ДТП при отсутствии ОСАГО у потерпевшего

Личный опыт: как потерпевшему в ДТП получить компенсацию, если нет страховки

Автор статьи Элина Чупрова из подмосковного Орехово-Зуева стала пострадавшей в ДТП. У неё не было полиса ОСАГО, но страховая компания виновника аварии всё равно выплатила компенсацию. Элина рассказала, как получила выплату, а юрист пояснил, почему страховка всё равно нужна автовладельцам.

Как произошло ДТП

У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года. Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила. У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.

Что зафиксировала ДПС

Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.

Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.

Автоинспекторы могут выписать постановление об обоюдной вине участников ДТП. Это проще, чем разбираться в происшествии, особенно мелком. В итоге пострадавшим в аварии придётся платить за ремонт из своего кармана. Пересмотра решения можно добиться на разборе в ГАИ, но это займёт лишнее время.

Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.

Отсутствие ОСАГО у потерпевшего в аварии — не повод отказывать ему в компенсации ущерба. Такой позиции придерживается Верховный суд.

Как прошёл разбор ДТП

Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.

Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.

Как прошла экспертиза в страховой компании

Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:

  • все документы, связанные с ДТП: постановление, определение, протокол;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС);
  • водительское удостоверение.

В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.

Как я получила деньги вместо ремонта

Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.

Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.

Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.

Следует ли из данного случая, что ОСАГО можно не оформлять?

ведущий юрист Европейской Юридической Службы

ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.

Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным. При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину. Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.

Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО

Федеральный закон «Об ОСАГО» как раз нацелен на то, чтобы потерпевший мог получить компенсацию до 400 тысяч ₽ без дополнительных финансовых и временных затрат. Он обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность. За отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф в размере 800 ₽.

Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки. Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам. Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.

Оформите ОСАГО, чтобы ни о чём не беспокоиться

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

Читайте также  Выплачивается ли страховка виновнику ДТП

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО?

Я сдал машину такси в прокат, и водитель попал на ней в ДТП: в мою машину врезался другой автомобиль. Виновником признали водителя того автомобиля, но у него не оказалось полиса ОСАГО.

Оценщик определил мой ущерб в 465 000 Р с учетом износа. Я отправил виновнику досудебную претензию с копиями всех документов и потребовал возместить ущерб в течение 15 дней, оплатить 1700 Р в сутки за простой машины, а также расходы на эксперта и эвакуатор. Но это не помогло: водитель на контакт не идет. До этого он не приезжал на независимую экспертизу, не забрал телеграмму с уведомлением. Видимо, такая же ситуация с претензией.

В базе данных судебных приставов я нашел 49 исполнительных производств в отношении виновника на сумму около 30 000 Р — в основном это неоплаченные штрафы за нарушения ПДД с 2018 года. Предполагаю, что водитель — злостный нарушитель. Банковских карт и счетов у него, видимо, нет, иначе приставы заблокировали бы их и списали штрафы. Но, кажется, у этого человека есть машина, ведь штрафы за нарушения продолжают ему приходить. Другого имущества, возможно, нет.

Я планирую подать в суд и думаю, что мой иск удовлетворят. Но как мне взыскать деньги? Какая управа есть на виновника ДТП, если у него не было полиса ОСАГО и, скорее всего, нет имущества?

Валерий, вы правы: ущерб в вашей ситуации взыскивают только через суд. Даже если виновник ДТП не придет в суд, решение могут вынести заочно. Дело передадут судебным приставам, и они будут решать, как именно взыскать долг.

Читайте также  Что грозит виновнику ДТП со смертельным исходом

Несмотря на то что у приставов довольно широкие полномочия, получить деньги, скорее всего, будет непросто. Расскажу подробнее об этой схеме и дам советы, как действовать, чтобы ускорить дело.

Как подать в суд на виновника ДТП

В России ОСАГО обязательно. Водитель, который сел за руль, должен заранее застраховать свою ответственность. Если такой водитель попадет в ДТП, страховая компания заплатит до 400 000 Р за вред имуществу и до 500 000 Р за вред здоровью пострадавших.

Но есть водители, которые нарушают закон и ездят без ОСАГО. Если такой водитель устроил ДТП, обращаться в страховую компанию бесполезно: страхового полиса нет. Если бы был ущерб жизни или здоровью, такой ущерб в отсутствие ОСАГО компенсировал бы Российский союз автостраховщиков. Но в вашем случае ущерб только материальный, и взыскать его можно только через суд.

До подачи иска желательно соблюсти такую процедуру:

  1. Известить виновника ДТП о времени и месте проведения оценки и пригласить его на осмотр машины у оценщика. Это нужно, чтобы виновник потом не заявил в суде, что не согласен с оценкой, что ему не сказали, когда ее проводят, и не дали возможности ее оспорить.
  2. Отправить виновнику досудебное уведомление с копиями всех документов и требованием добровольно возместить ущерб.

При этом неважно, получил виновник ДТП бумаги или нет, — в суде будет иметь значение только сам факт отправки. Поэтому и извещение о проведении оценки, и досудебное уведомление лучше отправлять заказными письмами с уведомлением о вручении.

Поскольку сумма ущерба в вашем случае более 50 000 Р , вам следует обратиться в районный суд по месту жительства виновника.

За рассмотрение таких дел взимается госпошлина. У вас сумма иска будет больше 200 000 Р , но меньше миллиона. Госпошлина составит 5200 Р плюс 1% от суммы превышения 200 000 Р : (465 000 Р − 200 000 Р ) × 1% + 5200 Р = 7850 Р .

Если бы сумма была меньше 50 000 Р , дело рассматривал бы мировой судья.

В исковом заявлении можно сразу потребовать наложить арест на имущество виновного и просить взыскать все понесенные расходы: на ремонт, эвакуатор, оценщика, юриста и так далее.

Если ответчик не явится на судебное заседание, скорее всего, суд несколько раз отложит заседание, а потом вынесет заочное решение. У виновника аварии будет право подать апелляционную жалобу. Если он этого не сделает, то через месяц решение вступит в законную силу.

После этого материалы дела передадут судебным приставам. Они и будут заниматься взысканием долга.

У пострадавшей стороны в ДТП нет страховки ОСАГО — кто возместит ущерб?

Главная функция ОСАГО – возмещение убытков, причиненных виновным водителем в случае аварии. Поэтому его наличие, прежде всего, соответствует интересам самих автовладельцев. Однако многие пренебрегают правилами и садятся за руль без страховки. Что делать в ситуации, если при ДТП у потерпевшего нет ОСАГО, можно ли рассчитывать на компенсацию и как действовать, чтобы максимально защитить свои интересы?

Штраф за отсутствие полиса

Независимо от того, какой стороной аварии является водитель без полиса, ему придется нести административную ответственность за несоблюдение ПДД. Это значит, что штрафа за управление машиной без «автогражданки» избежать не удастся.

Можно ли рассчитывать на компенсацию

Если у пострадавшей стороны нет полиса, это не освобождает страховую компанию виновника от обязанности возместить ущерб. Конечно, большинство агентов пытается уйти от данного вида ответственности, мотивируя это тем, что при ДТП нужно обращаться в свою СК. Если у потерпевшего нет страхового соглашения, то и рассчитывать на выплату якобы не стоит.

Подобная позиция незаконна. Водитель, не виновный в происшествии, может подать в суд на компанию, отказавшую в выплате. Согласно обзору юридической практики подобные ходатайства со стороны автовладельцев в большинстве случаев удовлетворяются. Лучше сразу обозначить страховщику свои намерения относительно обращения в высшие инстанции. Скорее всего, он рисковать не будет и произведет необходимые выплаты. В случае проигрыша процесса компании придется не только компенсировать ущерб пострадавшему, но и возместить ему все понесенные судебные издержки.

Таким образом, отсутствие полиса у потерпевшего предполагает меньше неприятностей, чем ситуация, когда виновник ДТП не имеет ОСАГО. В последнем случае получение компенсации становится серьезной проблемой.

Особенности получения выплаты

Если потерпевший не застрахован, ему следует проявлять особенную осторожность, чтобы не оставить страховщику шансов отказать в выплате. Важно учитывать следующие нюансы:

  • стоит подготовиться к проведению независимой экспертизы, так как страховая, скорее всего, умышленно занизит сумму выплаты;
  • нужно сразу получить реквизиты страховщика у виновной стороны, так как именно потерпевшему придется иметь с ним дело;
  • необходимо подготовить все документы для досудебной претензии и судебного разбирательства, так как споров со страховщиком редко удается избежать (для этого сразу на месте происшествия нужно позаботиться о получении копии протокола и справки об автопроисшествии);
  • страховая может не только сразу отказать в выплате, но и умышленно затягивать с ответом для истечения сроков обращения.

Как оформлять происшествие

Главное для потерпевшей стороны в случае ДТП без страховки – доказать свою невиновность.

Для этого следует придерживаться определенного алгоритма действий.

  1. До приезда сотрудников дорожной полиции надо зафиксировать точное расположение транспортных средств. Стоит сделать фото и видеосъемку места аварии, которые будут служить доказательством в случае возникновения споров.
  2. Опросить свидетелей, взять их контакты для связи.
  3. Не перемещать транспортные средства и элементы, образовавшиеся в результате автопроисшествия.
  4. Проверить корректность заполнения протокола сотрудниками дорожной полиции, наличие сведений о ДТП, расположении дорожной инфраструктуры и иных обстоятельствах, которые могут повлиять на принятие решения о виновности в аварии.
  5. Внимательно ознакомиться с протоколом, при несогласии с содержанием обозначить данный факт в документе. Получить его копию.
  6. Собрать доказательства своей невиновности. Наличие видеорегистратора упрощает данную задачу. При его отсутствии следует позаботиться о получении записей с камер видеонаблюдения, установленных в придорожных объектах.

Таким образом, процедура оформления аварии с отсутствием ОСАГО у пострадавшего не имеет принципиальных отличий от стандартного процесса.

Важно! Если участники происшествия не пришли к согласию в вопросе о том, кто виновен в аварии, важно уделить достаточное внимание сбору доказательств, которые смогут подтвердить отсутствие нарушений.

Оформление по Европротоколу

Многие водители предпочитают именно такой вариант оформления автопроисшествия, так как он существенно экономит время – не приходится дожидаться приезда сотрудников дорожной полиции.

Размер компенсации по Европротоколу небольшой, с 2019 года максимальная сумма составляет 100 тыс. рублей.

Обязательные условия для данного варианта оформления происшествия:

  • вред причинен исключительно имуществу (нет пострадавших);
  • число участников аварии не более двух;
  • оба водителя согласны на подобное решение вопроса;
  • у всех участников происшествия имеются действующие ОСАГО.

Именно из-за последнего пункта оформление Европротокола при отсутствии автогражданки у пострадавшего невозможно. Единственный вариант избежать вызова сотрудников Госавтоинспекции (если, например, не хочется платить штраф за управление машиной без ОСАГО) – решить вопрос без составления документов. Если ущерб небольшой и виновник согласен возместить его на месте, можно обойтись без инспекторов и обращения в страховую.

Но здесь также нужно учитывать определенные нюансы:

  • есть риск неправильной оценки степени серьезности повреждений, они могут быть скрытыми и обнаружиться только во время ремонта;
  • у виновника может не оказаться нужной суммы (в этом случае допустимо взять что-то в залог, но это должен быть не паспорт);
  • желательно оформить расписку при любом варианте развития событий (если виновная сторона оплатила ремонт, документ составляет потерпевший, если виновник просит отсрочку, расписку пишет он.

Если у виновника тоже нет полиса

Отсутствие ОСАГО у виновника – это более серьезно, потому что в данном случае потерпевшему некуда обратиться. В подобной ситуации ущерб придется взыскивать с самого водителя. Если он не согласен его выплачивать, придется действовать через суд.

При отсутствии полиса у виновника нужно учитывать следующие особенности ситуации.

  • Необходимо получить все реквизиты водителя, чтобы его поиск в последующем не стал проблемой (стоит узнать не только адрес прописки и/или пребывания, но и место работы).
  • Проведение независимой экспертизы необходимо для определения размеров ущерба (при наличии полиса этим занимается страховщик). О дате предоставления машины на осмотр виновника необходимо предупредить, предварительно направив ему заказное письмо.
  • Вызов сотрудников Госавтоинспекции обязателен, так как важно установить невиновность пострадавшего.
Читайте также  Как описать обстоятельства ДТП пример

Пренебрежение приглашением дорожных инспекторов на место происшествия может привести к серьезным проблемам. Если вина конкретного водителя не будет установлена, ответственность будут нести оба участника аварии пропорционально причиненному вреду.

Важно! В случае успешного завершения процесса виновная сторона не только выплатит компенсацию, но и возместит моральный ущерб, а также покроет все понесенные судебные издержки.

Подводим итоги

Управление машиной без ОСАГО – распространенное административное нарушение. Хотя размер штрафа за него небольшой, в случае ДТП могут возникнуть определенные проблемы.

Если полис отсутствует у потерпевшего, ситуация несложная. Выплату будет производить страховая виновника в стандартном порядке. Но в подобном случае есть свои нюансы.

  • Получение компенсации затруднено тем, что страховщик может отказать ее выплачивать из-за отсутствия полиса либо тянуть с ответом до истечения сроков обращения (это незаконно, но не все водители спешат в суд для защиты собственных прав, чем страховые успешно пользуются).
  • Проведение независимой экспертизы обязательно, так как риск незаконного снижения выплат страховой достаточно велик.
  • Оформление происшествия не имеет принципиальных отличий от ситуации, когда полисы есть у всех водителей.
  • Главная задача при аварии, в которой у потерпевшего нет ОСАГО – сбор доказательств собственной невиновности.
  • Оформление Европротокола невозможно. При взаимном согласии водителей виновник может на месте оплатить ущерб без составления документов.

Таким образом, отсутствие полиса у потерпевшего в аварии не является основанием для отказа ему в выплате компенсации. Она должна переводиться компанией, в которой застрахована машина виновника.

Что делать, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО?

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО» застраховать риск своей гражданской ответственности обязан каждый владелец автомобиля. Иными словами – автомобилист не имеет права выезжать на дорогу без полиса ОСАГО.

Но в жизни бывают разные ситуации: водитель по невнимательности мог пропустить срок окончания действия страховки или забыть ее дома, сесть за руль другого автомобиля, где оформлена ограниченная страховка. И очень неприятным окажется тот факт, когда в случае ДТП вы окажетесь без полиса ОСАГО. Рассмотрим разные версии развития событий, когда у вас как у потерпевшего нет страховки.

Пострадавший участник ДТП без полиса ОСАГО

1. Потерпевший без полиса

Несмотря на то, что у пострадавшего отсутствует полис ОСАГО, он имеет право обратиться за выплатой ущерба в страховую компанию инициатора ДТП.

Однако потерпевшему будет выписан штраф в размере 800 рублей – по части 2 статьи 12.37 (КоАП РФ) за управление автомобилем без страховки.

2. Страховка оформлена, но при себе отсутствует

На оформление ДТП это никак не повлияет и выплатой ущерба займётся страховая организация виновника. У инспекторов ГИБДД, вызванных на место аварии, есть доступ к общей базе страхователей, где они легко смогут получить данные вашего полиса для составления протокола.

Вы можете избежать штрафа в 500 рублей (часть 1 статьи 12.37 КоАП РФ), если кто-то из близких привезет вам страховку на место ДТП до приезда экипажа ГИБДД.

3. Пострадавший не вписан в полис ОСАГО

Как и с ситуацией отсутствия полиса ОСАГО при себе возмещать ущерб будет страховщик второго участника ДТП, а потерпевшему будет выписан штраф в 500 рублей.

Таким образом, в какой из перечисленных ситуаций вы бы не оказались, возмещать причиненный ущерб обязана страховая компания инициатора аварии.

Оба участника ДТП без страховки

В данном случае весь акцент по востребованию компенсации переносится на виновника ДТП, ведь требовать денежные средства на восстановления автомобиля придется именно с него.

Если авария незначительная и водители могут определить повреждения «на глаз» и договориться о сумме выплаты, то, как правило, вопрос решается на месте и не требует присутствия сотрудников ГИБДД. В таком случае потерпевший составляет расписку, в которой указывает причину и сумму получения денежных средств.

Когда вопрос стоит острее и виновник отказывается прийти к соглашению и мирно решить вопрос, то тогда необходимо:

  1. Вызвать инспекторов ГИБДД
  2. Записать данные водителя: ФИО, адрес прописки/ проживания, номер телефона.
  3. Проверить документы о ДТП и убедиться, что инспектор внес факт отсутствия полиса ОСАГО у виновника.
  4. Провести независимую экспертизу и письменно пригласить на ее проведение второго участника ДТП.
  5. Связаться с участником аварии устно или письменно, озвучить сумму ущерба.
  6. Определить сроки и порядок выплаты.

Если добровольно урегулировать конфликт не получится, то на адрес виновника высылается досудебная претензия (бланк). В случае ее игнорирования, потерпевший вправе обратиться суд с исковым заявлением о взыскании ущерба.

Как доказать свою невиновность

Но бывает так, что вина одного из участников аварии кажется не совсем очевидной и если у вас есть сомнения, что именно ваши действия спровоцировали ДТП, то в данной ситуации нужно сохранить самообладание и постараться доказать свою невиновность.

В первые минуты после ДТП действуете так:

  1. Вызовите инспекторов ГИБДД.
  2. Не передвигайте автомобиль и не убирайте с дорожного полотна повреждённые детали.
  3. Воспользуйтесь телефоном, чтобы сделать фотографии и видеозаписи. Они должны отражать не только повреждения автомобиля, но и дорожные знаки, погодные условия.
  4. Если есть видеорегистратор, то сохраните запись.
  5. Максимально детально составьте свою схему ДТП и покажите ее инспекторам.
  6. Привлеките очевидцев и проследите, чтобы их данные занесли в протокол. От пассажиров автомобиля свидетельские показания также принимаются и могут являться единственными в случае, если авария произошла ночью.
  7. Постарайтесь спокойно и корректно общаться с сотрудниками ГИБДД.

В том случае, если вы не согласны с выводами инспекторов и отказываетесь подписывать документы об определении вас как виновника, то дальнейшим рассмотрением дела займется уже районный суд.

Можно ли оформить Европротокол?

Европротокол – это документ, который позволяет оформить ДТП водителям самостоятельно без привлечения сотрудников ГИБДД.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО» оформить его можно только при соблюдении следующих условий:

  1. Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО.
  2. В аварии столкнулись и повреждены только два автомобиля.
  3. В ДТП не пострадали люди.
  4. Стороны обоюдно определили виновника аварии.
  5. Сумма возмещения потерпевшей стороне менее 100 тысяч рублей.

То есть оформить Европротокол, если у потерпевшего нет полиса ОСАГО нельзя, иначе страховая компания виновника признает документ недействительным и откажется возмещать ущерб.

Заключение

Подводя итоги, еще раз акцентируем ваше внимание на том, что попав в ДТП без полиса ОСАГО, пострадавшая сторона вправе получить страховые выплаты от компании виновника, но при этом придется заплатить штраф. И потратить часы на разбирательства обстоятельств ДТП.

Поэтому не стоит подвергать себя неоправданному риску и игнорировать требование об обязательном автостраховании. Будьте внимательны и осторожны. Удачи на дорогах!

Оформите ОСАГО прямо сейчас

Если у вас еще есть вопросы, отправьте заявку и мы вас проконсультируем

Читайте также

Потеря или механическое повреждение любых документов – явление неприятное. Для человека это куча времени за

По данным статистики каждый день на дороги нашей страны выезжает порядка 30 миллионов транспортных средств.

Можно ли ездить без полиса ОСАГО? Большинство водителей знают, что обязаны иметь при себе действующую

Считаете что продлевать полис ОСАГО не нужно, ведь его цена превышает размер штрафа? На самом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: