ДТП с незастрахованным автомобилем

Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО?

ОСАГО является «палочкой-выручалочкой» не только для тех, кто безвинно получил повреждения автомобиля в ДТП, но и для самих виновников аварии в вопросе компенсации причинённого ущерба. И хотя введение обязательного страхования, безусловно, поддерживается всеми участниками дорожного движения, количество водителей, нарушающих данное требование, с годами только увеличивается. Основной причиной этого явления является, по мнению самих водителей, постоянный рост стоимости полиса. Способствует этому также небольшой штраф за отсутствие страховки, составляющий 800 рублей.

К этой категории водителей следует отнести и тех, кто покупает поддельные полисы по цене в 1500 рублей на «чёрном рынке», которые годятся только для предъявления инспектору ГИБДД во время проверки документов. В случае ДТП такие подделки не помогут пострадавшим в возмещении ущерба, а виновнику происшествия придётся компенсировать ремонт машин из собственного кармана. Рассмотрим ниже, как получить компенсацию за причинённый ущерб, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО.

Что делать,если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

В таких случаях, когда виновный участник ДТП не застрахован по ОСАГО, у потерпевших остаётся только один путь компенсации ущерба – добиваться получения необходимой суммы средств на восстановление повреждённого автомобиля от самого виновника аварии. Адекватные и опытные водители, реально оценивающие и понимающие ситуацию, обычно сами предлагают помощь или средства для восстановления машин пострадавших, чтобы не доводить дело до судебного разбирательства, которое может только увеличить расходы на оплату госпошлины и услуг адвоката.

Однако такие опытные водители редко становятся виновниками аварии и обычно имеют законный полис ОСАГО. В большинстве случаев ДТП происходят по вине неопытных или неадекватных водителей, которые, скорее всего, будут стараться отрицать свою вину или пытаться разными способами уйти от ответственности. И здесь пострадавшие должны добиваться взыскания компенсации ущерба со стороны виновника происшествия через суд.

Алгоритм действий по взысканию ущерба

1. Во-первых, нужно попросить инспектора ГИБДД зафиксировать в справке, которая выдаётся на руки участникам ДТП, факт отсутствия у страхового полиса ОСАГО у второго участника аварии. Это нужно для обоснования досудебной претензии в отношении виновника для взыскания с него компенсации причинённого ущерба. Если инспектор не исполняет вашу просьбу, то нужно вызвать на место происшествия представителя своей страховой компании, чтобы тот зафиксировал отказ инспектора и сам факт отсутствия полиса у виновника происшествия.
2. Во-вторых, нужно выяснить у инспектора ГИБДД адрес, по которому зарегистрирован зачинщик аварии и куда следует высылать свои претензии, а также номер его мобильного телефона для дальнейшей связи. Эти данные обычно предоставляются участниками ДТП инспектору для занесения в протокол происшествия.
3. В-третьих, можно приступать к подготовке необходимых документов для обоснования претензии. Основными документами здесь являются справка о ДТП, заключение независимой технической экспертизы с оценкой суммы причинённого ущерба и акт оценки состояния автомобиля (утери товарной стоимости), если машина не подлежит восстановлению.

Видео: Какие моменты нужно учитывать в случае ДТП. ОСАГО.

При проведении независимой экспертизы обязательным условием является присутствие на ней виновника аварии, для чего потерпевший должен заблаговременно выслать заказной почтой в его адрес приглашение, содержащее место и дату проведения экспертизы, с уведомлением о получении. Уведомление будет доказательством на суде в том, что ответчик был предупреждён о проведении экспертизы, на тот случай, если он не придёт на это мероприятие.

Экспертиза, проведённая без участия виновника аварии и без его предупреждения, может быть признана на суде по его заявлению недействительной и потребуется проведение дополнительной экспертизы. Акт с заключением независимого эксперта подписывается обеими сторонами и каждая из них имеет право записать в нём свои возражения по различным пунктам или заключительному выводу документа.

В акте проведения экспертизы эксперт обязан указать все полученные в ДТП повреждения (кроме имевшихся ранее дефектов), включая скрытые деформации и неисправности. Кроме этого он должен сделать вывод о возможности восстановления автомобиля и произвести калькуляцию стоимости ремонта с учётом действующих рыночных цен. Указанная им сумма будет рассматриваться судом, как размер причинённого материального ущерба пострадавшему участнику ДТП.

Следует иметь в виду, что все расходы на проведение независимой экспертизы оплачиваются его заказчиком, но при наличии платёжной квитанции они вместе с пошлиной на судебные разбирательства будут причислены судом к взыскиваемой сумме с виновника ДТП при условии доказательства его вины. Таким образом, все затраты, произведённые для принудительного взыскания с виновника полученного в аварии ущерба, вернутся вместе с компенсацией только после решения суда и исполнения его судебными исполнителями.

4. В четвертых, до подачи иска в суд следует попытаться договориться с ответчиком о выплате компенсации в добровольном порядке. Для этого можно ознакомить его с подготовленными документами и суммой ущерба. Если оппонент идёт навстречу и согласен добровольно выплатить требуемую сумму или восстановить авто собственными силами, то нужно составить письменное соглашение в 2-х экземплярах с детальным описанием сроков и условий выплаты компенсации.

Нарушение условий или сроков договора со стороны виновника будет являться поводом для передачи дела в суд. Но в любом случае достижение соглашения будет лучшим способом решения проблемы по сравнению с судебным разбирательством, так как судебная тяжба и взыскание долга по судебному постановлению может занять слишком долгое время, в течение которого истец будет вынужден обходиться без машины. Минусом соглашения является то, что затраты на проведение экспертизы в таком случае не возмещаются виновником ДТП или возмещаются частично.

5. В пятых, если виновник происшествия избегает встречи с пострадавшим или отказывается добровольно оплатить ремонт машины, то нужно отправить ему по почте досудебную претензию с указанием суммы причинённого ущерба и требованием добровольной выплаты компенсации. В сумму ущерба можно включить стоимость ремонта машины, затраты на экспертизу, эвакуацию и стоянку повреждённой машины, моральный ущерб.

Видео: Отказ в страховой выплате ОСАГО и КАСКО. Что законно, а что нет?

К письму надо приложить копии:

  • постановления о правонарушении и справки о ДТП, полученных в ГИБДД;
  • акта технической экспертизы;
  • уведомления о проведении экспертизы;
  • договора купли или регистрационного свидетельства, подтверждающего право собственности на повреждённый автомобиль;
  • платёжных квитанций о вынужденных расходах понесённых потерпевшим в связи с попаданием в ДТП.

Таким образом, зачинщик происшествия должен получить весь комплект документов, подготовленный пострадавшим для передачи в суд. Претензию, направляемую в адрес виновника, нужно исполнить в 2-х экземплярах, один из которых остаётся у пострадавшего и добавляется к пакету документов, подготовленных для подачи искового заявления в суд.

Через несколько дней после отправки претензии заказным письмом адресату следует забрать на почте уведомление о его вручении, которое будет свидетельствовать о том, что истцом была предпринята попытка урегулировать вопрос досудебным порядком. Это является необходимым этапом в процедуре судебного разбирательства.

Подавать иск в суд на виновника происшествия следует с истечением десятидневного срока после получения уведомления о вручении ему досудебной претензии, если он в течение этого срока не принял решение о добровольной выплате компенсации и не известил об этом потерпевшего. Судебный процесс по делу о ДТП может продлиться от месяца до трёх и более.

В случае если водитель, не имеющий полиса ОСАГО, попал в ДТП в качестве невиновного участника движения, то он имеет право на получение страховой компенсации от страховой компании виновника аварии, однако ему придётся выплатить штраф в сумме 800 рублей за вождение автомобиля без страховки гражданской ответственности автовладельца.

Личный опыт: как потерпевшему в ДТП получить компенсацию, если нет страховки

Автор статьи Элина Чупрова из подмосковного Орехово-Зуева стала пострадавшей в ДТП. У неё не было полиса ОСАГО, но страховая компания виновника аварии всё равно выплатила компенсацию. Элина рассказала, как получила выплату, а юрист пояснил, почему страховка всё равно нужна автовладельцам.

Как произошло ДТП

У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года. Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила. У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.

Что зафиксировала ДПС

Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.

Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.

Читайте также  Ответственность водителя при ДТП на автомобиле работодателя

Автоинспекторы могут выписать постановление об обоюдной вине участников ДТП. Это проще, чем разбираться в происшествии, особенно мелком. В итоге пострадавшим в аварии придётся платить за ремонт из своего кармана. Пересмотра решения можно добиться на разборе в ГАИ, но это займёт лишнее время.

Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.

Отсутствие ОСАГО у потерпевшего в аварии — не повод отказывать ему в компенсации ущерба. Такой позиции придерживается Верховный суд.

Как прошёл разбор ДТП

Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.

Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.

Как прошла экспертиза в страховой компании

Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:

  • все документы, связанные с ДТП: постановление, определение, протокол;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС);
  • водительское удостоверение.

В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.

Как я получила деньги вместо ремонта

Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.

Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.

Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.

Следует ли из данного случая, что ОСАГО можно не оформлять?

ведущий юрист Европейской Юридической Службы

ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.

Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным. При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину. Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.

Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО

Федеральный закон «Об ОСАГО» как раз нацелен на то, чтобы потерпевший мог получить компенсацию до 400 тысяч ₽ без дополнительных финансовых и временных затрат. Он обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность. За отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф в размере 800 ₽.

Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки. Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам. Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.

Оформите ОСАГО, чтобы ни о чём не беспокоиться

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Читайте также  Как оформляется ДТП без пострадавших

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.

Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.

В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.

Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?

Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.

Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.

Как подать в суд на виновника ДТП

В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.

Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.

До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:

  1. Известить виновника ДТП о времени и месте проведения оценки и пригласить его на осмотр машины у оценщика. Это нужно, чтобы виновник потом не заявил в суде, что не согласен с оценкой, что ему не сказали, когда ее проводят, и не дали возможности ее оспорить.
  2. Отправить виновнику досудебное уведомление с копиями всех документов и требованием добровольно возместить ущерб.

При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.

Поскольку сумма ущерба в вашем случае более 50 000 Р , вам следует обратиться в районный суд по месту жительства виновника.

За рассмотрение таких дел взимается госпошлина. У вас сумма иска будет больше 200 000 Р , но меньше миллиона. Госпошлина составит 5200 Р плюс 1% от суммы превышения 200 000 Р : (465 000 Р − 200 000 Р ) × 1% + 5200 Р = 7850 Р .

Если бы сумма была меньше 50 000 Р , дело рассматривал бы мировой судья.

В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.

Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.

После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.

Попал в ДТП: что делать в 2021 году

В данном материале разберем:

Что считается ДТП

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, ДТП — это событие, которое возникло при движении автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если машина съехала с дороги и столкнулась с деревом или забором, повреждено имущество или груз — это тоже ДТП. Если водитель сбил животное, например, лося, — это ДТП.

Наезд на домашнее животное тоже считается ДТП. Суды признают, что виновник должен компенсировать владельцу животного его стоимость, а в случае оставления места ДТП даже могут лишить его прав (Постановление ВС РФ N 29-АД17-2).

Читайте также  Что делать при ДТП по новым правилам

Как действовать сразу после ДТП

По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество

Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть

Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:

  • положение автомобилей по отношению друг к другу;
  • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
  • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.);
  • повреждения транспортных средств.

    Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.

    С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.

    Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».

    Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).

    Если в ДТП погибли или ранены люди

    Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

    В экстренных случаях нужно:

    • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
    • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

    Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

    • положение автомобилей по отношению друг к другу;
    • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
    • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

    Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

    Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

    Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС

    Инспектор ДПС оформляет:

    • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
    • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
    • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
    • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
    • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

    Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

    • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
    • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

    Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

    • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
    • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

    Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

    Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

    Как оформить ДТП по европротоколу

    С 2021 года европротокол можно оформить:

    • в традиционном бумажном виде (заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию),
    • электронно — через приложение «Помощник ОСАГО».

    Заполнение извещения о ДТП

    Лимит выплаты от страховой при оформлении бумажного европротокола — 100 тысяч рублей.

    Оформить европротокол можно, если:

    1. Ущерб причинен только автомобилям, имущество третьих лиц не пострадало.
    2. В ДТП участвуют только 2 транспортных средства.
    3. У всех участников ДТП есть ОСАГО.
    4. У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств

    Обстоятельства ДТП нужно зафиксировать в извещении о ДТП (СКАЧАТЬ). Бланк заполняется в двух экземплярах. Каждый водитель в течение 5 рабочих дней со дня ДТП должен направить извещение в свою страховую компанию.

    Владельцы транспортных средств без письменного согласия страховщиков не должны ремонтировать автомобили до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

    Оформление ДТП через «Помощник ОСАГО»

    Оформить ДТП онлайн можно, если:

    1. Ущерб причинен только имуществу, погибших и пострадавших нет.
    2. В ДТП участвуют только 2 транспортных средства.
    3. У обоих участников есть полисы ОСАГО.
    4. У водителей есть аккаунты на Госуслугах, хотя бы у одного из них установлено приложение «Помощник ОСАГО».

    Оформить аварию через «Помощник ОСАГО» можно даже если у водителей есть разногласия по обстоятельствам произошедшего.

    Если у водителей есть разногласия, повреждения авто обязательно нужно зафиксировать на фото. Если разногласий нет, фото прикладывать не обязательно, но тогда уменьшается лимит выплаты от страховой.

    Лимиты при оформлении ДТП через приложение:

    • Если водители не имеют разногласий и сделали фото с места аварии, лимит выплаты — 400 тысяч рублей.
    • Если разногласий и фотографий нет — 100 тысяч рублей.
    • Если есть разногласия, фото делать обязательно. Лимит выплаты — 100 тысяч рублей.

    После аварии водители должны нарисовать от руки схему ДТП и заполнить электронное извещение. Приложение проверит наличие ОСАГО и отправить данные о ДТП в базу Российского союза автостраховщиков. Водителям придут смс о том, что документы приняты. После этого можно разъезжаться.

    Оформить ДТП с помощью приложения нужно не позднее, чем через 60 минут с момента ДТП (п.4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии).

    Подробно о том, как пользоваться приложением «Помощник ОСАГО».

    Когда можно не оформлять документы о ДТП

    Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.

    Что запрещено делать после ДТП

    Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.

    За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.

    Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.

    Когда обращаться в страховую компанию

    После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.

    В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:

    1. В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
    2. В ДТП пострадало 2 или более транспортных средств, ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

    Не пропустите новые полезные публикации

    Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

    Отлично!

    Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: