ДТП на территории предприятия что делать

Как квалифицировать несчастные случаи: отвечает инспектор ГИТ

При разборе несчастных случаев необходимо верно определять квалификацию и отделять ее от причин: основанием могут быть неудовлетворительные действия самого пострадавшего, но единственным квалифицирующим принципом является статья 229.2 ТК РФ. Также от квалификации несчастного случая зависит, будет ли он расследоваться. Существуют ситуации, когда специалистам по охране труда сложно определить, относится ли конкретный несчастный случай к производственному виду, и кто виноват в произошедшем: работник или работодатель? Нередко вину пытаются возложить на первого. Разбираем конкретные примеры, вызывающие наибольшую сложность у специалистов по охране труда, определяем их квалификацию и необходимость проведения расследования.

Травмы, полученные на территории предприятия в нерабочее время

После окончания рабочего времени работник выходил из офиса и упал, сломав руку.

Ситуация будет отнесена к несчастным случаям, если офис принадлежит непосредственно работодателю (как здание), или это территория, которая определяется административно-технической инспекцией (то есть тоже является территорией работодателя). Данная категория несчастных случаев называется пограничной, она однозначно должна расследоваться, а квалификация зависит от того, что в результате расследования будет установлено в ходе оперативных мероприятий, опросов, изучения документов и ситуативного плана.

Организация, осуществляющая деятельность в сфере общепита, имеет свой ресторан. Бухгалтер после рабочего дня зашла в ресторан и, будучи на кухне, получила травму.

Этот случай подлежит расследованию: если бухгалтер прибыла для осуществления функций (инвентаризации или контроля материальных средств), то травма будет отнесена к категории несчастных случаев на рабочем месте. В иных обстоятельствах (если работница, например, пришла поесть) квалификация будет отличаться.

Работник пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения, решил пройти на свое рабочее место через другой цех, где и получил травму.

Расследование должно проводиться. Различные цеха — единая территория работодателя, а 76 ст. ТК РФ обязывает начальника не допускать к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и это ключевой момент. Здесь та категория несчастных случаев, когда отягощающие обстоятельства пытаются приписать пострадавшему, хотя законодательно ответственность не его.

Работник после окончания рабочего дня по территории предприятия следовал домой и получил травму от проезжавшего автомобиля.

Ситуация расследуется и квалифицируется как несчастный случай на производстве. Это не ДТП, а наезд автомобиля на работника, поскольку произошло все на территории предприятия, где машины осуществляют свое передвижение в строгом соответствии со схемой движения и установленными ограничениями в рамках не ПДД, а работы предприятия.

Несколько работников остались после работы, чтобы поиграть в карты. В процессе игры между двумя работниками произошла ссора, и возникла обоюдная драка, в которой оба работника получили травмы.

Случай свидетельствует о неправильной организации труда. Потому что у любых работников есть руководители структурных подразделений, и вторые всегда покидают территорию после того, как сами убедились, что все работники закончили осуществление производственной деятельности, переоделись и убыли за территорию предприятия. При этом есть и нарушения трудовой и производственной дисциплины со стороны работников. Но первичным является не то, что они остались играть в карты, а то, что у них была такая возможность. Поэтому драка расследуется по причине несчастного случая, и в первую очередь будут разбираться в действиях системы управления охраны труда.

Квалификация несчастных случаев, произошедших на рабочем месте и связанных с производственными работами

Работник находился в рабочее время на территории предприятия в местах общего пользования (в коридоре офисного здания) и, поскользнувшись, получил травму.

Здесь один из самых распространенных видов травмирования работника, подлежит расследованию такой случай однозначно. Уже на предварительном этапе понятно, что это относится к разряду несчастных случаев на производстве: работник находился непосредственно при исполнении своих функций и в этот момент получил травму. Несмотря на то, что травмирование произошло не на подведомственной его работодателю территории, это часто распространенная практика, когда у собственника или арендодателя снимают часть помещения. Центральный вопрос заключается в определении лиц, ответственных за допущенные нарушения, если травма связана не с личной неосторожностью работника, а с неправильным уходом (обслуживанием) территории (например, мокрые полы). По документам (договору аренды или субаренды) легко выделить все категории людей, которые должны быть опрошены, и на основании этого принимается решение о причинах несчастного случая и тех, кто ответственен за произошедшее (это могут оказаться сотрудники разных организаций или разные работодатели, что устанавливается индивидуально в процессе расследования).

Работник, страдающий эпилепсией, в результате приступа болезни потерял сознание и упал в неогражденный котлован, получив травму.

Расследование ситуации необходимо: первое — по профессии нужно смотреть, как он был допущен медиками, если страдает эпилепсией, второе ключевое тут — неогражденный котлован. Ни на одном строительном объекте или ином месте ограждения от перепадов по высоте не могут отсутствовать. Работодатель не произвел все меры безопасности, при этом допустил персонал к работе.

Работница учреждения среди ночи была вызвана на работу сотрудниками ЧОП в связи со срабатыванием охранной сигнализации. После выполнения необходимых действий она доставлялась домой машиной ЧОП. Но автомобиль попал в ДТП, в результате которого произошел несчастный случай с работницей учреждения и водителем автомобиля.

Это категория несчастных случаев на производстве, потому что работница не принимает самостоятельное решение, а действует в рамках своего функционала и должностной инструкции (значит срочные вызовы должны быть прописаны). Расследование в данном случае проводится.

Инженер-технолог обнаружил возгорание на складе готовой продукции, организовал вызов пожарных, затем, самостоятельно приступив к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, получил значительные ожоги.

Случай подлежит обязательному расследованию с подключением пожарно-технической экспертизы. И выводы о квалификации и причинах сделать на этапе до проведения расследования нельзя, поскольку нет многих составляющих: обучен ли работник по ТМ пожарно-техническому минимуму? Имеет ли наряд допуска?

Работник в понедельник пришел на работу, а сообщил своему руководителю о том, что он заболел. Через неделю он вышел на работу, сдал руководителю подразделения листок нетрудоспособности с записью о производственной травме. В своем объяснении работник указал, что в пятницу на работе он подвернул ногу, однако никому об этом не сказал, отработал до конца смены. К врачу в этот день не обращался, а обратился в организацию здравоохранения в связи с усилением боли только в субботу, сообщив врачу, что травму получил на работе. Очевидцев травмирования не оказалось, о происшествии работник не сообщил своему руководителю, не рассказал он об этом ни сменщику при передаче смены, ни коллегам по работе, когда переодевался в домашнюю одежду в гардеробной. Однако, в ходе расследования выявился очевидец, который видел, как в пятницу после окончания рабочей смены работник бежал от проходной к остановке транспорта общего пользования, чтобы успеть сесть в автобус и именно в это время подвернул ногу.

Необходим анализ для выяснения истинности ситуации. При опросе пострадавшего обман, если он есть, будет выявлен, но заранее обвинять работника во лжи, опираясь на догадки, нельзя. Часто ухудшение состояния здоровья происходит не сразу. Также нельзя сказать о том, что работник повел себя неподобающе. Достаточно часто персонал молчит из страха, не желая раздражать работодателя или тратить свое и его время на, возможно, незначительное травмирование. Однако, когда человек не говорит о травме, он рискует создать для себя еще более невыгодную ситуацию. Лучше, как и предписано законом, обо всем сообщить работодателю сразу.

Травмы, полученные на территории предприятия в рабочее время, не связанные с выполнением профессиональных функций

Бухгалтер по своей инициативе решила заменить перегоревшую лампочку и при падении получила травму.

Случай неудовлетворительной организации производства работ и отсутствия контроля со стороны работодателя за созданием условий труда для работников. Также здесь может быть ответственность самого бухгалтера за нарушение трудовой и производственной дисциплины, а именно: осуществление действий без согласования с работодателем и выполнение непрофильной работы. Даже при первичном анализе ясно, что это несчастный случай на производстве, который подлежит расследованию.

Молодой рабочий в механической мастерской незаметно для всех изготавливал нож для собственных нужд и получил травму при работе на заточном станке.

Должно проводиться расследование с целью установления квалификации: осуществлял рабочий действия в собственных интересах, а не на благо работодателя, или же по поручению? В первом варианте это несчастный случай, не связанный с производством. Потому что функции по поручению либо по действиям, которые могут принести доход работодателю, он не осуществлял.

Рабочему предприятия было разрешено разрубить и отвезти домой на топливо списанный шкаф. При выполнении этой работы произошла травма.

Если он выполнял эти действия в рабочее время и получил разрешение работодателя, то ситуация квалифицируется как несчастный случай на производстве. Не был проведен инструктаж, не обеспечена безопасность труда, нет инструкций по порядку труда при разрубке шкафа на доски. Работодатель из лучших побуждений сам создал себе проблемы.

Несчастные случаи, произошедшие на корпоративе/в командировке/в обеденное время

Травма на корпоративном мероприятии

Квалификация и дальнейшие действия по расследованию зависят от того, был ли корпоратив добровольным волеизъявлением сотрудников с учетом согласования работодателем или осуществлялся по приказу. Перед началом расследования государственный инспектор выясняет этот момент, если мероприятие проводилось на основании приказа, то это была трудовая функция работника, и в рамках закона — это его использование не по специальности.

Травма во время/по дороге из или в командировку

На весь период осуществления своей деятельности при откомандировании работник находится при исполнении своих трудовых функций. Поэтому любая травма будет относиться к несчастным случаям на рабочем месте.

Травмирование в обеденное время на территории предприятия

С одной стороны, по ТК РФ обеденный перерыв не включен в состав рабочего времени, но с другой, если человек не убывает с территории предприятия, то он остается при исполнении своих обязанностей. Поэтому такие ситуации рекомендуется расследовать, но выводы о квалификации можно делать только на основании проведенного анализа.

Несчастные случаи, которые не нужно расследовать

Как показывает практика и разобранные ранее примеры, расследование нужно проводить почти в 100% случаев за редким исключением, например:

По дороге на работу работник поскользнулся и вывихнул ногу

Данная категория несчастных случаев не попадает под расследование, поскольку обеспечение транспортировки работников к началу и по окончании производства работ не осуществляется силами и средствами работодателя. Если работник добирается на общественном транспорте, собственном авто или пешком, то случай попадает под 227 ст. ТК РФ и определяется как бытовая травма. К этой категории будут отнесены все ситуации, которые связаны с травмированием до прибытия на трудовое место в рабочий или выходной день.

ДТП-на территории предприятия

Произошло ДТП на территории режимного предприятия, участники ДТП 2 автомобиля принадлежащие юридическим лицам, но не предприятию владельцу территории. Как оформить ДТП. Доступ ГИБДД на территорию закрыт, оформление въезда долгая процедура.

На территории режимного предприятия произошло столкновение двух ТС, пострадал человек. Виновник и пострадавший — работники предприятия, оба ТС принадлежат предприятию. Должно ли ГИБДД оформлять этот случай как ДТП или предприятие оформляет только несчастный случай на производстве?

На территории предприятия произошло ДТП с участием моего авто. Приказ на заезд на территорию есть. Охраной труда служебное расследование не проводилось. Гаи не вызывали. Территория частная и охраняемая. Подаю иск на предприятие и на водителя как третье лицо. Оценку ущерба сделала — 49500. нужно ли мне платить госпошлину? Спасибо.

Вопрос №223069 от 25 февраля 2005 г. 08:12

Добрый день. Объясните мне, пожалуйста, что на юридическом языке означает «территория предприятия». У меня возник спор по автогражданке. Машину ударили на территории предприятия машиной этого предприятия. При этом предприятие указывает на то, что данная территория — проезд общего пользования. Фирма-страховщик не возмещает ущерб, а предприятие имеет в доказательство своей позиции ответ на запрос из земельного комитета администрации города, в котором говорится, что четко установить принадлежность этой территории не представляется возможным.

25 февраля 2005 г. 11:57

Светлана. Добрый день!

Не понимаю — какое отношение имеет понятие «территория предприятия», если собственник источника повышенной опасности, виновный в ДТП, установлен?

Какая разница на какой территории произошло ДТП?

Или уточните, или этот факт не может иметь значения.

Добрый день, уточняю: по ОСАГО страховая компания не выплачивает ущерб, если авария произошла на внутренней территории предприятия. Предприятие же страхует свой транспорт именно на тот случай, если он станет виновником аварии (ну водитель, разумеется, не важно). Поэтому страховая фирма стоит на своем, не подкрепляя своей позиции ничем, а предприятие доказывает, что это не их территория.

Закон оговаривает ситуации которые не считаются страховым случаем: если ДТП произошло на территории частного предприятия.

Подскажите пожалуйста, Парковка магазина, ТЦ, ТРк и ТД территория частного предприятия?

ДТП произошло на территории завода пока не оформляли посоветовали выехать за территорию завода. И снова стукнуться, вроде как не оплачивают по ОСАГО на территории завода.

Вопрос: т.е. если есть подзаконные акты, которые регламентируют требования к внутренней территории предприятия (огороженная территория, знаки, шлагбаум при въезде и т.п.) у завода на внутреннюю территорию, то по ОСАГО выплаты не будет? А КАТО ТУДА ОПЛАЧИВАЕТ.

Я работаю в администрации поселения. В прошлом году, на территории поселка, произошло ДТП с участием большегруза, т.е., по верху автодороги походит трубопровод (4 м.)принадлежащий одному предприятию, (земля под трубопроводом отмежевана предприятием), знак «Ограничение высоты» отсутствовал. Автопоезд совершил наезд на препятствие (трубопровод), отпустил воздушные подушки, уехал с места ДТП на территорию предприятия, разгрузился и вернулся обратно, вызвал ГИБДД. На данный момент подал в суд на администрацию и предприятие о возмещении ущерба. Кто тут прав? Разве может администрация вешать знаки на чужую собственность?

На территории внутри предприятия автомобиль повредил конструкцию. Предприятие починит своими силами, но сумму ущерба хочет выставить владельцу авто. ДТП оформлено, но со стороны предприятия не хотят заниматься возмещением через страховку. В силу торговых отношений, предприятие против воли может удержать сумму за ущерб из своего долга перед владельцем авто. Может ли владелец авто возместить по страховому полису ущерб от ДТП себе лично, либо на своё доверенное лицо. Либо это должен быть человек именно со стороны предприятия?!

ДТП произошло на охраняемой территории предприятия. Как я понимаю с марта этого года ДТП на территории предприятия также подпадает под определение страхового случая по ОСАГО. Подскажите пожалуйста обязаны ли сотрудники ГИБДД прибыть на место ДТП и зафиксировать его и что делать если я получил от них отказ? В общем не понятна процедура оформления ДТП на территории предприятия.

Я работаю водителем электрокары на территории машиностроительного завода, электрокары не застрахованы, попал в ДТП по своей вине, страховая фирма истца собирается взыскать ущерб с предприятия, может ли предприятие взыскать ущерб с меня?

Территория предприятия огорожена (забор, шлагбаум, кпп) на территории при уборке снега водитель трактора допустил наезд на пешеход. Какая статья 264 или 118 ук рф? И является ли это ДТП?

Произошло ДТП на территории предприятия с участием транспортного средства.

Совершили ДТП на территории предприятия, мед.освидетельствование показала алкогольное опьянение.

Мой муж совершил ДТП на производственной территории и был признан виновным на разборе. Погрузчик, на котором он работает не имеет страховки и принадлежит предприятию. Предупреждающих знаков о том, что на территории есть опасность нет. Обязан ли муж возмещать ущерб потерпевшему или это обязано сделать предприятие? Легковая машина, на которую был совершен наезд к предприятию никакого отношения не имеет. Спасибо.

Наступит ли страховой случай при ДТП на ограниченной территории предприятия?

ДТП на территории предприятия. Машины-собственность этого предприятия. Какие действия должны быть приняты? Страховка КАСКО. Подведомственно ли ДТП сотрудникам ГИБДД, Является ли страховым случаем? Спасибо.

На территории нашего предприятия произошло ДТП. Наш водитель на служебной машине, двигаясь задним ходом, повредил частную машину, стоявшую на территории. Руководство вовремя не поставили в известность, расследования не было. Доступ на территорию посторонним был запрещен. Водители сначала обоюдно договорились о возмещении ущерба, но спустя время наш водитель отказался возмещать ущерб, а пострадавший подал на него в суд. Сейчас суд вызывает наше предприятие в качестве соответчика. Вопрос: как нам быть в такой ситуации?

Если ДТП произошло на территории двора предприятия (столкнулись два авто принадлежащие работникам этого предприятия) считается ли это страховым случаем по ОСАГО?

Произошло ДТП с участием погрузчика и пешехода на территории предприятия. Нужно ли вызывать ГИБДД?

Поясните ситуацию: ДТП произошло на территории предприятия, внутри здания, т.е не на дороге. Каким образом решается этот вопрос — через ГБДД или администрацию предприятия?

Я производил буксировку автомобиля на гибкой сцепке на территории предприятия, в результате заноса буксируемый автомобиль/задний/совершил наезд на препятствие и получил сильные повреждения. На рассмотрение ДТП вызова сотрудников ГИБДД не последовало, т.к.происшествие было совершено на территории предприятия. В результате руководство предприятия обвинило меня в совершении данного ДТП, по причине того что я находился за рулем переднего автомобиля и обязало возместить ущерб.

Причинили материальный ущерб на территории предприятия. На припаркованный автомобиль, совершил наезд автопогрузчик предприятия. Является ли это ДТП. Полицию не вызывали, как можно написать заявление на возмещение ущерба?

ДТП произошло на территории завода пока не оформляли посоветовали выехать за территорию завода. И снова стукнуться, вроде как не оплачивают по ОСАГО.

1. на территории завода или предприятий по ОСАГО производят выплату пострадавшему в ДТП,

2. и на всякий случай тоже но с каско и по подробней пожалуйста со ст. закона, чтоб в страховой можно было по закону объяснить.

Совершено мелкое ДТП (наезд на припаркованный автомобиль), ущерб незначительный. Виновник ждет владельца пострадавшей машины около 2 часов, а его все нет. Дольше ждать нет возможности. Вызывать ГИБДД бесполезно, так как ДТП совершено на территории закрытого предприятия. Узнать владельца машины у окружающих рабочих не представляется возможным (очень уж крупное предприятие, расположено в пригороде). Что нужно делать виновнику, чтобы его потом не обвинили в оставлении места ДТП?

Ситуация такая, попал в ДТП на служебной машине, (на скользкой дороге на подъеме на территории предприятия) отказали тормоза пробил ограждение, перевернулся, машина восстановлению не подлежит. Других участников ДТП нет. работодатель не заключил со мной трудовой договор, прошла комиссия и предприятие предъявило ему претензию за поврежденное ограждение в размере 170000. предлагают мне оплатить пополам, если откажусь подаст иск по полной (стоимость машины, ограждения и всех издержек)

ДТП на территории предприятия грузовой авто сдавал задним ходом и наехал на легковой обе машины на балансе предприятия. Обязаны ли ГИБДД выехать для оформления? Ущерб более 50 т р Сказали рисуйте и сами приезжайте.

Моя машина стояла на территории предприятия, где я работаю, водитель «Газели» совершая маневр задним ходом, совершил наезд на мою машину, в результате требуется большой ремонт. Я сразу составил акт о ДТП, с тремя подписями свидетелей, сфотографировал место ДТП, повреждений машины. Виновник написал расписку о возмещении затрат на ремонт машины с указаниями как произошел наезд, описание повреждений, полное признание своей вины. Вопрос, если виновный откажется возмещать ущерб, что мне нужно предпринять в данном случае. Машина застрахована. Но страховое агентство сказало, что на территории предприятия страховка не действует, но мне ведь нанесен ущерб. ГАИ при вызове сказало, что мы на охраняемую территорию не выезжаем. На предприятии где я работаю, есть ответственный за безопасность движения. Он присутствовал при составлении акта и написании расписки. Кстати эту расписку и добровольное возмещение ущерба предложил мне сам виновник ДТП. А сейчас он (виновный) пытается повернуть это дело так, что возмещать ущерб он не будет. С Уважением Виктор.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

За ДТП на служебном авто отвечает организация

Автомобиль — это источник повышенной опасности. Его эксплуатация связана с определенными рисками и особой ответственностью. Так, в случае ДТП с организации — владельца служебного автомобиля могут взыскать вред, причиненный третьим лицам.

Кто в ответе за автомобиль

Общее правило — вред имуществу, жизни и здоровью полностью возмещает тот, кто его причинил . Если удастся доказать отсутствие вины, возмещать ничего не придется .

В некоторых случаях вред приходится возмещать невиновным лицам . Один из таких случаев — причинение вреда автомобилем или другим источником повышенной опасности. Например, организация, которой принадлежит автомобиль, обязана возместить вред, причиненный им в ДТП. Ответственности можно избежать, если организация докажет, что:

1) причиной вреда стала:

— непреодолимая сила (например, ураганный ветер вынес автомобиль на встречную полосу) ;

— умысел потерпевшего (например, ДТП произошло при попытке пешехода совершить суицид);

2) автомобиль выбыл из ее обладания в результате противоправных действий других лиц (проще говоря, его угнали).

НА ЗАМЕТКУ
Работник организации может причинить третьим лицам вред при исполнении трудовых обязанностей, но не в связи с использованием источника повышенной опасности. Так, маляр может красить здании и случайно забрызгать припаркованный рядом автомобиль. Организация-наниматель не будет отвечать за вред, если докажет, что работник не виноват . Например, владелец автомобиля заехал на парковку, несмотря на ограждение и информационные таблички о покраске.

За вред, причиненный автомобилем, отвечает его владелец . Это не только собственник, но и тот, кто владеет автомобилем на законном основании (т.е. предусмотренном законодательством или договором) , а именно:

— на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— на праве аренды;

— по доверенности и т.д.

Обратите внимание!
Если автомобиль арендуется с водителем (экипажем), то ущерб возместит арендодатель . Арендатор же ответит за причиненный автомобилем вред в случае аренды без экипажа (т.е. когда за рулем будет работник арендатора) .

Какой вред придется возместить организации

1. Суммы, выплаченные страховыми компаниями потерпевшим в ДТП (по автогражданке (комплексному страхованию), каско).

Организация — владелец транспортного средства должна страховать свою гражданскую ответственность за вред, причиненный им юридическим и физическим лицам .

Страховая компания (в том числе Белорусское бюро по транспортному страхованию) впоследствии может взыскать с владельца автомобиля выплаченные пострадавшему страховые суммы . Но это происходит только в определенных случаях. Так, право требования (суброгация) возникает в пределах выплаченных сумм к организации, ответственной за вред при ДТП, когда ее водитель :

— причинил вред умышленно (кроме случаев крайней необходимости или необходимой обороны);

— был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

— отказался от медосвидетельствования;

— употребил алкоголь или наркотики после ДТП;

— не имел права на управление;

— оставил место ДТП и т.д.

Автомобиль предприятия попал в ДТП и причинил вред другому транспортному средству. Виновным признан водитель предприятия, который покинул место ДТП.

Страховое общество просило суд взыскать с предприятия выплаченное страховое возмещение по автогражданке, проценты за пользование чужими денежными средствами и почтовые расходы.

Доводы предприятия о завышенном размере стоимости ремонта и неверном перерасчете размера вреда суд признал несостоятельными. С 01.01.2016 услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей не требуют обязательного подтверждения соответствия. Нельзя отказать в доплате страхового возмещения, если потерпевший не представит этот сертификат.

Аналогичная ситуация складывается, когда в ДТП попадает автомобиль организации без автогражданки. С пострадавшим рассчитается Белорусское бюро по транспортному страхованию. Впоследствии оно может потребовать, чтобы организация компенсировала выплаченное .

Организация не застраховала свой автомобиль по автогражданке. Водителя организации, совершившего ДТП, признали виновным.

Обратите внимание!
Страховщик может требовать от организации:
1) уплатить проценты на сумму страхового возмещения;
2) возместить расходы на определение размера вреда и оформление документов .

Если у виновника ДТП — автогражданка, а у потерпевшего есть автокаско, он вправе выбрать, куда обратиться за страховым возмещением: к страховщику по автокаско или к страховщику виновника .

Страховщик по автокаско истребует выплаченные суммы у страховщика по автогражданке . Страховщик по автогражданке может перечислить не всю сумму. Это объясняется разным подходом к определению размера ущерба по названным видам страхования. Так, из ущерба по автогражданке вычитается стоимость обновления (с учетом износа) .

В судебной практике встречаются дела, когда страховщик по автокаско пытался взыскать разницу с владельца автомобиля. Практика экономических судов по таким делам не единообразная. Полагаем, что взыскиваться должны фактические расходы за вычетом износа заменяемых частей и деталей. В случае когда по автокаско возмещение выплачивалось без учета износа, страховщик не вправе требовать разницу с лица, ответственного за убытки. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые представители экономических судов.

2. Ущерб, превышающий лимит ответственности

Страховка ответственности позволяет возместить вред, причиненный при ДТП чужому имуществу, а также вред жизни или здоровью граждан . Однако страховая организация действует в пределах установленного лимита — 10 000 евро .

Вред, причиненный личности или имуществу, возмещается в полном объеме. Поэтому организация отвечает за причиненный ее автомобилем вред, когда лимит ответственности превышается .

В ДТП с участием автомобилей, принадлежавших ОАО «Г» и предприятию «А», был виновен водитель ОАО «Г».

Ремонт автомобиля предприятия «А» потребовал 11 млн бел. руб. По страховке оно получило 3,85 млн бел. руб. В связи с этим предприятие «А» просило суд взыскать разницу с ОАО «Г».

3. Ущерб, причиненный не в результате страхового случая

Страховые компании такой ущерб не возмещают. Но пострадавшая сторона вправе потребовать этого от владельца автомобиля. Например, страховым случаем не считается ДТП, не зарегистрированное в ГАИ (если не заполнялись бланки извещения о ДТП) .

4. Моральный вред

Наряду с имущественным вредом, вредом жизни и здоровью, владелец автомобиля обязан возмещать и моральный вред . Под таким вредом понимают страдания человека, связанные с физической болью (травмы) или эмоциональными переживаниями (боль от потери близкого человека) .

Обратите внимание!
Моральный вред, упущенная выгода и вред, причиненный собственному имуществу, за счет автогражданки не компенсируются .

Размер данной компенсации не зависит от размера имущественного вреда . Моральный вред компенсируется в денежной форме. При этом в ситуации, когда речь идет о вреде жизни или здоровью, компенсация не зависит от вины причинителя вреда .

Работник М. в качестве пассажира ехал в командировку на автомобиле. Автомобиль по договору ссуды с водителем В. находился во владении и пользовании ООО «А». М. сидел на пассажирском сидении и результате ДТП получил тяжкие телесные повреждения.

М. просил взыскать с ООО «А» компенсацию морального вреда. ООО «А» полагало, что не обязано возмещать вред. Владельцем источника повышенной опасности был В.

5. Суммы, выплаченные пострадавшим в ДТП, в связи с несчастным случаем на производстве

Если в ДТП пострадали люди, которые в рабочее время выполняли трудовые обязанности, то это несчастный случай на производстве. Пострадавшему выплатят страховое обеспечение. В дальнейшем Белгосстрах имеет право требования в пределах выплаченной суммы к организации или физлицу, ответственным за вред жизни или здоровью. Исключение составляет случай, когда за вред отвечает работодатель пострадавшего . Автогражданка может покрыть часть этих выплат в пределах лимита .

В несчастном случае на производстве (ДТП) с И. виновным признан водитель предприятия.

6. Упущенная выгода

Помимо реального ущерба, лицо, которому причинен вред, вправе взыскать упущенную выгоду (неполученные доходы) . На практике сделать это проблематично: пострадавшая сторона должна доказать размер доходов, которые не получила.

Истец требовал взыскать с ответчика упущенную выгоду. Причиной требования стал простой автомобиля, поврежденного в результате ДТП по вине работника ответчика.

Истец не смог доказать достоверность (реальность) доходов, которые мог получить, работая в обычных условиях. Факт, что он принял конкретные меры для получения упущенной выгоды, истец тоже не подтвердил. Какие это были меры — не конкретизировал.

Что может предпринять организация

1. Дополнительно застраховать ответственность на случай недостаточности страхового возмещения по автогражданке. Плата за страховку будет выше, но зато сможет полностью возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу .

2. Участвовать при рассмотрении дела ГАИ, чтобы защитить свои интересы. В судебном разбирательстве в деле о возмещении ущерба в результате ДТП на служебном автомобиле организация будет ответчиком.

— вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;

— не владела в момент ДТП автомобилем по причине противоправных действий других лиц. Правда, судебная практика свидетельствует, что этот факт устанавливается только по приговору суда, после того как владелец автомобиля обратится в правоохранительные органы (см. например, постановление апелляционной инстанции хозяйственного суда Гомельской области от 21.02.2011 по делу N 1144-4/2010-27А).

Организация ссылалась на то, что ДТП произошло в воскресенье, в выходной день. Виновный в ДТП водитель организации в этот день свои служебные обязанности не исполнял. На линию он не выходил, путевого листа не имел. Водителю на основании приказа разрешалось ставить автомобиль по месту жительства в нерабочее время. Однако им запрещалось пользоваться без путевого листа, в выходные и праздничные дни, а также в нерабочее время.

4. Просить уменьшить сумму морального вреда. Он компенсируется и при отсутствии вины, когда дело касается жизни и здоровья пострадавших в ДТП .

В результате ДТП погибла мать истицы. В действиях водителя автобуса не было состава преступления, он технически не мог избежать наезда на пешехода. Владелец автобуса — ОАО.

5. Предъявить регрессное требование к водителю. Организация, которая возместила третьим лицам причиненный работником вред, вправе выставить обратное (регрессное) требование в размере возмещения .

Если размер ущерба не превышает трех среднемесячных зарплат, сумму ущерба можно удержать из заработка работника . Если возместить ущерб таким способом не получается или величина вреда выходит за предельные размеры, можно подать иск в суд.

ДТП произошло по вине водителя предприятия. Суд взыскал с предприятия компенсацию морального вреда в пользу потерпевших и родственников погибших.

Повредили припаркованный автомобиль: порядок действий.

Повредили машину на парковке: что делать?

Повреждение автомобиля на парковке – ситуация очень распространенная для тех, кто оставляет свой автомобиль во дворе без ограничения к нему доступа. Повреждения могут носить как незначительный характер, так и быть очень значительными для бюджета собственника автомобиля.

В любом случае злоумышленник, нанесший ущерб имуществу, должен отвечать по всей строгости закона, вот только как заставить компетентные органы его найти?

Куда обращаться, если автомобиль поврежден на парковке (автостоянке)?

В любом случае звонить нужно в полицию через единый номер 112, все звонки на который регистрируются и хранятся долгое время, либо же по номеру 102 (с мобильного).

  • При явных признаках ДТП придется ждать инспекторов ГИБДД для оформления происшествия. Это могут быть явные следы контакта с другим авто – удар при движении задним ходом, столкновение по касательной при движении и т.д.
  • Если налицо признаки умышленного повреждения имущества – на место происшествия выедет опергруппа или же участковый. Примеры такого вреда – разбитые стекла, поцарапанный автомобиль, проколотые шины и т.д.

Вот с первого звонка и начинается самое интересное – ни ГИБДД, ни полиция не горят желанием брать на себя потенциальный «висяк». Желание тем быстрее улетучивается, чем меньше шансов на раскрытие происшествия по горячим следам: например, когда во дворе нет камер, а специфика повреждений не оставляет шансов даже на малейшую зацепку.

ГИБДД очень любят приводить цитату в виде определения терминов «ДТП» и «Дорога», мягко намекая, что ДТП признается лишь происшествие на дороге, а в определении термина «дорога» парковка не упоминается.

Вот только полицейские подчас забывают, что в ПДД есть и определение «парковки», а там уже более чем понятно указано, что парковка является неотъемлемой частью дороги. Так что это стоит запомнить и при попытках ГИБДД скинуть свои обязанности на «коллег» — процитировать приведенный ниже фрагмент ПДД.

Участковый же ценою пары часов времени готов уговаривать и брать измором, вынуждая не подавать заявление, «потому что без шансов». Не стоит поддаваться на такие уговоры: это работа полиции и ее должны выполнить, приняв меры к выявлению злоумышленника.

Можно ли получить страховку за поврежденную на парковке (автостоянке) машину?

  • В рамках КАСКО компенсация возможна, но только если по договору застрахован риск любого ущерба без узкой конкретизации. В каждом случае нужно внимательно изучать договор и условия страхования.
  • По ОСАГО получить возмещение будет возможно лишь после выявления виновника ДТП. Если он скрылся с места происшествия, а найти его не смогли – получить компенсацию даже в рамках прямого возмещения убытков и обращения «в свою» компанию не получится.

При не установлении лица, нанесшего ущерб машин, рассчитывать можно лишь на возмещение вреда в рамках КАСКО. Взыскать же ущерб с виновника можно лишь в случае его установления и последующего подтверждения виновности в рамках административного или уголовного дела.

В каком случае наступает уголовная ответственность?

За умышленное повреждение чужого имущества есть и уголовная ответственность – она предусмотрена ст. 167 УК РФ. Для привлечения к уголовной ответственности по ней, необходимо соблюсти два обязательных условия:
• Ущерб не должен быть менее 5000 рублей;
• Ущерб должен быть значительным для потерпевшего.

Значительность определяется индивидуально с учетом материального положения и характера причиненного вреда.

Например, явно будет значительным ущерб в виде 4 проколотых колес на автомобиле у многодетного главы семейства с небольшой зарплатой. А вот поврежденное боковое зеркало на иномарке у бизнесмена с официальным доходом в несколько сотен тысяч рублей ежемесячно придется очень сильно постараться признать для него «значительным ущербом».

Сам себе полицейский: суровые реалии

Полиция, конечно же, «должна и обязана», но в данном случае никто, кроме вас, реально не заинтересован в скорейшей поимке злоумышленника. Участковый с большой долей вероятности даже толком не знает ваш район, а то и вовсе тут «на подмене».

Вы так же можете себе немного помочь, отработав следующее:
• Вы знаете двор лучше участкового, особенно если там живете долгое время. Опросите соседей, ведь наверняка есть «ночные неспящие», которые все видят;
• Где находятся явные и скрытые камеры – вы так же можете знать и контактировать с жильцами;
• Многие камеры смотрят на парковку из-за окон квартир, не привлекая внимание снаружи – присмотритесь или поспрашивайте соседей;
• Постарайтесь вспомнить, может кто-то из соседей хвалился или делился тем, что поставил камеру или кто-то радовался помощи соседа, делившегося кадрами с «наблюдения».

Полученную информацию используйте с умом – сперва просмотрите все сами, а потом уже информируйте полицию, если там есть что-то значимое.

По правилам УПК РФ, полицейские должны оформить изъятие доказательства непосредственно в месте его нахождения, поэтому еще одной проблемой будет договориться с владельцем системы видеонаблюдения.

Однако если видеозапись попадает в полицию уже через третьи руки, то полицейские могут ее использовать лишь для сведения и для «оперативной работы», не оформляя их в качестве доказательств. Все зависит от компетентности и добросовестности работающего на вашей территории участкового полиции.

В заключение

Увы, многие ДТП на стоянке или же случаи умышленного повреждения имущества так и остаются безнаказанными. Владельцы авто опускают руки после многочисленных отказов и отписок, тем самым «прощая» лицо, причинившее вред.

Если вы столкнулись с такой ситуацией – обратитесь за консультацией ко мне и вместе мы сможем работать правоохранительные органы с полной отдачей. Другие интересные статьи читайте в блоге адвоката. Удачи!

Share the post «Повредили припаркованный автомобиль: порядок действий.»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: