ДТП с летальным исходом наказание

Что грозит за ДТП со смертельным исходом

Какое наказание грозит водителю за ДТП с летальным исходом

От чего зависит наказание и как можно смягчить приговор

О дним из самых тяжелых и неприятных последствий в ДТП является смерть человека. Что может произойти в таком случае? Ситуации могут быть разными, поскольку необходимо учитывать все обстоятельства произошедшего. Грозит ли виновнику аварии тюремный срок? Если нет, то какие последствия могут наступить?

От каких факторов зависит наказание

Нет никаких сомнений, что в случае смерти участника происшествия виновное лицо понесет заслуженное наказание. Исключение может быть лишь в том случае, если погиб сам виновник.

Данная ситуация регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации, если быть конкретнее, статьей 264 УК РФ. Конкретный вид наказания виновному лицу может определить только суд. При этом обязательно будет учитываться вся ситуация в целом, причины действий виновного лица, и его отношение к произошедшему.

Также решающее значение будут иметь все действия виновного лица, начиная с самого момента происшествия и до вынесения судебного решения. Например, если лицо активно сотрудничало со следствием, признало свою вину, раскаялось, оказывало помощь близким погибшего, то это однозначно будет являться смягчающим обстоятельством. Бывают и такие случаи, что уголовная ответственность не наступает вообще. Такое возможно в случае, если стороны пришли к примирению. Рассмотрим ситуацию более подробно.

Наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ

Какое наказание может последовать согласно ст. 264 Уголовного кодекса:

  • в случае гибели 1 человека – принудительные работы либо заключение под стражу на срок до 5 лет;
  • в случае, если авария наступила, когда виновное лицо находилось в состоянии алкогольного опьянения – заключение под стражу до 7 лет;
  • если управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения выявлено не в первый раз – лишение водительских прав, штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей, принудительные работы либо обязательные работы;
  • если в аварии погибло более двух человек – заключение под стражу на срок до 9 лет.

Минимальное наказание будет следующим:

  • если водитель был пьян – от 2 лет заключения под стражу;
  • если погибло несколько людей – от 4 лет заключения под стражу.

Когда в процессе судебного разбирательства будет установлено, что виновник имел умысел, применяется другая статья – 105 УК РФ. Она предусматривает наказание за умышленное убийство одного или более лиц. В данном случае автомобиль будет являться орудием убийства. В таком случае предусмотрено более суровое наказание – до 15 лет заключения под стражу.

От чего зависит тяжесть наказания?

Как правило, это зависит от следующих обстоятельств:

  • Состояние автомобиля в момент происшествия;
  • Информация о том, как часто лицо ранее нарушало ПДД;
  • Есть ли у виновника право на управление автомобилем;
  • Возраст виновника аварии.

Также к отягощающим обстоятельствам относится превышение разрешённой скорости, неоказание помощи лицу, пострадавшему в аварии, а также, если водитель скрылся с места аварии.

Действующее законодательство предусматривает уголовное наказание только в случае смертельного исхода в результате аварии, либо если в ПДД были получены травмы, несовместимые с жизнью. Также случаются ситуации, когда смерть наступает не сразу, а через определённый период времени.

При этом может быть и так, что в ходе осмотра не было обнаружено каких-либо серьезных повреждений. В таком случае обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, в которой выясняется, есть ли причинно-следственная связь между аварией и наступившей смертью лица.

Может выясниться, что смерть наступила в результате продолжительной болезни или в результате непредвиденных обстоятельств, например, случился сердечный приступ.

Также в рамках судебного разбирательства устанавливается скорость автомобиля, которым управлял виновник (очень важно, имело ли место превышение скорости или нарушение скоростного режима отсутствовало).

Если скорость была в рамках допустимых норм, суд назначает проведение дополнительной экспертизы. В результате нее устанавливается, какие действия предпринял водитель, мог ли он предотвратить аварию, пытался ли он это сделать.

Если будет установлено, что водитель не имел возможности предотвратить аварию, его действия не могут быть квалифицированы по ст. 264 УК РФ

Смягчение приговора

Если у вас есть опытный адвокат, в совершенстве знающий своё дело, наверняка он поможет вам обеспечить ряд смягчающих обстоятельств. К ним можно отнести:

⁃ Нахождение на иждивении виновного лица несовершеннолетних или недееспособных лиц;

⁃ Плохая освещенность, неблагоприятные погодные условия, плохое состояние дорожного покрытия;

⁃ Виновное лицо предприняло все возможные действия для спасения жизни погибшего;

⁃ Ранее виновник аварии не участвовал в ДТП, либо повреждения в ДТП были незначительные;

⁃ Активное содействие следствию при проведении расследования ДТП;

⁃ Компенсация причинённого ущерба близким и родным погибшего, всевозможная помощь по собственной инициативе;

⁃ Если виновником аварии является беременная женщина, она также может рассчитывать на смягчение наказания.

Каким образом изменится наказание, если виновным лицом будет пострадавший? Разумеется, это в корне меняет дело. Большое значение для определения наказания имеют действия погибшего, например, если последний был пьян и выбежал на дорогу, или пешеход спокойно переходил дорогу в положенном месте – совершенно разные случаи, и наказание также будет отличаться.

Примирение с потерпевшей стороной

Данный вариант предусмотрен ст.76 уголовного кодекса. В ней указано, что виновник аварии и потерпевшая сторона (например, близкие родственники погибшего) могут прийти к примирению. Данный факт обязательно фиксируется судом, кроме того, в решении также указываются все смягчающие обстоятельства.

Факт примирения сторон должен быть обязательно зафиксирован в решении суда, помимо этого, в решении обязательно должны быть отражены все смягчающие обстоятельства по данному делу. Сам процесс примирения выглядит следующим образом: потерпевшая сторона заявляет в судебном разбирательстве ходатайство о прекращении производства по делу в связи с примирением сторон. После поступления такого ходатайства суд имеет право прекратить производство по делу, но не обязан это делать, и, если считает нужным, продолжает проводить разбирательство.

Суд может уточнять обстоятельства произошедшего ДТП, требовать имеющиеся доказательства по данному делу, уточнять, с чем связано примирение сторон, с целью исключения оказания давления на потерпевшую сторону. Производство по делу закончится только в том случае, если суд достоверно установит, что виновник аварии действительно нашел способ примирения с пострадавшим стороной. Возможно, что он произвёл выплату компенсации морального вреда, так называемого ущерба, причинённого близким родственникам погибшего и действительно урегулировал данный вопрос.

Только после того как суд убедится в достоверности всей информации, представленной сторонами, дело действительно может быть закрыто и виновнику не будет грозить уголовная ответственность в виде тюремного заключения. Размер компенсации ничем не регламентирован и устанавливается исключительно по договорённости сторон, суд не может вмешиваться в данную договорённость и регулировать размер выплачиваемой компенсации.

В завершении темы также хотелось бы добавить, что совершенно неважно, воспользовалась ли потерпевшая сторона возможностью получения компенсации в рамках примирение сторон или нет, у потерпевшей стороны однозначно есть право на получение суммы денежной компенсации по ОСАГО. На текущий момент данная сумма составляет 500.000 руб. в случае причинения вреда жизни или здоровью, и 400.000 руб. в случае причинения вреда только имуществу.

В рамках данной статьи мы рассмотрели все основные вопросы, которые возникают в случае аварии со смертельным исходом. Мы подробно разобрали все виды наказаний, которые неизбежно последуют в случае смерти участника аварии, рассмотрели случаи, когда стороны могут примириться. Тем не менее, хотелось бы добавить, что водителю всегда необходимо быть предельно внимательным и осторожным, поскольку от его действий может зависеть чья-то жизнь.

Видео

В случае смерти двух и более лиц в ДТП пьяный водитель теперь может лишиться свободы на срок до 15 лет

30 мая Госдума приняла в третьем чтении закон (проект № 685843-7), усиливающий уголовную ответственность за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного и более лиц нетрезвым водителем.

Так, ст. 263 УК дополняется двумя новыми частями. Согласно одной из них в случае совершения водителем в состоянии опьянения ДТП, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, к нему будет применено наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет (сейчас – до 3 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишения свободы на срок от 3 до 7 лет (сейчас до 4 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Также указывается, что в случае совершения ДТП в состоянии опьянения, которое повлекло по неосторожности смерть человека, водитель будет наказан лишением свободы на срок от 5 до 12 лет (сейчас – от 2 до 7). За ДТП, которое повлекло смерть двух и более лиц, предусматривается лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (сейчас – от 4 до 9).

Согласно другой новой части ст. 263 УК нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, будет наказываться штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

В качестве другого возможного наказания предусматриваются ограничение свободы на срок до 4 лет либо принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Также предусматривается наказание в виде ареста на срок до полугода либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Читайте также  Наезд на препятствие оформление ДТП каско

Корреспондирующие поправки внесены в ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» УК РФ.

Необходимость таких изменений авторы поправок обосновали тем, что в 2018 г. по вине пьяных водителей погибло 4 645 человек, еще 22 360 граждан получили травмы. Указывается, что анализ статистических данных также свидетельствует и о том, что значительное количество лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности за ДТП в состоянии опьянения, вновь садятся нетрезвыми за руль. Так, по данным Судебного департамента при ВС, по ст. 264.1 УК за это в первом полугодии 2018 г. осуждено более 31 тыс. человек.

Кроме того, отмечается, что за 2017 г. и первое полугодие 2018 г. в среднем 15% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК приговаривались к наказанию ниже нижнего порога санкции, а более 62% осужденным по ч. 6 ст. 264 УК назначается наказание ниже низшего предела санкции или минимально возможного.

«Приведенные данные свидетельствуют о том, что закон не ориентирует водителей транспортных средств, а также правоприменительные органы на реальный уровень общественной опасности обозначенных преступлений, что негативно отражается на степени превентивного воздействия уголовного закона и способствует росту количества ДТП в состоянии опьянения и уровню смертности в результате их совершения», – подчеркивается в пояснительной записке.

В комментарии «АГ» адвокат АП Владимирской области Максим Никонов указал, что принятый закон является ошибочным. «Первое: повышение размера санкций – это покушение на цель с негодными средствами. Сами авторы поправок признают, что и при весьма суровой действующей редакции “пьяных” частей ст. 264 УК суды часто назначают наказание в виде лишения свободы условно или ниже низшего. Следовательно, мягкость назначаемого наказания – это вопрос правоприменения, а не формулировок закона. При этом ошибочно было бы полагать, что суды назначают такое наказание, симпатизируя нетрезвым водителям. Правоприменители просто понимают наказуемость деяний из ст. 264 УК РФ в системе – относительно наказуемости более тяжких и менее тяжких преступлений», – отметил адвокат.

Максим Никонов указал, что не может быть так, чтобы санкции за неосторожное преступление и за умышленное при сходных последствиях были бы в целом сопоставимы по уровню репрессивности. Однако, подчеркнул он, новеллы порождают именно такой эффект: за убийство одного человека (умышленное преступление) – санкция от 6 до 15 лет лишения свободы, а за «пьяное» ДТП с одним погибшим по предлагаемой редакции ч. 4 ст. 264 УК РФ (неосторожное преступление) – от 5 до 12 лет лишения свободы.

«Еще один юридический нонсенс – чтобы два неосторожных преступления, сходных по последствиям, имели бы радикально отличающиеся санкции. Однако по ч. 6 ст. 264 УК РФ “проектное” наказание несоразмерно выше (от 8 до 15 лет лишения свободы), чем в действующей редакции ч. 3 ст. 109 УК РФ (до 4 лет лишения свободы) – за причинение смерти по неосторожности двум и более лицам, в том числе в состоянии алкогольного опьянения, которое может являться отягчающим обстоятельством», – привел пример адвокат.

Он указал, что нельзя «выдрать» из УК РФ одну статью или часть статьи, поменять в ней санкции и не учитывать составы, которые в «пирамиде преступлений» находятся ниже этого состава (т.е. более легкие), выше него (т.е. более тяжкие) либо на том же уровне тяжести. «Таким образом, разбалансирование УК РФ по санкциям разных составов – второе основание для вывода о том, что принятые поправки скорее напоминают очередную кампанейщину, нежели взвешенный подход к реформированию уголовного права», – резюмировал Максим Никонов.

Адвокат АП г. Москвы Александр Леманн отметил, что усиление ответственности и наказания за ДТП с тяжкими последствиями имеет смысл, если эффективно работает система по профилактике и предотвращению таких преступлений. «У нас, к сожалению, такая работа практически не ведется. Кроме того, нужно обратить внимание на необратимость наказания, так как с этим тоже есть проблемы», – считает адвокат. Он добавил, что у общества сформировалось устойчивое недоверие к полиции, медицинским экспертам, а также имеются серьезные вопросы по качеству расследования дорожных происшествий с участием так называемых «непростых» водителей – чиновников, судей, силовиков, бизнесменов, т.е. людей, наделенных либо властными полномочиями, либо имеющих неограниченные финансовые возможности.

«Нередко мы видим, что такие водители, уходят от ответственности за совершенное ДТП. Достаточно вспомнить дело “пьяного мальчика”, когда шестилетнего ребенка эксперты признали нетрезвым, только дикая абсурдность и широкий общественный резонанс на всю страну привели к тому, что экспертиза была пересмотрена, а эксперт привлечен к уголовной ответственности. Если бы на месте мальчика был взрослый, никто бы даже на это внимания не обратил. И таких случаев, к сожалению, очень много, – указал Александр Леманн. – Я убежден, что усиление наказания было бы правильным решением только после существенного улучшения качества работы подразделений внутренних дел по оформлению и расследованию ДТП».

Наказание за ДТП с летальным исходом

Наказание виновнику дорожно-транспортного происшествия (ДТП), в результате которого погибли люди, предусматривает специализированная статья 264 «Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Меру пресечения выбирает суд, принимая во внимание все особенности конкретного дела. Включая отягчающие и смягчающие обстоятельства. Избежать наказания можно только при гибели самого виновника. Или в случае его примирения с близкими родственниками погибшего.

Виноват или нет

Наказание виновника ДТП, в ходе которого погиб один или более человек, последует после того, как проведенное расследование докажет, что смерть стала результатом именно столкновения, а не трагического стечения обстоятельств (например, смерть от сердечного приступа).

  1. Если водитель не превышал разрешенную на данном участке скорость, с помощью автотехнической экспертизы выясняется: имел ли он техническую возможность предотвратить аварию. Если нет, то водитель не подлежит уголовной ответственности по ст.264 УК РФ, и наказывается как нарушитель ст.10.1 Правил дорожного движения (ПДД РФ), поскольку в любом случае должен был «принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки».
  2. Уголовная ответственность по ст.264 УК РФ наступает, если водитель объективно мог заметить опасность, имел техническую возможность избежать аварии, именно действия водителя повлекли наступившие последствия.
  3. Если суд установит, что летальные последствия наступили не только вследствие нарушения подсудимым ПДД РФ, но и из-за несоблюдения потерпевшим правил (не был пристегнут ремнями безопасности, ехал на мотоцикле без мотошлема и т.д.), это может учитываться судом как смягчающее обстоятельство. За исключением моментов, когда водитель не исполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (п.2.1.2 ПДД РФ).

Варианты трактовки вины

Если же будет доказано, что у виновника аварии были умышленные намерения причинить вред жертве, то смерть квалифицируется как убийство, совершенное при помощи автомобиля. Наказание предусматривается по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности (минимально по ст.105 УК РФ — от 6 до 15 лет тюрьмы).

Однако, чаще гибель людей в ДТП квалифицируют как лишение жизни по неосторожности, когда обвиняемый имел возможность предвидеть последствия, но по преступному легкомыслию или небрежности не предпринял действий, способных предотвратить трагедию. Или предпринял, но недостаточные.

Наказание по статье 264 УК РФ

Наказания за ДТП со смертельным исходом предусматривает ст. 264 УК РФ о нарушении ПДД РФ и эксплуатации транспортных средств (ТС).

1. Если виновный был в состоянии опьянения — он лишается возможности получить условный срок и подлежит более суровому наказанию.

2. Если погиб один человек, виновник наказывается согласно ст.264 п.3 УК РФ:

  • принудительными работами до 4-х лет;
  • либо лишением свободы до 5-и лет;
  • либо лишением свободы от 2-х до 7 лет, если нарушитель находился в состоянии опьянения (ст. 264 п.4 УК РФ).

3. Если в аварии погибли два и более человека (ст.264 п.5 УК РФ)

  • принудительными работами до 5 лет;
  • либо лишением свободы до 7 лет;
  • лишением свободы от 4-х до 9 лет, если виновник аварии был пьян (ст.264 п.6 УК РФ).

4. Во всех случаях виновник смертельной аварии наряду с основным получает дополнительное наказание в виде лишения водительских прав (ВУ) на срок от 6 месяцев до 3-х лет (обозначено в тексте УК РФ формулировкой «лишение права заниматься определенной деятельностью», подробнее в ст. 47 УК РФ).

5. Если обвиняемый был пьян в момент аварии, и до этого уже подвергался административному наказанию или даже был судим за управление автомобилем в пьяном виде, в качестве дополнительного наказания, помимо лишения ВУ на срок до 3-х лет, предусматривается (ст.264.1 УК РФ):

  • штраф 200-300 тысяч рублей (или в размере дохода осужденного за 1-2 года);
  • либо обязательные работы до 480 часов;
  • либо принудительные работы до 2-х лет;
  • либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Если подсудимый полностью признал вину, и разбирательство проходит в особом порядке, т.е. по упрощенной процедуре без вызова свидетелей, назначенное судом наказание не превышает двух третей от максимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ.

Смягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства определяются ст.61 УК РФ

  • беременность;
  • наличие малолетних детей;
  • несовершеннолетие виновного;
  • совершение нарушения в первый раз;
  • положительный водительский стаж;
  • явка с повинной, активное содействие расследованию преступления;
  • оказание медицинской помощи пострадавшему на месте аварии, добровольное возмещение причиненных имущественного ущерба и морального вреда, другие действия по заглаживанию вреда, причиненного потерпевшему.

ВАЖНО! Если сам виновник ДТП погиб, то уголовное дело закрывается по ст. 24 п.4 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ, вследствие гибели виновника.

Примирение с потерпевшей стороной

Если суд сочтет, что совершенное преступление относится к категории небольшой или средней степени тяжести, а виновник совершил такое впервые, то появляется шанс, согласно ст. 76 УК РФ, на примирение с потерпевшей стороной.

Читайте также  Извлечение пострадавшего из автомобиля при ДТП

Погибшему возместить уже ничего не получится. Потерпевшую сторону будут представлять близкие родственники погибшего, опекуны и т.д. Если потерпевшая сторона подаст ходатайство о прекращении дела в связи с примирением, в этом случае возбужденное дело прекращается.

Однако, закрытие уголовного дела за примирением сторон (ст.25 УПК РФ) — право, а не обязанность суда. Суд должен всесторонне изучить

  • общественную опасность содеянного;
  • сведения о личности виновника;
  • оказывалось ли давление на потерпевшего;
  • что было предпринято подсудимым, чтобы загладить причиненный вред и т.д. (п.16 действующей редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9.12.2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением ПДД и эксплуатации ТС, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»)

НА ЗАМЕТКУ! Полезно помнить о выплатах по ОСАГО, которые семья потерпевшего получит гарантировано, без каких-либо жестов доброй воли со стороны виновника аварии.

Согласно ст. 7 действующей редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик по полису ОСАГО максимально выплачивает потерпевшим в качестве компенсации причиненного вреда:

  • здоровью или жизни каждого потерпевшего — 500000 рублей;
  • имуществу каждого потерпевшего, 400000 рублей.

Нельзя садиться за руль в состоянии опьянения. Даже если случится непоправимое, и водитель станет виновником смерти другого человека, у него есть шанс не сесть в тюрьму. В обратном случае, избежать тюремного заключения минимум на два года не удастся. Даже при наличии целого списка смягчающих обстоятельств.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

По количеству ДТП со смертельным исходом Россия занимает первое место в Европе. Ежегодно от аварий на дорогах погибает от 25 до 30 тысяч человек. Это происходит по разным причинам, в том числе, и потому что не все водители понимают, что автомобиль относится к объекту повышенной опасности. Пешеходы не всегда осознают, что дорога относится к тому месту, где при неосторожности могут произойти непредсказуемые последствия.

Действия в процессе ДТП со смертельным исходом

В первую очередь, если произошло дорожно-транспортное происшествие и имеются потерпевшие, следует вызвать скорую помощь, включить аварийную сигнализацию. Если водитель транспортного средства жив и может передвигаться, то он должен помочь другим пострадавшим. Сразу после этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и записать данные свидетелей. Ни в коем случае нельзя перемещать предметы, имеющие отношения к аварии.

Если не соблюсти эти нормы, то ответственность водителя будет совершенно иной.

Это уже будет не ДТП со смертельным исходом, а преступное бездействие участника происшествия. Именно по этой причине категорически запрещено покидать место аварии, даже если пострадавшие отсутствуют. При оставлении места происшествия водитель автомобиля может быть привлечён к административной ответственности в виде штрафа, ареста или лишения прав. Если же водитель покинул место транспортного происшествия, в котором есть пострадавшие и погибшие, то после этого его будут уже разыскивать, как нарушившего закон преступника. Уголовное дело будет рассматривать в суде, а наказание виновнику ДТП со смертельным исходом грозит уже более строгое.

Ответственность за совершение ДТП со смертельным исходом

Установление причинно-следственной связи

Уголовная ответственность при дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смертельный исход, возможна в том случае, если пострадавший получил тяжкие или средней тяжести травмы, после чего сразу или через определённый промежуток времени лишился жизни.

Сразу же на месте ДТП невозможно правильно установить наличие тяжести травм или причину смерти. У некоторых пострадавших при первоначальном обследовании может быть выявлено нормальное состояние здоровья, но через несколько дней им становится хуже, после чего наступает смерть.

В некоторых случаях может произойти обратное. Человек погибает во время ДТП, но в процессе проведения экспертизы выясняется, что смерть произошла не от травм, а от инфаркта, который зафиксирован несколькими минутами ранее. В этом случае эксперты устанавливают причинно-следственную связь между случившимся ДТП и смертью человека. В результате действие виновника аварии могут быть переквалифицированы на менее тяжкие, так как вина в смерти человека будет не доказана.

Варианты наказания при совершении ДТП с летальным исходом

Статья 264 УК РФ с 2016 года устанавливает конкретные виды санкций за совершение аварии, повлекшей смертельный исход. Для этого суд должен установить наличие причинно-следственной связи между произошедшим ДТП и смертью потерпевшего.

При принятии решения во внимание принимаются все существующие отягощающие и смягчающие обстоятельства.

При смерти одного человека, виновный в этом водитель транспортного средства может получить принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет. В качестве дополнительной меры наказания будет лишение водительских прав на трёхлетний срок. В случае нахождения в этом случае водителя в нетрезвом состоянии срок лишения свободы увеличивается до семи лет, а права отбираются на этот же срок.

При гибели двоих и более человек в результате ДТП суд вправе применять такой вид наказания, как принудительные работы сроком до 5 лет или лишение свободы. Прав в этом случае лишают также на трёхлетний срок. Если при таких же обстоятельствах водитель был в нетрезвом состоянии, то срок принудительных работ остаётся на том же уровне, а срок лишения свободы увеличивается на два года (до 9 лет). Права в этом случае также изымаются на три года.

Санкция этой статьи предусматривает максимальные сроки наказания, превысить которые суд при вынесении решения не имеет права. Нижнего предела наказания за ДТП со смертельным исходом статья не устанавливает, что даёт возможность опытному адвокату, который будет представлять интересы виновной стороны, максимально использовать смягчающие обстоятельства, указанные в статье 264 УК РФ. Наличие у виновного малолетних детей, совершение преступления впервые, беременность, оказание первой помощи погибшему позволит юристу разработать такую стратегию защиты, которая позволит получить ему минимальное наказание.

В каком случае можно полностью избежать наказания?

Виновник аварии может полностью избежать наказания в нескольких случаях:

  • если сам виновник аварии умер после ДТП;
  • если удастся договориться с семьёй погибшего в аварии человека о компенсации ущерба и достигнут примирения сторон.

Для того чтобы добиться положительного результата при ДТП со смертельным исходом, следует обратиться за помощью к профессиональному юристу сервиса Правовед.ru, имеющего опыт разрешения таких споров. Получить консультацию можно по телефону либо задав вопросы в электронной форме, размещённой на сайте.

Водитель совершил наезд на пешехода насмерть – какая статья УК РФ и последствия?

  1. За сбитого насмерть пешехода водителю может грозить от ничего до 15 лет лишения свободы.
  2. В ДТП со смертельным исходом КоАП РФ не работает (по части наказания за причинение смерти), а грозит только уголовное наказание.
  3. При этом, за пьяную аварию сроки существенно увеличиваются.
  4. Но даже если водитель не виноват в ДТП, родственники погибшего пешехода всё равно вправе рассчитывать на возмещение вреда – так работает законодательство 2021 года.

Ответственность за сбитого насмерть на дороге пешехода наступает в том числе и вне зависимости от вины водителя. А при её наличии автолюбителя в 2021 году могут ждать наказания как по КоАП РФ, так и по уголовному кодексу. Обо всех статьях законов за наезд на человека на пешеходном переходе и переходящего дорогу в неположенном месте, в том числе если водитель был пьяный, скрылся с места происшествия, совершил наезд на велосипедиста, а также ударил 2 и более лиц, рассказываем в статье ниже.

Что делать в первую очередь?

Порядок действий регулирует раздел 2 ПДД, и вам следует выполнить следующие обязанности в хронологическом порядке:

  1. немедленно остановить автомобиль,
  2. включить аварийную сигнализацию,
  3. осмотреть сбитого пешехода и вызвать скорую помощь,
  4. оказать первую помощь; обратите внимание, ПДД обязывают водителя в любом случае это сделать, но ошибка, которая усугубит состояние человека, может грозить вам увеличения срока наказания; сами правила оказания первой помощи, разумеется, выходят за рамки данной статьи, их вы можете прочитать из официального пособия Минздрава РФ,
  5. вызвать сотрудников ГИБДД по универсальным номерам: 102 или 112,
  6. если состояние пешехода требует неотлагательного вмешательства медиков, а самого человека можно перемещать (отсутствуют подозрения на перелом позвоночника и другие состояния), то его следует отправить на попутной или отвезти на своей машине в больницу, а затем вернуться на место ДТП.

Смертельное ДТП с пешеходом – что говорит законодательство?

Законодательную базу можно сгруппировать по 2 основным направлениям регулирования:

  1. правила поведения участников дорожного движения: предписания, запреты и указания,
  2. ответственность за нарушения этих правил: как водителя за сбитого насмерть пешехода при наличии или отсутствии его вины, так и самого пешехода.
Читайте также  Надо ли убирать машину с места ДТП

Итак, первая группа практически исчерпывающе диктуется Правилами дорожного движения. В частности, ключевыми в наиболее распространённых ситуациях смертельных ДТП выступают следующие пункты:

  • общий пункт 1.3 ПДД, обязывающий каждого участника дорожного движения соблюдать правила, относящиеся к ним,
  • пункт 1.5 предписывает во всех случаях действовать на дороге таким образом, чтобы не создавать опасность для движения,
  • «универсальный» пункт 10.1 – именно его приписывают чаще всего водителям, которые не успели остановиться перед пешеходом и сбили его насмерть,
  • 4.1 обязывает пешехода двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, и только в исключительных случаях – по обочинам, надевать светоотражающие жилеты в определённых случаях,
  • 4.3 – переходить дорогу по пешеходному переходу и только в исключительных случаях, вне их,
  • 2.6 обязывает водителя вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП пешеходу.

Чаще всего такие аварии происходит:

  • при неуступлении дороги пешеходу на переходе,
  • на тротуаре, когда автовладелец не справляется с управлением,
  • на проезжей части дороги на трассе в тёмное время суток (часто с участием пьяных пеших участников движения),
  • во дворах и на парковках при движении задни ходом грузовым транспортом,

А вот вторая группа наказаний уже более обширна, и именно о ней мы и поговорим далее.

Что грозит водителю за сбитого пешехода?

Рассмотрим сначала ситуацию, когда вина водителя установлена.

Обратите внимание, что установлена она должна быть сотрудниками ГИБДД, судом или следственными органами – только официальное постановление означает виновность в каком-либо нарушении, но и само это нарушение не всегда является причиной ДТП.

Например, если пешеход перебегал улицу в неположенном месте, и на его со смертельным исходом совершил наезд пьяный водитель, то само состояние опьянения ещё не означает автоматическую вину автолюбителя. По меньшей мере до тех пор, пока экспертиза не установит, к примеру, что будь водитель трезв, то время его реакции позволило бы избежать ДТП или смягчить его последствия (пешеход бы не погиб, а получил тяжкий вред здоровью). В этом случае вина может быть обоюдной либо полностью лечь на сбитого пешехода. Водитель, конечно же, понесёт наказание за пьяное вождение, но смерть пешеходу причинило не это.

Теперь давайте перейдём непосредственно к статьям законодательства, актуального на 2021 год.

Ответственность по КоАП?

Итак, раз уж мы сначала рассматриваем ситуации, когда в наезде на пешехода виноват водитель, то, увы и ах, но по Административному кодексу такое нарушение не квалифицируется. Самая жёсткая статья КоАП России предусмотрена за причинение средней тяжести вреда здоровью – часть 2 статьи 12.24. А за лёгкий наезд назначается часть 1 этой нормы.

В целом же, при сбитом насмерть пешеходе или причинении вреда его здоровью (или других людей) водителю грозит как бы двойная ответственность:

  • непосредственно за нарушение ПДД (но не за все нарушения есть наказания – например, за нарушение пункта 10.1 нет, а за выезд на встречку – лишение прав),
  • за причинение вреда здоровью или смерть человека – уже как результат ДТП.

Уголовная ответственность

Именно УК РФ ждёт водителя, если будет доказана его (обоюдная с пешеходом) вина в причинении смерти человеку.

Есть в кодексе специальная статья 264, отвечающая за наказания за нарушения Правил дорожного движения или других нормативных актов, следствием чего стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другим лицам.

В общих случаях, когда водитель сбил пешехода насмерть, ему грозит ответственность по части 3 этой статьи, которая предусматривает следующие наказания:

  • принудительные работы на срок до 4 лет,
  • лишение свободы до 5 лет.

Обратите внимание, что, согласно судебной практике 2021 года, такие смягчающие обстоятельства, как признание вины, оказание помощи ближайшим родственникам сбитого насмерть пешехода, помощь в погребении и другие являются основанием для назначения условного наказания.

Сколько дадут, если водитель был пьяный?

Ещё раз напомним, опьянение само по себе не может являться причиной ДТП – речь идёт о нарушении пункта ПДД, а опьянение как отягчающий фактор. Например, водитель не выбрал нужную скорость движения с учётом погодных условий (на дороге был гололёд) и нарушил пункт 10.1 Правил, не успев остановиться перед пешеходным переходом, будучи пьяным – что привело его к нижеследующему наказанию.

Часть 4 статьи 264 УК РФ предусматривает специальную норму ответственности по отношению к части 3, рассмотренной выше, которая грозит пьяному водителю, сбившему насмерть человека при наличии вины в нарушении ПДД:

За пьяное ДТП с наездом на пешехода, в результате которого последний погиб, автолюбителю грозит лишение свободы сроком от 5 до 12 лет. И здесь уже очень редко приходится говорить об условном наказании. Обратите внимание, что по новому закону скрытие с места происшествия с недавних пор приравняли к состоянию опьянения.

Если сбили двух пешеходов и более насмерть

В этом случае наказания более жёсткие, чем за наезд на одного пешехода со смертельным исходом и предусматриваются частью 5 статьи 264:

  • принудительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 7 лет.

Принудительные работы – это непосредственно привлечение осужденного к отработке в специальных учреждениях, установленных судами.

А если водитель был пьян или скрылся с места ДТП, сбив насмерть 2 человек, то в этом случае уже будут грозить самые жёсткие меры – суд даст лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Велосипедист – тоже пешеход?

В контексте причинения вреда здоровью да. По сути, уголовное законодательство вообще не различает при определении ответственности при наезде на человека, пешеход это или велосипедист. Те же наказания, к слову, будут грозить и в результате ДТП только автомобилей, где по вине одного из водителей (или обоих) погибли пассажиры или невиновный водитель.

Поэтому за сбитого насмерть человека на велосипеде ответственность ровно та же, что и за пешехода.

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Если водитель не виноват?

Итак, второй случай в обсуждаемой нами ситуации – это когда вина полностью легла на пешехода. И да, даже если тот умер в результате этого, виновность автоматически не переходит на других людей – законодательство так не работает.

Таким образом, водителю может ничего не грозить в плане уголовной и даже административной ответственности. Но есть одно «но»!

Теперь плохие новости: даже при отсутствии вины в ДТП водитель автомобиля будет нести ответственность при причинении вреда пешеходу как владелец источника повышенной опасности. То есть страховка ОСАГО при наличии оплатит расходы на погребение и выплату родственникам сбитого насмерть пешехода.

Увы, но таков закон! Статья 1079 Гражданского кодекса указывает, что вне зависимости от виновности водитель возмещает вред, причинённый его машиной. Да, даже если он ничего не нарушал.

То есть возмещение вреда у обеих сторон будет выглядеть следующим образом:

  1. ОСАГО водителя (или он сам, если страховки на автомобиль нет) выплачивает в пределах лимита 500 000 рублей выплату ближайшим родственникам сбитого пешехода,
  2. наследники последнего выплачивают имущественный ущерб за повреждённый при этом автомобиль, а также за вред здоровью водителю, если он был причинён.

Обратите внимание, как работает эта статья, согласно судебной практике 2021 года, с велосипедами:

  • автомобиль является источником повышенной опасности (ИПО) к велосипеду и пешеходам (в том числе на обычных или электросамокатах, гироскутерах и прочем оборудовании),
  • велосипед является ИПО по отношению к пешеходу.

То есть если велосипедист допускает наезд на пешехода по вине последнего, то владелец двухколёсного несёт также ответственность.

Какие права у пешехода?

Разумеется, сбитый человек при наличии вины водителя имеет полное право на возмещение причинённого ему ущерба – причём, как здоровью, так и имуществу (если пострадал телефон, одежда). В нашем случае право требования с водителя при совершённом наезде со смертельным исходом переходит к ближайшим родственникам следующим образом:

  • если на автомобиль была страховка ОСАГО, то родственникам пешеходам дадут 500 тысяч рублей, из которых 25 000 – на погребение,
  • если действующего полиса не было, то вред возмещается с водителя по суду.

Но учтите, что ждать выплату придётся долго – как страховая, так и иные регулирующие возмещение органы выдадут любое решение по делу исключительно после проведения судебно-медицинской экспертизы и суда над виновным водителем, а это может затянуться на год и более.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: