Виды ДТП и их характеристика

Должен знать каждый водитель: все виды дорожно-транспортных происшествий

Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.
Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

  1. Как подразделяются ДТП?
  2. Столкновение
  3. Опрокидывание
  4. Наезд
  5. Падение пассажира
  6. Бесконтактное ДТП
  7. Иные случаи
  8. Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?
  9. Классификация по тяжести последствий

Как подразделяются ДТП?

В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.

Столкновение

Возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
  2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
  3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.

По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

  1. Выезд на встречную полосу.
  2. Несоблюдение безопасной дистанции.
  3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
  4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
  5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

Опрокидывание

Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

Наезд

Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

ДТП в этом случае считаются наезды:

  1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
  2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

Падение пассажира

Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

Бесконтактное ДТП

Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

Иные случаи

Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?

Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

Здесь также важно учитывать определение термина «Дорога». В некоторых случаях на особых территориях, где осуществляется разгрузка и погрузка грузов, происшествие не засчитывается за ДТП по причине невозможности доказать, что место около склада является дорогой. А страховщики при этом отказываются от ответственности.

Классификация по тяжести последствий

Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

  • со смертельным исходом;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом;
  • смешанный тип.

Определение ДТП даёт закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.».

В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.10 г. N 346н обязует учреждения по судебно-медицинской экспертизе производить действия в строгой последовательности и в полном объёме, чтобы определить степень тяжести травм при авариях.

При получении телесных повреждений лицо считают раненым. При этом ранение предполагает госпитализацию минимум на одни сутки или амбулаторное лечение, точнее его необходимость.

Лёгкие повреждения определяются краткосрочным расстройством здоровья, которое ограничивает трудоспособность пострадавшего не более, чем на 5%.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.08 г. N 194н устанавливаются критерии вреда здоровью средней и тяжёлой степени. Средние повреждения, в отличие от тяжелых, не представляют угрозы для жизни и предполагают долгое расстройство здоровья (более 21 дня). Повреждения тяжёлой степени характеризуются стойкой потерей трудоспособности.

Смертельный исход фиксируется, если смерть наступила непосредственно на месте аварии или в амбулаторных условиях в течение 7 последующих суток. Последствия ДТП считают особо тяжкими, если погибших не менее 4 или раненых больше 15 человек.

Материальный ущерб может затронуть любую часть инфраструктуры дорожного движения. Он выражает сумму ущерба от повреждений ТС, грузов, дорожного покрытия и сооружений, стоимость прочих услуг, которые использовались на месте ДТП.

Следует отметить, что невиновность водителя ТС в некоторых случаях доказывается в порядке судебного заседания на основании материалов дела. При этом часто манипулируют термином «ограниченная видимость».

При несоответствии расстояния видимости нормативным требованиям или в результате неудовлетворительных метеоусловий решение Суда может быть изменено с поправкой на фактический результат расследования.

Подробнее о методиках служебного расследования ДТП можно узнать тут.

Под понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП) попадают только ситуации, возникшие при движении машины. В этом случае негативные последствия наступают всегда в виде причинения различных травм или смерти, а также материального ущерба.

Основные виды и причины ДТП

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  • Употребление алкоголя за рулем.По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
  • Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  • Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  • Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  • Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  • Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.
Читайте также  Восстановление госномера на автомобиль после ДТП

Виды ДТП

Есть несколько классификаций дорожных происшествий. К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом. Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы.

Главная классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения. Виды ДТП:

  • Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;
  • Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
  • Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
  • Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
  • Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
  • Наезд на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
  • Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
  • Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.

Как обезопасить себя от дорожных аварий?

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

  • Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
  • Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
  • Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
  • Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
  • На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
  • Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
  • Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
  • Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
  • Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
  • Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
  • Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
  • Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.

Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку». Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя. Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу. Пытаться бороться с неадекватным поведением означает лишний раз провоцировать ДТП и тратить свои нервы впустую.

Виды ДТП. Причины и последствия совершения ДТП

Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Дорожно-транспортное происшествие подразделяют на группы в зависимости от тяжести последствий, характера (вида) ДТП, места происшествия и других признаков.

По тяжести последствий ДТП делят на 3 группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие, легкие.

По виду ДТП делят на столкновения транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие. К последнему виду ДТП относят, например, падение перевозимого груза, падение пассажира, удар оторвавшимся колесом.

Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне-осенний период — с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно: наибольшее их число падает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за го­род. Всплеск аварийности приходится на вечерний пик, что объясняется не только ростом интенсивности движения транспор­та и пешеходов, но и наступлением сумерек (в осенне-зимний период), а также накопленной за рабочий день усталостью уча­стников движения и некоторой долей спешки. Скорость движения также имеет особое отношение к ДТП — почти все они так или иначе связаны со скоростью. В одних случаях она является основной причиной, в других — она не позволяет избежать аварии, вызванной другими причинами, в-третьих случаях она усугубляет последствия. Широко распространено ошибочное убеждение, что, чем ниже скорость, тем ниже аварийность. На длинных однообразных прямых участках магистральных дорог снижение скорости ниже оптимальной само по себе является причиной аварий. Наиболее безопасной является скорость, точно соответствующая реальным условиям движения на данном участке в данный момент. Самой безопасной является средняя скорость потока — любое отклонение от нее приводит к резкому возрастанию аварий. Это объясняется чрезвычайно просто — при движении со средней скоростью по­тока маневрирование минимальное, движение равномерное, без рывков, торможений, поперечных перемещений и т.д. При возрастании скорости начинаются маневры, особенно обгоны — либо ты обгоняешь сотни автомобилей, либо тебя обгоняют эти сотни — в любом случае опасность возрастает в десятки раз. С повышение скорости, особенно, после 80 км/ч тяжесть по­следствий быстро возрастает. Количество ДТП в центре города, где средняя скорость всего лишь около 30 км/ч, примерно в 20 раз выше количества ДТП на скоростных дорогах, где средняя скорость достигает 100 км/ч. Этот пример подтверждает тот факт, что причиной ДТП является не сама по себе скорость, а ее несоответствие конкретным условиям движения.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте возглавляет и координирует ГИБДД. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организа­циями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов. Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность исполь­зования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети.

Причины ДТП делятся на 5 основных блоков — водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.

  • Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.
  • Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.
  • Блок транспортные средства включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины (переднего колеса) износ протектора шины и т.д.
  • Блок дорожные условия также включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и т.д.
  • Блок прочие причины включает вину велосипедистов: нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда и т.д.; вину возчиков и пассажиров; стихийные бедствия, например, падение дерева и т.д.

Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда. К сожалению, даже 100% выполнение Правил дорожного движения не всегда гарантирует полную безопасность, т.к. на дороге находятся те люди, которые своими противозаконными действиями могут совершить ДТП. Поэтому задача каждого, кто находиться в автомобиле – максимально минимизировать возможные негативные последствия в случае возникновения ДТП.

Лучше в 1000 раз преувеличить опасность, нежели хотя бы 1 раз допустить оплошность. Ведь именно этот единственный раз может оказаться роковым.

А в результате ДТП в любом случае наступают негативные последствия, будь то поломка автомобиля, травмирование или гибель людей. И здесь весьма важно понимать, что водитель и пассажиры в состоянии влиять на тяжесть возможных последствий. Речь идет о нехитром устройстве, которое уже более 50-ти лет верой и правдой служит человечеству, ежегодно спасая на дорогах тысячи людских жизней. Имя этому устройству – ремень безопасности. Первый трехточечных ремень безопасности появился на серийном автомобиле «Вольво» в 1951 году, а в 1904 году был запатентован его прадед- поясной ремень безопасности. К сожалению далеко не все водители и пассажиры осознают то, что пристегнутый ремень безопасности – последний шанс выжить в серьезном ДТП. Отговорок можно по этому поводу услышать много, но все они несостоятельны и надуманы. В особом положении находятся дети пассажиры, часто можно видеть, как дети перевозятся на руках у не пристёгнутых пассажиров, либо стоят в проеме между двух передних сиденьях. И тот и другой способ перевозки – смертельно опасный для маленьких пассажиров. В первом случае ребенок может получить смертельные травмы от навалившегося на него веса взрослого пассажира, а во втором случае – ребенок неминуемо удариться либо о переднюю панель, либо о лобовое стекло. Причем оба варианта возможны не только в случае ДТП, но даже в случае экстренного торможения. Поэтому для безопасной перевозки детей должны использоваться специальные детские автокресла. Кроме того, лишние, не закрепленные предметы, находящиеся в салоне автомобиля в момент ДТП превращаются в снаряды, которые могут смертельно травмировать водителя и пассажиров. Причиной более тяжких последствий может также явиться неправильная посадка на сиденье. При положении полулежа водитель или пассажиры в момент ДТП подныривают под спасительный ремень безопасности и минуя его получают серьезные травмы.

Инспектор (по пропаганде БДД и розыску) ОГИБДД О МВД России

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

  1. Как ПДД трактует дорожное происшествие?
  2. Признаки ДТП
  3. Участники ДТП
  4. Какие выделяют виды ДТП?
  5. По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
  6. По характеру вреда:
  7. По количеству участников
  8. По степени тяжести телесных повреждений:
  9. Что не является ДТП?
  10. Причины ДТП
  11. Видимость и условия, сопутствующее ДТП

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны. Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

Что такое ДТП: понятие, определения, виды ДТП, классификация, основные принципы, правовые и организационные основы, способы урегулирования

  • 1 Июля, 2019
  • Автомобильное право
  • Юлия Абдулбарова

Эта аббревиатура нередко встречается и в новостных сводках, и в обычной жизни. Что такое ДТП? Дорожно-транспортное происшествие. В статье мы разберем определение понятия, рассмотрим его ключевые разновидности. Познакомимся с основными причинами дорожных аварий, характеристикой их участников, особенностями штрафов.

Что такое ДТП?

Характеристику вы найдете в Правилах дорожного движения (а именно, пункт 1.2). Что такое ДТП? Событие, которое возникло в процессе движения автотранспортного средства по дороге (или с его непосредственным участием), в результате которого пострадали, были ранены, погибли люди, повреждены сооружения, ТС, грузы, причинен иной материальный ущерб.

Что такое ДТП? Это происшествие, которое характеризуется следующими признаками:

  • возникло в результате движения транспортного средства;
  • в данном событии обязательно принимал участие автомобиль;
  • имеет место ущерб — от материального до здоровья и жизни людей.

Если хотя бы одного из обозначенных признаков не наблюдается, событие нельзя назвать дорожно-транспортным происшествием.

Иные определения

Кроме характеристики, которая дана в ПДД, актуальные и другие определения дорожно-транспортного происшествия:

  • определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение как к одному, так и нескольким транспортным средствам;
  • некоторое событие, что произошло в результате передвижения транспортного средства, повлекшее за собой вред жизни и здоровью людей, автомобилям и прочему материальному имуществу;
  • особое нарушение ПДД, общепринятых правил эксплуатации ТС, которое повлекло за собой конкретный вред, ущерб;
  • нарушение, которое считается административным, если нанесен урон легкой и средней тяжести, и уголовным, если имеют место тяжкие и особо тяжкие последствия.

Ключевые признаки

Мы познакомились с определением ДТП. Теперь подробнее разберем каждый из его признаков.

  • ДТП может возникнуть только в процессе движения транспортного средства по автотрассе. Если пешеход стоит, а на него совершен наезд ТС, то это считается ДТП. А вот если человек как-то повредился о стоящий, припаркованный автомобиль — это уже не ДТП.
  • Дорожной аварией считается событие, обязательный участник которого — ТС. Скажем водитель выкинул из окна авто окурок, который прожег одежду стоящего на переходе пешехода. Ущерб и пострадавший есть, но событие не считается ДТП.
  • Обязательно нанесен ущерб: жизни, здоровью граждан, другим транспортным средствам, сооружениям, перевозимым грузам и проч. Отсюда легкое столкновение ТС не будет считаться по ПДД ДТП. Лишь неприятной ситуацией на дороге. А вот если на корпусе авто в результате этого появились вмятины, сколы, царапины или трещины — это уже ДТП. Требуется вызов ГИБДД. Инспектор наложит на виновника происшествия штраф или привлечет его к иной ответственности.

Основные причины ДТП

Дорожно-транспортное происшествие сегодня, к сожалению, для многих — распространенное и даже обыденное событие. Однако до сих пор актуален вопрос: «Из-за чего случаются дорожные аварии?». Проанализировав статистику ДТП, можно выделить следующие распространенные причины.

  • Усталость, недосып, физическое недомогание, которое испытывает водитель.
  • Факторы, переключающие на себя внимание водителя при управлении ТС. Сегодня ведущим таким фактором является смартфон.
  • Неблагоприятные, опасные погодные условия.
  • Некачественное покрытие автомагистрали.
  • Употребление водителем наркотических, алкогольных или психотропных средств.

К сожалению, самой распространенной причиной является именно последняя. Виновниками аварий чаще всего выступают водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, принявшие дозу психотропных или наркотических препаратов.

Основные разновидности происшествия

Все разнообразие дорожно-транспортных происшествий можно разделить на следующие категории.

  • Столкновение ТС. Соответственно, это разной тяжести (интенсивности, силы) столкновение двух и более автомобилей.
  • Опрокидывание. Переворот транспортного средства на бок, на крышу, который мог произойти в силу различных причин.
  • Наезд на авто. Совершение наезда ТС на припаркованный, статичный автомобиль. Происшествие имеет место на стоянке, в жилом дворе, на обочине автомагистрали.
  • Падение пассажира. Человек может выпасть из салона автомобиля на пешеходный переход, автомобильную трассу. Сюда же относится падение пассажира и непосредственно в салоне ТС из-за резкого снижения/набора скорости, торможения.
  • Наезд на недвижимое препятствие. Случаи, когда водитель ТС совершает наезд на дорожный знак, ограждение, опору, дерево, столбы, иные объекты недвижимого имущества.
  • Наезд на пешехода. Последний тут признается пострадавшим и в результате причинения вреда самым средством передвижения, и грузом, перевозимым ТС. Если в результате резкого торможения из авто выпали строительные материалы, ящики или иные грузы, что повлекло ущерб здоровью пешехода, то это тоже будет считаться наездом.
  • Иные формы наезда. На мотоциклиста, велосипедиста, гужевой транспорт, на животных и проч.

Классификации происшествий

Существует следующая классификация дорожно-транспортных происшествий:

  • Бесконтактное ДТП. Особое происшествие на дороге, когда водитель стал и участником, и виновником, и пострадавшим в ДТП, при этом не причинив никому ущерб. Например, испугавшись двигающегося навстречу авто и совершив неудачный маневр.
  • Учетное ДТП. Сюда относятся все происшествия, которые нашли отражение в статистике ГИБДД. Их отличает степень тяжести — в учет попадают те, где есть раненые и погибшие. Если в дорожной аварии нанесен лишь материальный ущерб, но не пострадали люди, она не будет считаться учетной.
  • Скрытое ДТП. Это разряд дорожных происшествий, виновники которых уезжают с целью скрыть свою причастность к сложившейся ситуации.

Участники

Обратимся к определению в ПДД дорожно-транспортного происшествия. На основании пункта 1.2 мы легко можем узнать, кто же является участником ДТП:

  • водитель автотранспорта, который нанес кому-либо, чему-либо ущерб;
  • иные участники дорожного движения — пострадавшие, которым и был нанесен ущерб.

Разберем несколько простых ситуаций, которые раскрывают формулировку ДТП.

  • Водитель выезжал с парковочного места у подъезда: колесо авто наехало на футбольный мяч. ТС не получило повреждений, а вот вещь лопнула. Участниками ДТП будут невнимательный водитель и хозяин мяча, которому и был причинен ущерб.
  • Немного спорная ситуация. Водитель едет по двухполосной трассе. На своем пути он видит вышедший на «встречку» обгоняющий автомобиль. Водитель решает, что безопаснее будет свернуть на обочину. В результате этого маневра его авто получает значительные повреждения. Однако виноватым тут будет именно осторожный водитель. Вызвавшее у него страх авто не участвовало в аварии, и не получило каких-либо повреждений. Хоть и косвенно было причиной неудачного маневра, его водитель виновником и участником ДТП не будет.

Классификация участников

Всех участников ДТП возможно разделить на несколько основных категорий.

  • Водители. Конечно, сюда относятся непосредственно граждане, управляющие автотранспортным средством. Но также в категорию включаются и инструкторы, сидящие по соседству с новичком в учебном автомобиле, погонщики скота, направляющие стадо по дороге общего пользования и проч.
  • Пассажиры. Это не только граждане, находящиеся одновременно с водителем в транспортном средстве. Пассажирами считаются и лица, садящиеся и выходящие из авто. И это очень важно знать. Если человек выходил из автобуса и пострадал оттого что водитель, не заметив его, захлопнул двери, то он будет считаться все еще пассажиром.
  • Пешеход. Гражданин, который «своим ходом» передвигается по автомагистрали либо по зоне, прилегающей к трассе. К пешеходам также относят лиц, катящих рядом с собой велосипед, мотоцикл, мопед, детскую или инвалидную коляску и проч. Передвигающиеся на самокате, роликовых коньках, на скейте — это тоже пешеходы.

Виновники

Расшифровка ДТП, как вы помните, «дорожно-транспортное происшествие». Кто же его виновник? По российским ПДД, это водитель, чье нарушение послужило причиной дорожной аварии. Если перед ДТП правила поведения на дорогах нарушили два и более участника, то виновников, соответственно, будет два или несколько.

Рассмотрим примеры аварий по ПДД.

  • Столкнулись два авто. Было выяснено, что нарушения допустили два водителя: первый проехал на красный сигнал, а второй забыл дома свои водительские права. Хоть каждый из них получит причитающийся по закону штраф, виновником ДТП считается только первый водитель.
  • А вот пример, когда виновников два. Столкновение произошло из-за того, водитель первого авто выезжал со второстепенной дороги, а второй направлял свое ТС по перекрестку задним ходом. Если нет каких-то дополнительных условий аварии, виновниками признаются оба участника.

Штрафные санкции за создание ДТП

Продолжаем знакомство с термином ДТП. По российским ПДД, сама ситуация дорожной аварии не является причиной для законного наказания, начисления штрафа. Ответственность наступает лишь за нарушение, которое стало причиной ДТП.

Два автомобиля столкнулись. Было выяснено, что один из водителей проехал на красный. Именно за это нарушение ему полагается штраф, а не за факт участия в ДТП.

Есть и другая ситуация. Водитель едет по дороге населенного пункта со скоростью 40 км/ч. При этом он задевает транспортное средство на своем пути. Получит ли данный автовладелец штраф? Он нарушил пункт 10.1 ПДД. Но штраф ему не будет выписан. Хоть виновником ДТП невнимательный водитель все же будет признан.

Самые распространенные наказания

Мы познакомились с определением ДТП. В Правилах дорожного движения представлена его главная характеристика.

По российской статистике, водители чаще всего получают штрафы за участие в дорожных авариях в следующих случаях.

  • Оставление места дорожной аварии ее виновником. Грозит уже не штрафом, а лишением водительского удостоверения на 1,5-2 года или административным арестом правонарушителя на 15 суток.
  • Употребление алкоголя, наркотических или психотропных веществ. Водитель лишается прав на 1,5-2 года.
  • Прочие нарушения. Например, не выставлен на трассу знак аварийной остановки. Наказание — денежный штраф.

Теперь вы знаете что такое ДТП, каким оно может быть по классификации и какими неотъемлемыми признаками обладает. Также мы проследили разницу между виновниками и участниками и определили какие факторы чаще всего становятся причинами дорожных аварий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: