Как описать обстоятельства ДТП пример

Как правильно оформить ДТП без полиции

Недавно попал в небольшую аварию на своем автомобиле. Никто из людей не пострадал, да и машины повреждены не сильно. Но очень много времени заняли ожидание приезда представителей ГИБДД и оформление аварии. О европротоколе, конечно, знаю, но, честно говоря, боюсь им пользоваться из-за многочисленных подводных камней. Что нужно сделать, чтобы избежать трудностей при оформлении ДТП?

Оформление ДТП без привлечения полиции с помощью европротокола давно уже стало привычной и при этом очень удобной практикой для участников дорожного движения, да и для самих страховых компаний. Но и здесь есть свои особенности, которые полезно знать, ведь даже с самыми опытными водителями может случиться неприятность на дороге.

Содержание

Когда можно использовать европротокол

Использовать европротокол можно лишь в том случае, если в аварии участвовали только два автомобиля и повреждены только они, при этом не пострадали люди, и на обе машины оформлены страховые полисы ОСАГО. Согласно правилам дорожного движения, если при ДТП пострадали только автомобили, водители должны освободить проезжую часть. Тем, кто этого не сделал и мешает движению, могут выписать штраф в размере 1 тыс. руб.

Если же есть пострадавшие, задеты другие машины или хотя бы у одного из участников аварии нет полиса страхования автогражданской ответственности – воспользоваться европротоколом нельзя, и нужно сразу вызывать представителей автоинспекции. Если случай не очень сложный, нет пострадавших и машины остались на ходу, представители ГИБДД могут попросить участников аварии подъехать к ближайшему посту дорожно-патрульной службы.

На что обратить внимание при оформлении

Следует обратить внимание на следующие моменты.

  1. Необходимо сделать фотоснимки места аварии до того, как машины будут убраны с дороги. На снимках должны быть хорошо видны номера обеих машин. А если имеются свидетели аварии, можно попросить их дать письменные показания и оставить свои контактные данные. Фотоснимки и показания могут помочь, если страховая компания вдруг усомнится в реальности аварии или же виновник происшествия передумает и попытается свалить вину на пострадавшего.
  2. Необходимо, чтобы виновник происшествия был вписан в полис ОСАГО того автомобиля, на котором совершил аварию. Либо на машину должен быть оформлен полис без ограничений, означающий, что ею может управлять любой обладатель водительского удостоверения. В этом случае отсутствие водителя в полисе не помешает оформлению европротокола.
  3. Необходимо также помнить, что в определенных случаях страховая компания, возместив ущерб хозяину пострадавшей машины, может затем обратиться в суд с иском к виновнику аварии, и он должен будет вернуть компании сумму выплаты. Это может произойти, если, например, виновник скрылся с места ДТП, или если страховая компания будет полагать, что ущерб причинен преднамеренно.

До какой суммы составляется европротокол в 2021 году

Европротокол подходит лишь при повреждениях автомобиля, которые участники дорожного движения могут оценить «на глаз». Если водители согласны друг с другом относительно того, кто из них является виновником аварии, но заполнили только бумажный бланк европротокола, который выдают в страховой компании при заключении договора ОСАГО, можно рассчитывать на выплату до 100 тыс. руб.

Если же участники аварии воспользовались мобильными приложениями «ДТП. Европротокол» или «Помощник ОСАГО», сумма полученной страховки может составить до 400 тыс. руб. При этом не должно быть разногласий относительно обстоятельств аварии. Эти мобильные приложения можно установить на все популярные платформы смартфонов. Они позволяют сфотографировать место аварии и повреждения автомобилей. Эту информацию приложения автоматически отправляют в единую базу данных Российского союза автостраховщиков (РСА). А затем союз передает ее в страховые компании. Максимальная выплата в случае разногласий составляет 100 тыс. руб.

Иногда водители не могут договориться между собой, кто из них виновник аварии, а кто – пострадавший. В этом случае европротокол нужно обязательно оформить и на бумажном бланке, и с помощью одного из мобильных приложений. А страховая компания сама будет решать, кто виноват. Если же и она не сможет однозначно установить виновного, выплата будет поделена между участниками происшествия пополам.

Если пострадавший участник аварии твердо уверен в своей правоте и хочет получить максимальную выплату, лучше отказаться от европротокола и обратиться в ГИБДД.

Чтобы получить страховку, нужно правильно заполнить бланк европротокола.

Заполнение протокола

Есть ли сложности с заполнением протокола? Конечно, когда человек находится в стрессе после ДТП, любая, даже относительно несложная задача, может показать трудной. Поэтому есть смысл просто изучить правила заполнения, посмотреть примеры. Они есть, например, на сайте РСА и на сайтах многих страховых компаний, продающих полис ОСАГО.

По сути информация, которую нужно внести в европротокол, есть под рукой у каждого участника ДТП. Например, нужно указать место происшествия: город или деревню, улицу и номер ближайшего дома. Если авария произошла на перекрестке, надо указать названия пересекающихся улиц. Если ДТП случилось не в населенном пункте, нужно указать название трассы и километр. Обязательно нужно отметить дату и хотя бы примерное время ДТП. Если у происшествия есть свидетели, нужно указать их ФИО и адрес фактического проживания.

Указать данные машины – марку, госномер и проч. – тоже не составляет труда: они есть в свидетельстве о регистрации автомобиля. Нужно также внести данные владельца авто, а также водителя, который был за рулем. Затем нужно указать название страховой компании, номер страхового полиса и дату, до которой он действует.

В европротоколе следует указать место первоначального удара и все остальные повреждения, также каждый участник происшествия должен указать, кем себя считает: виновником или пострадавшим. После этого необходимо указать обстоятельства ДТП, выбрав подходящие из предложенных вариантов и отметив их галочками, и нарисовать схему ДТП (это может сделать любой из участников происшествия). Перед тем, как поставить подписи, нужно отметить галочкой наличие либо отсутствие разногласий со вторым участником происшествия.

Как передать европротокол в страховую компанию

В течение пяти рабочих дней каждый водитель должен передать в офис своей страховой компании свой экземпляр бланка европротокола. Сделать это лучше лично и получить копию бланка с печатью компании и датой приема. Электронные извещения должны поступить страховщикам автоматически. Но в течение пяти рабочих дней все равно нужно побывать в офисе, написать заявление на выплату и привезти необходимые документы: помимо заявления и извещения о ДТП, потребуются паспорт и водительское удостоверение, а также документы, подтверждающие право собственности на авто.

Если за возмещением в компанию обращается не собственник, а его доверенное лицо, необходимо предоставить также доверенность от собственника. Когда пострадавший предпочитает получить возмещение не в виде ремонта автомобиля и не наличными деньгами, необходимо предоставить банковские реквизиты, по которым компания сможет перевести деньги.

Если были сделаны фотографии через одно из мобильных приложений, страховая компания должна сама получить их из базы РСА, но лучше назвать регистрационный номер фотофиксации. А если пострадавший сделал фото- или видеосъемку на месте аварии, можно передать страховщику саму запись (на USB-носителе или диске).

Если есть письменные показания свидетелей ДТП, необходимо приложить и их.

Когда посетить компанию по каким-то причинам не получается, можно отправить бланк по почте с уведомлением о вручении. На втором экземпляре должны поставить штамп и дату приема. Эти документы нужно обязательно сохранить как подтверждение, что документы были направлены вовремя. Ведь если пострадавший не направит их в положенный срок, ему могут отказать в возмещении ущерба. А если виновник ДТП не сообщит о происшествии своей страховой компании, она может повысить для него тарифы на следующие полисы.

Получение страховки

Процесс получения страховки по европротоколу обычно занимает один-два месяца. В течение 20 дней страховая компания рассмотрит документы и определит размер возмещения. Часто компания требует представить пострадавший автомобиль на осмотр, чтобы сотрудник компании или независимый эксперт оценили размер ущерба.

Обратите внимание: страховая компания может потребовать предъявить оба пострадавших автомобиля для проведения экспертизы. Поэтому без письменного согласия страховщика ремонтировать или утилизировать автомобиль самостоятельно нельзя – ни виновнику, ни пострадавшему – в течение 15 дней (за исключением нерабочих праздничных) со дня ДТП.

Если в этот период виновник проведет какие-то манипуляции со своим авто, страховщик имеет право предъявить ему иск на всю сумму возмещения, которая будет выплачена владельцу пострадавшей машины.

Когда размер компенсации будет определен, страховая компания направит пострадавшую машину на одну из партнерских станций техобслуживания (СТО) для ремонта либо перечислит деньги на счет владельца. Отремонтировать машину должны в течение 30 дней с момента постановки ее на СТО.

Если ущерб окажется больше, чем максимальная сумма возмещения по европротоколу, можно доплатить за ремонт на СТО страховщика или получить деньги и поискать другой автосервис. Кроме этого, пострадавший вправе обратиться в суд, чтобы потребовать от виновника ДТП покрыть расходы на ремонт.

Если пострадавший не согласен с решением страховой компании (считает, например, что она занижает страховую сумму, не выплачивает ее вовремя или вообще отказывает в возмещении, несмотря на представленные документы, нужно для начала подать письменную претензию в страховую компанию). Компания должна рассмотреть ее и дать ответ в течение 10 календарных дней с момента получения. Если в указанный срок ответ не получен, пострадавший может обратиться к финансовому омбудсмену. Эта процедура для заявителя бесплатная. Все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если финомбудсмен встанет на сторону страховой компании, заявитель вправе не согласиться с его решением и обратиться в суд.

Также можно направить обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний. Сделать это можно через интернет-приемную на его сайте или через мобильное приложение «ЦБ онлайн».

Попал в ДТП: что делать в 2021 году

В данном материале разберем:

Что считается ДТП

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, ДТП — это событие, которое возникло при движении автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если машина съехала с дороги и столкнулась с деревом или забором, повреждено имущество или груз — это тоже ДТП. Если водитель сбил животное, например, лося, — это ДТП.

Читайте также  Извлечение пострадавшего из автомобиля при ДТП

Наезд на домашнее животное тоже считается ДТП. Суды признают, что виновник должен компенсировать владельцу животного его стоимость, а в случае оставления места ДТП даже могут лишить его прав (Постановление ВС РФ N 29-АД17-2).

Как действовать сразу после ДТП

По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество

Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть

Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.);
  • повреждения транспортных средств.

    Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.

    С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.

    Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».

    Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).

    Если в ДТП погибли или ранены люди

    Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

    В экстренных случаях нужно:

    • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
    • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

    Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

    • положение автомобилей по отношению друг к другу;
    • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
    • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

    Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

    Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

    Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС

    Инспектор ДПС оформляет:

    • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
    • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
    • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
    • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
    • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

    Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

    • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
    • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

    Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

    • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
    • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

    Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

    Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

    Как оформить ДТП по европротоколу

    С 2021 года европротокол можно оформить:

    • в традиционном бумажном виде (заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию),
    • электронно — через приложение «Помощник ОСАГО».

    Заполнение извещения о ДТП

    Лимит выплаты от страховой при оформлении бумажного европротокола — 100 тысяч рублей.

    Оформить европротокол можно, если:

    1. Ущерб причинен только автомобилям, имущество третьих лиц не пострадало.
    2. В ДТП участвуют только 2 транспортных средства.
    3. У всех участников ДТП есть ОСАГО.
    4. У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств

    Обстоятельства ДТП нужно зафиксировать в извещении о ДТП (СКАЧАТЬ). Бланк заполняется в двух экземплярах. Каждый водитель в течение 5 рабочих дней со дня ДТП должен направить извещение в свою страховую компанию.

    Владельцы транспортных средств без письменного согласия страховщиков не должны ремонтировать автомобили до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

    Оформление ДТП через «Помощник ОСАГО»

    Оформить ДТП онлайн можно, если:

    1. Ущерб причинен только имуществу, погибших и пострадавших нет.
    2. В ДТП участвуют только 2 транспортных средства.
    3. У обоих участников есть полисы ОСАГО.
    4. У водителей есть аккаунты на Госуслугах, хотя бы у одного из них установлено приложение «Помощник ОСАГО».

    Оформить аварию через «Помощник ОСАГО» можно даже если у водителей есть разногласия по обстоятельствам произошедшего.

    Если у водителей есть разногласия, повреждения авто обязательно нужно зафиксировать на фото. Если разногласий нет, фото прикладывать не обязательно, но тогда уменьшается лимит выплаты от страховой.

    Лимиты при оформлении ДТП через приложение:

    • Если водители не имеют разногласий и сделали фото с места аварии, лимит выплаты — 400 тысяч рублей.
    • Если разногласий и фотографий нет — 100 тысяч рублей.
    • Если есть разногласия, фото делать обязательно. Лимит выплаты — 100 тысяч рублей.

    После аварии водители должны нарисовать от руки схему ДТП и заполнить электронное извещение. Приложение проверит наличие ОСАГО и отправить данные о ДТП в базу Российского союза автостраховщиков. Водителям придут смс о том, что документы приняты. После этого можно разъезжаться.

    Оформить ДТП с помощью приложения нужно не позднее, чем через 60 минут с момента ДТП (п.4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии).

    Подробно о том, как пользоваться приложением «Помощник ОСАГО».

    Когда можно не оформлять документы о ДТП

    Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.

    Что запрещено делать после ДТП

    Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.

    За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.

    Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.

    Когда обращаться в страховую компанию

    После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.

    В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:

    1. В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
    2. В ДТП пострадало 2 или более транспортных средств, ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

    Не пропустите новые полезные публикации

    Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

    Отлично!

    Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

    Исследование обстоятельств ДТП

    Санкт-Петербургский институт адвокатуры – Межрегиональный учебный центр ФПА РФ приглашает принять участие в онлайн-курсе по программе подготовки экспертов по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП», который состоится 20, 22, 27, 29 октября 2021 г. с 10.00 до 13.00 с использованием платформы Zoom. Записаться на семинар можно по ссылке.

    Учебный курс объемом 104 ак. часа по программе подготовки экспертов по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП», утвержденной приказом Минюста России от 20.09.2004 № 154.

    О мероприятии

    Программа подготовлена совместно с Союзом лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова» (https://www.sudex.ru/) (далее – СУДЭКС) – крупнейшей в стране организацией, осуществляющей повышение квалификации судебных экспертов. Членами СУДЭКС являются более 1500 судебных экспертов и 150 судебно-экспертных организаций.

    Обучение составит 20 часов онлайн-занятий, в ходе которых предусмотрено решение задач с проведением расчетов по формулам, основанных на закономерностях механики, которые встречаются в экспертной практике наиболее часто, задач по определению параметров движения транспортных средств, различных обстоятельств, связанных с установлением механизма столкновения транспортных средств и механизма наезда на пешеходов.

    Для подготовки к аттестации и самостоятельного обучения (84 часа) участникам курса предоставляется специальная литература и методики, рекомендованные РФЦСЭ при Минюсте РФ, ЭКЦ МВД России к использованию экспертам-автотехникам при производстве судебных экспертиз.

    Завершается курс итоговой аттестацией (экзаменом), проводимой в форме электронного тестирования.

    Участникам курса, успешно прошедшим итоговую аттестацию, СУДЭКСом будет выдано удостоверение о повышении квалификации, с внесением данных в Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Также выдается Сертификат института адвокатуры, подтверждающий исполнение требований Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов.

    Прохождение учебной программы и итоговой аттестации позволит самостоятельно выполнять один из видов судебной автотехнической экспертизы – «13.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия».

    Полученные знания позволяют адвокату (юристу) не только на экспертном уровне разбираться в обстоятельствах ДТП, но также участвовать в делах о ДТП одновременно в двух качествах. Во-первых, самостоятельно выступать в качестве специалиста или эксперта – лица, обладающего специальными познаниями в исследовании обстоятельств ДТП; во-вторых, в качестве адвоката (юриста), представляющего интересы участника ДТП.

    ПРОГРАММА КУРСА

    Повышение квалификации по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»

    20 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

    I. Правовые и организационные основы судебной автотехнической экспертизы

    Тема 1. Предмет доказывания по делам об автотранспортных преступлениях (далее – АТП).

    Понятие состава АТП. Предмет доказывания по делам об АТП. Понятие состава АТП и особенности предмета доказывания по уголовным делам об АТП. Пределы доказывания по делам об АТП, пределы экспертного исследования.

    Тема 2. Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ).

    Судебная автотехническая экспертиза, ее содержание и задачи. Предмет и объекты САТЭ. Классификация САТЭ. Дискуссионные вопросы экспертной практики и их решение. Перспективы развития САТЭ.

    Тема 3. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы на предварительном следствии и в суде.

    Назначение САТЭ на предварительном следствии. Постановление о назначении экспертизы и материалы, представляемые на экспертизу. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Исходные данные, используемые экспертом-автотехником при даче заключения. Особенности назначения САТЭ судом. Участие специалиста-автотехника в производстве следственных действий.

    Организация производства САТЭ в экспертных учреждениях. Особенности и права руководителя. Процессуальный порядок производства экспертизы на предварительном следствии и в суде. Последовательность действий эксперта-автотехника. Пределы инициативы эксперта-автотехника. Обязанности и права эксперта-автотехника.

    22 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

    II. Основы теории автомобиля, организации и безопасности дорожного движения

    Тема 4. Основы организации и безопасности дорожного движения.

    Правила дорожного движения (далее – ПДД), краткая история их развития. Основные положения Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Положение о госавтоинспекции, ее основные задачи и направления работы; роль и задачи дорожного надзора; квалификационные требования к водителям; классификация дорожно-транспортных происшествий; активная и пассивная безопасность автомобиля; профилактическая работа судебного эксперта-автотехника в процессе производства экспертиз.

    Тема 5. Основы теории движения транспортных средств (далее – ТС).

    Силы и моменты, действующие при движении ТС; уравнение движения ТС; графики силового баланса; динамическая характеристика; ускорение, время и путь разгона; тормозная динамика ТС.

    III. Методическая и нормативно-техническая документация в области экспертного исследования обстоятельств ДТП

    Тема 6. Экспертное определение параметров торможения ТС и времени реакции водителя.

    Замедление ТС при торможении; тормозной и остановочный путь ТС; время реакции водителя; время запаздывания срабатывания тормозной системы; время нарастания замедления; время торможения; определение скорости ТС перед началом торможения, в момент ДТП.

    Тема 7. Экспертное исследование наезда на пешеходов.

    Причины наездов на пешеходов и задачи экспертного исследования; механизм наезда на пешехода; техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, перемещавшегося в попутном (встречном) направлении, в поперечном направлении, при ограниченной видимости, при ограниченной обзорности; экспертный анализ ДТП с помощью ЭВМ.

    Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

    27 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

    Тема 8. Экспертное исследование столкновений ТС.

    Причины столкновений ТС и задачи экспертного исследования; классификация столкновений; механизм столкновения ТС; экспертное исследование процесса сближения ТС, процесса взаимодействия при столкновении, процесса отбрасывания после столкновения; техническая возможность предотвращения столкновения.

    Тема 9. Экспертное исследование маневра объезда, опережения и обгона ТС.

    Силы, действующие в процессе маневра ТС; методика экспертного исследования маневра; понятие обгона; исходные данные, необходимые для экспертного исследования обгона и объезда; обгон с постоянной скоростью; обгон с ускорением и замедлением; незавершенный обгон.

    Тема 10. Экспертное исследование устойчивости и управляемости ТС.

    Понятия устойчивости и управляемости ТС. Потеря поперечной устойчивости ТС на горизонтальной дороге и на негоризонтальной дороге. Потеря продольной устойчивости ТС. Потеря управляемости ТС. Исследование ДТП, связанных с заносом ТС. Определение критических скоростей движения ТС по условиям заноса и опрокидывания.

    Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

    Промежуточная аттестация:

    – проводится в форме электронного тестирования с решением ситуационных задач по пройденным темам, с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа;

    – количество вопросов в тесте: 20;

    – время, отводимое на сдачу теста: 20 минут;

    – количество попыток для сдачи теста: 1;

    – оценка успешности сдачи теста: 16 и более правильных ответов.

    29 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

    Тема 11. Экспертное исследование ДТП, происшедших в условиях ограниченной видимости.

    Понятия общей и конкретной видимости. Методы их определения и использования экспертом. Решение вопросов о соответствии скорости движения ТС условиям общей видимости и о технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в условиях ограниченной видимости опасного объекта.

    Тема 12. Экспертное исследование действий водителей на соответствие требованиям Правил дорожного движения (далее – ПДД).

    Понятие «момент возникновения опасности для движения» и его использование в судебно-следственной и экспертной практике. Пределы компетенции судебного эксперта-автотехника в вопросах «о моменте возникновения опасности» и «исследования действий водителя на соответствие ПДД». Экспертное исследование действий водителя в стандартных (регламентированных в ПДД), нестандартных дорожно-транспортных ситуациях и особых дорожных условиях.

    Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

    Итоговая аттестация (экзамен):

    – проводится в форме электронного тестирования;

    – каждому слушателю предлагается сборник из 20 заданий и 80 предложенных ответов.

    Критерий тестовых заданий на экзамене:

    «5» – слушатель допускает при ответе не более 3 ошибок;

    «4» – слушатель допускает при ответе не более 6 ошибок;

    «3» – слушатель допускает при ответе не более 9 ошибок;

    «2» – слушатель допускает при ответе 10 и более ошибок.

    Занятие проводит эксперт, адвокат, преподаватель Санкт-Петербургского института адвокатуры, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), преподаватель Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова СУДЭКС Келарев Аркадий Вячеславович.

    Стоимость: 35 000 рублей.

    Записаться на онлайн-курс и оплатить участие в нем можно на сайте Института адвокатуры.

    Пошаговая инструкция – участникам ДТП

    Что нужно сделать сразу после происшествия, обязательно ли вызывать ГИБДД и как оформить извещение о ДТП самостоятельно?

    Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

    Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

    Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

    Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

    Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

    Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

    Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

    ГИБДД вызывать не требуется, если:

    • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
    • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
    • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
    • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.

    В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

    Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в вашу страховую компанию, сообщите о ДТП, месте происшествия и попросите направить комиссара для оформления необходимых документов.

    Можно заполнить документы самостоятельно?

    Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

    • о дате и месте ДТП;
    • о свидетелях, если они есть;
    • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
    • о месте первоначального удара обоих ТС;
    • о страховых полисах;
    • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
    • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.

    У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.

    Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?

    В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «европротоколу» – 400 тыс. руб. Но на водителей, намеренных воспользоваться повышенной выплатой, возложено дополнительное обязательство: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из следующих способов:

    • с помощью технических средств контроля, которые оперативно и автоматически получают сигналы глобальной навигационной спутниковой системы РФ, позволяющей установить факт ДТП, а также координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;
    • с использованием программного обеспечения, позволяющего вести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в числе таких – «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

    Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

    Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

    Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

    Автоматизированная информационная система обязательного страхования уже создана, и сведения о ней размещены на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок фиксации данных о ДТП согласно указанным сложным требованиям предоставления информации, по нашему мнению, до конца не проработан. Имеют место множество пробелов и противоречий, чем пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим компенсации в меньшем размере.

    Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

    Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

    В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

    Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

    Кто должен сообщить страховой о ДТП?

    Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД и виновник, и пострадавший должны незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии свою страховую по телефону. Извещение необходимо направить в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП – принести в офис страховой компании или, если такой возможность нет, направить заказным письмом с уведомлением.

    Виды ДТП. Причины и последствия совершения ДТП

    Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Дорожно-транспортное происшествие подразделяют на группы в зависимости от тяжести последствий, характера (вида) ДТП, места происшествия и других признаков.

    По тяжести последствий ДТП делят на 3 группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие, легкие.

    По виду ДТП делят на столкновения транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие. К последнему виду ДТП относят, например, падение перевозимого груза, падение пассажира, удар оторвавшимся колесом.

    Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне-осенний период — с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно: наибольшее их число падает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за го­род. Всплеск аварийности приходится на вечерний пик, что объясняется не только ростом интенсивности движения транспор­та и пешеходов, но и наступлением сумерек (в осенне-зимний период), а также накопленной за рабочий день усталостью уча­стников движения и некоторой долей спешки. Скорость движения также имеет особое отношение к ДТП — почти все они так или иначе связаны со скоростью. В одних случаях она является основной причиной, в других — она не позволяет избежать аварии, вызванной другими причинами, в-третьих случаях она усугубляет последствия. Широко распространено ошибочное убеждение, что, чем ниже скорость, тем ниже аварийность. На длинных однообразных прямых участках магистральных дорог снижение скорости ниже оптимальной само по себе является причиной аварий. Наиболее безопасной является скорость, точно соответствующая реальным условиям движения на данном участке в данный момент. Самой безопасной является средняя скорость потока — любое отклонение от нее приводит к резкому возрастанию аварий. Это объясняется чрезвычайно просто — при движении со средней скоростью по­тока маневрирование минимальное, движение равномерное, без рывков, торможений, поперечных перемещений и т.д. При возрастании скорости начинаются маневры, особенно обгоны — либо ты обгоняешь сотни автомобилей, либо тебя обгоняют эти сотни — в любом случае опасность возрастает в десятки раз. С повышение скорости, особенно, после 80 км/ч тяжесть по­следствий быстро возрастает. Количество ДТП в центре города, где средняя скорость всего лишь около 30 км/ч, примерно в 20 раз выше количества ДТП на скоростных дорогах, где средняя скорость достигает 100 км/ч. Этот пример подтверждает тот факт, что причиной ДТП является не сама по себе скорость, а ее несоответствие конкретным условиям движения.

    Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте возглавляет и координирует ГИБДД. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организа­циями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов. Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность исполь­зования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети.

    Причины ДТП делятся на 5 основных блоков — водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.

    • Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.
    • Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.
    • Блок транспортные средства включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины (переднего колеса) износ протектора шины и т.д.
    • Блок дорожные условия также включает около 20 причин, наиболее частыми из которых являются скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и т.д.
    • Блок прочие причины включает вину велосипедистов: нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда и т.д.; вину возчиков и пассажиров; стихийные бедствия, например, падение дерева и т.д.

    Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда. К сожалению, даже 100% выполнение Правил дорожного движения не всегда гарантирует полную безопасность, т.к. на дороге находятся те люди, которые своими противозаконными действиями могут совершить ДТП. Поэтому задача каждого, кто находиться в автомобиле – максимально минимизировать возможные негативные последствия в случае возникновения ДТП.

    Лучше в 1000 раз преувеличить опасность, нежели хотя бы 1 раз допустить оплошность. Ведь именно этот единственный раз может оказаться роковым.

    А в результате ДТП в любом случае наступают негативные последствия, будь то поломка автомобиля, травмирование или гибель людей. И здесь весьма важно понимать, что водитель и пассажиры в состоянии влиять на тяжесть возможных последствий. Речь идет о нехитром устройстве, которое уже более 50-ти лет верой и правдой служит человечеству, ежегодно спасая на дорогах тысячи людских жизней. Имя этому устройству – ремень безопасности. Первый трехточечных ремень безопасности появился на серийном автомобиле «Вольво» в 1951 году, а в 1904 году был запатентован его прадед- поясной ремень безопасности. К сожалению далеко не все водители и пассажиры осознают то, что пристегнутый ремень безопасности – последний шанс выжить в серьезном ДТП. Отговорок можно по этому поводу услышать много, но все они несостоятельны и надуманы. В особом положении находятся дети пассажиры, часто можно видеть, как дети перевозятся на руках у не пристёгнутых пассажиров, либо стоят в проеме между двух передних сиденьях. И тот и другой способ перевозки – смертельно опасный для маленьких пассажиров. В первом случае ребенок может получить смертельные травмы от навалившегося на него веса взрослого пассажира, а во втором случае – ребенок неминуемо удариться либо о переднюю панель, либо о лобовое стекло. Причем оба варианта возможны не только в случае ДТП, но даже в случае экстренного торможения. Поэтому для безопасной перевозки детей должны использоваться специальные детские автокресла. Кроме того, лишние, не закрепленные предметы, находящиеся в салоне автомобиля в момент ДТП превращаются в снаряды, которые могут смертельно травмировать водителя и пассажиров. Причиной более тяжких последствий может также явиться неправильная посадка на сиденье. При положении полулежа водитель или пассажиры в момент ДТП подныривают под спасительный ремень безопасности и минуя его получают серьезные травмы.

    Инспектор (по пропаганде БДД и розыску) ОГИБДД О МВД России

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: