Является ли страховым случаем ДТП на парковке

Авария на парковке это ДТП или нет — страховой случай

Продолжая публикацию статей про автомобильные происшествия, рассмотрим, авария на парковке относится она к ДТП или нет. Для этого нам надо будет дать определение явлению, рассмотреть его признаки и последствия. Все это позволит нам определить будет ли страховка по такому случаю в 2019 году. Возмещение – это главный вопрос, заставляющий читателя выяснять тонкости такого вопроса.

Материал будет полезен всем, кто стал свидетелем неприятного инцидента на парковке, сам стал его участником. Огромное скопление машин, ограниченная площадь, отвлекающие маневры – далеко не полный список причин столь частых столкновений. Если вы даже сами никого не заденете, то где гарантия что не «въедут» в ваш автомобиль. Давайте же разберёмся с нюансами нашего вопроса.

Внимание! Если парковочное происшествие классифицируют как ДТП, возмещение по ОСАГО будет. Если нет, то в выплате откажут.

Общие понятия и признаки


ДТП, согласно п. 1.2 ПДД, это дорожно-транспортное столкновение нескольких транспортных средств на самом дорожном полотне, в придорожной зоне. Что же относится к ограничиваемой территории, каким признакам должно соответствовать неприятное происшествие?

Что такое авария

Вполне очевидно, что все негативные действия (удар дверцей, искривление зеркала), что сплошь и рядом случаются на парковке нельзя назвать аварией. При ДТП наблюдаются некоторые общие признаки, которые позволяют отнести инцидент к соответствующей категории.

Для ДТП характерно:

  • участие минимум двух ТС (если одно авто въехало в столб – не наш случай);
  • наличие видимых значимых повреждений (мелкая царапина не считается);
  • движение одного из автомобилей;
  • наезд на пешехода;
  • столкновение с движимым и стоящим на месте объектом.

С признаками определились. Но все они действуют на дороге. Как быть, если инцидент случается за пределами проезжей части. Считается ли транспортное происшествие на парковке ДТП. ПДД четко оговаривает, что рассматриваются случаи на дороге и прилегающей территории, которая включает в себя:

  • места у жилых домов;
  • парковочные зоны у торговых, бизнес центров, стадионов иных общественных мест;
  • зоны для остановки авто у придорожных кафе, заправок, предприятий;
  • территория у муниципальных, государственных структур.

Важно! ДТП на парковке, но при наличии всех признаков – страховой случай по ОСАГО, при условии наличия действующих страховых полисов у участников.

Что не относится к ДТП

Если автомобиль на парковке пострадал в результате действия третьих лиц, стихии и других непредвиденных ситуаций, то это не аварий. Впрочем, как и урон, спровоцированный собственной неаккуратностью.

Не считается аварией:

  • инциденты без участия ТС;
  • неприятности с неподвижным авто;
  • происшествия без последствий в виде повреждений.

ДТП по ОСАГО

Итак, является ли страховым случаем, признанное ДТП парковке? Если присутствуют все признаки, то да. При идентификации случая нужно обратить внимание на зону происшествия (место столкновения), характер повреждения и причину.

Классификацию, перечень страховых случаев дает ФЗ № 40 об ОСАГО, первичная редакция от 25.04.2002 г.

Рассмотрим примеры

Первый страховой случай. Автомобиль припаркован, стоял без движения у торгового центра. Водителя могло даже не быть на месте. Второй автовладелец, выполняя манёвр, разбивает бампер, существенно царапает стоящее ТС. Так это определенно страховой случай. Владелец поврежденного авто, при действующем полисе ОСАГО, может обратиться в свою страховую фирму и получить возмещение. Если будет установлена личность виновного, то страховщик может потребовать с него регресс (возврат средств).

Второй не страховой случай. Вследствие движения автотранспортным средством задним ходом, водитель не рассчитал дистанцию, въехав в столб. При столкновении он разбил фару, повредил бампер. Лицо само спровоцировало инцидент, требовать возмещение по ОСАГО бессмысленно. При таком раскладе, только ремонт за свой счет.

На заметку! Возмещение ОСАГО в пределах 100 тыс. руб. в 2019 году можно получить без привлечения ГИБДД. Водители вправе воспользоваться инициативой составления Европротокола.

ДТП по КАСКО

Как показывает практика, на парковке случается достаточно много инцидентов, провоцирующих повреждение автомобиля. Полис ОСАГО, не покрывает все вероятные неприятности. Для водителей, которые хотят максимально расширить список страховых случаев, вместо полиса ОСАГО лучше будет оформить КАСКО.

Пример: На стоянке стоял неподвижный автомобиль падает сосулька, разбивающая лобовое стекло. Это не ДТП. НО по КАСКО такой урон, который был получен на парковке – страховой случай. Связано это с тем, что соответствующий договор охватывает несколько шире, чем аварии, вариации.

По КАСКО могут возместить:

  • ДТП;
  • последствия пожара;
  • урон от неправомерных действий третьих лиц;
  • ущерб от стихий, непредвиденных ситуаций (падение сосульки);
  • кражу;
  • угон.

Пример: Проходя мимо припаркованного авто лицо цепляет рекламную конструкцию. В результате падения щита, на авто образуется существенная вмятина, отлетает зеркало. Виновная сторона тут гражданин, обронивший конструкцию. Но с кого будет спрос, если человек просто скрылся. Если есть КАСКО, то возмещение можно потребовать.

Европротокол при ДТП на парковке

Следует обратить внимание, что при действующем ОСАГО, если ДТП произошло при участии не более двух лиц, можно получить возмещение даже без привлечения ГИБДД. Если водители смогли между собой договориться, относительно величины ущерба и других основоположных моментов, то они могут оформить Европротокол.

Это упрощенная схема документации, при которой обязательно потребуется самостоятельно составить схему ДТП. Теперь момент по повреждениям, сумма ущерба для автомобиля не должна быть выше 100 000 рублей. Пока не вошли в действие новые правила, было только 50 000.

Условия, при которых может быть использован Европротокол:

  1. В происшествии задействовано не более 2 сторон.
  2. Имеет место только материальный урон.
  3. Не отмечено негативного влияния на здоровье всех участников.
  4. Нет летальных исходов.
  5. Сумма урона не более 100 000 рублей.
  6. Оба участника имеют страховку.
  7. У участников движения есть запись с видеорегистратора, или специализированной программы.

С недавних пор для Европротокола не обязательно устанавливать виновную сторону. Возмещение выплатят и без этого фактора. Главное, чтоб были соблюдены все требования по заполнению. Нюансов достаточно много, это тема отдельной статьи. Из нее вы узнаете, как составить Европротокол. Пока же отметим, что должно быть минимум два идентичных отчета + схемы происшествия.

Актуальные вопросы и ответы

  • Вопрос: Если виновника в столкновении удалось идентифицировать по номерам авто. Есть шанс, его накажут?Ответ: В случае, когда лицо скрывается с зоны ответственности, сотрудники ГИБДД должны подать его в розыск. Назначить ему наказание (лишение прав, штрафстоянка) можно в течение 3 месяцев со дня столкновения. Это предусмотрено статьям КоАП. На возмещение ущерба срок давности 3 года.
  • Вопрос: Если в результате столкновения двух авто, пострадали рядом стоящие машины, можно обойтись без инспекторов?Ответ: Если виновная сторона готова компенсировать все затраты на ремонт пострадавших ТС, то этот вариант допускается. Во избежание проблем ему сразу стоит взять расписки, что претензий нет. Но, если кто-то планирует обращение в страховую контору, то без протоколов не обойтись. А более двух участников, инцидент оформляется только с привлечением инспекторов.
  • Вопрос: К примеру, вышел из ТЦ, машина на парковке без зеркала и фара побита. Свидетелей нет, виновника тоже. Что делать?Ответ: Вызывать инспекторов. Звонить по номеру 112.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Читайте также  ДТП при повороте налево кто виноват схемы

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Повредили припаркованный автомобиль: порядок действий.

Повредили машину на парковке: что делать?

Повреждение автомобиля на парковке – ситуация очень распространенная для тех, кто оставляет свой автомобиль во дворе без ограничения к нему доступа. Повреждения могут носить как незначительный характер, так и быть очень значительными для бюджета собственника автомобиля.

В любом случае злоумышленник, нанесший ущерб имуществу, должен отвечать по всей строгости закона, вот только как заставить компетентные органы его найти?

Куда обращаться, если автомобиль поврежден на парковке (автостоянке)?

В любом случае звонить нужно в полицию через единый номер 112, все звонки на который регистрируются и хранятся долгое время, либо же по номеру 102 (с мобильного).

  • При явных признаках ДТП придется ждать инспекторов ГИБДД для оформления происшествия. Это могут быть явные следы контакта с другим авто – удар при движении задним ходом, столкновение по касательной при движении и т.д.
  • Если налицо признаки умышленного повреждения имущества – на место происшествия выедет опергруппа или же участковый. Примеры такого вреда – разбитые стекла, поцарапанный автомобиль, проколотые шины и т.д.

Вот с первого звонка и начинается самое интересное – ни ГИБДД, ни полиция не горят желанием брать на себя потенциальный «висяк». Желание тем быстрее улетучивается, чем меньше шансов на раскрытие происшествия по горячим следам: например, когда во дворе нет камер, а специфика повреждений не оставляет шансов даже на малейшую зацепку.

ГИБДД очень любят приводить цитату в виде определения терминов «ДТП» и «Дорога», мягко намекая, что ДТП признается лишь происшествие на дороге, а в определении термина «дорога» парковка не упоминается.

Читайте также  Группа разбора ДТП как проходит

Вот только полицейские подчас забывают, что в ПДД есть и определение «парковки», а там уже более чем понятно указано, что парковка является неотъемлемой частью дороги. Так что это стоит запомнить и при попытках ГИБДД скинуть свои обязанности на «коллег» — процитировать приведенный ниже фрагмент ПДД.

Участковый же ценою пары часов времени готов уговаривать и брать измором, вынуждая не подавать заявление, «потому что без шансов». Не стоит поддаваться на такие уговоры: это работа полиции и ее должны выполнить, приняв меры к выявлению злоумышленника.

Можно ли получить страховку за поврежденную на парковке (автостоянке) машину?

  • В рамках КАСКО компенсация возможна, но только если по договору застрахован риск любого ущерба без узкой конкретизации. В каждом случае нужно внимательно изучать договор и условия страхования.
  • По ОСАГО получить возмещение будет возможно лишь после выявления виновника ДТП. Если он скрылся с места происшествия, а найти его не смогли – получить компенсацию даже в рамках прямого возмещения убытков и обращения «в свою» компанию не получится.

При не установлении лица, нанесшего ущерб машин, рассчитывать можно лишь на возмещение вреда в рамках КАСКО. Взыскать же ущерб с виновника можно лишь в случае его установления и последующего подтверждения виновности в рамках административного или уголовного дела.

В каком случае наступает уголовная ответственность?

За умышленное повреждение чужого имущества есть и уголовная ответственность – она предусмотрена ст. 167 УК РФ. Для привлечения к уголовной ответственности по ней, необходимо соблюсти два обязательных условия:
• Ущерб не должен быть менее 5000 рублей;
• Ущерб должен быть значительным для потерпевшего.

Значительность определяется индивидуально с учетом материального положения и характера причиненного вреда.

Например, явно будет значительным ущерб в виде 4 проколотых колес на автомобиле у многодетного главы семейства с небольшой зарплатой. А вот поврежденное боковое зеркало на иномарке у бизнесмена с официальным доходом в несколько сотен тысяч рублей ежемесячно придется очень сильно постараться признать для него «значительным ущербом».

Сам себе полицейский: суровые реалии

Полиция, конечно же, «должна и обязана», но в данном случае никто, кроме вас, реально не заинтересован в скорейшей поимке злоумышленника. Участковый с большой долей вероятности даже толком не знает ваш район, а то и вовсе тут «на подмене».

Вы так же можете себе немного помочь, отработав следующее:
• Вы знаете двор лучше участкового, особенно если там живете долгое время. Опросите соседей, ведь наверняка есть «ночные неспящие», которые все видят;
• Где находятся явные и скрытые камеры – вы так же можете знать и контактировать с жильцами;
• Многие камеры смотрят на парковку из-за окон квартир, не привлекая внимание снаружи – присмотритесь или поспрашивайте соседей;
• Постарайтесь вспомнить, может кто-то из соседей хвалился или делился тем, что поставил камеру или кто-то радовался помощи соседа, делившегося кадрами с «наблюдения».

Полученную информацию используйте с умом – сперва просмотрите все сами, а потом уже информируйте полицию, если там есть что-то значимое.

По правилам УПК РФ, полицейские должны оформить изъятие доказательства непосредственно в месте его нахождения, поэтому еще одной проблемой будет договориться с владельцем системы видеонаблюдения.

Однако если видеозапись попадает в полицию уже через третьи руки, то полицейские могут ее использовать лишь для сведения и для «оперативной работы», не оформляя их в качестве доказательств. Все зависит от компетентности и добросовестности работающего на вашей территории участкового полиции.

В заключение

Увы, многие ДТП на стоянке или же случаи умышленного повреждения имущества так и остаются безнаказанными. Владельцы авто опускают руки после многочисленных отказов и отписок, тем самым «прощая» лицо, причинившее вред.

Если вы столкнулись с такой ситуацией – обратитесь за консультацией ко мне и вместе мы сможем работать правоохранительные органы с полной отдачей. Другие интересные статьи читайте в блоге адвоката. Удачи!

Share the post «Повредили припаркованный автомобиль: порядок действий.»

КАСКО при ДТП — порядок действий

КАСКО

  • Преимущества
  • Страховые риски
  • Дополнительные опции
  • Как купить полис
  • Как продлить полис
  • Как сэкономить
  • Как внести изменения в полис
  • Расторжение
  • Страховой случай
  • МиниКАСКО

    • Как купить полис
    • Как внести изменения в полис
    • Расторжение
    • Страховой случай
  • МикроКАСКО

    • Как купить полис
    • Как внести изменения в полис
    • Расторжение
    • Страховой случай
  • КиберКАСКО

    • Страховой случай
  • ОСАГО

    • Страховые риски
    • Как купить полис
    • Страховой случай
    • Как продлить полис
    • Расторжение
    • Как внести изменения в полис
    • Недействительные полисы ОСАГО
    • Вопросы-ответы
  • Страхование водителей и пассажиров

    • Как купить полис
    • Страховой случай
  • Скидка на ремонт в ДЦ

    • Как купить полис
  • Зеленая карта

    • Как купить полис
    • Страховой случай
  • Статьи

    В рассрочку и
    без переплат

    Cкидка 30% на полис за рубеж

    Программа лояльности

    МикроКАСКО

    Каско — это комплексное страхование автомобиля. В отличие от полиса ОСАГО, оно является добровольным и покрывает убытки в случае ДТП, хищения (угона), пожара, стихийного бедствия, хулиганских действий и других происшествий. В отличии от ОСАГО, автовладелец получает возмещение ущерба даже в тех случаях, когда он является случайным виновником происшествия.

    Когда требуется каско?

    Приобретая полис каско, водитель может выбрать защиту от повреждений или от повреждений и хищения (угона). С угоном всё ясно. А что же с повреждениями? Они могут быть следствием ДТП, пожара, стихийного бедствия и противоправных действий третьих лиц. В последнем случае подразумеваются царапины и вмятины на кузове, хищение колёс, зеркал и т. п. Также страховым случаем считается ситуация, когда владелец непреднамеренно причинил вред, например, сам ударил машину или не справился с управлением.

    Полис покрывает более 20 различных неблагоприятных событий. Однако есть ряд ситуаций, когда страховая защита не действует, как пример:

    • водитель не указан в полисе;
    • водитель управлял автомобилем в нетрезвом виде;
    • в двигатель авто попала жидкость;
    • произошёл естественный износ деталей автомобиля и пр.

    Какие случаи считаются страховыми?

    Дорожно-транспортное происшествие — один из типичных страховых случаев, которые покрывает каско. В ДТП всегда участвует хотя бы один автомобиль. При этом он должен находится на дороге или участвовать в дорожном движении. Повреждение во время стоянки в результате наезда другого автомобиля тоже считается дорожно-транспортным происшествием.

    Как действовать при ДТП?

    Если произошло ДТП, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

    1. Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Не перемещайте автомобиль и предметы, которые относятся к аварии.
    2. Если в ДТП участвовало два автомобиля, у водителей транспортных средств есть ОСАГО, вред здоровью и жизни не причинен, иное имущество, кроме двух авто, не пострадало, то оформить ДТП можно по Европротоколу — без ГИБДД.
    3. Если в ДТП участвовало более двух машин или пострадали люди, то нужно обязательно вызывать ГИБДД и скорую помощь (при необходимости).
    4. Сделайте видеозапись или сфотографируйте повреждения автомобиля и место происшествия. Попробуйте найти свидетелей ДТП. Чем больше доказательств, тем проще и быстрее можно будет получить компенсацию.
    5. Свяжитесь со страховой компанией. Звоните бесплатно на горячую линию в любое время. Специалисты подскажут, как оформить страховой случай и проконсультируют вас о порядке и сроках получения возмещения.

    Как оформить ДТП?

    Оформление ДТП проходит по двум основным сценариям:

    1. Если происшествие соответствует условиям оформления Европротокола, заполните бумажное Извещение о ДТП. Этот документ состоит из двух колонок: вы заполняете одну из них, второй участник ДТП — другую. При воссоздании картины ДТП используйте типовые схемы ДТП и инструкцию Российского союза автостраховщиков.
    2. В остальных случаях нужно вызвать сотрудника ГИБДД на место аварии либо самостоятельно приехать в ближайшее подразделение полиции или пост ДПС (с разрешения сотрудника, ответившего на звонок). Сотрудник ГИБДД выдаст документ с указанием перечня пострадавших деталей автомобиля и имущества, протокол о ДТП, а также постановление или определение, составленное на лицо, которое нарушило ПДД. Эти документы пригодятся вам при оформлении возмещения.

    Если ДТП произошло на парковке

    Нередко возникают ситуации, когда автомобиль получил царапины, сколы и вмятины во время движения на парковке, т. е. когда водитель сам повредил машину.

    При ДТП на парковке действуйте следующим образом:

    • Постарайтесь найти видеозапись с происшествием. Возможно, камеры наружного наблюдения или видеорегистраторы расположенных рядом машин засняли момент повреждения автомобиля.
    • Попробуйте найти свидетелей ДТП и запишите их телефоны.
    • Обратитесь в ГИБДД, если автомобилю причинён вред в результате наезда на препятствие или столкновения с другой автомашиной.

    Сотрудники ГИБДД составят протокол, с которым водитель впоследствии может направиться за страховым возмещением. Важно не пропустить срок для обращения в страховую компанию: на это отведено 10 дней.

    Когда и как получить возмещение?

    Для возмещения ущерба заполните заявление и предоставьте копии следующих документов:

    • страховой полис каско (если заявляется имущественный ущерб);
    • документы об оплате страховой премии по договору каско;
    • СТС или ПТС, водительское удостоверение;
    • документы, в которых указаны повреждённые детали авто и имущество;
    • постановление или определение об административном нарушении;
    • заявление о страховом событии;
    • диагностическая карта;
    • паспорт страхователя;
    • фото- и видеоматериалы с места происшествия;

    Если все документы верны и поданы в срок, страховая направляет на ремонт, на СТО, указанное в договоре.

    Какие еще риски покрываются каско?

    Полис каско предусматривает страховую защиту также и от следующих рисков. Среди них:

    • хищение (угон);
    • пожар, взрыв и возгорание;
    • стихийное бедствие;
    • повреждение автомобиля третьими лицами при совершении попытки хищения или из хулиганских побуждений;
    • повреждение автомобиля предметами, вылетевшими из-под колёс других транспортных средств, или в результате падения предметов (в том числе снега или льда с крыши).
    Читайте также  В чью страховую компанию обращаться после ДТП

    Порядок действий

    Порядок действий в этих ситуациях аналогичен действиям при ДТП. Разница лишь в том, что зачастую нужно дополнительно обращаться к сотрудникам полиции, МЧС и других служб для составления административного протокола или даже возбуждения уголовного дела. Подробнее о порядке действий каждом страховом случае, связанным с различнми способами нанесения повреждений автомобилю можно прочитать здесь.

    Каско — надёжный способ защитить себя от большинства финансовых расходов, связанных с причинением вреда автомобилю. Но не забудьте, что о любом происшествии, даже если вы сами повредили машину, надо сообщать в страховую компанию. Следуйте описанному выше порядку действий, чтобы без промедления получить возмещение ущерба по действующему страховому полису.

    Когда происшествие на парковке является ДТП в 2021 году

    Основная масса мелких повреждений автомобилей происходит из-за нарушений на стоянке. Столкновения во время парковки редко приводят к травмам водителей. Другое дело – наезд, при котором вполне возможны человеческие жертвы. Если верить статистике, ДТП на парковке – одно из наиболее частых происшествий, которое в наших дворах обычно даже не фиксируется. Дело в том, что трудно сразу понять, что произошло. Нередко царапины и вмятины на машине появляются в отсутствие хозяина. И тогда разобраться, кто виноват, невероятно сложно.

    Считается ли происшествие на парковке дорожно-транспортным

    Владельцу поврежденного на стоянке автомобиля важно найти виновника, чтобы компенсировать ремонт. Но для этого следует знать, является ли авария на парковке ДТП.

    В п.1.2 ПДД и в законе об ОСАГО дается одинаковое определение дорожно-транспортного происшествия. Это событие с участием ТС в процессе движения по дороге, результатом которого стали повреждения ТС, сооружений, причинен прочий материальный ущерб, погибли или пострадали люди. По крайней мере, одно ТС должно двигаться, причем по дороге.

    Если с движением еще как-то можно разобраться, то относится ли парковка к проезжей части? Нет, это прилегающая территория, однако движение здесь регулируется теми же правилами.

    Таким образом, нарушения на парковке наказываются так же, как и на автодороге общего пользования.

    Причины столкновений на стоянке

    Причин повреждений авто на парковке может быть множество. Но здесь можно выделить наиболее вероятные, объективные обстоятельства, при которых многократно увеличивается риск столкновений:

    • движение задним ходом;
    • наличие шлагбаума, ограждения и прочих препятствий;
    • ограниченная площадь для маневрирования.

    Теперь разберемся детальнее.

    При движении задним ходом

    Согласитесь, ездить задним ходом в любом случае сложнее. Парктроники и даже современные системы Park Assist не дают стопроцентной гарантии от столкновений. Особенности зеркал заднего вида не всегда позволяют точно оценивать расстояние до объектов, тем более в условиях плохой видимости и освещенности. К сожалению, все по-прежнему зависит от мастерства и внимательности водителя. Столкновение с объектами инфраструктуры или другими ТС приводит к ДТП.

    Когда мешает шлагбаум

    Сегодня парковки оснащаются системами с платежными терминалами и автоматическими шлагбаумами. Прежде чем попасть на стоянку, необходимо оплатить парковку. Такие системы имеют особенности работы. Как правило, терминалы не дают сдачу, шлагбаумы поднимаются с задержкой. Это создает условия для столкновений, особенно при спешке или невнимательности. В данном случае тоже можно говорить о ДТП.

    Ограниченная площадь

    Большая проблема наших парковок – недостаток пространства. Если площадка организована с нарушением требований ГОСТ, узкие проезды не оставляют достаточного для безопасного маневрирования ТС пространства. В таких условиях столкновение тоже считается ДТП.

    Удар дверью

    Разметка парковочных мест должна учитывать габариты ТС, в том числе грузовых. Расстояние между открытой дверцей и соседним ТС должно быть таким, чтобы мог пройти человек средней комплектации. Ст. 12.7 ПДД запрещает открывать двери, если это препятствует другим участникам движения.

    Другими словами, если дверцей «хлопнули» по проезжающей машине или, наоборот, во время движения по стоящей, – это ДТП. Если была неосмотрительно открыта дверь стоящего авто и она задела также неподвижную соседнюю машину, к дорожно-транспортным это происшествие не относится. Если дверь открыл пассажир – виновник он.

    Повреждение в результате действий природных сил

    Некоторую сложность вызывают случаи, когда причиной повреждения ТС становится стихия. Определить, это ДТП или нет, можно сразу, обратив внимание на то, было ли движение машины в момент столкновения. Если упало дерево, сосулька с крыши и так далее на стоящую машину – это не ДТП. А вот если, например, от ветра завалится столб освещения во время движения авто по стоянке, ответы на вопросы об установлении виновников и компенсации ущерба придется искать в суде.

    Как действовать при ДТП на парковке

    Теперь разберемся, что делать при ДТП на стоянке. В принципе, алгоритм действий приведен в ПДД. В общем случае необходимо:

    1. Остановиться, выключить двигатель, поставить машину на ручной тормоз и включить аварийку.
    2. Вызвать скорую и оказать помощь пострадавшим.
    3. Выйти, поставить знак аварийной остановки.
    4. Вызвать ГИБДД, позвонить в страховую компанию.
    5. Определить, ведется ли на парковке видеонаблюдение, поискать очевидцев, зафиксировать повреждения и расположение других объектов, ТС.
    6. Написать заявление и оформить протокол.

    Как оформляется ДТП на стоянке

    Когда в аварии участвовало не более двух автомобилей, они застрахованы, произошедшее очевидно, виновник установлен, а ущерб не превышает 100 тыс. рублей, используется европротокол. Обе стороны заполняют бланк извещения, обмениваются контактами, информацией о страховщиках и разъезжаются.

    Вариант не всегда удовлетворяет стороны, и без вызова ГИБДД в большинстве случаев не обходится. Сотрудники Госавтоинспекции оценивают ситуацию на месте, осматривают стоянку, опрашивают свидетелей, устанавливают виновника, составляют схему происшествия и протокол.

    Если виновник сбежал

    Когда виновник скрылся, его объявят в розыск. Самостоятельно заниматься поисками не рекомендуется, ведь для этого есть полиция и ГИБДД. Однако свидетельства очевидцев и записи камер наружного наблюдения можно попытаться собрать самостоятельно. До приезда ГИБДД необходимо осмотреть место происшествия, поискать отпечатки протекторов, осколки фар, отметины чужой краски на своей машине, любые другие следы, которые помогут установить марку, модель автомобиля и, соответственно, личность сбежавшего.

    Придется написать заявление в полицию о розыске виновника. Но вообще покидать место происшествия запрещено, кроме случаев вынужденной или крайней необходимости.

    Ответственность за ДТП на стоянке

    Мера ответственности зависит от вида и тяжести совершенного правонарушения. КоАП содержит целый ряд статей, в которых определены штрафы за:

    • нарушение правил маневрирования (ст.12.14) – 500 руб.;
    • разворот и движение задним ходом (ст.12.11) – 2500 руб.;
    • нарушение правил встречного разъезда (ст. 12.15) – 1500 руб.;
    • непредоставление преимущества пешеходам/другим участникам движения (ст. 12.18) – от 1500 до 2500 руб.;
    • нарушение правил парковки (ст.12.19) – 500 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей.

    Если будут пострадавшие, размеры взысканий вырастут.

    Можно ли назвать ДТП на парковке страховым случаем

    Прежде всего следует понять, что такое страховой случай. Это предусмотренное договором страхования событие, при наступлении которого страховщик обязан произвести выплату страхователю или пострадавшим третьим лицам. Еще совсем недавно инцидент на парковке страховщики не воспринимали как страховой случай, а ущерб возмещался согласно положениям ГК.

    По полису ОСАГО

    После внесения изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ в покрытие полиса включены придомовые территории – дворы, стоянки, некоторые виды паркингов. Поэтому ДТП здесь стало страховым случаем, однако при соблюдении определенных условий:

    • Участие двух ТС.
    • Наличие страховок у участников ДТП.
    • Отсутствие личной вины страхователя.
    • Признание виновной стороны.

    Последний пункт представляет основную сложность, ведь придется доказать вину другого участника ДТП. Кроме того, на стоянках ГИБДД часто признаются виновными оба участника. Следовательно, проблемы в общении со страховой неизбежны.

    В законе также сказано: если возникает гражданская ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу, в соответствии с договором обязывающая страховщика возместить ущерб, то это страховой случай.

    Если есть КАСКО

    Полис КАСКО может покрывать почти все риски, в том числе разгул стихии. Но это добровольный вид страхования, который законом не регулируется. Чтобы определить, является ли ДТП на парковке страховым случаем, нужно просто ознакомиться с условиями договора. А еще лучше – внимательно изучить его на стадии оформления.

    Преимущество данного полиса в том, что он работает, даже если виновник не установлен. А когда сумма ущерба небольшая, даже вызывать ГИБДД не требуется. Чтобы воспользоваться правом на выплату, необходимо выполнить все условия договора. Уведомить СК о наступлении страхового случая нужно в течение пяти дней.

    Заключение

    Итак, подведем итоги:

    • Не каждый инцидент на стоянке считается ДТП.
    • К авариям на парковках чаще приводят недостаток профессионализма и невнимательность водителей.
    • При ДТП действовать нужно согласно ПДД.
    • «Специальных» наказаний в КоАП за ДТП на парковке нет.
    • Для признания происшествия страховым случаем СК могут требовать установления только одного виновного.

    Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: