь дать дополнительную информацию. Ценность их на самом деле сильно преувеличена.

Отказы управляющих транзисторов и микросхем ЭБУ определяются по некорректным выходным сигналам или даже по внешним признакам при вскрытии блока. Это пробитые корпуса приборов, перегоревшие дорожки печатных плат, обуглившиеся электронные компоненты. В ряде случаев ремонт возможен заменой элементов и восстановлением монтажа.

Приёмные схемы сигналов от датчиков также могут отказывать и выгорать. Слабые входные цепи не выдерживают замыканий в проводке и датчиках, а также грубого вмешательства при попытках неграмотной диагностики. Часто происходит встречное попадание напряжения 12 Вольт на измерительные входы, работающие от 5 Вольт с выгоранием входных цепей. Обычно ЭБУ это замечает и реагирует вывешиванием кодов ошибок по датчикам. Остаётся только проверить состояние цепи по конкретному контакту разъёма.

Проблемы с софтом

Программные ошибки тесно связаны с «железом», поскольку все данные хранятся на физических носителях. Но если процессор работает и способен это замечать, то в память заносятся коды соответствующих ошибок. Например:

  • P6000 – проблемы со связью по шинам данных, программные сбои с этим связанные, нарушена коммуникация между контроллерами;
  • P6001 – подсчёт контрольной суммы информации во флеш-памяти даёт неверный результат, данные нарушены;
  • P6002 – программные сбои в работе процессора по различным причинам;
  • P6003 – ошибка памяти программ процессора;
  • P6004 – ошибка оперативного запоминающего устройства;
  • P6005 – ошибка контрольной суммы ПЗУ;
  • P6006 – ошибки процессора, обычно возникают при инициализации или проблемах с питанием;
  • P0610 – ошибка опций, возникает при неадекватной замене блоков или отказе других контроллеров на шине.
Читайте также  Подбор масла для дизельного двигателя с турбонаддувом

Во всём многообразии блоков существуют и иные ошибки данной категории. Чаще всего проблемы исправляются перепрошивкой блоков, но иногда их приходится заменять с проведением соответствующей адаптации. Вмешательство в процессоры и память на физическом уровне практического смысла не имеет, а многие чипы вообще не предусматривают технологию ремонтного демонтажа.

Связаться с блоком не удаётся

Если подключить диагностическое оборудование на автомобиле не получается, то ЭБУ снимается, и делается попытка исследовать его, как говорят специалисты, «на столе».

Прежде всего производится проверка реакции блока на подачу питающих напряжений. Обычно у ЭБУ имеется несколько линий питания. Это постоянно подаваемое напряжение бортовой сети 12V, вход от замка зажигания (цепь 15) и напряжение обратной связи от главного реле. К первой из них напряжение подводится всегда, непосредственно от аккумуляторной батареи. Блок находится в постоянной готовности принять сигнал на запуск от замка зажигания.

Как только зажигание включено, контроллер на это отреагирует подачей управляющего напряжение на главное реле. Оно подключает к бортовой сети мощные потребители, систему зажигания, форсунки и прочее. Одновременно кратковременно подаётся питание на реле топливного насоса, создающего давление в рампе форсунок для подготовки пуска двигателя. Контроллер получает информацию обратной связи от контактов главного реле через соответствующий пин разъёма. В нормальном режиме все эти напряжения должны присутствовать, подаваясь в указанной последовательности. Это можно проверить при помощи контрольной лампочки.

Для измерения напряжений можно использовать маломощные лампочки накаливания, светодиодные индикаторы или мультиметр. Но предпочтительней именно лампочка, поскольку она создаёт нагрузку на цепь, что позволяет судить о её исправности более точно. Вольтметр может показать напряжение даже за счёт незначительных утечек, когда реально цепь разомкнута.

То же касается массовых контактов. Их несколько, поскольку для работы в условиях помех минусовые цепи приходится разделять на силовые, управляющие, сигнальные и измерительные. Все соответствующие пины должны иметь надёжный контакт с минусом питания.

Можно попытаться войти в связь с блоком при помощи профессионального оборудования, минуя диагностический разъём автомобиля. Дело в том, что он уже не связывается с ЭБУ напрямую, в бортовой информационной сети используются шлюзы, разделяющие потоки данных по разным шинам. Подсаженные неисправными периферийными контроллерами магистрали не позволят связаться конкретно с ЭБУ для проверки его работы.

Контролю подлежат:

  • цепи питания, в том числе и внутренние, на которые работают встроенные стабилизаторы на 5V и 3,3V;
  • работа задающего генератора процессора, с помощью осциллографа можно увидеть наличие импульсов вокруг его чипа;
  • коррозия, перегорание или механические повреждения проводников на плате;
  • целостность корпусов микросхем и транзисторов;
  • отсутствие повреждений электрической защиты по цепи питания, стабилитронов и варисторов;
  • идентификация блока по маркировке, возможно он был некорректно заменён.

Проверяется также проводка и разъёмы, наличие сигналов и напряжений следует смотреть на самом конце любой линии, обрыв может произойти где угодно. Например, наличие напряжения на колодке разъёма ещё ни о чём не говорит, проверять его надо непосредственно на плате.

И ещё раз о безоговорочной вере в истинность информации, поставляемой системой самодиагностики в виде кодов ошибок. Ни одна система в принципе не может диагностировать сама себя. Если программно-аппаратный комплекс, называемый компьютером, контроллером или ЭБУ, неисправен, то всё, что он при этом выдаёт, следует подвергать сомнению и не ориентироваться на расшифровку кодов. При реальных неисправностях они либо вываливаются ничего не значащими пачками, либо вообще не появляются, ибо их некому генерировать. Исключением является диагностика периферии, но и она часто вводит в заблуждение, заставляя тратить время на классические ошибки начинающих диагностов. Трудно сосчитать, сколько было заменено совершенно исправных датчиков положения коленвала только потому, что этот основной поставщик опорной синхронизации мотора подозревался контроллером в самых невероятных случаях. Очень желательно, чтобы в непростых ситуациях диагностики всё же появлялся осциллограф или иное профессиональное оборудование.

Как диагностировать ошибки ЭБУ и выполнить его прошивку на Опеле

  • ТО
    • Opel Astra J
    • Opel Astra H
    • Opel Zafira С
    • Opel Corsa
    • Opel Zafira B
    • Opel Antara
    • Opel Insignia
    • Opel Meriva
    • Opel Mokka
    • Opel Vectra C
    • Opel Vivaro
  • Ремонт
    • Opel Astra J
    • Opel Astra H
    • Opel Zafira С
    • Opel Corsa
    • Opel Zafira B
    • Opel Antara
    • Opel Insignia
    • Opel Meriva
    • Opel Mokka
    • Opel Vectra C
    • Opel Vivaro

Комплексная дезинфекция авто

Замена прокладок теплообменника Опель Зафира 1.4 турбо

Время прочтения Время на прочтение: 2 мин. 55 сек.

Сложность материала Для любителей — 3 из 5

Как диагностировать ошибки ЭБУ и выполнить его прошивку на Опеле

К наиболее значимым узлам любого автомобиля относится его электронный блок управления (ЭБУ). Это своеобразный мозг машины. Именно к нему стекается информация со всех, установленных в транспортном средстве датчиков, отслеживающих корректность работы ответственных механизмов. Подключение к устройству внешнего компьютера помогает своевременно выявлять произошедшие и намечающиеся поломки, предотвращая более дорогие ремонты.

Но, чтобы правильно расшифровать получаемую информацию, необходимы совместимые с системой сканеры и программы, либо наличие оборудования, способного адаптировать между собой взаимодействующие устройства. Также требуются специалисты, знающие данный модельный ряд автомобилей и умеющие быстро определить проблему по выданной ошибке. Такие возможности диагностировать и распознать ошибки ЭБУ у автомобилей семейства Opel есть в специализированном московском автосервисе «Ремонт-лидер».

Варианты диагностики ЭБУ автомобиля

Выполняя подключение к «мозгам» машины различают поверхностную и углубленную диагностику работы ее механизмов. Первая выполняется путем считывания кодов ошибок с приборной панели авто и последующей их табличной расшифровки. Для получения информации выполняется одновременное нажатие педалей газа и тормоза, а также включение зажигания (но не запуск двигателя). Отображаемые данные классифицируются по начальному индексу:

  • B – проблемы с электроприборами;
  • C – неисправна ходовая часть;
  • P – сбои в работе блоков ДВС и коробки;
  • U – отказали электронные модули.

Точнее и глубже можно диагностировать систему при помощи сканеров (OBD или аналогов) и адаптеров (типа ОР-СОМ). Они проведут опрос ЭБУ и анализируют работу всех узлов в реальном времени. Информация может быть выведена на выносное электронное устройство (смартфон, планшет, компьютер и т.д.) при подключении через OBD2 разъем. При этом задействуют специальное ПО, индивидуальное для каждой модели автомобиля и прилагаемые к нему пояснительные таблицы.

Перепрошивка электронного блока

В большинстве автомобилей встроенный компьютер работает годами без всяких сбоев, но достаточно техники, где по различным причинам оборудование выходит из строя или начинает функционировать неправильно. Приходится лезть в ЭБУ и тем автовладельцам, кто решил «прокачать» свою машину, сделать чип-тюнинг, обойти избыточные заводские ограничения либо избавиться от катализатора (сажевого фильтра). Даже зная примерно «что и как», не стоит пытаться это сделать собственноручно. Лучше доверить работу специалистам, несущим ответственность за свои действия.

Чтобы заменить стандартную программу обновленной или исправить сбой в электронике авто, необходим программатор, компьютер или ноутбук с уже установленным ПО, а также версия готового файла с новой прошивкой. Пока будет происходить процедура, важно не допускать перебоев в питании, иначе файл может частично не записаться и восстановить работоспособность авто будет очень сложно и затратно. Также, чтоб сделать все правильно самому, придется изучить немало литературы и обзавестись необходимыми приспособлениями. Еще лучше избегать «взломанных» программ.

Обратившись по данному вопросу на станцию Ремонт-лидер, вы незначительно проиграете в финансах, но сэкономите свое время и получите твердую уверенность, что электроника вашего авто будет работать четко и безотказно. Также, в случае неудачи, вам компенсируют испорченный узел и предоставят на замену рабочий блок бесплатно.

Замена блока управления двигателем

Как известно, современный инжекторный двигатель полностью управляется при помощи развитой ЭСУД. Система включает в себя блоки-контроллеры, датчики и исполнительные электронно-механические устройства. При этом для разных двигателей используются различные блоки управления.

Хотя указанные блоки представляют собой достаточно надежные устройства, исключать их поломки нельзя. К проблемам, которые напрямую связаны с ЭБУ, может привести короткое замыкание, механическое повреждение блока, попадание влаги внутрь контроллера и т.д. Так или иначе, некорректная работа блока управления не позволит нормально работать ДВС.

Читайте также  Система смазки в двигателе

В подобной ситуации «мозги» меняются на подходящий аналог, после чего происходит перепрошивка блока управления двигателем. В этой статье мы поговорим о том, как заменить ЭБУ двигателем своими руками.

Основные функции блока управления ДВС

Начнем с того, что в случае выхода из строя блока управления данное устройство необходимо менять, так как ремонт зачастую нецелесообразен. С учетом высокой стоимости устройства зачастую практикуется замена на подержанный блок управления, реже приобретается новый ЭБУ.

При этом для замены следует особое внимание уделить подбору управляющего модуля. Блок управления должен быть не только подходящим по модели, но и соответствовать тому или иному типу двигателя. Другими словами, чаще всего ЭБУ подходит только от аналогичной модели автомобиля с точно таким же ДВС.

Электронный блок осуществляет контроль за работой системы зажигания, впрыска топлива, оценивает состав отработавших газов и т.д. В каждой модели автомобиля бортовой компьютер индивидуальный под конкретный тип ТС.

Почему контроллер нужно менять и как заменить ЭБУ двигателем

Как уже было сказано выше, необходимость замены блока управления двигателем может возникнуть по разным причинам. В большинстве случаев сбои в блоке управления не позволяют нормально эксплуатировать авто, в результате требуется замена ЭБУ.

С учетом того, что блок управления двигателем представляет собой электронное устройство, отмечена его высокая чувствительность к перепадам напряжения в бортовой сети и замыканиям. Также не допускается попадание влаги в корпус ЭБУ. Еще блок может выйти из строя по причине повышенных вибраций, ударов и т.д.

  • Кстати, среди наиболее частых причин выхода из строя бортового компьютера все же является перепад напряжения, то есть замыкание в электроцепях автомобиля. Еще добавим, что в случае очевидных проблем с АКБ или генератором, когда напряжения попросту недостаточно, ЭБУ также может начать работать со сбоями.

Также в рамках диагностики очень важно определить саму причину, которая привела к выходу контроллера из строя. Обратите внимание, если причину не обнаружить, тогда замена блока управления мотором может повторно обернуться поломкой недавно установленного устройства.

  • Важно понимать, что сбои в работе двигателя часто бывают связаны не с самим ЭБУ. Выход из строя датчиков ЭСУД, некорректная работа исполнительных устройств, поломки самого силового агрегата и другие причины не позволяют блоку обеспечить стабильную работу силовой установки.

Что касается самого блока, на начальном этапе проверяется напряжение на ЭБУ. Затем к блоку подключается диагностическое оборудование, тестируется работоспособность, проводится тестирование входных и выходных сигналов. Только проведенные в комплексе тесты позволяют сделать вывод о том, что блок управления неработоспособен и нуждается в замене.

Замена электронного блока управления ДВС

Теперь перейдем к самой замене. Следует учесть, что замена блока управления двигателем может оказаться сложной задачей в случае отсутствия необходимых навыков. Как правило, сначала ЭБУ нужно обнаружить. Другими словами, следует знать, где стоит блок управления двигателем на автомобиле в зависимости от марки и модели ТС.

  • Дело в том, что производители не всегда устанавливают ЭБУ в легкодоступном месте. Причин для этого много, начиная от защиты блока управления от вибраций, влаги и перепадов температур и заканчивая защитой от угона.

Во втором случае главной задачей является затруднение доступа к устройству, чтобы угонщик не имел легкой возможности подмены блока, обхода иммобилайзера и т.п. Вполне очевидно, что ЭБУ может стоять как в подкапотном пространстве, так и в салоне. Чтобы найти контроллер, может понадобиться частичная разборка салона, снятие навесного оборудования с двигателя и т.д.

После этого нужно проверить работоспособность ЭБУ, а уже затем собирать салон в обратном порядке. В случае если снималось навесное оборудование с двигателя, сначала нужно все детали и элементы установить обратно, а уже затем проверять работоспособность нового блока.

  • Также во время проверки желательно подключить к диагностическому разъему соответствующее оборудование. Это позволит убедиться в том, что двигатель и другие системы работают в штатном режиме с новым ЭБУ.

Кстати, на многих автомобилях блок нуждается в адаптации. На практике, особенно если речь идет об автомобиле с солидным пробегом, это означает «самоподстройку» контроллера с учетом износа ДВС, снижения производительности бензонасоса, форсунок и т.д. Получается, на оптимальные показатели работы двигатель после замены ЭБУ выйдет не сразу, а спустя некоторое время после начала эксплуатации автомобиля.

Советы и рекомендации

Хотя электронные блоки многих производителей официально являются неремонтопригодными, специалисты нередко вполне успешно восстанавливают данные устройства. Это значит, что возможность ремонта ЭБУ также не следует полностью исключать. Если блок очень дорогой или редкий, тогда возможность ремонта ЭБУ может оказаться выходом из сложившейся ситуации.

В случае, когда все работы выполнены правильно, дополнительная настройка ЭБУ позволяет улучшить отдельные технические характеристики мотора на конкретном авто. Как правило, двигатель начинает лучше «тянуть» на низких оборотах, исчезают провалы при резком нажатии на педаль газа, мотор работает более эластично на разных режимах и т.п.

Однако не следует забывать и о минусах чип-тюнинга. Если установлена программа неизвестного производителя, специалисты не «обкатали» прошивку на ходу и т.д., тогда ресурс двигателя может заметно сократиться, возникают проблемы со смесеобразованием, могут начать плавать обороты, двигатель «тупит», пропадает отзывчивость на нажатие педали акселератора, под нагрузками ДВС глохнет и т.д.

По указанным выше причинам выполнять прошивку блока управления двигателем должны только квалифицированные специалисты при помощи специального оборудования. Важно, чтобы программное обеспечение (прошивка) оказалось проверенным и качественным, после чего также производятся обязательные подстройки прямо на ходу (так называемая обкатка прошивки ЭБУ в режиме онлайн).

Самостоятельная диагностика электронного блока управления двигателем

На сегодняшний день практически все выпускаемые двигатели внутреннего сгорания оборудованы электронной системой управления (ЭСУД). Автопроизводители уделяют особое внимание этой системе, так как добиться высокой мощности двигателя при одновременном снижении расхода топлива и выполнении жестких экологических требований возможно только с помощью очень точного и своевременного дозирования топлива и эффективного поджигания топливно-воздушной смеси на всех режимах работы двигателя.

Устройство ЭСУД усложняется с каждым годом, увеличивается число элементов, совершенствуются алгоритмы управления работой двигателя. Но в конструктивных элементах ЭСУД, как и в любой другой системе автомобиля, в процессе продолжительной эксплуатации неизбежно возникают различные отказы и неисправности. Происходит изменение электрических характеристик, нарушение регулировок, потеря работоспособности датчиков, их разъемов, предохранителей и проводов. Это приводит к существенному ухудшению работы двигателя и при несвоевременном устранении возникающих в ЭСУД неисправностей к полной потере им работоспособности.

Отсутствие в настоящее время обоснованных режимов технического обслуживания (ТО) электронных систем управления двигателем приводит к снижению эксплуатационной надежности и значительным затратам на поддержание этих систем в технически исправном состоянии.

В ходе выполненных исследований эксплуатационной надежности электронных систем управления двигателей 1.6 VTi Tiptronic (88 кВт), 1.6 THP Turbo Tiptronic (110 кВт) автомобилей марки Peugeot были выявлены элементы с наиболее часто возникающими отказами и неисправностями (рис. 1).

Как видно из рис. 1, наиболее распространенной неисправностью данной ЭСУД является отказ электронного термостата (20 %). Этот дефект связан с низким качеством материала, применяемого в качестве уплотнителя датчика температуры охлаждающей жидкости, встроенного в термостат. Неисправность устраняется заменой термостата, либо установкой отдельного датчика температуры вместо штуцера прокачки системы охлаждения.

Рис. 1. Диаграмма распределения основных неисправностей электронных систем управления двигателей 1.6 VTi Tiptronic (88 кВт), 1.6 THP Turbo Tiptronic (110 кВт) автомобилей марки Peugeot: 1 – электронный термостат (20 %); 2 – свеча зажигания (15 %); 3 – электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределительного механизма (ГРМ) (10 %); 4 – катушка зажигания (8 %); 5 – форсунка (4 %); 6 – электронная дроссельная заслонка (8 %); 7 – кислородный датчик (10 %); 8 – электронасос охлаждения турбокомпрессора (5 %); 9 – электроклапан управления давлением наддува (5 %); 10 – электроклапан аварийного сброса давления наддува (2 %); 11 – каталитический нейтрализатор (5 %); 12 – датчик давления наддува (4 %); 13 – электродвигатель системы изменения подъема клапанов ГРМ (4 %). Неисправности кислородных датчиков (10 %) и каталитического нейтрализатора (5 %) вызваны низким качеством используемого топлива

Читайте также  Почему масло попадает в систему охлаждения двигателя?

На отказы свечей зажигания приходится 15 % от общего количества отказов. В большинстве случаев отказ свечей связан с использованием топлива низкого качества либо нарушением периодичности проведения ТО.

Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения (10 % отказов) предназначен для регулирования давления масла, подаваемого на фазорегулятор распределительного вала. Отказ данного элемента зачастую связан с его загрязнением металлическими частицами, содержащимися в моторном масле.

Для поддержания ЭСУД в работоспособном состоянии необходимо соблюдать определенные условия эксплуатации электронных элементов. Электронные компоненты, жгуты проводов и контакты необходимо поддерживать в технически исправном состоянии. Разъемы датчиков должны быть без следов коррозии, проводка – чистой, чтобы обеспечить передачу сигналов к электронному блоку управления (ЭБУ) без искажений и др.

Кроме рассмотренных выше неисправностей электронной части работоспособность системы управления двигателем зависит от состояния механических и гидромеханических элементов. Некоторые нарушения технического состояния двигателей или регулировок в его системах вызывают неисправности, ошибочно принимаемые за неисправности элементов системы управления двигателем. Это может быть связано с уменьшением давления в конце такта сжатия, подсосом воздуха, ограничением проходимости системы выпуска, нарушением фаз газораспределения, низким качеством используемого топлива, несоблюдением периодичности проведения технического обслуживания [1].

Электронный блок управления современным двигателем представляет собой цифровой микропроцессор с функцией самодиагностики (рис. 2). При работе двигателя ЭБУ постоянно опрашивает все датчики, исполнительные устройства и при появлении неисправности заносит в свою память код (от двузначного до пятизначного), соответствующий неисправности данного вида.

В результате выполненных исследований эксплуатационной надежности ЭСУД были выявлены основные неисправности этой системы, признаки их возникновения, а также влияние этих неисправностей на работу двигателя (таблица).

Рис. 2. Структурная схема электронного блока управления двигателем

Основные неисправности элементов ЭСУД

Влияние на работу двигателя

1. Электронный термостат (датчик температуры охлаждающей жидкости)

Стрелка температуры охлаждающей жидкости на панели приборов при непрогретом двигателе в красной зоне. Вентилятор охлаждения работает постоянно на второй скорости. Затруднен запуск двигателя

Электронный блок управления двигателем (ЭБУД) не учитывает показания датчика температуры ОЖ при расчете времени впрыска топлива в цилиндр, ограничивает максимальную частоту вращения коленчатого вала (КВ) до 3500об/мин. Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду

2. Свеча зажигания

Двигатель работает неустойчиво, сильные вибрации в двигателе и кузове. Затруднен запуск холодного двигателя

Значительно уменьшается мощность двигателя. Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду

3. Электромагнитный клапан системы изменения фаз ГРМ

Двигатель работает неустойчиво на холостом ходу (преимущественно после пуска холодного ДВС)

Незначительно снижается мощность двигателя

4. Катушка зажигания

Двигатель работает неустойчиво, вибрации в двигателе и кузове. Затруднен запуск холодного двигателя

Заметно падает мощность двигателя. Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду

5. Электромагнитная форсунка

Двигатель работает неустойчиво, сильные вибрации в двигателе и кузове. Затруднен запуск холодного двигателя

Существенно уменьшается мощность двигателя. Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду

6. Электронная дроссельная заслонка

Частота вращения КВ двигателя не поднимается выше 1500 об/мин. Вентилятор охлаждения работает постоянно на второй скорости

Значительно снижается мощность двигателя

7. Кислородный датчик

Двигатель работает неравномерно на холостом ходу

Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду

8. Электронасос охлаждения турбокомпрессора

Включается контрольная лампа CHECK ENGINE на панели приборов

На работе двигателя сказывается не значительно. При несвоевременном устранении неисправности сокращается ресурс турбокомпрессора

9. Электроклапан управления давлением наддува

Ухудшаются динамические характеристики автомобиля

Значительно уменьшается мощность двигателя при движении с частичной или полной нагрузкой. Неоптимальный состав смеси. Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ

10. Клапан аварийного сброса давления наддува

Снижаются динамические характеристики автомобиля при движении с полной нагрузкой

Значительно снижается мощность при работе с полной нагрузкой на высоких оборотах КВ двигателя

11. Каталитический нейтрализатор

Ухудшаются динамические характеристики автомобиля

Значительно падает мощность двигателя при движении с частичной или полной нагрузкой. Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду

12. Датчик давления воздуха во впускном коллекторе

Двигатель работает неустойчиво

Незначительно уменьшается мощность двигателя, неоптимальный состав смеси. Увеличивается расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду

13. Электродвигатель системы изменения подъема клапанов ГРМ

Затруднен или невозможен запуск двигателя

Значительно снижается мощность двигателя. Ограничивается частота вращения КВ двигателя

Для своевременного выявления и устранения возникающих в ЭСУД отказов и неисправностей была разработана методика диагностирования этой системы, в соответствии с которой определение технического состояния ЭСУД осуществляется в следующей последовательности.

  1. Считывание кодов неисправностей, хранящихся в памяти ЭБУД. Универсальным способом получения кода неисправности является использование специального диагностического устройства (сканера), подключаемого к диагностическому гнезду разъема ЭБУ или к специальному диагностическому разъему, вынесенному в доступное место. После считывания кодов диагност, опираясь на свой опыт либо применяя техническую документацию, определяет наиболее вероятные зоны ЭСУД, в которых предположительно произошел отказ.
  2. Контроль переменных (изменяемых) параметров при работе двигателя с помощью сканера и сравнение их с номинальными значениями. Это позволяет получить более конкретную информацию о характере неисправности, причине ее появления.
  3. На основе собранной с помощью сканера информации о неисправности с использованием технической документации диагност определяет, какой из элементов системы вероятнее всего неисправен.
  4. Проверка предположительно неисправного элемента системы с помощью диагностического сканера путем проведения контрольных тестов.
  5. Проверка электрического питания элемента. Не во всех случаях через контрольный тест можно определить, исправен ли тот или иной элемент. В таких случаях необходимо проводить дополнительные проверки: электрического питания элемента, целостность электропроводки, отсутствие коротких замыканий, различного рода помех, механических повреждений и т.д. В некоторых случаях необходима проверка электрического питания датчика, его электропроводки, отсутствие коррозии в электрических соединениях. В современных ЭСУД присутствуют элементы, диагностирование которых затруднено, поэтому в таких случаях определить неисправность возможно только с помощью замены элемента заведомо исправным.
  6. Проверка электронного блока управления. Кроме рассмотренных выше отказов датчиков и исполнительных элементов ЭСУД возникают неисправности, связанные с работой самого ЭБУ. При невозможности считывания кодов неисправности, записанных в память блока управления, проверяется электрическое питание блока управления, целостность электропроводки диагностического разъема, отсутствие коротких замыканий и исправность диагностического оборудования. Блок управления двигателем признается неисправным, если диагностическая цепь исправна, блок управления получает необходимое электрическое питание, отсутствует связь блока управления с диагностическим оборудованием.

Рис. 3. Алгоритм диагностирования исполнительных элементов ЭСУД

Процесс диагностирования ЭСУД является одним из самых сложных видов работ при техническом обслуживании и текущем ремонте автомобиля, требующим от исполнителя знаний конструкции ДВС, устройства и работы ЭСУД, умения пользоваться диагностическим оборудованием и технической документацией, а также практических навыков в ремонте и обслуживании автомобилей. Как показывает практика, системы самодиагностики автомобилей в настоящее время несовершенны, поэтому вопросы диагностирования и прогнозирования отказов ЭСУД актуальны и требуют дальнейшей проработки и развития.

Для уменьшения трудоемкости диагностических работ был разработан алгоритм поиска неисправностей исполнительных элементов ЭСУД (рис. 3).

Применение разработанной методики диагностирования элементов ЭСУД на станциях технического обслуживания автомобилей позволяет уменьшить трудоемкость диагностических работ, сократить время, затрачиваемое на поиск неисправности, и снизить затраты на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.

Рецензенты:

Кульчицкий А.Р., д.т.н., профессор, главный специалист ООО «Завод инновационных продуктов» КТЗ, г. Владимир;

Гоц А.Н., д.т.н., профессор кафедры «Тепловые двигатели и энергетические установки», Фгбоу впо «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Министерства образования и науки РФ, г. Владимир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: